Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.»
М. Булгаков
Современный школьник настаивает на том, что учитель не должен быть только преподавателем, передатчиком, контролером усвоения, оценщиком знаний. Ум и эрудиция для них – это само собой. Вместе с уроками они хотели бы воспринимать и отношение этого человека ко всему: к литературе, музыке, искусству, ко всему миру.
При самых безупречных способах передачи информации , когда предусмотрена и дифференциация, и индивидуализация, и эффективная обратная связь, необходимо еще психологическое взаимодействие учителя и ученика, заставляющее задуматься ученика над своими достижениями в обучении, интеллектуальным ростом. Интеллект – это безостановочный жизненный эскалатор, устойчивый личностный комфорт, авторитет у сверстников, признание будущих коллег. Они, ученики, требуют задач для ума, стремления к истинной работе мысли, к разрешению подлинных, жизненных противоречий. Это и есть школа познания. А как часто мы, учителя, занятые всякими другими проблемами не считаемся с мнением учеников. Не задумываемся над тем, почему изучаемая тема не вызывает интереса, а еще куда хуже – перестает быть интересной. Не анализируем, не корректируем свою работу. И в этом случае неизбежно вместо пользы приносим вред. Понять свою ошибку – не всегда легко. И не велика цена людям, которые умеют только хотеть, но не способны к действию, преодолению преград, не имеют привычки работать много, всерьез, с напряжением. Уходят те времена, когда ученик был пассивным участником образовательного процесса, теперь главная задача учителя научить ребенка проявлять самостоятельность в обучении и развивать свои творческие способности.
Обществу нужны высокоподготовленные специалисты, способные созидать в научно-технической сфере. Учитель должен вырастить человека, у которого нет противоречий между «могу» и « не умею», и чьи интеллектуальные, творческие и деловые потенции неразделимы. Учитель , который хочет, чтобы его ученики задумались над своим внутренним потенциалом, должен «завладеть» им. Это, к сожалению, удается не многим. Мало таких учителей, которые могут увлечь. Это большое искусство и тяжелая работа. И тут ответы на вопросы анкеты учеников ведут к дальнейшим размышлениям.
Никогда еще сумма людей , каждый из которых сам по себе по каким – то человеческим и профессиональным параметрам очень хорош, не становилась коллективом, если у них нет общей цели. Изучая структуру всякого коллектива, начинают сейчас с поиска Лидеров. Лидеры в школе есть. Их знания безупречны, опыт бесценен, результаты – превосходны. Кто – то хочет дотянуться до интеллектуального лидера, кто-то – до гения интеллектуального общения, кто – то до эталона методического совершенства. Долго коллеги и администрация гимназии прислушивались к моим словам о новых подходах в преподавании, исследовании в действии, Lesson Study,стараясь углядеть «искру божию»; молодые специалисты же принимали мое выступление просто как факт. Руководители школ, которые испытывают чувство ответственности за реформы, скорее вовлекут преподавателей и учащихся в процесс осуществления и поддержания преобразований, и я очень рада, что администрация нашего учебного заведения обратила внимание на ту работу, которую я начала.
Поворотным моментом к новой логике действия в коллективе учителей стали актуальные вопросы повышения качества обучения в ходе проведенных мною коучингов на тему «Развитие метапознания», «Компетентностный подход в преподавании», «Повышение мотивации учащихся», в ходе проведения коучингов мною был использован метод фокус-групп - довольно качественный метод исследований; он заключается в проведении группового интервью (дискуссии), с целью выяснения мотивов, действий, предпочтений людей в рамках определенной заданной темы.(Петров Д., 2000)
Задача фокус – группы учителей на первом этапе своей работы заключалась в том, чтобы собрать как можно больше данных, представляющих разные точки зрения о эффективности процесса обучения и показывающих как можно большее число возможностей коллектива гимназии в решении этого вопроса. На втором этапе работы задача фокус - группы заключалась в формулировке конечной цели – улучшения школьной практики преподавания. После детального анализа перед учителями гимназии предстала полная картина текущего положения в гимназии по данному вопросу, с которой был согласен каждый и которая требует принятия взвешенных, рациональных решений. Таким образом, у участников фокус – группы сложились представления о действиях, ведущих к достижению желаемых результатов.
Далее фокус – группой был очерчен круг проблем:
- Недостаточная работа по формированию у учащихся общеучебных умений и навыков,
-Недостаточная сформированность культуры умственного труда и воспитания в процессе обучения.
- Низкая мотивация всех участников процесса на его качество: учащихся, педагогов, родителей.
- Недостаточная разработка системы индивидуализации и дифференциации обучения для обучающихся.
- Слабые метакогнитивные навыки учащихся, отсутствие саморефлексии, низкая саморегуляция и не владение методикой самооценивания.
Основанием для постановки цели Программы развития гимназии явились: аналитическая и экспертная работа фокус – группы, результаты анкетирования и интервьюирования учителей и родителей, а также выявленные противоречия между возрастающим объемом информации, которую необходимо отразить в учебных предметах и навыками самообучения.; между потребностью в профилизации обучения на основе партнерского взаимодействия с различными типами образовательных учреждений и отсутствием механизмов их социального партнерства, сотрудничества и взаимодействия. анализ своих сильных и слабых сторон на основе фактических данных.
. Оценив актуальность развития навыков самообучения, педагоги разработали стратегический план работы, четко обозначив основные приоритеты: Развитие метапознания учащихся, формирование навыков саморегуляции и самооценивания.
Самооценка и анализ школы были интегрированы в годовой цикл управления школой и вовлекли в разработку программы всех работающих в школе людей, а также заинтересованных лиц - родителей и учеников с обязательными мониторингом и оценкой (проверкой эффективности плана развития , т.е. то, что разработанный план работает и гарантирует улучшения в тех сферах, которые являются наиболее важными для учащихся).
Инструментом для достижения поставленных целей учителями выбрано рефлективное преподавание; оно предполагает «постоянное размышление, обдумывание своих действий. Стратегии рефлективного преподавания способствуют самопознанию учащихся, так как основаны на том, что учащийся — активный исследователь, а не пассивный получатель информации, рефлективное преподавание рассматривает учителя в качестве помощника, а не просто источника информации. (Скрябин, 2002; с.13)
Стратегии рефлективного преподавания опираются на приемы технологии Критического Мышления, которые позволяют учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.
Критериями успешной работы коллектива будет владение учениками приемами саморегуляции и метопознания, объективное взаимооценивание и самооценивание, создание коллаборативной среды.
Стратегический план предусматривает проведение коучингов, менторингов, мастер – классов по проблемам развития критического мышления, развития саморегуляции, критериального оценивания, лидерства в образовании.
Работа с учителями планируется таким образом, что учителя непрерывно, на протяжении всего учебного года осваивают модули уровневых Программ, предложенных Центром Педагогического Мастерства и факультетом образования Кембриджского университета: Новые подходы в преподавании и обучении. Критическое мышление. Оценивание. Использование ИКТ. Обучение талантливых и одаренных учеников. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Управление и лидерство. Здесь главные мои помощники – учителя, окончившие третий уровень Программы повышения квалификации и учителя Методического объединения предметов естественно – биологического цикла.
« Наша страна делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. Поэтому очень важно, чтобы наши дети получали качественное образование. «Умную экономику» должны делать умные люди. И в их воспитании огромна роль педагога. Учителя узнают новые методики и обучающие технологии, в которых учтен мировой опыт.» (Жумагулов Б.Т, 2012)
Планирование коучинга и менторинга направлено на их совершенствование в преподавания и одновременно на изучение теоретических вопросов Программы. Основной акцент в обучении делается на проведение менторинга для учителей – молодых специалистов, имеющих небольшой стаж работы, потому что им легче воспринимать новые методы , приемы и стратегии, легче изменить свои стереотипы и они более реалистично осознают ценность активной формы обучения.
На базе гимназии работает Ресурсный Центр, поэтому в стратегический план развития гимназии включена работа с учителями магнитных школ: проведение коучингов по теме «Новые подходы в преподавании и обучении.» , «Критическое мышление и метапознание», «Обучение талантливых и одаренных учеников». Первые сессии с учителями района уже проведены 23 октября и 25 октября текущего года. Также запланированы коучинги и мастер – классы с учителями на период зимних и весенних занятий учеников ресурсного центра. Хочется отметить, что коллеги магнитных школ были удивлены организованной с ними работой, очень активно участвовали в коучинг – сессиях, мастер – классах . Коучинг на тему «Работа с одаренными» так вовлек их в обсуждение, что потребовалось второе занятие для того, чтобы полностью разобраться в вопросах темы. В рефлексивных листах коллеги магнитных школ довольно высоко оценили проведенные мероприятия, выразили искреннюю благодарность администрации гимназии за организованную с ними работу. Это говорит о том, что учителям сельских школ далеко небезразличны проблемы образования в республике.
Кроме того, новые стратегии, методы и приемы преподавания применяются учителями, работающими с учениками магнитных школ не только в изучении теоретических вопросов по прикладным курсам и курсам по выбору, но и при проведении практических занятий; работа с учениками Ресурсного Центра обязательно предусматривает проектную и исследовательскую работу, и здесь важно отследить результаты своей работы в новом формате. Особое внимание при обучении уделяется анализу выполненной работы, логическим выводкам и прогнозированию результатов. Принято считать, что хороший урок – это урок, где есть какие – то особенные методические приемы, неожиданные параллели, оригинальные сопоставления. Согласна. Но иногда простой анализ собственной деятельности дает куда больше результативности.
Ресурсный центр реализует программу «Школа Лидера»; и это очень важно, потому что сельские дети скованны, стеснительны, робки – им очень трудно высказывать собственное мнение по той или иной позиции. Занятия по названной программе как раз - таки учит ребят работе в группах и смело отстаивать свою позицию. Сталкиваясь с пассивностью учеников, мы не ставим перед ними сложные, спорные вопросы, считая: «Где уж им!» Это наша общая учительская ошибка, которая превращает временную пассивность класса в устойчивую традицию. Но потом сломать установившийся в классе стиль работы будет трудно. Это как раз то, что нам, учителям , предстоит сделать в существующей сегодня школе. Но только - всем вместе, последовательно и поэтапно внедряя преобразования в школьную практику.
Я планирую организовать свою деятельность по управлению процессом внедрения преобразования следующим образом: на первом этапе - через реализацию собственного плана, составленного на период школьной практики; на втором этапе – через реализацию стратегического плана, составленного учителями фокус – группы, доработанного и принятого к исполнению всеми учителями нашей гимназии. Я очень хочу, чтобы все задуманные нами планы реализовались. Чтобы результат был успешным, удачным. Но реальный, итоговый результат будет складываться из каждодневных удач и неудач. И Будут обыкновенные дни, когда удачи и неудачи переплетены так тесно, что не всегда их можно и разграничить.
И здесь мне хочется сказать о цене удачи. Цена удачи - это все же необходимость преодоления. Цена удачи – это вечный двойной страх: страх того, что твои усилия и старания не дойдут до ребят, не вызовут отклика, и того, что вдруг ты ошибаешься где-то сама и ребята доверчиво воспримут как истину твои ошибки. Цена удачи – это постоянные раздумья о неудачах. О том, что не получилось на уроке так, как хотелось. Почему ученику не интересно познавать самому? Почему не интересно готовиться к уроку? Может, после моих пояснений готовить домашнее задание ученикам не хватило самостоятельности, не хватило радости открытия? А если это безразличие? А если это просто равнодушное «завтра спишу у друга». Почему, почему, почему? Почему знания не превращаются в зрелую, радующую силу?
Цена каждой последующей удачи – это трезвое понимание относительно предыдущей. Пути и методы достижения поставленных мною и коллективом целей – не совсем одинаковы в семье и школе, но они вытекают из одних и тех же принципов обучения, и потому во многом сходны. Главная задача в том, чтобы дети и их родители ощутили потребность в изменении к собственному обучению как к главному аргументу, имеющему отношение к их будущему, к их самостоятельной взрослой жизни, как к методу решения проблем современной действительности.
Высочайшее призвание школы – развивать, учить, давать навыки - все для того, что бы вырастить завтрашнюю смену прямыми приемниками старших поколений.
Академик Токмухамед Садыков, один из выдающихся организаторов науки и образования Казахстана, считал, что об образовании нужно говорить как о фундаменте будущего.
Используемая литература:
1.Жумагулов Б.Т. ГЛАВНАЯ ФИГУРА ШКОЛЫ – УЧИТЕЛЬ [онлайн на http://www.edu.gov.kz/ru/news/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=3406 ] (получено 20 октября 2013)
2. Лефрансуа Г.И. Прикладная педагогическая психология - [онлайн на http://gendocs.ru/v6490/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BB%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0_%D0%B3.%D0%B8._%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F(получено 15 октября 2013)
4.Слово об учителе учителей [онлайн на http://www.izvestia.kz/node/464] ( получено 20 октября 2013)
5.Скрябин М.А. Метапознание: определение понятия, концептуальные модели и методы исследования.
[онлайн на http://e-learning.by/Data/MessTexts/0030221/CW_Metacognition.pdf ( получено 21 октября 2013)
6.Что такое фокус-группа Познавательная википедия [онлайн на http://daz.su/nash-otvet/biznes/37/index.aspx] ( получено 21 октября 2013)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.