Рассуждения учителя "Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?"
Оценка 4.6

Рассуждения учителя "Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?"

Оценка 4.6
Мероприятия +6
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
16.10.2022
Рассуждения учителя "Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?"
Рассуждения учителя "Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?"
Кондратова.doc

Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?

 

«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.»

М. Булгаков

  Современный школьник настаивает на том, что учитель не должен быть только преподавателем, передатчиком, контролером  усвоения, оценщиком  знаний. Ум и эрудиция  для них – это само собой. Вместе с уроками они хотели бы воспринимать и отношение этого  человека ко всему: к литературе, музыке, искусству, ко всему миру.

При самых безупречных способах передачи информации , когда предусмотрена и дифференциация, и индивидуализация, и эффективная обратная связь, необходимо еще психологическое взаимодействие учителя  и ученика, заставляющее задуматься ученика над своими достижениями в обучении, интеллектуальным ростом. Интеллект – это безостановочный жизненный эскалатор, устойчивый личностный комфорт, авторитет у сверстников, признание будущих коллег. Они, ученики, требуют задач для ума, стремления к истинной работе мысли, к разрешению подлинных, жизненных противоречий. Это и есть школа  познания. А как часто мы, учителя, занятые всякими другими проблемами не считаемся с мнением учеников. Не задумываемся над тем, почему изучаемая  тема не вызывает интереса, а еще куда хуже –  перестает быть интересной. Не  анализируем, не корректируем свою работу. И в этом случае неизбежно вместо пользы приносим вред. Понять свою ошибку – не всегда легко. И не  велика цена людям, которые умеют только хотеть, но не способны  к действию, преодолению  преград, не имеют привычки работать много, всерьез, с напряжением. Уходят те времена, когда ученик был пассивным участником образовательного процесса, теперь главная задача учителя научить ребенка проявлять самостоятельность в обучении и развивать свои творческие способности. 

      Обществу нужны высокоподготовленные специалисты, способные созидать в научно-технической сфере. Учитель должен вырастить человека, у которого нет противоречий между  «могу» и « не умею»,  и чьи интеллектуальные, творческие  и деловые потенции неразделимы. Учитель , который хочет, чтобы его ученики задумались над своим внутренним потенциалом, должен «завладеть» им. Это, к сожалению, удается не многим. Мало таких  учителей, которые могут увлечь. Это большое искусство и тяжелая работа. И тут ответы на вопросы анкеты  учеников ведут к дальнейшим размышлениям.

Никогда еще сумма людей , каждый из которых сам по себе по каким – то человеческим и профессиональным параметрам  очень хорош, не становилась коллективом, если у них нет общей цели. Изучая структуру всякого коллектива, начинают сейчас с поиска Лидеров. Лидеры в школе есть. Их знания  безупречны, опыт бесценен, результаты – превосходны. Кто – то хочет дотянуться до интеллектуального лидера, кто-то –  до гения интеллектуального общения, кто – то до эталона методического совершенства. Долго коллеги и администрация гимназии  прислушивались к моим словам о новых  подходах в преподавании, исследовании в действии, Lesson Study,стараясь углядеть   «искру божию»; молодые специалисты же  принимали мое выступление просто как факт. Руководители школ, которые испытывают чувство ответственности за  реформы, скорее вовлекут преподавателей и учащихся в процесс осуществления и поддержания преобразований, и я  очень рада, что администрация нашего учебного заведения обратила внимание на ту работу, которую я начала.

     Поворотным моментом к новой логике действия в коллективе учителей  стали актуальные  вопросы повышения качества обучения в ходе проведенных мною коучингов на тему «Развитие метапознания», «Компетентностный подход  в преподавании», «Повышение мотивации учащихся», в ходе проведения  коучингов мною был использован метод фокус-групп  - довольно качественный метод исследований; он  заключается в проведении группового интервью (дискуссии), с целью выяснения мотивов, действий, предпочтений людей в рамках определенной заданной темы.(Петров Д., 2000)

Задача фокус – группы  учителей на первом этапе своей работы заключалась в том, чтобы собрать как можно больше данных, представляющих разные точки зрения о эффективности  процесса обучения  и показывающих как можно большее число возможностей  коллектива гимназии в решении этого вопроса. На втором этапе работы задача фокус - группы заключалась в формулировке конечной  цели – улучшения школьной практики преподавания. После детального анализа перед учителями гимназии предстала полная картина текущего положения в гимназии по данному вопросу, с которой был согласен каждый и которая требует принятия взвешенных, рациональных решений. Таким образом, у участников фокус – группы сложились  представления о действиях, ведущих к достижению желаемых результатов.

Далее фокус – группой был очерчен  круг проблем:

- Недостаточная работа по формированию у учащихся общеучебных умений и навыков,

-Недостаточная сформированность культуры умственного труда и воспитания в процессе обучения.

- Низкая  мотивация всех участников процесса на его качество: учащихся, педагогов, родителей.

- Недостаточная разработка системы индивидуализации и дифференциации обучения для обучающихся.

  - Слабые метакогнитивные навыки учащихся, отсутствие саморефлексии, низкая  саморегуляция и не владение  методикой   самооценивания.  

     Основанием для постановки цели Программы развития гимназии явились: аналитическая и экспертная  работа  фокус – группы, результаты анкетирования и интервьюирования  учителей и родителей, а также выявленные противоречия  между возрастающим объемом информации, которую необходимо отразить в учебных предметах и навыками самообучения.; между потребностью в профилизации обучения на основе  партнерского взаимодействия с различными типами образовательных учреждений и отсутствием механизмов их социального партнерства, сотрудничества и взаимодействия.   анализ своих сильных и слабых сторон на основе фактических данных.

    . Оценив актуальность развития навыков самообучения, педагоги  разработали стратегический план работы, четко обозначив основные приоритеты: Развитие  метапознания учащихся, формирование навыков саморегуляции и самооценивания.

   Самооценка и анализ  школы  были интегрированы  в годовой цикл управления школой и вовлекли в разработку программы  всех работающих   в школе людей, а также заинтересованных лиц  - родителей и учеников  с обязательными мониторингом и оценкой (проверкой  эффективности  плана развития , т.е. то, что разработанный план работает и  гарантирует улучшения в тех сферах, которые являются наиболее важными для учащихся).

    Инструментом для достижения  поставленных целей учителями выбрано рефлективное преподавание; оно  предполагает «постоянное размышление, обдумывание своих действий. Стратегии рефлективного преподавания способствуют самопознанию учащихся, так как  основаны на том, что учащийся — активный исследователь, а не пассивный получатель информации, рефлективное преподавание  рассматривает учителя в качестве помощника, а не просто источника информации.  (Скрябин, 2002; с.13)

 Стратегии рефлективного преподавания опираются на приемы технологии  Критического Мышления, которые  позволяют учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.

   Критериями успешной работы коллектива будет владение учениками приемами саморегуляции и метопознания, объективное взаимооценивание и самооценивание, создание коллаборативной среды.

       Стратегический план  предусматривает проведение коучингов, менторингов, мастер – классов по проблемам развития критического мышления, развития саморегуляции, критериального оценивания, лидерства в образовании

  Работа с учителями планируется таким образом, что учителя непрерывно, на протяжении всего учебного года осваивают модули уровневых Программ, предложенных Центром Педагогического Мастерства и факультетом образования Кембриджского университета: Новые подходы в преподавании и обучении. Критическое мышление. Оценивание. Использование ИКТ. Обучение талантливых и одаренных учеников. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Управление и лидерство.  Здесь главные мои помощники – учителя, окончившие третий уровень Программы повышения квалификации  и  учителя Методического объединения  предметов  естественно – биологического цикла.

« Наша страна делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. Поэтому очень важно, чтобы наши дети получали качественное образование. «Умную экономику» должны делать умные люди. И в их воспитании огромна роль педагога.  Учителя узнают новые методики и обучающие технологии, в которых учтен мировой опыт.» (Жумагулов Б.Т, 2012)

Планирование коучинга и менторинга направлено на  их совершенствование в преподавания и  одновременно на изучение теоретических вопросов  Программы. Основной акцент  в обучении делается на проведение менторинга  для учителей – молодых специалистов, имеющих небольшой стаж работы, потому что  им легче воспринимать новые методы , приемы и стратегии, легче изменить свои стереотипы и они более  реалистично  осознают ценность активной формы обучения.

На базе гимназии работает Ресурсный Центр, поэтому в  стратегический план развития гимназии включена работа с учителями магнитных школ: проведение коучингов по теме «Новые подходы в преподавании и обучении.» , «Критическое мышление и метапознание», «Обучение талантливых и одаренных учеников». Первые сессии  с учителями района уже  проведены 23 октября и 25 октября текущего года. Также запланированы коучинги и мастер – классы с учителями  на период зимних  и весенних занятий учеников ресурсного центра. Хочется отметить, что коллеги магнитных школ были удивлены организованной  с ними работой, очень  активно участвовали в коучинг – сессиях, мастер – классах . Коучинг на тему  «Работа с одаренными» так вовлек их в обсуждение, что потребовалось  второе занятие для того, чтобы полностью разобраться в вопросах темы.   В рефлексивных листах  коллеги магнитных школ  довольно  высоко оценили проведенные мероприятия, выразили искреннюю благодарность администрации гимназии за  организованную с ними работу. Это говорит о том, что учителям сельских школ далеко небезразличны проблемы образования в республике.

Кроме того, новые стратегии, методы   и приемы преподавания  применяются учителями, работающими с учениками магнитных школ не только в изучении теоретических вопросов по прикладным курсам и курсам по выбору,  но и при проведении  практических занятий;  работа с учениками  Ресурсного Центра обязательно предусматривает проектную и исследовательскую работу, и здесь важно отследить результаты своей работы в новом  формате.  Особое внимание при обучении уделяется анализу выполненной работы, логическим выводкам и прогнозированию результатов. Принято считать, что хороший урок – это урок, где есть какие – то особенные методические приемы, неожиданные параллели, оригинальные сопоставления. Согласна. Но иногда простой анализ собственной деятельности дает  куда больше  результативности.

 Ресурсный центр  реализует программу «Школа Лидера»; и это очень важно, потому что сельские дети скованны, стеснительны, робки – им очень  трудно высказывать собственное мнение  по той или иной позиции. Занятия по названной программе как раз - таки учит ребят работе  в группах и смело отстаивать свою позицию. Сталкиваясь с пассивностью учеников, мы не ставим перед ними сложные, спорные вопросы, считая:  «Где уж им!» Это наша общая  учительская  ошибка, которая превращает временную пассивность  класса в устойчивую традицию. Но  потом сломать установившийся  в классе стиль работы будет трудно. Это как раз то, что нам, учителям , предстоит сделать  в существующей сегодня  школе. Но только  - всем вместе, последовательно и поэтапно  внедряя преобразования в школьную практику.

Я планирую организовать свою деятельность по управлению процессом внедрения преобразования следующим образом:   на первом  этапе -  через реализацию  собственного плана, составленного на период школьной практики; на втором этапе – через реализацию  стратегического плана, составленного учителями фокус – группы, доработанного и принятого к исполнению  всеми учителями  нашей гимназии. Я очень хочу, чтобы все задуманные нами планы реализовались. Чтобы результат был успешным, удачным.   Но реальный, итоговый результат будет складываться из  каждодневных удач и неудач. И Будут обыкновенные дни, когда удачи и неудачи переплетены так тесно, что не всегда их можно и разграничить.

И здесь мне хочется сказать о цене удачи. Цена удачи  - это все же необходимость преодоления. Цена удачи – это вечный двойной страх: страх того, что твои усилия и старания не дойдут до ребят, не вызовут отклика,  и того, что вдруг ты ошибаешься где-то сама и ребята доверчиво воспримут как истину твои ошибки. Цена удачи – это постоянные раздумья о неудачах. О том, что не получилось на уроке так, как хотелось. Почему ученику не интересно познавать самому? Почему не интересно готовиться к уроку?  Может, после моих пояснений готовить домашнее задание ученикам не хватило самостоятельности, не хватило радости открытия? А если это безразличие? А если это просто равнодушное «завтра спишу у друга».  Почему, почему, почему?  Почему знания не превращаются в зрелую, радующую силу?

Цена каждой последующей удачи – это трезвое понимание относительно предыдущей. Пути и методы достижения поставленных  мною и коллективом целей – не совсем одинаковы в семье и школе, но  они вытекают из одних и тех же принципов обучения, и потому во многом сходны. Главная задача в том, чтобы дети и их родители  ощутили потребность в изменении к собственному обучению как к главному аргументу, имеющему отношение  к их будущему, к их самостоятельной взрослой жизни, как к методу решения проблем современной действительности.

Высочайшее призвание школы – развивать, учить, давать навыки  - все для того, что бы вырастить завтрашнюю смену прямыми приемниками старших поколений.

Академик Токмухамед Садыков, один из выдающихся организаторов науки и образования Казахстана, считал, что об образовании нужно говорить как о фундаменте будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.Жумагулов Б.Т.  ГЛАВНАЯ ФИГУРА ШКОЛЫ – УЧИТЕЛЬ      [онлайн на http://www.edu.gov.kz/ru/news/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=3406 ]  (получено 20 октября 2013)

2. Лефрансуа Г.И. Прикладная педагогическая психология - [онлайн на http://gendocs.ru/v6490/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BB%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0_%D0%B3.%D0%B8._%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F(получено 15 октября 2013)

3.Петров Д.В. Фокус-группы: снижение риска при принятии решений [онлайн на   http://www.twirpx.com/file/435564/ ] (получено 22 октября 2013)

4.Слово об учителе учителей [онлайн на    http://www.izvestia.kz/node/464]  (  получено 20 октября 2013)           

5.Скрябин М.А.  Метапознание: определение  понятия, концептуальные модели и методы исследования.

[онлайн на  http://e-learning.by/Data/MessTexts/0030221/CW_Metacognition.pdf (  получено 21 октября 2013)

6.Что такое фокус-группа   Познавательная википедия   [онлайн на       http://daz.su/nash-otvet/biznes/37/index.aspx] (  получено 21 октября 2013)

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю? «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя

Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю? «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя

Долго коллеги и администрация гимназии прислушивались к моим словам о новых подходах в преподавании, исследовании в действии,

Долго коллеги и администрация гимназии прислушивались к моим словам о новых подходах в преподавании, исследовании в действии,

Оценив актуальность развития навыков самообучения, педагоги разработали стратегический план работы, четко обозначив основные приоритеты:

Оценив актуальность развития навыков самообучения, педагоги разработали стратегический план работы, четко обозначив основные приоритеты:

На базе гимназии работает Ресурсный

На базе гимназии работает Ресурсный

Будут обыкновенные дни, когда удачи и неудачи переплетены так тесно, что не всегда их можно и разграничить

Будут обыкновенные дни, когда удачи и неудачи переплетены так тесно, что не всегда их можно и разграничить

Используемая литература: 1.Жумагулов

Используемая литература: 1.Жумагулов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2022