Распространение художественной росписи по дереву на территории страны. Классификация изделий по назначению, способу изготовления, художественному оформлению, тематике, названию сложившихся промыслов.

  • docx
  • 10.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новый документ (24).docx

Распространение художественной росписи по дереву на территории страны. Классификация

изделий по назначению, способу изготовления, художественному оформлению, тематике,

названию сложившихся промыслов.

Дерево - один из наиболее распространенных материалов в производстве изделий народных художественных

промыслов. Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. Мастера народных промыслов

умели выявлять его красоту, использовать пластические свойства. Искусством обработки дерева издавна

славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом

главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской,

Нижегородской, Владимирской губерний.

Дерево широко используют в производстве скульптур, разнообразных изделий бытового назначения, игрушек,

декоративных изделий – настенных тарелок, панно, а также различных сувениров – памятных плакеток,

макетов, брелоков и пр.

Для изготовления художественных изделий и сувениров применяют древесину различных пород деревьев,

хорошо поддающуюся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отделке (шлифованию,

полировке, росписи). Принимаются во внимание также художественные особенности текстуры древесины,

природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап и капокорень, древесный картон

(папье-маше), бересту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.

Свойства готовых изделий во многом зависят от свойств исходных материалов. Так, при выборе древесины

большое значение имеет принадлежность ее к лиственным или хвойным породам.

Наибольшее распространение в производстве художественных изделий и сувениров из дерева имеет древесина

мягких лиственных пород: липы, березы, ольхи, осины, дуба; реже - твердых: ореха, самшита и др. Из хвойных

пород деревьев в незначительных количествах используют древесину сосны и ели, тисса, можжевельника.

Липа имеет древесину белого цвета с розоватым или красноватым оттенком, древесина легкая, мало

растрескивается и коробится, хорошо режется.

Береза обладает древесиной белого цвета с мягким красноватым или желтоватым оттенком; древесина прочная,

хорошо обрабатывается. Особенно красивой текстурой и ценными свойствами (очень твердая, не

растрескивается) обладает древесина карельской березы.

Ольха имеет белую древесину, быстро краснеющую на воздухе. Это довольно хрупкая и ломкая порода,

подвергающаяся гниению и короблению, но легкая, мягкая, легко поддающаяся обработке.

Осина обладает древесиной желтовато-белого цвета, иногда с легким зеленоватым оттенком. Она легка,

хорошо режется.

Дуб имеет красивую текстуру и цвет. Окраска его древесины различна: ядро от светлого до темно-бурого цвета,

древесные слои желтовато-белые. Древесина дуба характеризуется высокой прочностью и твердостью,

стойкостью к гниению, способностью изгибаться.

Ясень имеет текстуру белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком и светло-бурой сердцевиной

(ядром). Древесина ясеня отличается высокой прочностью и вязкостью.

Древесину указанных пород применяют для разных токарных и столярных художественных изделий.

Орех имеет древесину красивого коричневато-серого цвета с разнообразным рисунком. Хорошо

обрабатывается, полируется.

Кизил имеет красивую, плотную структуру древесины; она прочна, упруга.

 

Самшит обладает древесиной желтого цвета, иногда с сероватым оттенком, очень твердой и тяжелой. Находит

широкое применение для изготовления художественных изделий с миниатюрой декоративной резьбой.

Искусство 17 века. Общая характеристика, стили. Испания. Эль Греко. (Произведения,

особенности живописи).

Особое место в испанской живописи второй половины 16 – начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико

Теотокопули, 1541– 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего

самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Его творчество, аристократическое,

утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации.

Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни – острый

кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества,

душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для

Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие

социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли

подвергнуть сомнению все – даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим

выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом. Самое

значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586–1588,

Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о

неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит

средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в

сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. На фоне черных нарядов

идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с

небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически

воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы.

Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине –

остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров – воплощение духовной

красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость

ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед

совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-

неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого

драматизма дана в сопряжении с темой неба – что характерно для Эль Греко Тонкая проницательность

художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности

духовного облика людей. Круг портретируемых Эль Греко широк – он дает представление о различных типах

людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов,

писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных

от жизни испанских идальго, людей из народа. Художнику чужда психологическая статика придворных

испанских портретов 16 века. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух

испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль

Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели.

За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний

огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк,

Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Он внешне сдержан,

торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном,

разделенным по вертикали на две равные части. Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении

разлетающихся складок светло-малиновой мантии – с преломляющимися в ней лучами света, с черными

тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика.

Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир

инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.