У р о к …..
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ II «РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
Цель: обобщить знания учащихся об основных изменениях в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета средневековья.
Оборудование: карты «Западная Европа в XI - начале XII вв. Крестовые походы», «Европа в Х1У-ХУ вв.».
Ход урока
I ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Повторение и обобщение материала проходит в виде беседы.
Вопрос:
=> Установите хронологические рамки второго периода средневековья и охарактеризуйте данный период.
Ответ:
Период длился примерно с середины XI до конца XV вв. Это время, называемое расцветом средневековья. В данный период происходило:
- во Франции и Англии - становление централизованных государств, появление представительных органов управления: парламента и Генеральных штатов;
- в Германии, Италии - время феодальной раздробленности;
- в Испании - время Реконкисты;
- в Чехии - гуситское движение, то есть борьба против католической церкви и феодального гнета;
- образование,
могущество и упадок Священной Римской
империи, государств в странах Азии и доколумбовой Америки.
Учащиеся приходят к выводу: страны и народы Европы, Азии и доколумбовой Америки развивались в данный период неравномерно.
Вопрос:
=Какие успехи были достигнуты в это время по сравнению с ранним средневековьем:
- в сельском хозяйстве,
- в ремесле,
- в разделении труда,
- в торговле?
Ответ:
- Применение металлических орудий труда способствовало освоению новых территорий для земледелия.
- Появление новых специальностей и развитие старых привело к образованию цеховой организации производства в городах.
- Появились новые виды разделения труда - между цехами, областями.
- Выросло значение внутренней торговой организации - ярмарки, она стала регулярной.
- Активно развивалась внешняя торговля, она связывала страны друг с другом.
- В ряде стран Европы произошел перевод крестьян на денежный оброк, что способствовало росту производительности и самостоятельности крестьянских хозяйств и постепенному освобождению крестьян за выкуп.
[У| Вопросы:
= Почему эти изменения в положении крестьян привели к социальному напряжению в обществе?
=> Назовите даты и укажите на карте районы крупных народных восстаний в ХIV-ХV вв.
=> Выясните характерные черты крестьянских восстаний в средние века.
= Каких результатов удалось добиться крестьянам в своей борьбе?
Учитель обобщает ответы учащихся:
Крестьянские восстания были вызваны:
- усилением феодального гнета,
- переводом на денежный оброк,
- возрастанием государственных налогов.
Последствия крестьянских восстаний:
- ускорено освобождение крестьян от личной зависимости,
- были введены строго фиксированные повинности крестьян,
- обеспокоенность мелких и средних феодалов сопротивлением крестьян усилила стремление к укреплению королевской власти.
Учитель отмечает, что королевская власть боролась за объединение страны, и с помощью вопросов уточняет изменения в государствах Западной Европы:
=> Какие
успехи в хозяйстве подготовили условия для образования централизованных государств?
=» Почему горожане стали поддерживать королевскую власть?
=> Почему они были за объединение, страны? => Почему некоторые феодалы поддерживали королевскую власть?
Учитель вновь обобщает ответы учащихся: Рост городов и активное развитие торговли, разделение труда между областями создали условия для образования централизованных государств. Появляются слои общества, заинтересованные в объединении страны и усилении королевской власти. Вопрос:
=> В какой форме складывались централизованные государства?
Ответ:
Королевская власть нуждалась в поддержке сословий. Следовательно, централизованное государство складывалось в виде сословных монархий. Образовывались сословно-представительные учреждения, укрепляющие королевскую власть: во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент.
Вопрос:
=> Как в период расцвета средневековья развивались культура, наука, искусство?
Учитель обобщает ответы учащихся, называет основные достижения средневековой культуры и определяет ее значение для мировой культуры.
II ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Повторение и обобщение материала происходит в процессе составления синхронистической таблицы.
Организуя составление таблицы, учитель обязательно называет и комментирует основные события, которые произошли в Западной, Центральной, Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Османской империи, в странах Востока и доколумбовой Америки.
|
|
Синхронистическая таблица |
|
|
|
|
Западная, Центральная и Южная Европа |
Ближний Восток и Османская империя |
Китай, Индия, страны доколумбовой Америки |
|
Века |
|||
|
|
|||
|
XI |
|
|
|
|
XII |
|
|
|
|
XIII |
|
|
|
|
XIV |
|
|
|
|
XV |
|
|
|
Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает свой вариант задания: заполнить одну из граф таблицы.
Через 15-20 минут учитель начинает заполнение таблицы совместно с классом.
После того как таблица будет заполнена, к ней ставятся вопросы:
1. Какие события связаны с изменениями в государственном устройстве стран?
2. Какие события связаны с войнами?
3. Какие события связаны с крестьянскими восстаниями?
4. Какие события связаны с освободительной борьбой?
5. Назовите
события, которые связаны между собой.
Одним из
вариантов части урока является составление следующей таблицы:
Достижения народов разных континентов в развитии культуры
Достижения в области: |
Страны Западной, Центральной и Южной Европы |
Страны Азии и Америки (Индия, Китай, индейцы Америки) |
образования |
|
|
научных знаний |
|
|
архитектуры |
|
|
искусства |
|
|
литературы |
|
|
III
ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ
УРОКА
Урок проводится в виде письменного опроса по разделу II «Расцвет средневековья» (по вариантам).
Вариант I
1. Соотнесите
даты и события:
1.1215
г. а)
Столетняя война,
2. 1337-1453 гг. б) изобретение книгопечатания И. Гутенбергом,
3. 1066 г. в) подписание английским королем Великой
4. 1445 г. Хартии Вольностей,
г) завоевание Англии герцогом Нормандским.
Ответы: 1-в; 2-а.З-г; 4-б
2. Дайте определение следующих понятий: сеньор, цехи, тамплиеры, Реконкиста, сословие.
3. Теоретические вопросы.
На «5» - проследить причинно-следственную связь между расколом христианской церкви (на католическую и православную) и крестовыми походами.
На «4» - докажите, что средневековые города являлись центрами ремесла, науки и искусства.
На «3» - охарактеризуйте жизнь одного из сословий средневекового общества (на выбор).
Вариант II
1. Соотнесите
даты и события:
1.
1054г. а)
гуситские войны,
2.1302
г. б)
восстание Уота Тайлера,
3. 1419-1434 гг. в) разделение христианской церкви на западную и восточную (католическую и
православную),
4. 1381 г. г) созыв Генеральных штатов во Франции.
Ответы: 1-в; 2—г; 3-а; 4-6.
2. Дайте определение следующих понятий:
янычар, султан, православие, мавры, Швейцарский Союз.
3. Теоретические вопросы.
На «5» - объясните, какую роль сыграла война Алой и Белой Розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.
На «4» - сравните деятельность английского парламента и французских Генеральных штатов.
На «3» - расскажите о выдающемся, на ваш взгляд, достижении средневекового искусства или науки.
Вариант III
1. Соотнесите даты и события:
1. 1453 г. а) освобождение Китая от власти монголов,
2. 1386 г. б) Жакерия,
3.1265 г. в)
образование английского парламента,
4.1358 г. г)
гибель Византийской империи.
Ответы: 1-г; 2-а; 3-е; 4-6.
2. Дайте определение следующих понятий:
парламент, Великая Хартия Вольностей, Жакерия, цехи, вассал.
3. Теоретические вопросы.
На «5» - охарактеризуйте отношения между папой Римским и императором Германии.
На «4» - объясните причины созыва Генеральных штатов во Франции.
На «3» - расскажите о любом историческом деятеле периода расцвета средневековья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.