Работа учителя по проблемам экологии в школе
Оценка 5

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Оценка 5
Научные работы
doc
обществознание +1
Взрослым
29.04.2019
Работа учителя по проблемам экологии в школе
В публикации представлено Вашему вниманию введение в дипломную работу на тему "Работа учителя по проблемам экологии в школе при изучении курса «Обществознание»". В данном материале отражена актуальность темы, основные цели и задачи работы. Приведен список использованной литературы. Материал может быть использован при подготовке выпускных работ, рефератов, докладов на соответствующую тему. А так же при подготовке уроков обществознания. Материал можно применить при подготовке интегрированных уроков по обществознание и биологии или географии. Так как в работе поднята экологическая проблема.
Забайкальский Государственный гумманитарно - копия.doc
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования Забайкальский  государственный  гуманитарно­педагогический  университет им.   Н.Г.Чернышевского. Исторический факультет. Кафедра отечественной истории Работа учителя по проблемам экологии в школе при изучении курса «Обществознание» Выпускная квалификационная работа Специальность (направление):032600История.                                                                                  Исполнитель: Похилько О.В.                                                                        Студентка 5 курса ОЗО   Допущена к защите                                                  Научный руководитель:             «  » 2007 год                                                              ст. преподаватель кафедры     зав.кафедрой                                                         отечественной истории                                                                     Серебренникова Л.Д.                                                  Чита,2007 Содержание Введение………………………………………........................................................с.3   Экологические   Глава   1  современного  человека………………………………………………………………   неотъемлемая     образования   знания     часть    §1.   Место и  значение  экологии  в  жизни  общества ………….……………..с.8  §2. Экология  в  системе  школьного  образования…………………………....с.16   формирования   экологических   Глава  2 Методика   «Обществознание»…………………………………………………………….….. §1.  Экологический  блок  знаний  в  альтернативных    методических    комплексах по  курсу  обществознание  в  8­9  классах…….с.20   знаний     курсе   в    §2.Формирование  экологических  знаний  на  уроках       обществознание  в  8­ 9 классах  при  изучении  курса  «Введение   в  обществознание»………….с.28   Заключение…………………………………………………………………..……с.45 Библиография…………………………………………………………………….с.47                                                                                                                                                         2 Введение                      Мир, в котором мы живем, становится   сложным и противоречивым. Изменяются   социально­экономические   и   социально–политические     системы, приобретают   новые   изменения   наука,   культура,   техника.   Характерное   для человеческой   цивилизации   быстрое   усложнение   целей, средств   и   условий деятельности     делают     необходимым     наращивание     усилий     людей     по формированию   динамичного   целостного   основания   для   решения   сложных проблем, для  выработки  новых  смыслов  жизнедеятельности.    Сегодня, когда решается  задача  возвращения  ученика  в  культуру, безусловно,  имеется   в виду  развитие  у  него  способностей  к  научному  и  моральному  познанию многоликого     мира.     Воспитание     целостного     человека,   познающего     и понимающего  быстрое  течение  мира  предполагает  создание  таких  условий образования     и     воспитания,   которые     вынуждают     учащихся     не     только определять     свои     предпочтения     между     альтернативными     действиями     и поступками , но  и  выбирать  такие ,  которые , возможно,  будучи  наиболее привлекательными   для  него , вступают  в  противоречие  с  ними .В  настоящее   и время     социологические     обществознании     активизируются     в   междисциплинарные     разностороннего   и разноаспектного   рассмотрения   современного   общества, для   осуществления   исследования     более     для     многофункционального обучения. «Обществознание»   на   базе   общих   знаний школьных предметов  призвано  расширить, систематизировать, углубить  знания школьников  о  человеке, обществе  в  целом, о  познании  мира, об  экономике, политике,   социальной     сфере,   духовной     культуре,   экологической     сфере. «Обществознание»  поможет  наиболее  максимально  приблизить  к  пониманию современности, умению  ориентироваться  в  повседневной  жизни.          Для реализации  этих  целей  в  школьном  курсе  введен  такой  блок  знаний  как экология.   Содержанием   блока   экологических знаний   является   изложение 3 проблем   экологии   в   современном мире слово   «экология»   стало   сейчас широко  известным   и  общеупотребляемым.  В  начале  века  его  знали  только учёные     биологи.   Во   второй   половине   двадцатого   века,   когда     разразился глобальный кризис, возникло экологическое движение, принимающее все  более широкий     размах.   На   рубеже   третьего   тысячелетия   это   понятие   достигло   и   экологический   императив   стал высшего   политического   уровня, определяющим  в  развитии материального  производства  и  духовной   сферы. Недалек   день,   когда     экология   станет   обязательной   дисциплиной,   как     в средней, так   и   в высшей школе. Поэтому тема   данной   работы   является важной, так как экология включается практически во все учебные  программы: от философии  и  социологии  до географии и этики.Экологическое образование должно быть  неотьемленой составной частью содержания основного, среднего специального и  высшего образования. Цель  работы:  показать методику работы  учителя  при  изучении  вопросов экологии  в  интегрированном  курсе  «Обществознание»  в  8­11  классах. Задачи: 1)  раскрыть  значение  экологии   в  жизни  современного  общества; 2)  показать  место  экологии  в  системе  школьного  образования; 3)   дать   сравнительную   характеристику   экологического   блока   знаний   в современных  учебно­методических  комплексах   для  8­11  классов;     4)   на     примере     опыта     работы     показать     методику     формирования экологических  знаний  в  8­ 9  классах.   данного     исследования     является     процесс     экологического Объектом  воспитания  учащихся  средних  и  старших  классов  на  уроках  обществознания в  школе 4 Предмет  исследования ­  это  проблемы  экологии,  а  так  же  виды,  методы  и приёмы  работы  с  учащимися  на  уроках  обществознания  в  школе.        В  теоретической  части  работы  мы  попытались  рассмотреть  сущность экологии  как  науки.  При   этом  были  использованы  вузовские  учебники  по экологии,  а  так  же  специальная  литература  по  экологическим  проблемам: А.С.Степановских  «Общая  экология»(1996);  И.А.  Шилов  «Экология»  (2000); А.Н.   Воронков   «Экология:   общая,   социальная,   прикладная»(1990);   Т.А. Акимова,   А.П.   Кузьмин,   В.В. Хаскин   « Экология.   Природа – человек – техника»(2001);   В.А.   Вронский     «Прикладная     экология,     а     также       Д.Ж. Маркович   «Социальная   экология».   Нужно   отметить,   что     существенным для     этих     книг     является     то,    что     экология     характеризуется     здесь     в соответствии     с     их     спецификой   (сельскохозяйственной,         технической, социальной  и  т.д.)  то  есть  они  рассматривают  экологию  в  узком  спектре. Попытка  рассмотреть  экологию  как  целостную  систему  знаний  сделана  в работе     С.Д.     Деревко     и     В.А.   Ясвина     «Экологическая     педагогика     и   психологические   педагогические психология»(1996).Здесь     показаны   предпосылки  эффективного экологического образования в России, где так же отмечены   две   перспективы   методической   организации   экологического образования в школе: путем преподавания экологии как отдельного предмета и «путем «экологизации» всех учебных предметов».1         Эти и другие проблемы указаны в статьях  интегрированного курса «Мир человека» в газете «1 сентября» (приложение «Биология») № 5 за 2002 год,; и «Размышления   учителя   экологии»   в   газете   «1   сентября»   (приложение «Биология») № 4 за 2002 год,. Основное содержание этих статей сводится к тому, что экология­это интегрированный  предмет « покоящийся» не только на основах   школьных   предметов   (физики,   химии,   биологии),   но   и   вузовских дисциплин (психологии, социологии, культурологи). 1 С.Д.Дерябко, В.А.Ясвин «Экологическая педагогика и психология» М.1996 г., с .104 5 Значение   экологии   как   науки   в   современном   мире   все   более   и   более увеличивается, это объясняется «нависшей» угрозой экологических катастроф. Поэтому перечисление проблем экологии есть во всех выше указанных учебных пособиях.   Отдельной   проблеме   (истощению   природных   ресурсов)   посвящена статья     Л.С.Черепанова  «   Цена   лесу­наша   жизнь»//   Преподавание   истории   и обществознания   в   школе   №   4   за   2001   г.   Здесь   отмечается   особо   важное значение­знанаия   школьниками   основ   экологии,   понимание   общепланетарных связей жизни места в них человеческого общества.        Немаловажное значение экологическим проблемам уделяется в            статье экологическая В.Андреев «Экологическая война       техногенная     Основной   причиной катастрофа»//Открытая   политика   №   5, экологической   катастрофы   указывается   гонка   вооружении,   а   как   следствие   1998г. война   с   экологическими   последствиями.   Таким   образом,   на   основе проанализированной литературы мы показываем роль экологии в современном мире ее значимость. В соответствии с этим учитель экологии, ведущий либо модульный курс «Экология», либо блока знаний в интегральном курсе должен знать   экологические     «азы»   разных   наук,   иметь   системное   мышление   для формирования у учеников экологической культуры.                В теоретической   части   работы   нами   использованы   учебники   по экологии       для     ВУЗов     и     специальная     литература     по     экологическим проблемам:   А.С.   Степановских   «Общая     экология»(1996г),     И.А.     Шилов «Экология»(2000г),     А.Н.     Воронков     «   Экология:     общая,     социальная, прикладная» (1999г),  Т.А. Акимова, А..П. Кузьмин, В.В.  Хаскин  « Экология. Природа  ­ человек­ техника»  (2001г).          Для  написания  практической  части  в  работе  использованы   учебно­ методические   комплексы:  Никитина  А.Ф. «Основы  обществознания»  для  8­9 классов; Кравченко   А.И.   «Обществознание»   10­11   классов;  «Введение   в 6 обществознание»под  Ред.  Боголюбова  Л.Н.; «Обществознание» 10­11  классов под   ред.   Боголюбова   Л.Н..   В этих комплексах «сквозными   линиями»     в содержание включаются знания   о   человеке,   обществе,   их   отношениях   с природой.     Экологические     вопросы,   а     именно   экологические     проблемы являются  одной  из  поступательных  линий  характеризующих  человека,  его деятельность,   человека  как  социальное  существо.  На  основе  экологических представлений   характеризуется   типичная   социальная   роль   человека – как потребителя.  Поэтому  курсы  «Обществознание»  включают  в  себя  знания  из социальной     экологии,     позволяющие     глубже     понимать     взаимодействие общества  и  природы.       В  данных  пособиях  экологические  проблемы  рассматриваются  в  рамках глобальных   проблем   современности,   и   предлагаются     различные   пути   их разрешения.  А  учителям  обществознания  предлагаются  различные   пути  и средства   для  формирования  экологических  знаний  школьников. 7 Библиография 1.  Акимова  Т.А.,  Кузьмин А.П.,  Хаскин  В.В « Экология.  Природа – человек – техника»  учебное  пособие  для  ВУЗов, М., 2001. 2.  Андреев В.  Экологическая  война­ техногенная  экологическая  катастрофа// Открытая  политика№5,1998. 3. « Введение  в  обществознание»    учебник  для  8­9  кл.  Под  ред. Боголюбова Л.Н.,  Лазебниковой  А.Ю.,   М.,   2000. 4.Воронков   Н.А.   Экология.   Общая,   социальная,   прикладная. Общеобразовательный  курс  для  ВУЗов  М.,  1999.    5.  Вронский   В.А.  Прикладная  экология.  М.,  1999. 6.     Дерябко   С.Д.,   Ясвин   В.А.   Экологическая   педагогика   и   психология. Учебное  пособие  для  студентов  ВУЗов.  Ростов  на  Дону,  1996. 7.     Интегрирующий   курс   «Мир   человека» газета   1   сентября: приложение биология  №  5  2002. 8 8.  Кравченко  А.И. « Обществознание».  Учебник  для  8­9 классов,  2­е  изд. М.,:  ТиД  «Русское  слово ­ РС»,2000. 9.  Кравченко  А.И.  «Обществознание». Учебник  для  10­11  классов.  М.,:  ТиД «Русское  слово  ­ РС»,   2000. 10. Кравченко   А.И. «Учебник   по   обществознанию должен   быть   доступен всем « //  Преподавание  истории  и  обществознание  в  школе,  №1,  2001. 11.      Кринсуков     Е.Н.,    Пасечкин     В.В.     Экология: 9  класс.    Тематическое планирование:  методическое  пособие,  3­е  изд.  М.,  1998. 12.Логинов  А.А.  Рождение  человека. Книга  для  учителя.  Минск,  1992. 13.Максимова  В.Н.  Межпредметные  связи  в  процессе  обучения.  М.,  1998. 14.Маркович  Д.Ж.  Социальная  экология.  Книга  для учителя.  М.,1998. 15.   Методические  рекомендации  по  курсу  »Человек  природа общество» для 10­11 кл., под ред.  Боголюбова  Л.Н.,  в  2­х  ч.,  ч.1.  М.,  2000. 16.Никитин   А.Ф.   Основы   обществознания. Учебник   для   8­9   классов.   М.: Дрофа, 2000. 17. С.Н. Григорьев,  Л.Д. Делина,  Л.Г.  Гуслякова.   Обществознание: Общество­ государство­человек.  Барнаул, 2000. 9 18.   Певцов Е.А.  Обществознание  10­11 кл.  книга для  учителя.  Методическое пособие  к  учебнику  Кравченко  А.И  « Обществознание»  10­11  кл. М. 2000. 19.Размышление  учителя  экологии.//  1  сентября.  Приложение  «Биология» №4  2002. 20.  Сивоглазов  В. И. и другие  «Экология  России»  книга  для  учителя. М.  1996. 21. Степанов В.Р. ,Кузнецова  Л.В. Проблемы  экологии ­языком  искусств.  Чебоксары,  1993. 22.  «Человек и общество».  Учебное  пособие  по  обществознанию для  10­  11кл.  Под.ред.  Боголюбова  Л.Н.,  Лазебниковой  А.Д. ­2е  изд.  М., 1997. 23. Черепанов  Л.С.  « Цена  лесу ­ наша жизнь».//  Преподавание   обществознания  в  школе  №4,  2001. 24.  Шилов  И.А.  Экология  М .,  2000. 25.  Маркович  Д.Ж.  «Социальная экология»   ­ М., 1996. 26.  Суравегина  И.Т,  Сенкевич  В.М.  «Как  учить  экологии»  М., 1995. 27.  Сивоглазов  В.И.,  Сухова  Т. С.,  Козлова Г.А.  «Экология  России»  ­ М.,  1996. 28 Чернова  Н.М., Галушин  В.М.,  Константинов В.М. «Основы  экологии».   Учебник  для 9 кл.  М., 1997. 29.  Миркин  Б.М.,  Наумова Л.Г.,  и др.  «Экология  России»  Учебник для  9­11 кл. –М.,  1996.                                                                                                                  30.Гладкий  Ю. Н.,  Лавров  С.Б. « Дайте  планете  шанс» ­ М.,1995. 31.Программа курса «Введение  в  обществознание»  8­9  кл.  под  ред.   Боголюбова  Л.Н. ­М. «Просвещение». 2000 . 10 32. Программа курса  Кравченко А.И.  «Обществознание»  10­11 кл.­М.  «Русское слово».2004. 33. Программа курса Никитин А.Ф. « Основы обществознания» 8­9 класс­М.  «Просвещение». 2000 . 34. Программа курса «Человек и общество» под редакцией Боголюбова Л.Н. ­М. «Просвещение». 2000 . 35.   Биология.Пособие   для   подготовки   к   ЕГЭ   и   централизованному тестированию / А.А.Каменский.­М.: Издательство «Экзамен», 2005. ­ 416с. 11

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе

Работа учителя по проблемам экологии в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019