урок 48
растворение, растворы, электролиты
и неэлектролиты
Элементы содержания: электролиты и неэлектролиты.
Требования: знать понятия «электролит» и «неэлектролит».
Оборудование: стаканчики с дистиллированной водой, кристаллические вещества: сахар, NaCl, NaOH, CaCO3, CuSO4 (безводн.), Ca(OH)2; растворы кислот, фенолфталеина, прибор для изучения электропроводности растворов.
Ход урока
Объяснение нового материала.
– Растворение – переход вещества в мелкодисперсное состояние (состояние ионов, атомов, молекул) под действием растворителя.
Растворение включает в себя химический процесс – взаимодействие частиц растворителя и растворенного вещества (сольватация, в случае воды – гидратация) и физический процесс – диффузию частиц растворенного вещества, равномерное распределение растворенного вещества во всем объеме растворителя. Следовательно, растворение – физико-химический процесс.
То, что растворение – химический процесс, доказывают следующие явления, наблюдаемые при растворении:
а) выделение тепла (демонстрация растворения NaOH или H2SO4);
б) изменение цвета (демонстрация растворения безводного CuSO4).
Раствор – однородная система, состоящая из растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.
По растворимости вещества делятся:
• на растворимые (в 100 г воды может раствориться более 1 кг вещества);
• малорастворимые (в 100 г воды может раствориться от 0,01 г до 1 г вещества);
• практически нерастворимые (в 100 г воды растворяется менее 0,01 г вещества).
Учитель демонстрирует растворение NaCl, CaCO3, Ca(OH)2, сахара, KCa(OH)2, добавляет фенолфталеин, чтобы доказать растворимость.
Растворимость зависит:
1) от природы вещества;
2) природы растворителя;
3) температуры;
4) для газов – от давления.
Например, поваренная соль хорошо растворяется в воде, почти не растворяется в бензине. А растительное масло хорошо растворяется в бензине, но не растворяется в воде.
Полярные вещества хорошо растворяются в полярных растворителях, а неполярные – в неполярных.
Есть такое правило: «Подобное растворяется в подобном». При повышении температуры растворимость большинства твердых и жидких веществ возрастает, газов – уменьшается. При повышении давления растворимость газов возрастает.
Для многих веществ определена растворимость при определенной температуре. Эта величина называется коэффициент растворимости (КР) и показывает, сколько граммов вещества при данной температуре может раствориться в 100 г воды (см. рис. 123 на с. 189).
В зависимости от того, сколько растворенного вещества содержится в растворе, выделяют:
• насыщенные;
• ненасыщенные;
• пересыщенные растворы.
Перед нами растворы сахара, солей, кислот, щелочей. Проверим их на электропроводность.
Дистиллированная вода, раствор сахара, взвесь CaCO3 не проводят ток. Остальные растворы – проводят. Почему? Ток проводят заряженные частицы – ионы. Вода и сахар не имеют ионного строения, соли, щелочи – ионного строения. CaCO3 не дает ионов, так как это нерастворимая соль.
Кислоты – молекулярные вещества с ковалентной связью, но при взаимодействии с водой они образуют ионы.
Все вещества можно разделить на 2 группы:
• Электролиты – вещества, растворы которых проводят ток.
• Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток.
Домашнее задание: § 34.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.