"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русская литература
5 кл
23.04.2017
Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, со стихами, посвященными подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, рассказывает о значении поэзии в годы войны. На уроке учащиеся приобретают навыки у работы с поэтическим текстом.Урок воспитывает патриотические чувства, прививает любовь к поэзии.Конспект урока
Поэтическая летопись войны.doc
«Ради жизни на земле…»
Поэтическая летопись войны
Мы не
знали любви,
Не изведали счастья ремесел –
Нам досталось на долю
Нелегкая участь солдат.
С. Гудзенко
Цель: познакомить учащихся с творчеством поэтовфронтовиков, со
стихами, посвященными подвигам нашего народа в ВОв;
рассказать о значении поэзии в годы ВОв; развивать у учащихся
навыки работы с поэтическим текстом; развивать патриотические
чувства.
Оборудование: аудио записи песен военных лет, портреты поэтов,
иллюстрации на тему войны.
Содержание урока 1. Вступительное слово учителя.
Какой праздник, большой юбилей скоро будет отмечать наша страна? Все
готовятся к нему, взрослые и дети, школьники и ветераны.
Вот и мы с вами сегодня поговорим о литературе военных лет.
Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражала его чувства,
мысли и чаяния, оплакивала утраты и воспевала победы.
Героическое прошлое нашей Родины отражено в фольклоре, литературе
и искусстве позднейших эпох. Народ помнит своих легендарных стражей –
Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.
Поэты, многие из которых сами были воинами, рассказывали
современникам и потомкам о смелости русского солдата на поле сражения.
Судьба России сложилась так, что ей пришлось не однажды защищать
свои границы от захватчиков, посягавших на ее свободу.
Особенно мощно патриотическая тема зазвучала в Отечественную войну
1812 года. Важную страницу в книгу о воинском подвиге вписал
М.Ю.Лермонтов. / «Бородино»/
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны создавалась
стихотворениями, поэмами, песнями М.Исаковского, А.Суркова, М.Алигер,
О. Берггольц, А.Твардовского, К Симонова и многих других замечательных
поэтов.
В послевоенные годы поэзия служит миру.
2. Беседа по вопросам 1. Почему война с немецким фашизмом, которую вел Советский Союз,
называется Великой Отечественной?
/ответ учеников/
Учитель: А вот как об этом сказал И.Эренбург
Чтец: Мяли танки теплые хлеба
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни.
Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло вслед,
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа, мосты,
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
Затвердело сердце у земли
А солдаты шли, и шли, и шли…
Шли пустые, тусклые поля,
Шла большая русская земля.
2. Что вы знаете о Вов? Когда она началась?
3. Сколько лет длилась эта война?
4. Как люди узнавали о событиях этой войны?
5.Какую работу, повашему, должны были выполнять военные
корреспонденты?
6. Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были
людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?
Учитель. Во время войны многие писатели стали военными
корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о
подвигах советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами.
А.Сурков. «Песня смелых». Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись в высь самолеты,
Двинулся танковый строй,
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в
вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и
верить в победу
/запись песни/
Многие из поэтов навсегда остались на поле боя. Вот имена некоторых из
них: Николай Майоров – погиб в бою на Смоленщине в 1942 году;
Георгий Суворов – погиб при прорыве блокады Ленинграда в 1944 году;
Фатых Карим – погиб в бою под Кенигсбергом в 1945 году;
Михаил Кульчицкий – погиб в боях под Сталинградом в 1943 году;
Микола Шпак – был схвачен гестаповцами в Киеве и казнен в 1942 году;
Владислав Занадворнов – погиб в боях под Сталинградом в 1942 году;
Борис Котов – Герой Советского Союза, погиб в бою на Днепровском
плацдарме.
Башкирские писатели:
Сагит Мифтахов – погиб в феврале 1942 года;
Али Карнай – погиб в 1943 году под Черниговым;
Хусаин Кунакбай – погиб в феврале 1943 года в белгородской области;
Малик Харрис – погиб в 1944 году
М.Хай (Хай Мухамедьяров) – погиб
Н Карип – погиб в
Знаю, в сердце у тебя тревога –
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу,
По которой я ушел когдато.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чутьчуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
До сих пор грохочет канонада… Снова в бой, на линию огня!
Если не вернусь, не плачь, не надо,
Втихомолку вспоминай меня.
Говори: за честь родного края
Мой любимый сын погиб в бою.
Он погиб, Отечество спасая,
Ради жизни отдал жизнь свою.
М.Харис.
7. Какой город первым принял на себя удар врага?
/Брест/
Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 183338гг. для
обороны западных границ России. Именно на эту крепость, которую оборонял
малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар
фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости
под командованием Гаврилова, Зубачева, Фомина держал оборону. Бойцам не
хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял
руки и не сдался врагу. В 1965 году Брестской крепости было присвоено
звание «Крепость – герой Брест».
3. Работа по учебнику.
а) Слово о Симонове.
К.Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом
газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с
фронта на фронт, знал войну «изнутри».
б) Чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»
в) Беседа по содержанию стихотворения:
какая картина встает перед мысленным взором при чтении этого
стихотворения?
/ Фронтовая дорога, колонны машин, военной техники, идут солдаты. Им
скоро в бой, возможно, последний в их жизни, и они стараются рассмотреть,
запомнить все, что видят: полоску леса, дорогу, лица однополчан… Но
особенно внимательно рассматривают они тех, кто только что вышел из боя,
прорвался из окружения. Среди них – смертельно уставший, осунувшийся
майор в шинели, перепачканный кровью и грязью. На лафете его пушки спит
седой, видно, много выстрадавший мальчишка. Во сне он доверчиво обнимает
игрушку, чудом сохранившуюся во время войны. Бойцы оглядываются и
провожают майора долгим взглядом. На их лицах застыла боль. Ктото их
них, возможно, только сейчас осознал страшную жестокость войны./ что мы узнаем из стихотворения о судьбе мальчика и его отца?
с историей мальчика и его отца перекликается история лирического
героя, рассказ в форме письма или внутреннего монолога; какими
мыслями и чувствами проникнут этот рассказ?
/ у лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с
матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку,
вспомнил дом, семью. В его словах – боль разлуки, надежда на встречу и
в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский
долг/
как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку, домой
прийти не сможет до конца»?
какие слова находит рассказчик, чтобы объяснить себе и другим, за что
он воюет? почему его дом отныне на войне?
/ За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он./
чтение стихотворения вместе с учащимися
г) Слово о Твардовском
А.Т.Твардовский во время ВОВ работал во фронтовой печати, о войне
знал не понаслышке.
д) Чтение стихотворения «Рассказ танкиста»
е) Беседа по содержанию:
* отступлению или наступлению советских войск посвящено
стихотворение?
/в стих. отображен эпизод наступления советских войск: «Мы про
рывались к площади вперед…»/
* о каком событии идет речь в балладе?
/мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам
уничтожить вражескую пушку/
* как вы думаете: испытывал ли страх мальчик?
/ конечно, он боялся, но мужество – это не отсутствие страха, а умение
его преодолеть/
мальчонкой?
/мальчик спас жизнь танкисту и его товарищам, а тот в суматохе
боя даже забыл спросить его имя/
* почему лирический герой испытывает чувство вины перед
ж) Лексическая работа «все нынче как спросонку» прошло много времени, сейчас кажется,
что это было не на самом деле, а как будто во сне;
«а он гвоздит – не выглянуть из башен» немецкая пушка стреляет
беспрерывно, т.ч. советским танкистам невозможно поднять голову,
выглянуть из башни танка.
«за каким домишкой примостился» где находится укрытие, из
которого
бьет немецкая пушка.
« заходим в тыл и полный газ даем и эту пушку, заодно с расчетом,
мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем» танкисты зашли в тыл к
немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
* в стихах очень много разговорных слов и выражений; почему?
/автор рассказывает историю не от своего имени, а от
имени бывалого танкиста, ему важно передать живую
речь бойца/
* как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном
мальчишке и кому?
/на картине «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на
привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке
набекрень, с кисетом в руке, который чтото рассказывает.
Может быть на одном из таких привалов и рассказал
танкист из стихотворения Твардовского свою историю про
страшный бой и храброго мальчишку./
з) вспомните определение баллады; докажите, что «Рассказ танкиста»
баллада.
4. Работа по картине Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…»
* выразительно прочитать отрывок из рассказа Твардовского «Весной 1942
года»; сравнить описание заката с вашим впечатлением от картины «Вот
солдаты идут…»
* с какими строками из баллады Твардовского можно соотнести эту
картину?
/на картине изображена горящая степь; на переднем плане – отряд
наступающих солдат; их фигуры освещены заревом пожара, на заднем
плане танки.
В стихотворении Твардовского есть строки: «Душила гарь и копоть.
От дома к дому шел большой пожар» с этими строками можно
соотнести картину/ * В «Рассказе танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа,
где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите это
словами из стихотворения
/ «Был трудный бой…»; «Шел бой за улицу…», «Огонь врага был
страшен…»; «Душила гарь и копоть…»/
Учитель. О подростках, о ваших сверстниках – участниках военных событий
рассказывает и Л.Кассиль в своем рассказе «У классной доски»
/рассказывает ученик/
Ученик. Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует колосья хлеба,
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
/звучит песня «Солнечный круг»/
6. Заключительное слово.
7. Задание на дом: наизусть стихотворение (на выбор)
подготовить рассказ о своем дедушке, воевавшем
на фронте.
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
"Ради жизни на Земле..." Урок литературы в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.