Расовый и этнический состав населения мира

  • docx
  • 12.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала расы.docx

 

Урок географии в 10 классе

Тема: Расовый и  этнический состав населения

 

Цель: сформировать знания о величайшие народы и самые распространенные языки мира, способствовать пониманию современных этнических и религиозных процессов в мире, ознакомить с классификацией стран по национальному составу населения, наиболее распространенными языковыми семьями и группами; развивать умение работать с картами атласа, анализировать столбиковые и круговые диаграммы.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, карта «религии мира», таблицы, диаграммы.

Основные понятия: этнос, племя, народность, нация, языковая семья, религия, христианство, ислам, буддизм.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Проблемный вопрос. Нужны социально-экономической географии знания о этнический и религиозный состав населения? Обоснуйте свои мысли конкретными примерами.

Этнический состав населения имеет очень большое значение в политической и экономической жизни страны и мира. Так, в некоторых многонациональных странах случаются межэтнические конфликты.

Этнический состав населения существенно влияет и на хозяйственную жизнь стран. Несмотря на то, что народы, которые проживают на территории одного государства, интегрированные в общественную жизнь, они, как правило, сохраняют свои национальные традиции в быту, поведении, питании, работе и т.д. Эти особенности нельзя не учитывать, поскольку они важны для эффективной работы хозяйственных объектов, рационального использования трудовых ресурсов.

 

IV. Изучение нового материала

Расовый состав населения

Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние (телесные) признаки.

Состав и структура человеческих рас, (%).

Р А С Ы

http://d3dxadmpi0hxcu.cloudfront.net/goods/ymk/geography/work2/theory/4/str.gif

http://d3dxadmpi0hxcu.cloudfront.net/goods/ymk/geography/work2/theory/4/str.gif

http://d3dxadmpi0hxcu.cloudfront.net/goods/ymk/geography/work2/theory/4/str.gif

http://d3dxadmpi0hxcu.cloudfront.net/goods/ymk/geography/work2/theory/4/str.gif

http://d3dxadmpi0hxcu.cloudfront.net/goods/ymk/geography/work2/theory/4/str.gif

ЕВРОПЕОИДНАЯ
42,9%

МОНГОЛОИДНАЯ ()
19,1%

НЕГРОИДНАЯ
7%

АВСТРАЛОИД

НАЯ
0,3%

СМЕШАННЫЕ ГРУППЫ
около 30%

С ростом численности населения Земли народы разных рас всё больше общались между собой. Так появились смешанные расы  мулаты (потомки негров и европейцев), метисы(потом­ки индейцев и европейцев), самбо (потомки индейцев и негров)

 Этнический состав населения

Этнос - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, где люди имеют собственный язык, культуру, понимание своего единства и отличия от других этносов. Основными формами этноса являются племя, народность, нация.

Культуру, быт, происхождения и расселения народов изучает наука этнография.

По разным данным на Земле насчитывается 3-4 тыс. народов и народностей, 7 народов насчитывают более 100 млн.: (китайцы (ханьцы) - 1 млрд. 190 млн., хиндустанци - 265, бенгальцы - 225, американцы - 205, бразилианке - 175, русские - 150, японцы - 123 млн.).

2. Классификация стран по национальному составу населения

По национальному составу выделяют три группы стран: однонациональная (более 90 % населения являются представителями одной нации, около 20 государств, Дания, Швеция, Португалия, Италия, Ирландия, Греция и др.), двунаціональные (Бельгия: фламандцы, валлоны) и многонациональные. Большинство стран мира являются многонациональными.

3. Языки народов мира

Главным признаком народа является общность языка. В современном мире насчитывается от 2,5 до 5 тыс. различных языков. По степени родства языки объединяются в языковые семьи.

Задание 2. Проанализируйте карту народов мира в атласе. Определите, какие языковые семьи являются наиболее распространенными, где они распространены.

Самая большая по численности языковая семья - индоевропейская, на нем говорят более 150 народов (45 % населения мира, в Европе - 94,5 %). Китайско-тибетская языковая семья - вторая по численности (22,6 % населения мира); ее языках (китайском, тибетском, бирманской) разговаривают более 1,1 млрд. чел.

К наиболее распространенным языкам мира относятся: китайский (1,3 млрд. человек), английский (450 млн. человек), хинди и урду (350), испанский (300), русский (240), бенгальский, индонезийский, арабский (по 180), португальский (170), японский (123), немецкий и французский (по 100). На этих языках разговаривает почти 70 % населения мира.

Задача 3. Объясните, чем, по вашему мнению, объясняется распространенность этих языков.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопрос для обсуждения. Приведите примеры влияния этнического и религиозного состава населения на политическую, экономическую и духовную стороны жизни человека. Объясните, как вы понимаете выражение: «Человек входит в мир через свою национальность».

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!..

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

О каком типе воспроизводства здесь может вестись речь? Назовите  основные признаки этого типа.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Диалог между мужем и женой.

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с бабушкой и дедушкой, а мне хотелось бы в их отсутствии поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж. Да ты с ума сошла!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

О каком типе воспроизводства здесь может вестись речь? Назовите  основные признаки этого типа.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!..

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

О каком типе воспроизводства здесь может вестись речь? Назовите  основные признаки этого типа.

 

 

 

 

 

Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Диалог между мужем и женой.

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с бабушкой и дедушкой, а мне хотелось бы в их отсутствии поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж. Да ты с ума сошла!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

О каком типе воспроизводства здесь может вестись речь? Назовите  основные признаки этого типа.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!..

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

О каком типе воспроизводства здесь может вестись речь? Назовите  основные признаки этого типа.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Диалог между мужем и женой.

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с бабушкой и дедушкой, а мне хотелось бы в их отсутствии поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж. Да ты с ума сошла!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

О каком типе воспроизводства здесь может вестись речь? Назовите  основные признаки этого типа.

 

 

 

Урок географии в 10 классе

Тема: Религиозный состав населения

 

Цели: сформировать представление о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии.

Ход урока

I.                    Опрос

I.                    Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие на­роды к ним относятся?

2.                   Какой из народов зарубежных стран, родственных якутам и тувин­цам, самый многочисленный?

3.                   В каких природных зонах живет большинство представителей этой языковой семьи?

4.                   Покажите на карте современные очаги национальных конфликтов. Укажите причины их появления.

II.                 Изучение нового материала

Учитель. Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все сто­роны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает су­щественное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов не­скольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или эт­нические (проповедуются среди населения одной страны или среди од­ного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.

Классификация религий

http://tak-to-ent.net/images/109geogr10/13.png 

Задание: На основе карт атласа заполнить таблицу «Основные рели­гии мира».

http://tak-to-ent.net/images/109geogr10/14.png 

Задание: Отметить на контурных картах страны распространения од­ной из мировых религий. Работа может быть организована по вариантам или по группам.

III.               Закрепление изученного материала

Вопросы для дискуссий:

1.  Почему основные религии мира возникли именно в Азии?

2.  Объясните причины распространения мировых религий, и нерасп­ространения национальных религий.

3.  Почему приверженцев местных верований много в Африке и в Ла­тинской Америке?

4.   Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали исполнять роль религиоз­ных центров?

5. В чем влияние религии на хозяйство и демографическую ситуацию этих стран?

6.  Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?

IV.  Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок географии в 10 классе

Тема: Размещение населения

Цели: закрепить и привести в систему знания и умения по теме “размещение населения мира”; формирование потребности в приобретении знаний: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.выявить причины неравномерного размещения населения мира; закрепить умение анализировать тематические карты

Ход урока

I.  Организационный момент. 

II. Проверка домашнего задания.

- Отвечаем утверждением или отрицанием: верно, не верно:

1. В понятие “качество населения” входят показатели – средняя продолжительность жизни и уровень грамотности.

2. Примерно в половине стран мира преобладает женское население. Особенно в странах СНГ и Зарубежной Европы.

3. Экономически активное население – часть трудоспособного населения, вовлеченная в процесс воспроизводства. В среднем в мире 49%.

4. Классификация народов по языку – подразумевает происхождение нескольких языков от одного “праязыка”. В мире на первом месте по распространенности – сино-тибетская языковая семья.

5. Когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуется однонациональное государство.

III. Изучение нового материала.

1. Тема  урока: “Размещение и миграции населения”; сегодня мы познакомимся с особенностями размещения населения; выявим причины неравномерного размещения населения и механического движения людей. Вспомните определение Размещения населения.

(Распределение населения – это пространственный рисунок размещения населения на определенной территории.)

Задание: по карте плотности населения мира в атласе определите, в каких районах земли плотность населения выше?

- На земле выделяются 7 районов с наибольшей концентрацией населения:

1) Восточная Азия

2) островная часть и юг полуостровной части юго-восточной Азии

3) южная Азия: полуостров Индостан

4) Ближний Восток с районами возникновения древнейших цивилизаций в долинах Нила и Палестины

5) Центральная и южная часть западной Европы

6) Наиболее развитые в промышленном отношении р-ны США северо-восток и Калифорния

7) Центральные районы Мексики, отгороженные от морских побережий горами.

На этих территориях проживает около ? всего населения земного шара.

- Какие районы практически не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральные части Австралии, Высокогорные области Азии и районы пустыни Сахара в Африке.)

2. Охарактеризуйте по данным таблицы распределение населения по высотным поясам:

 

Регион

Ниже 200 м

От 200 до 500 м

От 500 до 1000 м

От 1000 до 2000м

Выше 200 м

Европа

69

24

7

...

...

Азия

56

24

12

...

...

Африка

32

24

21

21

2

- Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку. Чем можно объяснить этот факт? (Африка высокий материк, в рельефе преобладают возвышенные равнины, с высотами от 1000 м)

исключительно плотно заселенные горы (Анды на территории Перу, Боливии)

. Охарактеризуйте население мира по степени удаленности от моря (рисунок 15, с. 76, учебник)

- Большинство населения Земли проживают на прибрежных территориях.

4. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Докажите это, используя климатическую карту мира.

(Самые густонаселенные районы находятся на субтропическом, субэкваториальном и на юге умеренного климата).

5. Выводы: размещение населения крайне неравномерно; на размещение населения изначально влияли природные условия (рельеф, климат, близость морей)

IV. Итог урока

- 70% людей проживают на 7% территории

- 80% населения размещается на равнинах (28% от площади).

- 50% обитаемой суши имеет менее 5 человек на 1 кв.км

- необитаемо 15 % суши

- Из 100 человек 80 проживают на равнинах.

- 200-км зоне побережья морей сосредоточенно 50% населения.

- Максимальная плотность в Восточной и Южной Азии – в среднем 200 человек на 1 кв. км (может достигать 2000 человек на 1 км2).

- 90% мирового населения проживает в Северном и Восточном полушариях.

Б) Продолжаем работать с партнерами по плечу и отвечаем на вопрос: кроме природных условий, какие еще факторы влияют на размещение людей?

1. Влияние экономических факторов:

а) Занятость в сельскохозяйственных работах (трудоемкое рисосеяние в Восточной и Южной Азии, средняя плотность - 200 чел. на 1 кв. км, в некоторых районах 1500-2000 чел. на 1 кв. км;

б) В промышленных районах Европы и США-1500 чел. на 1 кв. км.

2. В местах, где есть богатые природные ресурсы;

3. Ближе к транспортным и торговым путям.

V.  Домашнее задание

 

Регион

Ниже 200 м

От 200 до 500 м

От 500 до 1000 м

От 1000 до 2000м

Выше 200 м

Европа

69

24

7

...

...

Азия

56

24

12

...

...

Африка

32

24

21

21

2

 

Прочитайте текст, ответьте на вопросы к нему.

Диалог между мужем и женой.

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с бабушкой и дедушкой, а мне хотелось бы в их отсутствии поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена. Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребенка!

Муж. Да ты с ума сошла!

Вопросы:

В каких странах могут происходить данные сцены?

О каком типе воспроизводства здесь может вестись речь? Назовите  основные признаки этого типа.

 

Регион

Ниже 200 м

От 200 до 500 м

От 500 до 1000 м

От 1000 до 2000м

Выше 200 м

Европа

69

24

7

...

...

Азия

56

24

12

...

...

Африка

32

24

21

21

2

 

 

Регион

Ниже 200 м

От 200 до 500 м

От 500 до 1000 м

От 1000 до 2000м

Выше 200 м

Европа

69

24

7

...

...

Азия

56

24

12

...

...

Африка

32

24

21

21

2

 

 

Регион

Ниже 200 м

От 200 до 500 м

От 500 до 1000 м

От 1000 до 2000м

Выше 200 м

Европа

69

24

7

...

...

Азия

56

24

12

...

...

Африка

32

24

21

21

2

 


 

Скачано с www.znanio.ru