РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
Оценка 5

РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Оценка 5
doc
психологическая работа
09.05.2020
РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
10.doc

РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

По мнению специалистов, выделяются  три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макросоциальных отношений.

Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия.

Виды насилия

Физическое насилие
Пренебрежение, плохое обращение
Сексуальное насилие
Психологическое жестокое обращение;

 Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. В 2012 году Американская педиатрическая академия назвала психологическое насилие самой актуальной и самой распространенной формой дурного обращения с детьми. Службам по защите детей сложно распознавать и подтверждать эмоциональное подавление и моральное насилие над детьми, потому что оно не оставляет физических следов.
К психологическому  насилию относятся

·                                 угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;

·                                 оскорбление и унижение его достоинства;

·                                 открытое неприятие и постоянная критика;

·                                 лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

·                                 предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

·                                 однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

·                                 преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;

·                                 вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности поведения взрослых  при совершении эмоционального насилия

·                                 не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

·                                 публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

·                                 сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;

·                                 обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" .


Данное направление работы преимущественно осуществляется психологом,  педагогами образовательного учреждения. 
Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей. 
Диагностика проводится в 3 этапа.
1 этап. 
Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации. Необходимо обращать внимание на любые необъяснимые изменения поведения или внешнего вида ребенка.
2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители всех учащихся. 
3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в семьях, в которых нарушаются права детей.

Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

 - неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания; - отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

 - повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.); - враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

 - судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

 - повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Наиболее используемыми являются следующие методики:

1.      Экспертная оценка. В роли экспертов выступают педагоги образовательного учреждения. Для проверки полученных данных и преодоления возможной объективности педагогам рекомендуется воспользоваться  таблицей  « Возрастные особенности психического состояния, поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие» (приложение1).  

2.      Наблюдение за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, а также известные  психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности (например МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО ПОДРОСТКА-  (приложение 2), КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ СТОТТА – (приложение3).

3.      Рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», Рисунок семьи, «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующие животные».

4.      «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия (приложение4 . 

5.         Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (приложение5).

6.       Психодиагностический  опросник  А.Е.Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.

7.      Цветовой тест М.Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.

8.          Опросник  Басса –Дарки.

9.      Тест ЦТО (Цветовой тест отношений).

10.   Опросники для ребенка и родителей (Н.Ю.Синягина) с целью исследования проявления жестокости детско-родительских отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПСИХИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ  ПОВЕДЕНИЯ  РЕБЕНКА,   ПОЗВОЛЯЮЩИЕ  ЗАПОДОЗРИТЬ  ЖЕСТОКОСТЬ  И  НАСИЛИЕ.
Возраст 0-6мес
.: малоподвижность,  безразличие к  окружающему  миру, отсутствие или  слабая  реакция  на внешние  стимулы, в  3-6 мес.-редкая  улыбка.
Возраст 6мес. -1,5 года:  боязнь  родителей, боязнь  физического  контакта со  взрослыми, испуг        при  попытке  взрослых взять  на  руки,  постоянная  беспричинная  настороженность,  плаксивость,  хныканье,  замкнутость,  печаль.
Возраст 1,5-3 года: боязнь  взрослых, редкие  проявления   радости, плаксивость,  реакция  испуга  на   плач  других  детей,  крайности   в  поведении – от  агрессивности  до  безучастности.
Возраст 3 – 6  лет:  пассивная  реакция  на  боль,  отсутствие  сопротивления,  примирение  со  случившимся,  заискивающее   поведение,  чрезмерная   уступчивость,   ночные  кошмары,  страхи,   регрессивное  поведение  ( проявление  действий   или  поступков,   характерных  для  более  младшего  возраста)
- болезненное    отношение    к   критике; агрессивность,  лживость, жестокость  по  отношению  к  животным,   младшим; воровство,   склонность  к  поджогам;
-несвойственные  возрасту   знания  о   сексуальном  поведении,  сексуальные  игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.
младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т.п.
Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т.п.
Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.

Приложение 2

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО ПОДРОСТКА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ (приводится по учебнику: Клейберг Ю.А. «Социальная психология девиантного поведения» М. «Сфера» - 2004) авторство методики не установлено

Фамилия, имя ______________________________

Год рождения, класс, школа __________________

Общие показатели

1. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патологии (2), хронические болезни (1).

2. Учеба: отличная (5), хорошая (4), средняя (3), слабая (2), неудовлетворительная (1).

3. Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ИПР (1).

4. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных цел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует коллективные мероприятия (1).

5. Отношение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится неохотно (2), учится крайне неохотно (1).

6. Состав семьи: мать и отец (5), мать и отчим (4), одна мать (3), мачеха и отец (2), нет родителей (1). 7. Количество детей в семье:

8. Образование родителей: высшее у обоих (5), высшее у одного (4), среднее у обоих (3), среднее у одного из родителей (2), родители не имеют среднего образования (1).

9. Степень выраженности аморальных проявлений в семье: 5 — семья ведет здоровый образ жизни; 4 — один из родителей склонен к выпивке, скандалам; 3 — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы; 2 — частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей; 1 — повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость лишения родительских прав и изъятия детей.

10. Степень выраженности девиантных, стяжательских взглядов, убеждений в семье: 5 — семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей; 4 — духовные потребности недооцениваются; 3 — для семьи характерна духовная, идейная индифферентность; 2 — преобладают стяжательские настроения;  1 — в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей.

11. Характер эмоциональных отношений в семье: 5 — атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; 4 — отношения ровные, но без эмоциональной близости; 3 — эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность; 2 — эмоционально холодные, отчужденные отношения; 1 — напряженно-конфликтные отношения.

12. Характеристика внешкольного общения со сверстниками: 5 — на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, на основе увлечения спортом, коллекционированием и т.п.; 4 — досуговые группы с совместными формами отдыха и общения; 3 — общение на основе пустого времяпрепровождения; 2 — девиантные группы, выпивки, сквернословие, хулиганство, наркотики; 1 — криминогенные группы, состоящие на учете в ИПР

Показатели социального развития подростка

13. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: 1 — профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду; 2 — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности; 3 — планы неопределенные, иногда нереальные; 4 — планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии; 5 — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется подготовка к будущей профессии.

14. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: 1 — отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия; 2 — к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых; 3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок; 4 — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам; 5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.

15. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.): 1 — индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения; 71 2 — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера; 3 — интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием; 4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях; 5 — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений.

16. Отношение к педагогическим воздействиям: 1 — резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний; 2 — неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства; 3 — избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями; 4 — к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно; 5 — чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания» старается не повторять осуждаемых действий, поступков.

17. Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни: 1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе; 2 — к общественному осуждению относится равнодушно; 3 — внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива; 4 — с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением; 5 — развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

18. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников: 1 — открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам; 2 — в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих; 3 — равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений; 4 — способен различать «плохое» и «хорошее», осуждать и одобрять это; 5 — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

19. Самокритичность, наличие навыков самоанализа: 1 — не способен к самоанализу и самокритике; 2 — самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих; 3 — самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе; 4 — самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию; 5 — самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования.

20. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии: 1 — проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, к животным; 2 — способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания; 3 — черствость, невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям; 4 — эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь; 5 — высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать чужой боли, чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей.

21. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: 1 — использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях; 2 — слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения; 3 — стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.; 4 — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера; 5 — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно ценные действия.

22. Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура речи, поведения: 1 — неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения; 2 — безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой,  прической, вульгарность манер, кич; 3 — безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения; 4 — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения; 5 — эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манера держаться.

23. Отношение к алкоголю, наркотикам: 1 — злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ; 2 — эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков или токсических веществ; 3 — нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества; 4 — осознанный отказ от употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья; 5 — активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией.

24. Отношение к курению: 1 — закрепившаяся привычка к курению; 2 — эпизодическое курение; 3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей; 4 — осознанный, самостоятельный отказ от курения; 5 — активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей. 25. Отношение к нецензурным выражениям: 1 — сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых; 2 — привычное сквернословие в кругу сверстников; 3 — эпизодическое сквернословие «по случаю»; 4 — осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений; 5 — активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия.

Приложение 3

3. КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ (КН) Л.Стотта

 

Методика используется для диагностики трудностей адаптация ребенка в школе, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни. Карта состоит из 198 «отрезков», сгруппированных в 16 синдромов.

 

I        - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;

II       - депрессия;

III     - уход в себя;

IV     - тревожность по отношению к взрослым;

V       - враждебность по отношению к взрослым;

VI     - тревожность по отношению к детям;

VII    - недостаток социальной нормативности;

VIII  - враждебность по отношению к другим детям;

IX     - неугомонность;

X       - эмоциональное напряжение;

XI     - невротические симптомы;

XII    - неблагоприятные условия среды;

XIII  - умственная отсталость;

XIV  - сексуальное развитие;

XV    - болезни и органические нарушения;

XVI  - физические дефекты.

 

Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребенка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (синдрому), наиболее характерным для данного ребенка.

Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя. Подсчитывается сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам. Помимо количественной обработки результатов проводится их качественный анализ.

Большое количество зачеркнутых отрезков у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также выделить те синдромы, которые в первую очередь определяют нарушения и преодоление которых должно занимать центральное место в работе с ребенком.

              I.      НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.

           II.      Д - депрессия. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома «Д» обычно сопутствуют выраженные синдромы «ВВ» и «ТВ», в особенности в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

        III.      У - уход в себя. Избегание контакта с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

        IV.      ТВ - тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуется ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

          V.      ВВ - враждебность по отношению ко взрослым. Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.

        VI.      ТД - тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

     VII.      А - недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 – отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-18 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

  VIII.      ВД - враждебность к детям (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).

        IX.      Н - неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.

          X.      ЭН - эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6-7 - о серьезных страхах. 8-10 – о прогулах и непунктуальности.

        XI.      НС - невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка, они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.

 

Ориентировочные критерии (по данным В.А.Мурзенко).

Коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 8 до 25 баллов. Свыше 25 баллов свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, эти дети стоят на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.



Карта наблюдений

 

I.              НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

 

1.             Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2.             Плачет, когда ему делают замечания.

3.       Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

4.       Ребёнок "подчинённый" (соглашается на "невыигрышные" роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5.       Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6.       Лжёт из боязни.

7.       Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8.             Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9.             Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

10.         Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11.         Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12.     Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13.     Слишком застенчив, чтобы попросить о чём-то (например, о помощи).

14.     Легко становится "нервным", плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15.     Легко устраняется от активного участия в игре.

16.     Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

 

II.      Д – депрессия

1.             Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чём не заботится.

2.             В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3.             Ведёт себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

4.             В играх иногда активен, иногда апатичен.

5.             В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6.             Выполняя ручную работу иногда очень старателен, иногда нет.

7.             Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере её выполнения.

8.             Рассерженный, "впадает в бешенство".

9.             Может работать в одиночестве, но быстро устаёт.

10.         Для ручной работы не хватает физических сил.

11.         Вял, безынициативен (в классе).

12.         Апатичен, пассивен, невнимателен.

13.         Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14.         Движения замедленны.

15.         Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16.         Взгляд "тупой" и равнодушный.

17.         Всегда ленив и апатичен в играх.

18.         Часто мечтает наяву.

19.         Говорит невыразительно, бормочет.

20.         Вызывает жалость (угнетённый, несчастный), редко смеётся.

 

III.    У - уход в себя

 

1.             Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2.             Не реагирует на приветствия.

3.             Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

4.             Избегает разговоров ("замкнут в себе").

5.             Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

6.             Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

7.             Не проявляет интереса к коллективным играм.

8.             Избегает других людей.

9.             Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет иди в чем-то подозревается.

10.         Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

11.         Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

12.         В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13.         Ведёт себя, подобно "настороженному животному".

 

IV. ТВ - тревожность по отношению к взрослым.

 

1.       Очень охотно выполняет свои обязанности.

2.       Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3.       Слишком разговорчив (докучает своей болтовнёй).

4.       Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

5.       Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.

6.       Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7.       Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8.       "Подлизывается", старается понравиться учителю.

9.       Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10.     Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

11.     Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12.     Пытается "монополизировать" учителя (занимать его исключительно собственной особой).

13.     Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14.     Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15.     Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16.     Полностью "устраняется", если его усилия не увенчиваются успехом.

 

V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым.

 

1.       Переменчив в настроениях.

2.       Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в "хорошем" настроении.

3.       Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4.       Часто бывает в плохом настроении.

5.       При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6.       Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда - равнодушным.

7.       Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

8.       В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9.       Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10.     Очень переменчив в поведений. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11.     Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12.     Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13.     Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

14.     "Бормочет под нос", если чем-то недоволен.

15.     Негативно относится к замечаниям.

16.     Временами лжёт без какого-либо повода и без затруднений.

17.     Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18.     Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

19.     "Дикий" взгляд. Смотрит "исподлобья".

20.     Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21.     Агрессивен (кричит, угрожает» употребляет силу).

22.     Охотнее всего дружит с так называемыми "подозрительными типами".

23.     Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24.     Ведёт себя непристойно.

 

VI.    ТД - тревога по отношению к детям.

 

1.       "Играет героя", особенно когда ему делают замечания.

2.       Не может удержаться, чтобы не "играть" перед окружающими.

3.       Склонен "прикидываться дурачком".

4.       Слишком смел (рискует без надобности).

5.       Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

6.       Любит быть в центре внимания.

7.       Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

8.       Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

9.       Хвастает перед другими детьми.

10.     Паясничает (строит из себя шута).

11.     Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе.

12.     Одевается вызывающе (брюки, причёска - мальчики: преувеличенность в одежде, косметика - девочки).

13.     Co страстью портит общественное имущество.

14.     Дурацкие выходки в группе сверстников.

15.     Подражает хулиганским проделкам других.

 

VII. А - недостаток социальной нормативности (асоциальность)

 

1.             Не заинтересован в учебе.

2.             Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3.             Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4.             Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5.             Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

6.             Никогда добровольно не берётся ни за какую работу.

7.             Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.

8.             Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми

9.             Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10.         Списывает домашние задания.

11.         Берет чужие книги без разрешения.

12.         Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13.         В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

14.         "Нечестный игрок" (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15.         Не может смотреть прямо в глаза другому.

16.         Скрытен и недоверчив.

 

VIII. ВД - враждебность по отношению к другим детям.

 

1.             Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их путать.

2.             Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3.             Надоедает другим детям, пристаёт к ним. 

4.             Ссорится, обижает других детей.

5.             Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6.             Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7.             Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8.             Пристает к более слабым детям.

9.             Другие дети его не любят или даже не терпят.

10.         Дерётся несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.)

 

IX.    Неугомонность.

 

1.             Очень неряшлив.

2.             Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.

3.             Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

4.             В играх совершенно не владеет собой.

5.             Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6.             Неровный, безответственный в ручном труде

7.             Нестарателен в школьных занятиях,

8.             Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

9.             В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.

10.         Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.

11.         Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

 

X.      ЭН - эмоциональное напряжение.

 

1.             Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2.             Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3.             Слишком инфантилен в речи.

4.             Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

5.             Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.

6.             Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

7.             Другие дети пристают к нему (он является "козлом отпущения").

8.             Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.

9.             Часто опаздывает.

10.         Уходит с отдельных уроков.

11.         Неорганизован, разболтан, несобран.

12.         Ведёт себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

 

XI.    НС - невротические симптомы.

 

1.             Заикается, запинается. "Трудно вытянуть из него слово".

2.             Говорит беспорядочно.

3.             Часто моргает.

4.             Бесцельно двигает руками. Разнообразные "тики".

5.             Грызёт ногти.

6.             Ходит, подпрыгивая.

7.             Сосёт палец (старше 10 лет).

 

XII.   С - неблагоприятные условия среды.

 

1.             Часто отсутствует в школе.

2.             Не бывает в школе по несколько дней

3.             Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребёнка в школе.

4.             Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5.             Неряшлив, "грязнуля".

6.             Выглядит так, как будто очень плохо питается.

7.             Значительно некрасивее других детей.

 

ХIII. УО - умственная отсталость.

 

1.             Сильно отстаёт в учёбе.

2.             "Туп" для своего возраста.

3.             Совершенно не умеет читать.

4.             Огромные недостатки в знании элементарной математики.

5.             Совершенно не понимает математики.

6.             Другие дети относятся к нему как к дурачку.

7.             Попросту глуп.

 

XIV. СР - сексуальное развитие.

 

1.             Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу

2.             Задержки полового развития.

3.             Проявляет извращённые наклонности.

 

XV.   Б - болезни и органические нарушения.

 

1.             Неправильное дыхание.

2.             Частые простуды.

3.             Частые кровотечения из носа.

4.             Дышит через рот.

5.             Склонность к ушным заболеваниям.

6.             Склонность к кожным заболеваниям.

7.             Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8.             Частые головные боли.

9.             Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

10.         Болезненные, покрасневшие веки.

11.         Очень холодные руки.

12.         Косоглазие.

13.         Плохая координация движений.

14.         Неестественные позы тела.

 

XVI. Ф - физические дефекты.

 

1.             Плохое зрение

2.             Слабый слух.

3.             Слишком маленький рост.

4.             Чрезмерная полнота.

5.             Другие ненормальные особенности телосложения.

 


 

Карта наблюдений Д.Стотта

 

 

Имя, фамилия ___________________________________   

Возраст _________________________                               

Дата ____________________________

Класс ___________________________

 

 

 

 

 


НД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

 

 

 

ТД

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

7

12

13

14

15

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭН

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НС

2

3

4

1

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СР

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УО

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

1

2

4

5

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения 15 мин.

Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1. Я весь трясусь, когда …

2. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

3. Если тебя разозлили, то нужно…

4, Воспитывать детей нужно с помощью…

5. Ребенок в семье…

6. Мои близкие думают обо мне, что я…

7. Я боюсь идти домой, когда…

8. Я лучше побуду один, чем с…

9. Когда я вижу, что кого-то бьют, мне

10. Бить другого можно, когда…

11. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что…

12. Применение физической силы к более слабому…

13. Родители кричат на детей, когда…

14. Когда у меня будут дети, я никогда…

15. Наша семья была бы идеальной, если бы не…

16. Я хочу побыть один, после…

17. Я убежал бы из дома, если бы…

18. Больше всего я не люблю, когда мои родители…

19. Я хочу, чтобы меня…

20. Приемлемое наказание - это…

Спасибо!

Ответы на вопросы 2, 7, 9, 13,18, 19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии, 3, 4, 11, 20 - когнитивный, 1, 8, 10, 12, 14, 16- поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.

С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем связаны эти эмоции; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия. 

Приложение 5

Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

Инструкция: Уважаемые мамы! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения:

 5 - абсолютно верно.

 4 - скорее всего, это так.

3 - в некоторых случаях верно.

2 - не совсем верно.

1 - абсолютно неверно.

1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.

3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.

4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

5. Чтобы не сделал мой ребенок, я буду любить его.

6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

7. Я редко повышаю голос.

8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно испортить его характер.

9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10. Плохое настроение ребенка не может быть оправданием его непослушания.

11. Я легко могу успокоить своего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду

14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь нежность, даже если он плохо ведет себя.

16. Я многое хотела бы изменить в своем ребенке.

17. Мне нравится быть матерью.

18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться само самостоятельно.

21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, то я уже не могу его остановить.

23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Я часто не могу понять, почему плачет мой ребенок.

 25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто мне досаждает.

27. Ничто не мешает мне любить моего ребенка.

28. Я чувствую, что процесс воспитания слишком сложен для меня

29. Мне приятно проводить время вместе с ребенком.

30. Я раздражаюсь, когда ребенок "липнет" ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело, до конца.

33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует. 35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

38. Меня огорчает, что мой ребенок растет не таким, как мне хотелось бы.

39. Я верю, что могу справиться с большинством проблем в воспитании моего ребенка.

40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство друг другом.

41. Мне часто хочется взять моего ребенка на руки.

 42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка, так как это может избаловать ею.

43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45. Мне достаточно только взглянуть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.

 46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.

47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.

 49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.

50. Я нахожу, что гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала. 51. У меня спокойные, теплые отношения с ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, как он есть.

61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

64. Я часто бываю строгой с ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе.

66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Ключи к опроснику детско-родительского взаимодействия.

1 . Способность воспринимать состояние ребенка- 1, 23, 45, 12 56 (норма -3,7)

2. Понимание причин состояния - 13, 35, 57, 2, 24, 46 (норма — 3).

3. Способность к сопереживанию - 3, 25, 47, 14, 36, 58 (норма-2,8)

4. Чувства в ситуации взаимодействия - 15, 37, 59, 4, 26, 48 (норма-3,3)

5. Безусловное принятие — 5, 27, 49, 16, 38, 60 (норма - 3,2)

6. Отношение к себе как к родителю - 17, 39, 61,6, 28, 50 (норма-3,1)

 7. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия - 7, 29, 5 ' 18, 40, 62 (норма -3,0) 8. Стремление к телесному контакту - 19, 41, 63, 8, 30, 52 (норм 3,3)

9. Оказание эмоциональной поддержки - 9, 3 1, 53, 20, 42, 64 (норма-2,8)

10. Ориентация на состояние ребенка - 2 1 , 43, 65, 10, 32, 54 (норма 2,3)

11. Умение воздействовать на состояние ребенка- 11, 33, 55, 22, 44, 66 (норма - 3,2)

Обработка результатов. Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые указанные в скобках), т.е. согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три - отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), т.е. согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженное качества. Таким образом, заполняющий опросник родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить противоречивые суждения родителей и повысить достоверность полученных оценок. Для получения стандартных баллов необходимо перевести «сырые» баллы по формуле: (а+Ь+с-d-e-f+1)/5, где а, Ь, с - оценки положительных утверждений, d, е, f- оценки отрицательных утверждений. Знак «минус» перед утверждениями означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «абсолютно верно» для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «абсолютно верно» для отрицательного утверждения дается 1 балл. Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1 до 5 баллов.

Список литературы:

Защита детей от жестокого обращения/Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007.

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. u1046 Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006.

Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.: «Эксмо», 2004.

Е.В.Гурова, Н.Ф.Шляхта, Н.Н. Седова "Диагностика психического развития детей"

Учебно - методическое пособие к курсу "Возрастная психология".Москва, Институт молодежи, 1992 г.


РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ

РАНЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации

Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации

Наиболее используемыми являются следующие методики: 1

Наиболее используемыми являются следующие методики: 1

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО

Отношение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится неохотно (2), учится крайне неохотно (1)

Отношение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится неохотно (2), учится крайне неохотно (1)

Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни: 1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;…

Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни: 1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;…

Отношение к курению: 1 — закрепившаяся привычка к курению; 2 — эпизодическое курение; 3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей; 4 — осознанный,…

Отношение к курению: 1 — закрепившаяся привычка к курению; 2 — эпизодическое курение; 3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей; 4 — осознанный,…

I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям

I. НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям

Карта наблюдений I.

Карта наблюдений I.

Взгляд "тупой" и равнодушный. 2

Взгляд "тупой" и равнодушный. 2

V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым

V. ВВ - враждебность по отношению к взрослым

Co страстью портит общественное имущество

Co страстью портит общественное имущество

Неровный, безответственный в ручном труде 3

Неровный, безответственный в ручном труде 3

ХIII. УО - умственная отсталость

ХIII. УО - умственная отсталость

Карта наблюдений Д.Стотта

Карта наблюдений Д.Стотта

Приложение 4 Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии

Приложение 4 Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии

Приложение 5 Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Приложение 5 Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Мой ребенок часто мне досаждает

Мой ребенок часто мне досаждает

Мне удается научить ребенка, что и как делать

Мне удается научить ребенка, что и как делать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2020