Растения поля. Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе.
Оценка 4.7

Растения поля. Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе.

Оценка 4.7
docx
26.08.2021
Растения поля. Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе.
Растения поля.docx

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва

 

герб_школы_надпись_                                                                                                               

 

 

 

 

 

Растения поля

(Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе)

 

 

                                                  Учитель: Пономарева Елена Анатольевна,

                                                                                                 начальные классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Кызыл

 

Тема:                                      Растения  поля

 

Цель  и задачи:

Образовательные:

- Систематизация знаний по растениям поля.  Познакомить учащихся с растениями поля.

- показать  учащимся важность культурных и диких растений. Дать понятие технических

  культур.

- расширение словарного запаса новыми понятиями.

- усилить практическую направленность обучения.

Развивающие:

- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность,  внимание;

- развитие навыков устной и письменной речи;

- расширение словарного запаса новыми понятиями.

- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.

Воспитывающие:

- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;

- воспитание культуры речи; культуры учебного труда.

- проводить рефлексию деятельности учебного труда;

- воспитание экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, всему живому;

- развивать навыки умения работать в паре.

Задачи:

Предметные:

- совершенствование основных приемов вычислений с многозначными числами;

- составить алгоритм работы с многозначными числами при решении задач;

- научиться пользоваться алгоритмом оценки результатов.

Метапредметные:

- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий  и  критически относиться к своему мнению,  с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;

- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей  и ошибок, намечать способы их устранения;

- познавательные: ориентироваться в практической потребности использования многозначных чисел;

Личностные УУД:

- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;

- формирование навыков анализа, творчества, активности.

 

Оборудование: перфокарты, картины и слайды растений поля, гербарии растений поля.

 

Содержание и эффективность урока

 

I.                   Актуализация знаний

Проверка домашнего задания (работа по перфокартам):

    Учащиеся указывают фамилию, имя на листочках и, выбирая правильный ответ, отмечают его пометкой в клеточке перфокарты.

Загадка:

Ни море, ни земля,

Корабли не плавают.

Ходить нельзя –

                       Чую, засосет меня.          (болото)

 

-  Как образуются болота? (На экране  – картинка болота).

-  Какие растения болота вы знаете? (растения появляются на картине болота).

- Есть удивительное растение, которое живет на болоте. Это росянка. Чем оно удивительно?

- Что свойственно растениям болота?

-  Почему эти растения не могут расти в поле или лесу?

- В нашей стране болота занимают большие территории, но человек научился использовать их в хозяйстве.

-    Как используют и охраняют болота? – рассказать полным ответом у доски.

Какие животные обитают на болоте? Что вы можете рассказать о них?

 

Итак, мы с вами познакомились с растениями и животными болота. Эти растения приспособились жить только в тех местах, где очень много воды и много питательных веществ. Но болота постепенно, на протяжении многих лет зарастают и на их месте образуются поля.

- Значит, чему будет посвящен наш урок? Какие цели и задачи мы можем определить на урок, о растениях поля мы и будем говорить.

 

          Итак, тема урока РАСТЕНИЯ ПОЛЯ записываем в тетрадь; о растениях поля мы и будем говорить.

 

Ваша цель:

- узнать, какие виды диких и культурных растений встречаются на полях. Должны разобраться, какие растения называются дикими, а какие культурными. Что такое техническая культура?

и, конечно же, какое значение имеют эти растения в жизни человека.

 

II.

-    На нашей земле очень много разных растений. Растения не только украшают землю, но 

     и являются домом для птиц, животных, насекомых.

-    В древности люди жили и могли прокормиться плодами и семенами растений, которые  

     росли  в  дикой  природе.  Но по мере того,  как росли города,  населенные  пункты,  

     увеличивалось население, людям стало не хватать продуктов питания. И они за многие

     годы научились дикие растения выращивать возле своего дома или вблизи города. Они

     вспахивали поля,  сами сеяли,  ухаживали за растениями,  собирали урожай.  И люди

     заметили,  что  растения,  которые  они  выращивали  сами,  давали гораздо больший 

     урожай.      

-    В последствии, растения, которые человек стал садить, за которыми сам ухаживал,

     стали называться культурными. Но есть растения дикие.

Peterson16-    Как вы думаете, почему их так называют?

Д:

Р А С Т Е Н И Я


                                                                   

 

КУЛЬТУРНЫЕ

Д И К И Е

 

III.

 

-    Остановимся на диких растениях.

-    Дикие растения никто не ест. Эти растения очень хорошо приспособились жить на

     полях. Появляются они ранней весной, когда тает снег и становится много воды.

     Растения быстро растут, расцветают и к середине лета дают семена.

 

На экране:

Сюжетная картина

«ПОЛЕ»

 

-    Большое разнообразие этих растений дало возможность заниматься животноводством.

     Летом  животные  поедают  эти  растения как корм,  а на зиму на полях  начинаются 

     покосы,  т.е. эти  растения  скашивают,  сушат,  и получают сено,  которое  является 

     кормом для животных зимой.

-    На полях встречаются очень красивые цветы (используются гербарии)

 

васильки

ромашки

фиалки

 

-    Однако среди полевых растений встречаются и сорняки.

 

-    О них мы узнаем со страниц учебника:  стр. 104;  читаем последний абзац.

 

-    Итак, какой вред приносят сорняки?  Как вести борьбу с ними?

 

 

    Итак, мы познакомились с дикими растениями, а теперь перейдем к культурным растениям.

 

IV.

 

-    Почему растения называют культурными?

-    Вспомните, какие растения выращивает человек?

-    В тетради запишите культурные растения. После чего дети зачитывают, кто что

     смог вспомнить и записать: кто больше!

-    Подчеркните одной чертой овощные растения.

 

Д. (на экране – сюжетные картины овощей).

-    Когда собирают овощи?

 

Слайд

«Овощи поля»

 

 


 -    Вот какое разнообразие дает поле за лето. Овощи имеют большое значение в жизни

      человека. Как вы думаете, почему?

-    Действительно, они как продукты питания, дают организму человека много витамин.

 

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус!

 

-    Среди овощных растений есть растение, которое называют вторым хлебом. Что это за

     растение?

-    Да, это КАРТОФЕЛЬ.

 

        Слайд

 

 

-    Это растение  завез в Россию  ПЕТР I.  Им  засаживали  большие  поля,  ухаживали,

     собирали  урожай.  Но вскоре  отказались от выращивания этой культуры, т.к. было

      очень много отравлений из-за того, что ели плод картофеля (зеленые шарики, которые

      образуются после цветения). А оказывается, съедобная часть картофеля – в земле, Это

      клубни. Клубни картофеля варят, жарят, тушат. Из картофеля можно сделать большое

     разнообразие блюд. И действительно, он полезен, питателен и очень вкусен.

-    На втором слайде видно дикое растение картофеля. Его плоды намного меньше, чем

     у картофеля, за которым ухаживает человек.

 

ФИЗМИНУТКА

 

Слайд

пшеничного поля

V.

 

   

 

-    Но, все-таки, первым хлебом, конечно же, является ПШЕНИЦА.

-    Это зерновые культурные растения поля. К ним относятся также рожь, ячмень

     (показываются гербарии растений).

-    Для чего выращивают такие огромные поля пшеницы, ржы?

-    Да,  каждый  день  на нашем столе есть хлеб.  Его пекут из . . . . Муку получают из

     . . . . . . . Зерно созревает на зерновых хлебных растениях, которыми засевают поля.

-    Вспомним, какую работу проделывают на полях полеводы:

 

 

●   Обрабатывают почву;

●   Старательно ухаживают за посевами;

●   Пропалывают, поливают;

●   Собирают гусениц, т.е. ведут борьбу с вредными насекомыми;

●   Собирают урожай.

 

-    Все  это делается для того,  чтобы был высокий урожай хлебных растений на полях,

     чтобы на столе был вкусный хлеб.

-    Кто знает стихи о хлебе?

-    Сегодня мы очень много говорили о зерновых растениях, о том, что без этих растений

     нам не обойтись.

-    Говоря о хлебе, о чем обязательно надо помнить?

-    Каждый, даже маленький ребенок, должен беречь хлеб.

 

-    Как надо хранить хлеб?

-    Почему хлеб нельзя хранить в полиэтиленовых мешках, пакетах?

-    Хлеб дольше сохранится, если в хлебницу рядом с ним положить кусочек сахара или

     яблоко.

-    Если все-таки хлеб зачерствел, можно приготовить специальные блюда из черствого

      хлеба или сделать сухарики. Однако нельзя: кидаться хлебом, бросать его где попало.

-    В  нашей  стране  есть  много  разных  музеев.  И есть  музей – хлеб в г. Переяслав –  

      Хмельницкий. Это свидетельство большого уважения к нелегкому труду хлебороба и

     огромной ценности хлеба.

-    Итак, пшеница – самая ценная зерновая культура. Ею засевают гораздо больше полей,

     чем другими культурами.

 

-    Давайте познакомимся с другими полевыми культурными растениями:

 

Слайд

КУКУРУЗА

 

-    У этого растения используют все: корни перегнивают и используются как удобрения;

     стебли и листья идут на силос и на корм скоту; зерно – для приготовления пищи для

     человека.

 

Д:  Картина   (классификация зерновых культур).

 

VI.

-    К  культурным  растениям  относятся и технические растения, растения, из которых

      получают сырье. К ним относятся (демонстрируются слайды с комментарием):

-    ЛЕН.  Мы  с  вами  читали  рассказ  «Как  рубашка  в  поле  выросла», где как раз и  

      говорится о культурном техническом растении – льне.  Я  только  напомню,  что  из

      стебля льна получают волокно; из волокна – нитки; из ниток ткут ткань,  а из ткани

      - шьют одежду.

 

-    ХЛОПОК – важный продукт, из которого получают хлопчатобумажные ткани.

 

-    А еще:

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи –

                                 у него не горячи.

-    ПОДСОЛНЕЧНИК – культурное техническое растение.

-    Для чего засевают поля подсолнечником?

 

Итак, подведем итог:

 

-    Какие растения встречаются на полях?

-    Какие растения называются культурными?

-    какую зерновую культуру засевают больше всех?

-    Чем ценны овощи и почему их выращивают на полях в больших количествах?

-    Почему одни растения человек высаживает, ухаживает за ними, а другие вырывает?

-    Таким образом, сегодня на уроке вы узнали о диких и культурных растениях поля, о

     том,  что  культурные  растения  бывают  технические,  и как те и другие необходимы

     человеку.

 

Прежде чем получить  домашнее задание, уточним такие моменты:

            -  я знаю
           - я могу
          -  я умею
           - я затрудняюсь
           - я сомневаюсь
 


На доске опорная схема:

 

 

 

 

 Домашнее задание:

Кто понял – повторит; кто испытывал затруднение или сомневался – поработает над вопросами, прочитав учебник.

П. ____, стр. ______


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тема:

Тема:

Как образуются болота? (На экране – картинка болота)

Как образуются болота? (На экране – картинка болота)

Большое разнообразие этих растений дало возможность заниматься животноводством

Большое разнообразие этих растений дало возможность заниматься животноводством

ФИЗМИНУТКА Слайд пшеничного поля

ФИЗМИНУТКА Слайд пшеничного поля

Я только напомню, что из стебля льна получают волокно; из волокна – нитки; из ниток ткут ткань, а из ткани - шьют одежду

Я только напомню, что из стебля льна получают волокно; из волокна – нитки; из ниток ткут ткань, а из ткани - шьют одежду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2021