Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"
Оценка 4.8

Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"

Оценка 4.8
Домашняя работа +3
doc
искусство +1
5 кл
04.06.2019
Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"
Музыка Георгия Свиридова «Мель» музыкальные иллюсрации к повести А.С. Пушкина. Георгий Свиридов говорил о Александре Сергеевиче Пушкине, но я считаю что его же слова относятся и к нему: "Природа мать, когда б таких людей ты иногда не посылала миру - заглохла б нива жизни...."
рассказ о музыке свиридова.doc
Музыка Георгия Свиридова «Мель» музыкальные иллюсрации к повести А.С. Пушкина.  Георгий Свиридов говорил о Александре Сергеевиче Пушкине, но я считаю  что его же слова относятся и к нему: "Природа мать, когда б таких людей ты  иногда не посылала миру ­ заглохла б нива жизни...." Среди многочисленных  произведений российского и советского композитора  XX  века Георгия Свиридова ( 1915 ­ 1998)  особое место занимают его  Музыкальные иллюстрации к повести  А. С. Пушкина "Метель", созданные к  одноименному фильму и объединенные в сюиту для симфонического  оркестра.   Сюита включает 9 номеров, насыщает пушкинскую повесть и фильм  красотой, эмоциональностью и выразительностью музыки, делает пушкинское творение еще более  задушевным, поэтичным и одухотворенным.  Название повести А. С. Пушкина символично.  "Метель" ­ это не только  пейзаж зимней непогоды, но и та буря чувств, которая владеет молодыми  влюбленными сердцами.   "Метель" ­  это и образ неуправляемой стихии, того рокового стечения  обстоятельств, которые разрушают все планы юной влюбленной пары (Марьи  Гавриловны и Владимира) тайно обвенчаться из ­ за противодействия  родителей.  Однако, заблудившийся в  снежной  круговерти, жених Владимир  опаздывает на венчание, а Марья Гавриловна по недоразумению и в смятении  чувств обвенчалась с совсем чужим для нее человеком, приняв его за  опоздавшего жениха Владимира.  Таким образом, метель разрушает  романтическую влюбленность  юных влюбленных и одновременно создает  возможности для будущего союза Марьи Гавриловны и полковника Бурмина. Наиболее ярко и полно  концептуальный смысл  повести "Метель" выражен в  музыке "Романса".     Вне фильма , в концертном исполнении, он приобретает большую самостоятельность, глубину и эмоциональную насыщенность,  пробуждает размышления о трагичности и мудрости Жизни, о поэтичности и  хрупкости первой любви, которую могут разрушить случайные  неблагоприятные обстоятельства, о вере в возможность духовного взросления личности, пережившей страдания и тяжелые жизненные испытания.  Действие повести происходит в начале XIX века, связано с Отечественной  войной  1812 года.   Чтобы передать дух далекой эпохи, мироощущение ее  современников , композитор XX века  Георгий  Свиридов прибегает к  стилизации   ­ сознательному использованию некоторых черт романсовой  любовной лирики XIX века.   Стилизация  ­ это не копирование чужих образцов.  В творческой стилизации  на воспроизводимый стиль другой эпохи  накладывается мощь собственного  стиля  автора, печать  творческой индивидуальности композитора XX века.  "Романс" открывается коротким вступлением медленного, тяжелого,  аккордового характера, которое звучит как "знак"  роковой Судьбы. Сразу  после траурного вступления, подчеркивая романсовость, звучит фортепиано    (чередование басов с арпеджированными аккордами)  как аккомпанемент к  мелодии "Романса".  Мелодия  поражает своей  нежной красотой и  выразительностью. При первом  появлении она звучит в исполнении певучей и  задушевной скрипки. Тема мелодии "Романса"  повторяется пять раз, но  каждый раз в новом тембровом, динамическом, фактурном обрамлении. При  втором проведение звучат верхние подголоски деревянных духовых  инструментов, при третьем проведении происходит нарастание напряжения ­  композитор использует для этого вихревые нисходящие пассажи струнных,  имитирующих образ метели в природе и в сердцах влюбленных.  Четвертое  проведение ­ кульминация , точка наивысшего  напряжения и трагизма.   Здесь композитор использует громкий и тревожный тембр трубы.  Ее мощное  звучание поддерживается фортепиано ­ тяжелые октавы и диссонирующие  аккорды в басах.  Пятое проведение мелодии "Романса"  ­ возвращение к звучности piano, акварельным краскам струнных и деревянно ­ духовых  инструментов.   Так заканчивается история краха первой любви, но светлое звучание оркестра внушает надежду на обретение новой любви в более зрелом возрасте.   Исполняет "Романс" Большой симфонический оркестр под управлением  знаменитого русского дирижера Владимира Федосеева.   Дирижер сумел  передать соответствует характеру музыки "Романса", содержанию и духу  повести А. С. Пушкина.   Свиридов ­ гений, но не менее гениально донесено до нас исполнение этой чудесной музыки. Владимир Иванович Федосеев­  российский дирижёр, педагог, профессор.  Художественный руководитель и главный дирижёр Большого  симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с 1974 года. Народный  артист СССР .  В  1999 году получил Медаль Пушкина — в ознаменование  200­летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства.

Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"

Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"

Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"

Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"

Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"

Рассказ о музыке Г.Свиридова "Метель"
Скачать файл