Распространение художественной росписи по дереву на территории страны. Классификация
изделий по назначению, способу изготовления, художественному оформлению, тематике,
названию сложившихся промыслов.
Дерево - один из наиболее распространенных материалов в производстве изделий народных художественных
промыслов. Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. Мастера народных промыслов
умели выявлять его красоту, использовать пластические свойства. Искусством обработки дерева издавна
славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом
главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской,
Нижегородской, Владимирской губерний.
Дерево широко используют в производстве скульптур, разнообразных изделий бытового назначения, игрушек,
декоративных изделий – настенных тарелок, панно, а также различных сувениров – памятных плакеток,
макетов, брелоков и пр.
Для изготовления художественных изделий и сувениров применяют древесину различных пород деревьев,
хорошо поддающуюся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отделке (шлифованию,
полировке, росписи). Принимаются во внимание также художественные особенности текстуры древесины,
природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап и капокорень, древесный картон
(папье-маше), бересту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.
Свойства готовых изделий во многом зависят от свойств исходных материалов. Так, при выборе древесины
большое значение имеет принадлежность ее к лиственным или хвойным породам.
Наибольшее распространение в производстве художественных изделий и сувениров из дерева имеет древесина
мягких лиственных пород: липы, березы, ольхи, осины, дуба; реже - твердых: ореха, самшита и др. Из хвойных
пород деревьев в незначительных количествах используют древесину сосны и ели, тисса, можжевельника.
Липа имеет древесину белого цвета с розоватым или красноватым оттенком, древесина легкая, мало
растрескивается и коробится, хорошо режется.
Береза обладает древесиной белого цвета с мягким красноватым или желтоватым оттенком; древесина прочная,
хорошо обрабатывается. Особенно красивой текстурой и ценными свойствами (очень твердая, не
растрескивается) обладает древесина карельской березы.
Ольха имеет белую древесину, быстро краснеющую на воздухе. Это довольно хрупкая и ломкая порода,
подвергающаяся гниению и короблению, но легкая, мягкая, легко поддающаяся обработке.
Осина обладает древесиной желтовато-белого цвета, иногда с легким зеленоватым оттенком. Она легка,
хорошо режется.
Дуб имеет красивую текстуру и цвет. Окраска его древесины различна: ядро от светлого до темно-бурого цвета,
древесные слои желтовато-белые. Древесина дуба характеризуется высокой прочностью и твердостью,
стойкостью к гниению, способностью изгибаться.
Ясень имеет текстуру белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком и светло-бурой сердцевиной
(ядром). Древесина ясеня отличается высокой прочностью и вязкостью.
Древесину указанных пород применяют для разных токарных и столярных художественных изделий.
Орех имеет древесину красивого коричневато-серого цвета с разнообразным рисунком. Хорошо
обрабатывается, полируется.
Кизил имеет красивую, плотную структуру древесины; она прочна, упруга.
Самшит обладает древесиной желтого цвета, иногда с сероватым оттенком, очень твердой и тяжелой. Находит
широкое применение для изготовления художественных изделий с миниатюрой декоративной резьбой.
Искусство 17 века. Общая характеристика, стили. Испания. Эль Греко. (Произведения,
особенности живописи).
Особое место в испанской живописи второй половины 16 – начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико
Теотокопули, 1541– 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего
самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Его творчество, аристократическое,
утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации.
Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни – острый
кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества,
душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для
Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие
социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли
подвергнуть сомнению все – даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим
выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом. Самое
значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586–1588,
Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о
неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит
средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в
сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. На фоне черных нарядов
идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с
небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически
воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы.
Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине –
остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров – воплощение духовной
красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость
ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед
совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-
неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого
драматизма дана в сопряжении с темой неба – что характерно для Эль Греко Тонкая проницательность
художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности
духовного облика людей. Круг портретируемых Эль Греко широк – он дает представление о различных типах
людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов,
писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных
от жизни испанских идальго, людей из народа. Художнику чужда психологическая статика придворных
испанских портретов 16 века. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух
испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль
Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели.
За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний
огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк,
Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Он внешне сдержан,
торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном,
разделенным по вертикали на две равные части. Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении
разлетающихся складок светло-малиновой мантии – с преломляющимися в ней лучами света, с черными
тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика.
Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир
инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.