Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России
Оценка 4.6

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Оценка 4.6
Документация
docx
окружающий мир +1
2 кл
24.11.2023
Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России
Урок по духовно-нравственному воспитанию, формированию экологической культуры, учит любить природу и все живое,На уроке используется занимательный материал, межпредметные связи с уроками окружающего мира.
Мой урок .docx

 

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Класс: 2.

Цели урока:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, воспитывать экологическую культуру, любовь к животным.

 Создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровье - сбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, телевизор.

Ход урока

І. Организационный момент.(Хором)

 Прекрасно все на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно все вокруг!

Прекрасно все во мне!

 

- Присаживайтесь.

Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

(на доске)

Учащиеся.

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

II. Проверка домашнего задания.

Сначала давайте проверим домашнее задание. С.111-112  выр. чтен.(4 человека). Молодцы.

III. Актуализация знаний

-Какой раздел мы изучаем сейчас?

 (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери) - Начнем мы со сценки, которую приготовили наши ребята.

Сценка

Звуки леса. Зверюшки сбились в кучку, дрожат ,выходит девочка.

Девочка. -Что плачете , зверюшки?

Белка. -Как нам не плакать?

В своём родном дому, приходится нам прятаться.

Девочка. -Прятаться? Но почему?

(выстрелы)

Заяц. -Слышишь?

Это на нас охотятся. Людям нравятся наши красивые шубки.

Лес тоже становится всё реже и реже, скоро нам нужно будет другой дом искать.

Лисёнок.  Мы просим тебя , человек-

                  Ты тоже часть природы,

                 Помоги нам, сохрани жизнь!

 

Стихотворение.(Читает подготовленный ученик)

Часто порою мы все забываем:

Жизнь не одним нам дана.

Меньшие братья нередко страдают,

Им не хватает тепла.

Мнит человек господином всесильным,

Глядя на них свысока.

И забывает, что наша забота им так нужна.

 

- О чем мы будем сегодня говорить?

(Об отношении людей к животным)

IV. Изучение нового материала. СЛ.1 Портрет Пришвина М. М.

- Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней писатель, которого мы уже знаем. Догадайтесь по опорным словам.

Писал о природе. Работал агрономом. Написал произведения «Лисичкин хлеб», Золотой луг», Этажи леса».

- М.М. Пришвин.

-Сегодня мы прочитаем рассказ М.М.Пришвина «Ребята и утята».

Какие цели мы поставим на уроке?

(Познакомимся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»

Будем учиться совершенствовать технику чтения, анализировать произведение, выразительно читать)

-А также будем учиться выражать свое отношение к прочитанному, оценивать поступки героев. Составлять план произведения.

-Послушайте, что сказал о Пришвине писатель М.  Паустовский.( на слайде)

«Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то,
что он проник в её тайную жизнь
и воспел её красоту, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю
Михаила Михайловича Пришвина».

Сейчас мы узнаем еще что-то новое  о жизни писателя.

Стихотворение о  Пришвине  нам расскажет …

 Старик.

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев  знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как  этот человек…

М.Цуранов

 

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии.

Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе, идеей важности сохранения окружающей среды.

.-Его книги помогают нам узнать о животном мире и научиться быть добрыми и заботливыми , беречь и уважать этот мир.

-Я бы хотела, чтобы и Вы также любили природу, как Пришвин.

В 1955 году Иван Пришвин был удостоен звания народного писателя СССР. Он получил много наград и премий за свои произведения. Его книги переведены на множество языков и пользуются популярностью во всем мире. Иван Пришвин умер 16 января 1954 года, но его произведения останутся с нами навсегда.

А теперь отгадайте ребус: СЛ. 2

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

- Как можно ласково назвать утку?(уточка)

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке. - Не случайно автором была выбрана эта птичка. Он хотел нам показать, что речь пойдет о беззащитной и беспомощной маленькой птичке.

 

- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. СЛ.3

Чирок – свистунок самая маленькая, очень красивая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Свое название она получила за счет издаваемого посвистывания. Их голос чистый и звонкий , напоминет звук «трик—тиррик» Но этой особенностью наделены только самцы.

  Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. Поэтому обитает даже на самых маленьких водоемах.

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?

Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

Чтение текста учителем. СЛ.4

– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова.

– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

- О ком этот рассказ?

-Когда было страшно?

-Что заставило вас спокойно вздохнуть? Улыбнуться?

- А было ли стыдно за ребят?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 5-9

Какие непонятные слова Вы встретили?

- Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

Физкультминутка СЛ. 10

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

-Сейчас я хочу проверить, а знаете ли Вы правила поведения в природе.

Игра «Если я приду в лесок».

Ведущий: Я буду вам говорить свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо – «нет»:

 

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Работа над рассказом. СЛ. 11

1 часть

- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.(1е два абзаца)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

-О чем рассказывалось в 1й части?

(Как уточка с утятами шли к озеру..)

-Как мы озаглавим эту часть?

1.Утята идут к озеру.

 

2 часть (вслух по цепочке.) СЛ.12
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

 Прием «Хорошо - плохо»

Давайте порассуждаем о том, какие ребята.

-Что плохого они сделали?

(Ребята поступили очень плохо. Они могли поранить слабых животных.

-Что хорошего в их поступке?

-Ничего.

- Понимали ребята, почему они так делают?

(Не понимали.)

 

-Скажите о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»

 

 - То есть они вели себя не разумно. Просто решили так поиграть с животными.

 

- Опишите ребят, используя нужные слова-качества (учитель вывешивает на доску слова:

 

веселые, жестокие, глупые, беспечные, бессердечные, несмышленые, беззаботные).

 

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Какие чувства Вы испытали  к уточке?

(Жалко ее.)

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам и спас утят?? (Автор.)
 

-Каким тоном автор разговаривал с ребятами? Почему?

(- Строго и сердито. Он был возмущен, и ему надо было быстро помочь утятам.)

-Почему он очень беспокоился?

(- Он очень беспокоился, потому что знал, что многие животные, почуяв запах человеческих рук, покидают своих детей. И детеныши погибают, оставшись брошенными. Нельзя дотрагиваться до гнезда.)

 

– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)

-Какие были при этом ребята?(послушные, обрадовались)

(Они как будто даже обрадовались и побежали на холм.)

-Почему же они обрадовались?

(- Ребята растерялись и струсили, а потом обрадовались, потому что не знали, что им дальше делать с утятами.)

- О чем говорилось во 2й части? Коротко.

( Ребята ловили утят, но им помог автор. Он приказал ребятам отпустить утят.)

-Как озаглавим эту часть?

2.Ребята и утята.

3часть «Чтение по абзацам» СЛ.14


– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)

-О чем говорит этот факт? Как автор относится к утятам?

-(уважительно)

– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.114 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…

-Изменились ребята в конце рассказа?

(Да)

-Будут они в другой раз ловить утят, как Вы думаете?

(Не будут.)

-Кто им в этом помог?

(автор)

IV. Закрепление. 

КОНЕРС (сингапурская технология)

Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Добрый пример лучше ста слов. Добрый человек добру учит.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

Кто скоро помог, тот дважды помог.

-Почему важно было быстро помочь утке с утятами?

(Могло случиться непоправимое. Ребята могли навредить уточке с утятами.)

Жизнь дана на добрые дела.

Какие добрые дела Вы можете сделать для животных?

(Покормить животных, сделать кормушки, скворечники , не   трогать гнезда птиц)

Какая пословица отражает главную мысль рассказа?

(Жизнь дана на добрые дела)

-Что это значит?

 (Нужно делать только добрые дела, беречь живое вокруг)

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

 (Добрыми,заботливыми)

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами?

Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.

(С дикими животными играть нельзя, потому что можно поранить их.)

V. Итог.

Задание «Фото факт»

Внимательность, друзья, и прилежанье,

Понадобятся вам. Теперь вниманье:

Из фото этих выбрать вы должны

Лишь те, что в экологии важны.

 Детям предлагается ряд фотографий, картинок с изображением экологически правильных и неправильных действий людей.

https://fc.vseosvita.ua/000fjh-d1e3/013.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/24/s_5d10957f3ba3c/img6.jpghttp://117.r.photoshare.ru/01178/00b3c14472d495e0d91e857e326192fb995df5cb.jpghttp://ocdod74.ru/wp-content/uploads/2019/04/group-planting-tree-2.jpg

Давайте подведём итог:

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.16 На доске рисунок.

https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/06/zashchita-i-ohrana-prirody8.jpg

Быть другом природе – значит любить природу, с уважением относиться к ней, заботиться о ней, дорожить ею, охранять её.).

-Почему необходимо сохранить животный мир планеты?

-К жизни всегда нужно относиться бережно в любом ее проявлении. Представьте себе на минуту нашу планету без пения птиц, без животных, без общения с ними. Представьте, что больше нет животных и можно  увидеть  их только на картинках. Такие мысли не приносят радости, правда?

 

-Д.з. У. с. 113-115 читать, пересказ 1 части. СЛ.17


VI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u182801/t1513010411aa.jpg- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u182801/t1513010411ab.jpgМне очень грустно, я не всё понял

Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательным стихотворением . (Слайд 18)
Стих Л.Поруковой.

Ученик.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

И при всем честном народе

Добавляем мы потом.

Нужно помогать природе,

Но со знанием, с умом.

 

Урок окончен. Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила делового сотрудничества

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

веселые жестокие

глупые беспечные бессердечные несмышленые беззаботные

 

 

https://iv-obdu.ru/images/stories/FondRedKn/Priroda/m-pri_f-02b.jpg

 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674446032_gas-kvas-com-p-risunok-utki-eskiz-42.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Реализуемые педагогические технологии: здоровье - сбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии

Реализуемые педагогические технологии: здоровье - сбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии

II. Проверка домашнего задания

II. Проверка домашнего задания

Это на нас охотятся. Людям нравятся наши красивые шубки

Это на нас охотятся. Людям нравятся наши красивые шубки

Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей

Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей

Стихотворение о Пришвине нам расскажет …

Стихотворение о Пришвине нам расскажет …

Я бы хотела, чтобы и Вы также любили природу, как

Я бы хотела, чтобы и Вы также любили природу, как

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км

И опять настала тишь.(Сели) -Сейчас я хочу проверить, а знаете ли

И опять настала тишь.(Сели) -Сейчас я хочу проверить, а знаете ли

Это много или мало для человека? –

Это много или мало для человека? –

Скажите о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые» -

Скажите о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые» -

Почему он очень беспокоился? (-

Почему он очень беспокоился? (-

Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!) –

Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!) –

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу

Жизнь дана на добрые дела) -Что это значит? (Нужно делать только добрые дела, беречь живое вокруг) -

Жизнь дана на добрые дела) -Что это значит? (Нужно делать только добрые дела, беречь живое вокруг) -

Лишь те, что в экологии важны

Лишь те, что в экологии важны

Быть другом природе – значит любить природу , с уважением относиться к ней, заботиться о ней, дорожить ею, охранять её

Быть другом природе – значит любить природу , с уважением относиться к ней, заботиться о ней, дорожить ею, охранять её

Д.з. У. с. 113-115 читать, пересказ 1 части

Д.з. У. с. 113-115 читать, пересказ 1 части

Даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем

Даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем

Правила делового сотрудничества

Правила делового сотрудничества

- Уважать чужое мнение;

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

- слушать и слышать друг друга.

веселые жестокие

веселые жестокие

глупые беспечные бессердечные

глупые беспечные бессердечные

несмышленые беззаботные

несмышленые беззаботные

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023