РАСТВОРЕНИЕ, РАСТВОРЫ, ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Иконка файла материала Урок 48. Растворение, растворы, электролиты и неэлектролиты.rtf

урок 48

растворение, растворы, электролиты
и неэлектролиты

Элементы содержания: электролиты и неэлектролиты.

Требования: знать понятия «электролит» и «неэлектролит».

Оборудование: стаканчики с дистиллированной водой, кристаллические вещества: сахар, NaCl, NaOH, CaCO3, CuSO4 (безводн.), Ca(OH)2; растворы кислот, фенолфталеина, прибор для изучения электропроводности растворов.

Ход урока

Объяснение нового материала.

Растворение – переход вещества в мелкодисперсное состояние (состояние ионов, атомов, молекул) под действием растворителя.

Растворение включает в себя химический процесс – взаимодействие частиц растворителя и растворенного вещества (сольватация, в случае воды – гидратация) и физический процесс – диффузию частиц растворенного вещества, равномерное распределение растворенного вещества во всем объеме растворителя. Следовательно, растворение – физико-химический процесс.

То, что растворение – химический процесс, доказывают следующие явления, наблюдаемые при растворении:

а) выделение тепла (демонстрация растворения NaOH или H2SO4);

б) изменение цвета (демонстрация растворения безводного CuSO4).

Раствор – однородная система, состоящая из растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.

По растворимости вещества делятся:

•  на растворимые (в 100 г воды может раствориться более 1 кг вещества);

•  малорастворимые (в 100 г воды может раствориться от 0,01 г до 1 г вещества);

•  практически нерастворимые (в 100 г воды растворяется менее 0,01 г вещества).

Учитель демонстрирует растворение NaCl, CaCO3, Ca(OH)2, сахара, KCa(OH)2, добавляет фенолфталеин, чтобы доказать растворимость.

Растворимость зависит:

1) от природы вещества;

2) природы растворителя;

3) температуры;

4) для газов – от давления.

Например, поваренная соль хорошо растворяется в воде, почти не растворяется в бензине. А растительное масло хорошо растворяется в бензине, но не растворяется в воде.

Полярные вещества хорошо растворяются в полярных растворителях, а неполярные – в неполярных.

Есть такое правило: «Подобное растворяется в подобном». При повышении температуры растворимость большинства твердых и жидких веществ возрастает, газов – уменьшается. При повышении давления растворимость газов возрастает.

Для многих веществ определена растворимость при определенной температуре. Эта величина называется коэффициент растворимости (КР) и показывает, сколько граммов вещества при данной температуре может раствориться в 100 г воды (см. рис. 123 на с. 189).

В зависимости от того, сколько растворенного вещества содержится в растворе, выделяют:

•  насыщенные;

•  ненасыщенные;

•  пересыщенные растворы.

Перед нами растворы сахара, солей, кислот, щелочей. Проверим их на электропроводность.

Дистиллированная вода, раствор сахара, взвесь CaCO3 не проводят ток. Остальные растворы – проводят. Почему? Ток проводят заряженные частицы – ионы. Вода и сахар не имеют ионного строения, соли, щелочи – ионного строения. CaCO3 не дает ионов, так как это нерастворимая соль.

Кислоты – молекулярные вещества с ковалентной связью, но при взаимодействии с водой они образуют ионы.

Все вещества можно разделить на 2 группы:

•  Электролиты – вещества, растворы которых проводят ток.

•  Неэлектролиты – вещества, растворы которых не проводят электрический ток.

Домашнее задание: § 34.