Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва
Растения поля
(Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе)
Учитель: Пономарева Елена Анатольевна,
начальные классы
Г. Кызыл
Тема: Растения поля
Цель и задачи:
Образовательные:
- Систематизация знаний по растениям поля. Познакомить учащихся с растениями поля.
- показать учащимся важность культурных и диких растений. Дать понятие технических
культур.
- расширение словарного запаса новыми понятиями.
- усилить практическую направленность обучения.
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимание;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- расширение словарного запаса новыми понятиями.
- осуществлять контроль за результатами своей деятельности.
Воспитывающие:
- формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к учению;
- воспитание культуры речи; культуры учебного труда.
- проводить рефлексию деятельности учебного труда;
- воспитание экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, всему живому;
- развивать навыки умения работать в паре.
Задачи:
Предметные:
- совершенствование основных приемов вычислений с многозначными числами;
- составить алгоритм работы с многозначными числами при решении задач;
- научиться пользоваться алгоритмом оценки результатов.
Метапредметные:
- коммуникативные: учиться описывать содержание совершаемых действий и критически относиться к своему мнению, с умением корректировать ошибки, если таковы возникают;
- регулятивные: корректировать деятельность – вносить изменения в процесс с учетом возникающих трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
- познавательные: ориентироваться в практической потребности использования многозначных чисел;
Личностные УУД:
- формирование умения работать в паре, корректно дополнять ответы других, уважать мнение других;
- формирование навыков анализа, творчества, активности.
Оборудование: перфокарты, картины и слайды растений поля, гербарии растений поля.
Содержание и эффективность урока
I. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания (работа по перфокартам):
Учащиеся указывают фамилию, имя на листочках и, выбирая правильный ответ, отмечают его пометкой в клеточке перфокарты.
Загадка:
Ни море, ни земля,
Корабли не плавают.
Ходить нельзя –
Чую, засосет меня. (болото)
- Как образуются болота? (На экране – картинка болота).
- Какие растения болота вы знаете? (растения появляются на картине болота).
- Есть удивительное растение, которое живет на болоте. Это росянка. Чем оно удивительно?
- Что свойственно растениям болота?
- Почему эти растения не могут расти в поле или лесу?
- В нашей стране болота занимают большие территории, но человек научился использовать их в хозяйстве.
- Как используют и охраняют болота? – рассказать полным ответом у доски.
Какие животные обитают на болоте? Что вы можете рассказать о них?
Итак, мы с вами познакомились с растениями и животными болота. Эти растения приспособились жить только в тех местах, где очень много воды и много питательных веществ. Но болота постепенно, на протяжении многих лет зарастают и на их месте образуются поля.
- Значит, чему будет посвящен наш урок? Какие цели и задачи мы можем определить на урок, о растениях поля мы и будем говорить.
Итак, тема урока РАСТЕНИЯ ПОЛЯ записываем в тетрадь; о растениях поля мы и будем говорить.
Ваша цель:
- узнать, какие виды диких и культурных растений встречаются на полях. Должны разобраться, какие растения называются дикими, а какие культурными. Что такое техническая культура?
и, конечно же, какое значение имеют эти растения в жизни человека.
II.
- На нашей земле очень много разных растений. Растения не только украшают землю, но
и являются домом для птиц, животных, насекомых.
- В древности люди жили и могли прокормиться плодами и семенами растений, которые
росли в дикой природе. Но по мере того, как росли города, населенные пункты,
увеличивалось население, людям стало не хватать продуктов питания. И они за многие
годы научились дикие растения выращивать возле своего дома или вблизи города. Они
вспахивали поля, сами сеяли, ухаживали за растениями, собирали урожай. И люди
заметили, что растения, которые они выращивали сами, давали гораздо больший
урожай.
- В последствии, растения, которые человек стал садить, за которыми сам ухаживал,
стали называться культурными. Но есть растения дикие.
- Как вы думаете, почему их так называют?
Д:
Р А С Т Е Н И Я |
КУЛЬТУРНЫЕ |
Д И К И Е |
III.
- Остановимся на диких растениях.
- Дикие растения никто не ест. Эти растения очень хорошо приспособились жить на
полях. Появляются они ранней весной, когда тает снег и становится много воды.
Растения быстро растут, расцветают и к середине лета дают семена.
На экране:
Сюжетная картина «ПОЛЕ» |
- Большое разнообразие этих растений дало возможность заниматься животноводством.
Летом животные поедают эти растения как корм, а на зиму на полях начинаются
покосы, т.е. эти растения скашивают, сушат, и получают сено, которое является
кормом для животных зимой.
- На полях встречаются очень красивые цветы (используются гербарии)
васильки
ромашки
фиалки
- Однако среди полевых растений встречаются и сорняки.
- О них мы узнаем со страниц учебника: стр. 104; читаем последний абзац.
- Итак, какой вред приносят сорняки? Как вести борьбу с ними?
Итак, мы познакомились с дикими растениями, а теперь перейдем к культурным растениям.
IV.
- Почему растения называют культурными?
- Вспомните, какие растения выращивает человек?
- В тетради запишите культурные растения. После чего дети зачитывают, кто что
смог вспомнить и записать: кто больше!
- Подчеркните одной чертой овощные растения.
Д. (на экране – сюжетные картины овощей).
- Когда собирают овощи?
Слайд «Овощи поля» |
- Вот какое разнообразие дает поле за лето.
Овощи имеют большое значение в жизни
человека. Как вы думаете, почему?
- Действительно, они как продукты питания, дают организму человека много витамин.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус!
- Среди овощных растений есть растение, которое называют вторым хлебом. Что это за
растение?
- Да, это КАРТОФЕЛЬ.
Слайд
|
- Это растение завез в Россию ПЕТР I. Им засаживали большие поля, ухаживали,
собирали урожай. Но вскоре отказались от выращивания этой культуры, т.к. было
очень много отравлений из-за того, что ели плод картофеля (зеленые шарики, которые
образуются после цветения). А оказывается, съедобная часть картофеля – в земле, Это
клубни. Клубни картофеля варят, жарят, тушат. Из картофеля можно сделать большое
разнообразие блюд. И действительно, он полезен, питателен и очень вкусен.
- На втором слайде видно дикое растение картофеля. Его плоды намного меньше, чем
у картофеля, за которым ухаживает человек.
ФИЗМИНУТКА
Слайд пшеничного поля |
V.
- Но, все-таки, первым хлебом, конечно же, является ПШЕНИЦА.
- Это зерновые культурные растения поля. К ним относятся также рожь, ячмень
(показываются гербарии растений).
- Для чего выращивают такие огромные поля пшеницы, ржы?
- Да, каждый день на нашем столе есть хлеб. Его пекут из . . . . Муку получают из
. . . . . . . Зерно созревает на зерновых хлебных растениях, которыми засевают поля.
- Вспомним, какую работу проделывают на полях полеводы:
● Обрабатывают почву;
● Старательно ухаживают за посевами;
● Пропалывают, поливают;
● Собирают гусениц, т.е. ведут борьбу с вредными насекомыми;
● Собирают урожай.
- Все это делается для того, чтобы был высокий урожай хлебных растений на полях,
чтобы на столе был вкусный хлеб.
- Кто знает стихи о хлебе?
- Сегодня мы очень много говорили о зерновых растениях, о том, что без этих растений
нам не обойтись.
- Говоря о хлебе, о чем обязательно надо помнить?
- Каждый, даже маленький ребенок, должен беречь хлеб.
- Как надо хранить хлеб?
- Почему хлеб нельзя хранить в полиэтиленовых мешках, пакетах?
- Хлеб дольше сохранится, если в хлебницу рядом с ним положить кусочек сахара или
яблоко.
- Если все-таки хлеб зачерствел, можно приготовить специальные блюда из черствого
хлеба или сделать сухарики. Однако нельзя: кидаться хлебом, бросать его где попало.
- В нашей стране есть много разных музеев. И есть музей – хлеб в г. Переяслав –
Хмельницкий. Это свидетельство большого уважения к нелегкому труду хлебороба и
огромной ценности хлеба.
- Итак, пшеница – самая ценная зерновая культура. Ею засевают гораздо больше полей,
чем другими культурами.
- Давайте познакомимся с другими полевыми культурными растениями:
Слайд КУКУРУЗА |
- У этого растения используют все: корни перегнивают и используются как удобрения;
стебли и листья идут на силос и на корм скоту; зерно – для приготовления пищи для
человека.
Д: Картина (классификация зерновых культур).
VI.
- К культурным растениям относятся и технические растения, растения, из которых
получают сырье. К ним относятся (демонстрируются слайды с комментарием):
- ЛЕН. Мы с вами читали рассказ «Как рубашка в поле выросла», где как раз и
говорится о культурном техническом растении – льне. Я только напомню, что из
стебля льна получают волокно; из волокна – нитки; из ниток ткут ткань, а из ткани
- шьют одежду.
- ХЛОПОК – важный продукт, из которого получают хлопчатобумажные ткани.
- А еще:
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи –
у него не горячи.
- ПОДСОЛНЕЧНИК – культурное техническое растение.
- Для чего засевают поля подсолнечником?
Итак, подведем итог:
- Какие растения встречаются на полях?
- Какие растения называются культурными?
- какую зерновую культуру засевают больше всех?
- Чем ценны овощи и почему их выращивают на полях в больших количествах?
- Почему одни растения человек высаживает, ухаживает за ними, а другие вырывает?
- Таким образом, сегодня на уроке вы узнали о диких и культурных растениях поля, о
том, что культурные растения бывают технические, и как те и другие необходимы
человеку.
Прежде чем получить домашнее задание, уточним такие моменты:
На доске опорная схема:
Домашнее задание:
Кто понял – повторит; кто испытывал затруднение или сомневался – поработает над вопросами, прочитав учебник.
П. ____, стр. ______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.