Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
27.02.2017
Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.
КУРОВСКАЯ ВТ.doc
Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности Куровская В.Т., МКОУ «Ключи­Булакская СОШ», учитель начальных классов, I квалификационная категория Сегодня,   как   никогда,   ключевыми   качествами   современной   личности   становятся творчество,   креативность,   умение   отстаивать   свои   позиции   и   позиции   своей   страны, принимать   нестандартные   решения,   быстро   адаптироваться   к   условиям   постоянно изменяющегося мира. Существует   множество   различных   определений   понятия   творчества.   Большой энциклопедический   словарь   дает   такое   обобщенное   определение:   «Творчество   –   это деятельность,   порождающая   нечто   качественно   новое   и   отличающаяся   неповторимостью, оригинальностью и общественно­исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». Творчество   –   это   решение   творческих   задач.   При   этом   творческую   задачу   мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых   методов   и   приемов,   создания   какого­то   нового   принципа   действия,   технологии. Творческий   потенциал   представляет   собой   сложное   понятие,   которое   включает   в   себя компоненты,   представляющие   собой   знания,   умения,   способности   и   стремления   личности преобразовать   (улучшить)   окружающий   мир   в   различных   сферах   деятельности   в   рамках общечеловеческих норм морали и нравственности Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев   личности   является   творчество,   поскольку   в   процессе   человеческой   жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий проявление творчества.  Творчество   –   это   способность,   вбирающая   в   себя   систему   взаимосвязанных способностей­элементов: воображение, ассоциативность, фантазию, мечтательность. Задача   формирования   творческого   потенциала   личности   на   различных   этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Творческая   деятельность  развивает   чувства  детей.   Осуществляя  процесс   творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному   развитию   высших   психических   функций,   таких,   как   память,   мышление, восприятие, внимание.  Творческая   деятельность   развивает   личность   ребенка,   помогает   ему   усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и   трусость.  Создавая   произведения   творчества,   ребенок   отражает   в   них   свое   понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по­новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного. Хочется отметить, что спектр применения   образовательных технологий для развития творческого   потенциала   обучающихся   во   внеурочной   деятельности   намного   шире,   чем   на уроках.   Это   объясняется   тем,   что   применение   таких   образовательных   технологий   как, например:   имитационно­   проектно­исследовательские,   тренинговые   технологии, моделирующие, ролевые игры, организационно­деятельностные игры и др. необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства. Задача внеурочной работы состоит в том, чтобы создать поле продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся, обеспечить личностное развитие всех обучающихся. Внеурочные   занятия   являются   одним   из   компонентов   единого   образовательного пространства (образовательной среды), которое предлагается ученику в качестве условия его развития.   Внеурочные   формы   деятельности   школьников   –   необязательный   элемент образования. Но именно они позволяют расширить социальное поле опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности. Внеурочная   деятельность   конструируется   на   основе   сотрудничества   педагога   с обучающимися, ориентирована на конечный продукт, на презентацию этого продукта в группе обучающихся.   Деятельностно­творческая   среда   способствует   личностному   росту. Совместные   творческие   дела   создают   атмосферу   сотрудничества,   интеллектуального напряжения и духовных усилий.  Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности обучающихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель   которых   –   расширение   и   углубление   знаний   по   предмету,   развитие   способностей, привитие   интереса   и   вкуса   к   самостоятельной   работе,   развитие   инициативы,   творчества обучающихся. В настоящее время образование рассматривается как процесс обучения и воспитания в интересах   личности,   общества   и   государства,   направленный   на   развитие   индивида,   его индивидуальных   умственных,   творческих   и   физических   способностей.   Главной   целью обучения   и   воспитания   является   обеспечение   условий   для   раскрытия   и   развития   всех способностей   и   дарований   с   целью   их   последующей   реализации   в   профессиональной деятельности. Для   успешного   развития   способностей     необходимо   постоянное   стимулирование познавательной деятельности ребёнка, его активное включение в различные виды предметной деятельности.  Дети   всегда   с   удовольствием   принимают   участие   на   различных   внеклассных мероприятиях: конференциях, конкурсах рисунков, конкурсах чтецов, праздниках, концертах и   т.д.,   что   также   играет   положительную   роль   в   развитии   творческого   потенциала обучающихся.   умений     Формирование исследовательских Природа   щедро   наградила   каждого   ребёнка   возможностями   развиваться.   И   каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.   организация исследовательского   обучения   в   учреждениях   образования   является   одной   из   самых актуальных   проблем,   так   как   федеральный   государственный   образовательный   стандарт предполагает   формирование   умения   учеников   самих   получать   ответы   на   поставленные вопросы.    Выпускник   должен   уметь  самостоятельно  мыслить,   видеть   и  творчески   решать возникающие   проблемы.   Это   условие   получает   особую   актуальность  в   современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но обучающиеся не всегда могут ориентироваться   в   огромном   потоке   новой   информации,   выбирать   из   неё   необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Для этого нужно активно включать в образовательный процесс школы исследовательскую деятельность школьников. обучающихся, Внеурочная   деятельность   опирается   на   методику   и   программу   исследовательского обучения   младших   школьников   профессора,   доктора   психологических   наук   Александра Ильича Савенкова. В   ходе   исследовательской   работы   у   младших   школьников   формируются   следующие умения и навыки: ­ навыки самостоятельной исследовательской деятельности;  ­ умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;  ­ навыки овладения методикой сбора и оформления материала;  ­ навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование;  ­ навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; ­ умения оформлять доклад, исследовательскую работу. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы, что формирует опыт научного учебного исследования по предметной тематике, развивает навыки   публичного   выступления,   демонстрирует   уровень   психологической   готовности обучающихся к представлению результатов работы. Исследовательская   деятельность   –   это   один   из   способов   развития   школьников. Выполняя   собственное   исследование,   ученик   не   только   приобретает   новые   знания,   но   и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень   качеств,   которые   развивает   в   себе   ребёнок,   вовлеченный   в   исследовательскую деятельность.   Таким   образом,   вырастает   не   пассивный   созерцатель   жизни,   а   настоящий исследователь, первооткрыватель, творец. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени   начального   общего   образования   являются   ориентировка   младших   школьников   в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять.  Использование информационных технологий дает возможность расширить и углубить уровень   познавательной   активности,   расширить   уровень   индивидуализации   обучения, пробудить   у   обучающихся   стремление   к   углубленному   изучению   учебного   материала, развивать   творческие   способности   обучающихся,   а   также   является   важнейшим   условием повышения качества образования.  В   качестве   одной   из   форм   обучения,   стимулирующих   обучающихся   к   творческой деятельности,   можно   предложить   создание   одним   учеником   или   группой   учеников мультимедийной   презентации,   сопровождающей   изучение   какой­либо   темы   курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе  в форме цифровых фотографий, видео­ и аудиозаписей. Компьютер способен быстро и эффективно научить   детей   самостоятельной   работе   с   объемным   текстом.  Используя   возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект.  Опыт   показывает,   что   самостоятельно   добываемые   учениками   знания   усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает прочнее запоминать культурно­исторические сведения.   Легче   решаются   проблемы   мотивации,   делать   что­то   самому   интересней,   чем заучивать то, что предлагается со стороны. Научиться   видеть   проблему,   ставить   вопрос,   связывать   теорию   с   практикой, анализировать   задачу,   расчленять   ее   на   условия   и   требования   с   последующим преобразованием   структурных   компонентов   в   процессе   решения   –   таков   психолого­ педагогический подход к заданиям, которые требуют от обучающихся творческого подхода. Творческое мышление наиболее активно развивается в задачах нетрадиционных и значимых для практической деятельности. Сегодня  в  процесс  обучения  и   воспитания  широко   внедряется   практика   проведения разнообразных образовательных конкурсов и олимпиад, которые не только поддерживают и развивают  интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют познавательную   активность,   инициативность,   самостоятельность   обучающихся   при подготовке   вопросов   по   темам,   в   работе   с   дополнительной   литературой.   Участие   в предметных конкурсах помогает ребенку формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут проверить знания, умения, навыки не   только   у   себя,   но   и   сравнить   свой   уровень   с   другими,   узнать   много   нового. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.          Конкурсы и олимпиады –   это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя   экспертиза,   которая   дает   объективную   оценку   деятельности   педагога.   Когда школьник   участвует  в предметных олимпиадах и  конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка   характеризует не только   работу педагога, но   и образовательного учреждения в целом.   Возможности,   предоставляемые   предметными   конкурсами,   –   это,   прежде   всего, возможность получить новые знания, выходящие за рамки школьной программы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний   по   предмету.   Успешное   выступление   на   олимпиаде   требует   хорошего интеллектуального   уровня,   развития   устной   и   письменной   речи,   коммуникабельности, способности   ориентироваться   в   незнакомой   обстановке   и   быстро   оценивать   новую информацию, умения сконцентрироваться  на выполнении  поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.  Проведение   олимпиад   и   конкурсов     способствует   выявлению   и   развитию интеллектуальных   и   творческих   способностей   обучающихся,   расширению   кругозора, обогащению   словарного   запаса,   развитию   мотивации   к   изучению   предметов,   повышению уровня   учебных   достижений,   самоутверждению       обучающихся.   Происходит   социальная адаптация   детей   во   время   проведения   конкурсов,   общения   со   сверстниками.   У   детей появляется   самоуважение,   желание   стать   успешнее,   лучше   учиться,   а   у   педагогов   ­ стремление   лучше   работать,   применять   новые   приемы   на   уроках   и   во   внеклассной деятельности.   У   родителей   повышается   уважение   к   школе,   доверие   к   ней.   Они   активнее участвуют в школьных мероприятиях и конкурсах.    Цель   образовательных   конкурсов   и   олимпиад   –   дать   импульс   к   саморазвитию   и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в них способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту обучающихся, помогает профессиональному   самоопределению.   Удовольствие   от   выполнения   заданий   и   радость победы   лауреата   и   участника   могут   «зажечь   путеводную   звезду»   и   привести   к   развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку. Конкурсы и олимпиады – не просто проверка уровня знаний детей. Их преимущество основано как раз на том, что конкурсные и олимпиадные вопросы содержат не заурядные и наскучившие   всем   тесты,   где   правильный   ответ   можно   подобрать,   а   то   и   вовсе   написать наугад, а увлекательные  задания, решить которые можно лишь задействовав  на все 100% собственные исследовательские навыки и смекалку. Каждый ребёнок, принимая участие в конкурсах­олимпиадах, преследует какие­то свои цели. Для самых маленьких этот опыт станет полезным дополнением к основной программе на первых этапах обучения, когда, собственно, и формируются не только начальные умения ребёнка   познавать   окружающий   мир,   но   и   его   отношение   к   учёбе,   науке   и   искусству   на протяжении всей его последующей жизни.  Ценно участие в конкурсах­олимпиадах и для старшеклассников, ведь это не только хороший способ углубить свои знания по отдельным предметам, но и возможность проявить себя   в   целом   как   способного   ученика.   Не   стоит   забывать   и   о   том,   что   участники   после подведения  итогов, как правило,  получают свидетельства,  которые могут стать отличным дополнением к характеристике и аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования. Интернет­олимпиады   и   Интернет­конкурсы   стали   одной   из   составляющих дистанционного образования, которое предполагает интеграцию привычной и удаленной форм обучения,   где   ценны   возможности   ухода   от   традиционных   стереотипов   мышления, наращивание собственного образовательного потенциала, внедрение в процесс обучения таких понятий,   как   интерактивность,   рефлексия,   без   которых   нельзя   обучать   и   воспитывать подрастающее поколение. Интернет­олимпиады   и   конкурсы   –   великолепный   элемент   информатизации образовательного   процесса.   Они   предоставляют   широкие   возможности   приобщения   к культуре   использования   телекоммуникационных   технологий   в   образовании,   позволяют выявлять   наиболее   талантливых   и   творческих   обучающихся   из   «глубинки»   с   целью   их дальнейшей   педагогической   поддержки   и   продвижения.     Еще   одним   преимуществом дистанционных конкурсов является то, что участвовать в них могут все дети, причем как группами, так и индивидуально. Подведение итогов и определение победителей происходит в каждой   возрастной   группе   либо   по   сумме   баллов,   набранных   конкурсантами   по   всем номинациям, либо по каждой номинации отдельно среди всех участников. Ещё одним плюсом дистанционных конкурсов является быстрое получение результатов. По результатам можно отследить   как   свой   индивидуальный   итог,   так   и   результат   группы   в   целом.   Отчет   об олимпиаде или конкурсе обычно публикуется на сервере образовательного центра, который их проводит.  Творческие способности ­ это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют  успешность  выполнения  им  творческой  деятельности   различного рода.  Важно отметить,   что   творческие   способности   не   развиваются   в   стихийных   условиях,   а   требуют специально организованного процесса обучения и воспитания. Лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях – самому быть творческой личностью. Литература: 1. Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа» http://news.kremlin.ru/news/6683 2. Савенков   А.И.   Исследовательское   обучение   и   проектирование   в   современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004 3. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Раскрытие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017