В данной статье рассматриваются причины утомляемости младшего школьника и возможные пути их реабилитации, даны рекомендации о предупреждении утомления детей на уроке, раскрываются внешние признаки проявления детского утомления. Целью профилактики утомления на уроках является формирование умений правильно оценивать обучающимися своё состояние, осуществлять самоконтроль, интенсивность умственной и физической нагрузки, отдыха.
Утомляемость детей.docx
Недельная динамика работоспособности: понедельник – врабатывание, вторник, среда –
наиболее высокая и устойчивая работоспособность; с четверга – спад работоспособности.
Дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма
отмечается в утренние часы (с восьми до одиннадцати); снижение активности в предобеденное,
обеденное время; восстановление работоспособности в период от шестнадцати до
восемнадцати часов (при правильном отдыхе) и вновь ее падение.
профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
переполненность классов учащимися (более 20 человек), затрудняющая индивидуализацию
Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания следующих
факторов трудность учебного материала, эмоциональное состояние учащихся, насыщенность
видов учебной деятельности. По данным имеющихся научных публикаций можно выделить
несколько психологопедагогических причин, вызывающих умственное утомление учащихся:
учебновоспитательного процесса;
процесса;
несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах;
нарушения организационнопедагогических требований к проведению образовательного
длительное ограничение двигательной активности;
однообразная и монотонная деятельность учащихся.
О развитии умственного утомления у школьников свидетельствуют:
1) резкое снижение умственной и физической работоспособности школьников:
увеличивается число ошибок и время выполнения заданий, уменьшается количество
правильных ответов;
2) ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые
отвлечения, рассеянность внимания;
3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это отмечается повышенной
потливостью и покраснением лица), а нарушение координации движений при утомлении
проявляется в ухудшении почерка;
4) появление чувства усталости: ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей
процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут заснуть.
Признаки умственного утомления быстро исчезают во время отдыха на перемене или
после возвращения из школы. Учебный процесс должен строиться так, чтобы отдалить
наступление утомления и предупредить возникновение переутомления. Целью профилактики
утомления на уроках является формирование умений правильно оценивать обучающимися своё
состояние, осуществлять самоконтроль, интенсивность умственной и физической нагрузки,
отдыха.
В повышении работоспособности значительную роль играет режим деятельности, т.е.
сочетание труда и отдыха. При утомлении работоспособность снижается, а во время отдыха
восстанавливается. Если этого не происходит, то утомление накапливается и возникает
переутомление, когда необходимы специальные восстановительные воздействия, программы,
длительный отдых, а в некоторых случаях лечебные процедуры и медикаментозная терапия.
Для профилактики переутомления у детей, родители должны обеспечить грамотный
распорядок дня: ребенку необходимо девять часов качественного сна, каждодневные прогулки
на свежем воздухе, регулярное проветривание детской комнаты, сбалансированное питание. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить
значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной. Необходимо соблюдать
санитарногигиенические условия помещения и включать в урок технологию деятельностного
метода обучения.
Как утверждает Л.И. Лубышева, одной из причин возникновения и развития высокой
заболеваемости является умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя
замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений,
релаксации, прогулки на свежем воздухе и т.д. Контролировать и регулировать процесс
умственной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой
проблемы зависит, насколько эффективно будет осуществляться процесс обучения и развития
личности.
Умственное утомление, накапливаясь, приводит к различным заболеваниям. В
современной медицине этот недуг носит название синдрома хронической усталости. Утомление
физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения и
стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма.
По данным ученыхфизиологов учебная деятельность требует от детей большого
нервного напряжения. У младших школьников это усугубляется новизной школьного режима с
серьезной учебной работой, с необходимостью долго оставаться в статической, вынужденной
позе на уроках, находиться в большом коллективе детей. Во время уроков значительную
нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в
статическом напряжении; мышцы работающей руки. Единовременная продолжительность
активного внимания учащихся первых классов составляет 1520 минут. После 3035 минутных
непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается
на 37%, а качество её на 50%. При этом около 50% детей начинают отвлекаться от работы.
Учебный день школьников насыщен значительными умственными и эмоциональными
нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в
определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха,
неадекватные физические нагрузки все это может служить причиной утомления, которое
накапливается и переходит в переутомление. Как следствие у младших школьников снижается
память, внимание, продуктивность мысленных операций. Дети не успевают охватывать весь
поток информации, которую пытаются донести до них учителя.
Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее
эффективная форма отдыха при умственном труде — активный отдых в виде умеренного
физического труда или занятий физическими упражнениями. Поэтому важно в процессе учебы
периодически делать физкультминутки для разрядки организма и предупреждения различных
негативных последствий, в том числе и снижение внимания. Для предупреждения умственного
переутомления учащихся целесообразно более активно использовать средства физической
культуры в образовательном процессе.
Для правильной организации умственного труда большое значение имеет использование
перерывов для отдыха, которое является важным условием восстановления рабочих
потенциалов в нервных клетках, где во время работы происходила усиленная физиологическая
деятельность. Углубление торможения в клетках мозга достигается при выполнении мышечной
работы в виде физических упражнений во время пауз (физкультпауз) оказывает вдвое больший эффект на восстановление умственной работоспособности, чем пассивный отдых вдвое
большей продолжительности.
В физиологии труда выделяют три разновидности пауз для отдыха: микропаузы от
нескольких секунд до полминуты, короткие паузы от 30с до 5 мин, продолжительные паузы
свыше 5 мин.
Для восстановления работоспособности более длительные паузы менее целесообразны,
чем короткие паузы после каждого цикла работы. Длительные паузы в процессе работы
приводят к угасанию рабочей доминанты и для последующего продолжения работы в этом
случае необходим вновь период врабатывания. Физические упражнения, используемые в паузах
для отдыха, подбираются так, чтобы их сложность и интенсивность максимально
соответствовали напряженности умственной деятельности: чем утомительнее работа, тем
меньшей должна быть интенсивность мышечной нагрузки.
Работоспособность и утомляемость школьников
Работоспособность и утомляемость школьников
Работоспособность и утомляемость школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.