"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
Оценка 4.7

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русская литература
5 кл
23.04.2017
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, со стихами, посвященными подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, рассказывает о значении поэзии в годы войны. На уроке учащиеся приобретают навыки у работы с поэтическим текстом.Урок воспитывает патриотические чувства, прививает любовь к поэзии.Конспект урока
Поэтическая летопись войны.doc
«Ради жизни на земле…» Поэтическая летопись войны Мы не знали любви,                                                                           Не изведали счастья ремесел –                                                                           Нам досталось на долю                                                                           Нелегкая участь солдат.                                                                                                 С. Гудзенко Цель: познакомить учащихся с творчеством поэтов­фронтовиков, со             стихами, посвященными подвигам нашего народа в ВОв;              рассказать о значении поэзии в годы ВОв; развивать у учащихся              навыки работы с поэтическим текстом; развивать патриотические              чувства.             Оборудование: аудио записи песен военных лет, портреты поэтов,                               иллюстрации на тему войны. Содержание урока    1. Вступительное слово учителя. Какой праздник, большой юбилей скоро будет отмечать наша страна? Все готовятся к нему, взрослые и дети, школьники и ветераны.  Вот и мы с вами сегодня поговорим о литературе  военных лет.            Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражала его чувства, мысли и чаяния, оплакивала утраты и воспевала победы.           Героическое прошлое нашей Родины отражено в фольклоре, литературе и искусстве позднейших эпох. Народ помнит своих легендарных стражей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.                     Поэты,   многие   из   которых   сами   были   воинами,   рассказывали современникам и потомкам о смелости русского солдата на поле сражения.           Судьба России сложилась так, что ей пришлось не однажды защищать свои границы от захватчиков, посягавших на ее свободу.           Особенно мощно патриотическая тема зазвучала в Отечественную войну 1812   года.   Важную   страницу   в   книгу   о   воинском   подвиге   вписал М.Ю.Лермонтов. / «Бородино»/                      Поэтическая летопись Великой Отечественной войны создавалась стихотворениями, поэмами, песнями М.Исаковского, А.Суркова, М.Алигер, О. Берггольц, А.Твардовского, К Симонова и многих других замечательных поэтов.            В послевоенные годы поэзия служит миру.                                              2. Беседа по вопросам 1. Почему  война с немецким фашизмом, которую вел Советский  Союз, называется Великой Отечественной?                                    /ответ учеников/ Учитель: А вот как об этом сказал И.Эренбург  Чтец:                     Мяли танки теплые хлеба                                   И горела, как свеча, изба.                                   Шли деревни.                                   Не забыть вовек                                   Визга умирающих телег,                                   Как лежала девочка без ног,                                   Как не стало на земле дорог.                                   Но тогда на жадного врага                                   Ополчились нивы и луга,                                   Разъярился даже горицвет,                                   Дерево и то стреляло вслед,                                   Ночью партизанили кусты                                   И взлетали, как щепа, мосты,                                   Шли с погоста деды и отцы,                                   Пули подавали мертвецы,                                   И, косматые, как облака,                                   Врукопашную пошли века.                                   Затвердело сердце у земли                                   А солдаты шли, и шли, и шли…                                   Шли пустые, тусклые поля,                                    Шла большая русская земля. 2. Что вы знаете о Вов? Когда она началась? 3. Сколько лет длилась эта война? 4. Как люди узнавали о событиях этой войны? 5.Какую   работу,   по­вашему,   должны   были   выполнять   военные корреспонденты? 6. Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу? Учитель.  Во   время   войны   многие   писатели   стали   военными корреспондентами,   сообщали   в   газеты   о   событиях   с   фронта,   писали   о подвигах советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. А.Сурков. «Песня смелых». Стелются черные тучи,                                                  Молнии в небе снуют,                                                  В облаке пыли летучей                                                  Трубы тревогу поют.                                       С бандой фашистов сразиться Смелых Отчизна зовет.                                       Смелого пуля боится,                                       Смелого штык не берет.                                                   Ринулись в высь самолеты,                                                   Двинулся танковый строй,                                                   С песней пехотные роты                                                   Вышли за Родину в бой.                                        Смелый к победе стремится,                                        Смелым дорога вперед.                                        Смелого пуля боится,                                        Смелого штык не берет.   В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу                             /запись песни/      Многие из поэтов навсегда остались на поле боя. Вот имена некоторых из них: Николай Майоров – погиб в бою на Смоленщине в 1942 году; Георгий Суворов – погиб при прорыве блокады Ленинграда в  1944 году; Фатых Карим – погиб в бою под Кенигсбергом в 1945 году; Михаил Кульчицкий – погиб в боях под Сталинградом в 1943 году; Микола Шпак – был схвачен гестаповцами в Киеве и казнен в 1942 году; Владислав Занадворнов – погиб в боях под Сталинградом в 1942 году; Борис   Котов  –   Герой   Советского   Союза,   погиб   в   бою   на   Днепровском плацдарме.        Башкирские писатели: Сагит Мифтахов – погиб в феврале 1942 года; Али Карнай – погиб в 1943 году под Черниговым; Хусаин Кунакбай – погиб в феврале 1943 года в белгородской области; Малик Харрис – погиб в 1944 году М.Хай (Хай Мухамедьяров) – погиб  Н Карип – погиб в                       Знаю, в сердце у тебя тревога –                      Нелегко быть матерью солдата!                     Знаю, все ты смотришь на дорогу,                     По которой я ушел когда­то.          Знаю я, морщинки глубже стали          И чуть­чуть сутулей стали плечи.          Нынче насмерть мы в бою стояли,          Мама, за тебя, за нашу встречу.                     До сих пор грохочет канонада… Снова в бой, на линию огня!                     Если не вернусь, не плачь, не надо,                     Втихомолку вспоминай меня.          Говори: за честь родного края          Мой любимый сын погиб в бою.          Он погиб, Отечество спасая,          Ради жизни отдал жизнь свою.                                                         М.Харис.                7. Какой город первым принял на себя удар врага?                           /Брест/ Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833­38гг. для обороны западных границ России. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный   гарнизон,   22   июня   1941   года   обрушился   первый   удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием Гаврилова, Зубачева, Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу. В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость – герой Брест».                                           3. Работа по учебнику. а) Слово о Симонове.          К.Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». б) Чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» в) Беседа по содержанию стихотворения:          ­  какая картина встает перед мысленным взором при чтении этого стихотворения?      / Фронтовая дорога, колонны машин, военной техники, идут солдаты. Им скоро в бой, возможно, последний в их жизни, и они стараются рассмотреть, запомнить   все,   что   видят:   полоску   леса,   дорогу,   лица   однополчан…   Но особенно внимательно рассматривают они тех, кто только что вышел из боя, прорвался   из   окружения.  Среди   них  –  смертельно   уставший,  осунувшийся майор в шинели, перепачканный кровью и грязью. На лафете его пушки спит седой, видно, много выстрадавший мальчишка. Во сне он доверчиво обнимает игрушку,   чудом   сохранившуюся   во   время   войны.   Бойцы   оглядываются   и провожают майора долгим взглядом. На их лицах застыла боль. Кто­то их них, возможно, только сейчас осознал страшную жестокость войны./ ­ что мы узнаем из стихотворения о судьбе мальчика и его отца?   ­ с историей мальчика и его отца перекликается история лирического героя,   рассказ   в   форме   письма   или   внутреннего   монолога;   какими мыслями и чувствами проникнут этот рассказ?            / у лирического  героя  тоже есть  сын, который  сейчас  вместе  с матерью   эвакуирован   на   Урал.   Рассказчик,   глядя   на   мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах – боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг/   ­   как   вы   понимаете   слова:   «Кто   раз   увидел   этого   мальчишку,   домой прийти не сможет до конца»?  ­ какие слова находит рассказчик, чтобы объяснить себе и другим, за что он воюет? почему его дом отныне на войне?                              /    За все, чем мы с тобою дорожили,                                   Призвал нас к бою воинский закон.                                  Теперь мой дом не там, где прежде жили,                                  А там, где отнят у мальчишки он./  ­ чтение стихотворения вместе с учащимися г) Слово о Твардовском          А.Т.Твардовский во время ВОВ работал во фронтовой печати, о войне знал не понаслышке. д) Чтение стихотворения «Рассказ танкиста» е) Беседа по содержанию:      * отступлению или наступлению советских войск посвящено          стихотворение?          /в стих. отображен эпизод наступления советских войск: «Мы  про­            рывались к площади вперед…»/       * о каком событии идет речь в балладе?          /мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам             уничтожить вражескую пушку/        * как вы думаете: испытывал ли страх мальчик?             / конечно, он боялся, но мужество – это не отсутствие страха, а умение его преодолеть/   мальчонкой?           /мальчик спас жизнь танкисту и его товарищам, а тот в суматохе боя даже забыл спросить его имя/  *   почему   лирический   герой   испытывает   чувство   вины   перед           ж)  Лексическая работа «все нынче как спросонку» ­ прошло много времени, сейчас кажется, что это было не на самом деле, а как будто во сне;  «а он гвоздит – не выглянуть из башен» ­ немецкая пушка стреляет беспрерывно,   т.ч.   советским   танкистам   невозможно   поднять   голову, выглянуть из башни танка. «за   каким   домишкой   примостился»  ­   где   находится   укрытие,   из которого  бьет немецкая пушка. « заходим в тыл и полный газ даем и эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем»  ­ танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее. * в стихах очень много разговорных слов и выражений; почему?                     /автор рассказывает историю не от своего имени, а от                       имени бывалого танкиста, ему важно передать живую                      речь бойца/ *  как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому?                      /на картине «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на                        привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке                        набекрень, с кисетом в руке, который что­то рассказывает. Может   быть   на   одном   из   таких   привалов   и   рассказал танкист   из   стихотворения   Твардовского   свою   историю   про страшный                      бой и храброго мальчишку./ з) вспомните определение баллады; докажите, что «Рассказ танкиста» ­ баллада.                        4. Работа по картине Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…» * выразительно прочитать отрывок из рассказа Твардовского «Весной 1942 года»; сравнить описание заката с вашим впечатлением от картины «Вот солдаты идут…» *   с   какими   строками   из   баллады   Твардовского   можно   соотнести   эту картину?          /на картине изображена горящая степь; на переднем плане – отряд наступающих солдат; их фигуры освещены заревом пожара, на заднем плане танки.      В стихотворении Твардовского есть строки: «Душила гарь и копоть. От   дома   к   дому   шел   большой   пожар»   ­   с   этими   строками   можно соотнести картину/ * В «Рассказе танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите это словами из стихотворения            / «Был трудный бой…»; «Шел бой за улицу…», «Огонь врага был страшен…»; «Душила гарь и копоть…»/ Учитель. О подростках, о ваших сверстниках – участниках военных событий ­  рассказывает и Л.Кассиль в своем рассказе «У классной доски»                                 /рассказывает ученик/ Ученик.  Ты нарисуешь яркое солнце,                   Я нарисую синее небо,                   Он нарисует колосья хлеба,                   Мы нарисуем осенние листья,                   Школу, друзей, ручей беспокойный                   И зачеркнем нашей общей кистью                   Выстрелы, взрывы, огонь и войны.                    /звучит песня «Солнечный круг»/ 6. Заключительное слово. 7. Задание на дом: наизусть стихотворение (на выбор)                                    подготовить рассказ о своем дедушке, воевавшем                                   на фронте.

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе

"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017