Раскрытие способностей обучающихся посредством применения технологии личностно-ориентированного подхода
В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин «личностно-ориентированное обучение».
В содержание этого термина, вкладывают разный смысл. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних, слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, где используются разные формы дифференцированного обучения.
Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения (нормативно-сообразной деятельности общества), и учения (индивидуально значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности.
Специально организуемое обучение является основным, но далеко не единственным источником этого опыта. Существует ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения: его проектирования, реализации в практике работы.
Эти позиции таковы:
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей и способностей как субъекта познания и предметной деятельности;
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт возможность реализовать себя в познании учебной деятельности, поведении;
- содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
- критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качество, характер проявлений);
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться учителем-предметником, с учетом цели развития каждого ребенка, его педагогической поддержки в познавательном процессе, затруднительных жизненных обстоятельствах.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса на уроках музыки предполагает специальное конструирование дидактического материала (схем, таблиц), музыкального материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического и музыкального обеспечения, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Проектирование образовательного процесса в личностно-ориентированной системе обучения не ограничивается, конечно, специальным конструированием учебного материала, обеспечивающим ученику свободу выбора в работе с ним. Важно, как этот материал используется учителем на уроке.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая совместно с ребенком, выделяет различные индивидуальные семантические «ходы» * (семантические «ходы» – те мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом, т.е. один хорошо запоминает материал на слух, другой создает зрительный образ на прослушанное произведение, рассказ учителя) и, опираясь на них, отбирает те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению.
Нередко учитель и ученик по-разному воспринимают одно и то же содержание. Необходимо их согласование, перевод того содержания, которым владеет ученик, на научное содержание, т.е. своеобразное «окультуривание» субъективного ученика. Именно такую задачу должен решать учитель с помощью каждого обучающегося.
Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов, обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать – «давай договоримся, что в это понятие мы вкладываем определенный смысл, и будем в дальнейшем его придерживаться».
Сформируем основные требования к личностно-ориентированному уроку:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащегося;
- создание атмосферы заинтересованности ученика в работе;
- стимулирование учащегося к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование в ходе урока дидактического и музыкального материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создания обстановки для естественного самовыражения ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.