Равзработка урока литературного чтения по теме Пришвин М.М. Ребята и утята 2 класс школа России

  • Документация
  • docx
  • 24.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по духовно-нравственному воспитанию, формированию экологической культуры, учит любить природу и все живое,На уроке используется занимательный материал, межпредметные связи с уроками окружающего мира.
Иконка файла материала Мой урок .docx

 

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Класс: 2.

Цели урока:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, воспитывать экологическую культуру, любовь к животным.

 Создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровье - сбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, телевизор.

Ход урока

І. Организационный момент.(Хором)

 Прекрасно все на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно все вокруг!

Прекрасно все во мне!

 

- Присаживайтесь.

Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

(на доске)

Учащиеся.

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

II. Проверка домашнего задания.

Сначала давайте проверим домашнее задание. С.111-112  выр. чтен.(4 человека). Молодцы.

III. Актуализация знаний

-Какой раздел мы изучаем сейчас?

 (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери) - Начнем мы со сценки, которую приготовили наши ребята.

Сценка

Звуки леса. Зверюшки сбились в кучку, дрожат ,выходит девочка.

Девочка. -Что плачете , зверюшки?

Белка. -Как нам не плакать?

В своём родном дому, приходится нам прятаться.

Девочка. -Прятаться? Но почему?

(выстрелы)

Заяц. -Слышишь?

Это на нас охотятся. Людям нравятся наши красивые шубки.

Лес тоже становится всё реже и реже, скоро нам нужно будет другой дом искать.

Лисёнок.  Мы просим тебя , человек-

                  Ты тоже часть природы,

                 Помоги нам, сохрани жизнь!

 

Стихотворение.(Читает подготовленный ученик)

Часто порою мы все забываем:

Жизнь не одним нам дана.

Меньшие братья нередко страдают,

Им не хватает тепла.

Мнит человек господином всесильным,

Глядя на них свысока.

И забывает, что наша забота им так нужна.

 

- О чем мы будем сегодня говорить?

(Об отношении людей к животным)

IV. Изучение нового материала. СЛ.1 Портрет Пришвина М. М.

- Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней писатель, которого мы уже знаем. Догадайтесь по опорным словам.

Писал о природе. Работал агрономом. Написал произведения «Лисичкин хлеб», Золотой луг», Этажи леса».

- М.М. Пришвин.

-Сегодня мы прочитаем рассказ М.М.Пришвина «Ребята и утята».

Какие цели мы поставим на уроке?

(Познакомимся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»

Будем учиться совершенствовать технику чтения, анализировать произведение, выразительно читать)

-А также будем учиться выражать свое отношение к прочитанному, оценивать поступки героев. Составлять план произведения.

-Послушайте, что сказал о Пришвине писатель М.  Паустовский.( на слайде)

«Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то,
что он проник в её тайную жизнь
и воспел её красоту, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю
Михаила Михайловича Пришвина».

Сейчас мы узнаем еще что-то новое  о жизни писателя.

Стихотворение о  Пришвине  нам расскажет …

 Старик.

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев  знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как  этот человек…

М.Цуранов

 

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии.

Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе, идеей важности сохранения окружающей среды.

.-Его книги помогают нам узнать о животном мире и научиться быть добрыми и заботливыми , беречь и уважать этот мир.

-Я бы хотела, чтобы и Вы также любили природу, как Пришвин.

В 1955 году Иван Пришвин был удостоен звания народного писателя СССР. Он получил много наград и премий за свои произведения. Его книги переведены на множество языков и пользуются популярностью во всем мире. Иван Пришвин умер 16 января 1954 года, но его произведения останутся с нами навсегда.

А теперь отгадайте ребус: СЛ. 2

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

- Как можно ласково назвать утку?(уточка)

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке. - Не случайно автором была выбрана эта птичка. Он хотел нам показать, что речь пойдет о беззащитной и беспомощной маленькой птичке.

 

- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. СЛ.3

Чирок – свистунок самая маленькая, очень красивая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Свое название она получила за счет издаваемого посвистывания. Их голос чистый и звонкий , напоминет звук «трик—тиррик» Но этой особенностью наделены только самцы.

  Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. Поэтому обитает даже на самых маленьких водоемах.

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?

Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

Чтение текста учителем. СЛ.4

– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова.

– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

- О ком этот рассказ?

-Когда было страшно?

-Что заставило вас спокойно вздохнуть? Улыбнуться?

- А было ли стыдно за ребят?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 5-9

Какие непонятные слова Вы встретили?

- Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

Физкультминутка СЛ. 10

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

-Сейчас я хочу проверить, а знаете ли Вы правила поведения в природе.

Игра «Если я приду в лесок».

Ведущий: Я буду вам говорить свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо – «нет»:

 

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Работа над рассказом. СЛ. 11

1 часть

- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.(1е два абзаца)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

-О чем рассказывалось в 1й части?

(Как уточка с утятами шли к озеру..)

-Как мы озаглавим эту часть?

1.Утята идут к озеру.

 

2 часть (вслух по цепочке.) СЛ.12
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

 Прием «Хорошо - плохо»

Давайте порассуждаем о том, какие ребята.

-Что плохого они сделали?

(Ребята поступили очень плохо. Они могли поранить слабых животных.

-Что хорошего в их поступке?

-Ничего.

- Понимали ребята, почему они так делают?

(Не понимали.)

 

-Скажите о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»

 

 - То есть они вели себя не разумно. Просто решили так поиграть с животными.

 

- Опишите ребят, используя нужные слова-качества (учитель вывешивает на доску слова:

 

веселые, жестокие, глупые, беспечные, бессердечные, несмышленые, беззаботные).

 

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Какие чувства Вы испытали  к уточке?

(Жалко ее.)

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам и спас утят?? (Автор.)
 

-Каким тоном автор разговаривал с ребятами? Почему?

(- Строго и сердито. Он был возмущен, и ему надо было быстро помочь утятам.)

-Почему он очень беспокоился?

(- Он очень беспокоился, потому что знал, что многие животные, почуяв запах человеческих рук, покидают своих детей. И детеныши погибают, оставшись брошенными. Нельзя дотрагиваться до гнезда.)

 

– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)

-Какие были при этом ребята?(послушные, обрадовались)

(Они как будто даже обрадовались и побежали на холм.)

-Почему же они обрадовались?

(- Ребята растерялись и струсили, а потом обрадовались, потому что не знали, что им дальше делать с утятами.)

- О чем говорилось во 2й части? Коротко.

( Ребята ловили утят, но им помог автор. Он приказал ребятам отпустить утят.)

-Как озаглавим эту часть?

2.Ребята и утята.

3часть «Чтение по абзацам» СЛ.14


– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)

-О чем говорит этот факт? Как автор относится к утятам?

-(уважительно)

– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.114 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…

-Изменились ребята в конце рассказа?

(Да)

-Будут они в другой раз ловить утят, как Вы думаете?

(Не будут.)

-Кто им в этом помог?

(автор)

IV. Закрепление. 

КОНЕРС (сингапурская технология)

Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.

Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Добрый пример лучше ста слов. Добрый человек добру учит.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

Кто скоро помог, тот дважды помог.

-Почему важно было быстро помочь утке с утятами?

(Могло случиться непоправимое. Ребята могли навредить уточке с утятами.)

Жизнь дана на добрые дела.

Какие добрые дела Вы можете сделать для животных?

(Покормить животных, сделать кормушки, скворечники , не   трогать гнезда птиц)

Какая пословица отражает главную мысль рассказа?

(Жизнь дана на добрые дела)

-Что это значит?

 (Нужно делать только добрые дела, беречь живое вокруг)

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

 (Добрыми,заботливыми)

ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)

А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами?

Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.

(С дикими животными играть нельзя, потому что можно поранить их.)

V. Итог.

Задание «Фото факт»

Внимательность, друзья, и прилежанье,

Понадобятся вам. Теперь вниманье:

Из фото этих выбрать вы должны

Лишь те, что в экологии важны.

 Детям предлагается ряд фотографий, картинок с изображением экологически правильных и неправильных действий людей.

https://fc.vseosvita.ua/000fjh-d1e3/013.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/24/s_5d10957f3ba3c/img6.jpghttp://117.r.photoshare.ru/01178/00b3c14472d495e0d91e857e326192fb995df5cb.jpghttp://ocdod74.ru/wp-content/uploads/2019/04/group-planting-tree-2.jpg

Давайте подведём итог:

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.16 На доске рисунок.

https://pichold.ru/wp-content/uploads/2021/06/zashchita-i-ohrana-prirody8.jpg

Быть другом природе – значит любить природу, с уважением относиться к ней, заботиться о ней, дорожить ею, охранять её.).

-Почему необходимо сохранить животный мир планеты?

-К жизни всегда нужно относиться бережно в любом ее проявлении. Представьте себе на минуту нашу планету без пения птиц, без животных, без общения с ними. Представьте, что больше нет животных и можно  увидеть  их только на картинках. Такие мысли не приносят радости, правда?

 

-Д.з. У. с. 113-115 читать, пересказ 1 части. СЛ.17


VI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u182801/t1513010411aa.jpg- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u182801/t1513010411ab.jpgМне очень грустно, я не всё понял

Напоследок мне хочется познакомить вас с замечательным стихотворением . (Слайд 18)
Стих Л.Поруковой.

Ученик.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

И при всем честном народе

Добавляем мы потом.

Нужно помогать природе,

Но со знанием, с умом.

 

Урок окончен. Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила делового сотрудничества

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

веселые жестокие

глупые беспечные бессердечные несмышленые беззаботные

 

 

https://iv-obdu.ru/images/stories/FondRedKn/Priroda/m-pri_f-02b.jpg

 

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674446032_gas-kvas-com-p-risunok-utki-eskiz-42.jpg