Расцвет средневековья

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Контрольная работа №2 на тему – «Расцвет средневековья».docx

У р о к …..

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ II «РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

Цель: обобщить знания учащихся об основных изменениях в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета средневековья.

Оборудование: карты «Западная Европа в XI - начале XII вв. Крестовые походы», «Европа в Х1У-ХУ вв.».

Ход урока

I ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Повторение и обобщение материала проходит в виде беседы.

Вопрос:

=> Установите хронологические рамки второго периода средневековья и охарактеризуйте данный период.

Ответ:

Период длился примерно с середины XI до конца XV вв. Это время, называемое расцветом средневековья. В данный период происходило:

-    во Франции и Англии - становление централизованных го­сударств, появление представительных органов управления: пар­ламента и Генеральных штатов;

-    в Германии, Италии - время феодальной раздробленности;

-    в Испании - время Реконкисты;

-    в Чехии - гуситское движение, то есть борьба против като­лической церкви и феодального гнета;

-   образование, могущество и упадок Священной Римской
империи, государств в странах Азии и доколумбовой Америки.

Учащиеся приходят к выводу: страны и народы Европы, Азии и доколумбовой Америки развивались в данный период неравномерно.

Вопрос:

=Какие успехи были достигнуты в это время по сравнению с ранним средневековьем:

-   в сельском хозяйстве,

-   в ремесле,

-   в разделении труда,

-    в торговле?

Ответ:

-     Применение металлических орудий труда способствовало освоению новых территорий для земледелия.

-     Появление новых специальностей и развитие старых при­вело к образованию цеховой организации производства в городах.

-     Появились новые виды разделения труда - между цехами, областями.

-     Выросло значение внутренней торговой организации - яр­марки, она стала регулярной.

 

-     Активно развивалась внешняя торговля, она связывала страны друг с другом.

-     В ряде стран Европы произошел перевод крестьян на де­нежный оброк, что способствовало росту производительности и самостоятельности крестьянских хозяйств и постепенному освобо­ждению крестьян за выкуп.

[У| Вопросы:

= Почему эти изменения в положении крестьян привели к социальному напряжению в обществе?

=> Назовите даты и укажите на карте районы крупных на­родных восстаний в ХIVV вв.

=> Выясните характерные черты крестьянских восстаний в средние века.

= Каких результатов удалось добиться крестьянам в своей борьбе?

Учитель обобщает ответы учащихся:

Крестьянские восстания были вызваны:

-     усилением феодального гнета,

-     переводом на денежный оброк,

-     возрастанием государственных налогов.

Последствия крестьянских восстаний:

-     ускорено освобождение крестьян от личной зависимости,

-     были введены строго фиксированные повинности крестьян,

-     обеспокоенность мелких и средних феодалов сопротивлени­ем крестьян усилила стремление к укреплению королевской власти.

Учитель отмечает, что королевская власть боролась за объеди­нение страны, и с помощью вопросов уточняет изменения в государ­ствах Западной Европы:

=> Какие успехи в хозяйстве подготовили условия для обра­зования централизованных государств?

=» Почему горожане стали поддерживать королевскую власть?

=> Почему они были за объединение, страны? => Почему некоторые феодалы поддерживали королевскую власть?

Учитель вновь обобщает ответы учащихся: Рост городов и активное развитие торговли, разделение труда между областями создали условия для образования централизован­ных государств. Появляются слои общества, заинтересованные в объединении страны и усилении королевской власти. Вопрос:

=> В какой форме складывались централизованные госу­дарства?

Ответ:

Королевская власть нуждалась в поддержке сословий. Сле­довательно, централизованное государство складывалось в виде сословных монархий. Образовывались сословно-представительные учреждения, укрепляющие королевскую власть: во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент.

Вопрос:

=> Как в период расцвета средневековья развивались культу­ра, наука, искусство?

Учитель обобщает ответы учащихся, называет основные достижения средневековой культуры и определяет ее значение для мировой культуры.

II ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Повторение и обобщение материала происходит в процессе состав­ления синхронистической таблицы.

Организуя составление таблицы, учитель обязательно на­зывает и комментирует основные события, которые произошли в Западной, Центральной, Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Османской империи, в странах Востока и доколумбовой Америки.

 

 

Синхронистическая таблица

 

 

 

Западная, Центральная и

Южная Европа

Ближний Восток и Османская

империя

Китай, Индия, страны доколумбовой Америки

 

Века

 

 

 

XI

 

 

 

 

XII

 

 

 

 

XIII

 

 

 

 

XIV

 

 

 

 

XV

 

 

 

Класс разбивается на три группы, каждая из которых получа­ет свой вариант задания: заполнить одну из граф таблицы.

Через 15-20 минут учитель начинает заполнение таблицы со­вместно с классом.

После того как таблица будет заполнена, к ней ставятся во­просы:

1.      Какие события связаны с изменениями в государственном устройстве стран?

2.    Какие события связаны с войнами?

3.    Какие события связаны с крестьянскими восстаниями?

4.    Какие события связаны с освободительной борьбой?

5. Назовите события, которые связаны между собой.
Одним из вариантов части урока является составление сле­дующей таблицы:

Достижения народов разных континентов в развитии культуры

 

Достижения в области:

Страны Западной, Центральной и Южной Европы

Страны Азии и Америки

(Индия, Китай, индейцы

Америки)

образования

 

 

научных знаний

 

 

архитектуры

 

 

искусства

 

 

литературы

 

 

 


III ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Урок проводится в виде письменного опроса по разделу II «Расцвет средневековья» (по вариантам).

Вариант I

1. Соотнесите даты и события:
1.1215 г.               а) Столетняя война,

2.      1337-1453 гг.     б) изобретение книгопечатания И. Гутенбергом,

3.      1066 г.               в) подписание английским королем Великой

4.     1445 г.                   Хартии Вольностей,

г) завоевание Англии герцогом Нормандским.

Ответы: 1-в; 2-а.З-г; 4-б

2.   Дайте определение следующих понятий: сеньор, цехи, тамплиеры, Реконкиста, сословие.

3.   Теоретические вопросы.

На «5» - проследить причинно-следственную связь между расколом христианской церкви (на католическую и православную) и крестовыми походами.

На «4» - докажите, что средневековые города являлись цен­трами ремесла, науки и искусства.

На «3» - охарактеризуйте жизнь одного из сословий средне­векового общества (на выбор).

Вариант II

1. Соотнесите даты и события:
1. 1054г.                а) гуситские войны,
2.1302 г.                б) восстание Уота Тайлера,

3.      1419-1434 гг.  в) разделение христианской церкви на западную и восточную (католическую и  

                православную),

4.             1381 г.     г) созыв Генеральных штатов во Франции.

Ответы: 1-в; 2—г; 3-а; 4-6.

2. Дайте определение следующих понятий:

янычар,   султан,   православие,   мавры,   Швейцарский Союз.

3. Теоретические вопросы.

На «5» - объясните, какую роль сыграла война Алой и Белой Розы в становлении и укреплении централизован­ного государства в Англии.

На «4» - сравните деятельность английского парламента и французских Генеральных штатов.

На «3» - расскажите о выдающемся, на ваш взгляд, дости­жении средневекового искусства или науки.

Вариант III

1. Соотнесите даты и события:

1.       1453 г.               а) освобождение Китая от власти монголов,

2.      1386 г.               б) Жакерия,

3.1265 г.        в) образование английского парламента,
4.1358 г.                г) гибель Византийской империи.

Ответы: 1-г; 2-а; 3-е; 4-6.

2. Дайте определение следующих понятий:

парламент,   Великая Хартия Вольностей,   Жакерия, цехи,   вассал.

3.  Теоретические вопросы.

На «5» - охарактеризуйте отношения между папой Римским и императором Германии.

На «4» - объясните причины созыва Генеральных штатов во Франции.

На «3» - расскажите о любом историческом деятеле периода расцвета средневековья.