Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»
Класс: 2.
Цели урока:
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, воспитывать экологическую культуру, любовь к животным.
Создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
регулятивных: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.
Реализуемые педагогические технологии: здоровье - сбережение, дифференцированный подход, сингапурские технологии.
Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, телевизор.
Ход урока
І. Организационный момент.(Хором)
Прекрасно все на небе!
Прекрасно на Земле!
Прекрасно все вокруг!
Прекрасно все во мне!
- Присаживайтесь.
Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.
Давайте вспомним правила делового сотрудничества.
(на доске)
Учащиеся.
- Уважать чужое мнение;
- быть внимательными;
- соблюдать тишину (работать вполголоса);
- слушать и слышать друг друга.
II. Проверка домашнего задания.
Сначала давайте проверим домашнее задание. С.111-112 выр. чтен.(4 человека). Молодцы.
III. Актуализация знаний
-Какой раздел мы изучаем сейчас?
(Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери) - Начнем мы со сценки, которую приготовили наши ребята.
Сценка
Звуки леса. Зверюшки сбились в кучку, дрожат ,выходит девочка.
Девочка. -Что плачете , зверюшки?
Белка. -Как нам не плакать?
В своём родном дому, приходится нам прятаться.
Девочка. -Прятаться? Но почему?
(выстрелы)
Заяц. -Слышишь?
Это на нас охотятся. Людям нравятся наши красивые шубки.
Лес тоже становится всё реже и реже, скоро нам нужно будет другой дом искать.
Лисёнок. Мы просим тебя , человек-
Ты тоже часть природы,
Помоги нам, сохрани жизнь!
Стихотворение.(Читает подготовленный ученик)
Часто порою мы все забываем:
Жизнь не одним нам дана.
Меньшие братья нередко страдают,
Им не хватает тепла.
Мнит человек господином всесильным,
Глядя на них свысока.
И забывает, что наша забота им так нужна.
- О чем мы будем сегодня говорить?
(Об отношении людей к животным)
IV. Изучение нового материала. СЛ.1 Портрет Пришвина М. М.
- Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней писатель, которого мы уже знаем. Догадайтесь по опорным словам.
Писал о природе. Работал агрономом. Написал произведения «Лисичкин хлеб», Золотой луг», Этажи леса».
- М.М. Пришвин.
-Сегодня мы прочитаем рассказ М.М.Пришвина «Ребята и утята».
Какие цели мы поставим на уроке?
(Познакомимся с произведением М.М.Пришвина «Ребята и утята»
Будем учиться совершенствовать технику чтения, анализировать произведение, выразительно читать)
-А также будем учиться выражать свое отношение к прочитанному, оценивать поступки героев. Составлять план произведения.
-Послушайте, что сказал о Пришвине писатель М. Паустовский.( на слайде)
«Если бы
природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то,
что он проник в её тайную жизнь
и воспел её красоту, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю
Михаила Михайловича Пришвина».
Сейчас мы узнаем еще что-то новое о жизни писателя.
Стихотворение
о Пришвине нам расскажет …
Старик.
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперёд
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растёт
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек…
М.Цуранов
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии.
Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе, идеей важности сохранения окружающей среды.
.-Его книги помогают нам узнать о животном мире и научиться быть добрыми и заботливыми , беречь и уважать этот мир.
-Я бы хотела, чтобы и Вы также любили природу, как Пришвин.
В 1955 году Иван Пришвин был удостоен звания народного писателя СССР. Он получил много наград и премий за свои произведения. Его книги переведены на множество языков и пользуются популярностью во всем мире. Иван Пришвин умер 16 января 1954 года, но его произведения останутся с нами навсегда.
А теперь отгадайте ребус: СЛ. 2
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?(уточка)
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке. - Не случайно автором была выбрана эта птичка. Он хотел нам показать, что речь пойдет о беззащитной и беспомощной маленькой птичке.
- Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок. СЛ.3
Чирок – свистунок самая маленькая, очень красивая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Свое название она получила за счет издаваемого посвистывания. Их голос чистый и звонкий , напоминет звук «трик—тиррик» Но этой особенностью наделены только самцы.
Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. Поэтому обитает даже на самых маленьких водоемах.
ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)
А сейчас посмотрите на таблички, которые лежат перед вами. В первой колонке напишите своё мнение на мой вопрос: Можно ли играть с дикими животными и птицами?
Отложите таблички, мы вернёмся к ним позже.
Знакомство с рассказом. Словарная работа.
Чтение текста учителем. СЛ.4
– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова.
– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.
- О ком этот рассказ?
-Когда было страшно?
-Что заставило вас спокойно вздохнуть? Улыбнуться?
- А было ли стыдно за ребят?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
2.Словарная работа. СЛ. 5-9
Какие непонятные слова Вы встретили?
- Как вы понимаете значение этого слова?
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
Физкультминутка СЛ. 10
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
-Сейчас я хочу проверить, а знаете ли Вы правила поведения в природе.
Игра «Если я приду в лесок».
Ведущий: Я буду вам говорить свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо – «нет»:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Работа над рассказом. СЛ. 11
1 часть
- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя.(1е два абзаца)
– Почему уточка устроила свое
гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз
человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из
виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
-О чем рассказывалось в 1й части?
(Как уточка с утятами шли к озеру..)
-Как мы озаглавим эту часть?
1.Утята идут к озеру.
2 часть (вслух по цепочке.)
СЛ.12
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
Прием «Хорошо - плохо»
Давайте порассуждаем о том, какие ребята.
-Что плохого они сделали?
(Ребята поступили очень плохо. Они могли поранить слабых животных.
-Что хорошего в их поступке?
-Ничего.
- Понимали ребята, почему они так делают?
(Не понимали.)
-Скажите о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»
- То есть они вели себя не разумно. Просто решили так поиграть с животными.
- Опишите ребят, используя нужные слова-качества (учитель вывешивает на доску слова:
веселые, жестокие, глупые, беспечные, бессердечные, несмышленые, беззаботные).
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Какие чувства Вы испытали к уточке?
(Жалко ее.)
– Для мамы
нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви.
Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает
детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к
животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот
ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет
себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать
мать…)
– Кто помешал мальчишкам и спас утят?? (Автор.)
-Каким тоном автор разговаривал с ребятами? Почему?
(- Строго и сердито. Он был возмущен, и ему надо было быстро помочь утятам.)
-Почему он очень беспокоился?
(- Он очень беспокоился, потому что знал, что многие животные, почуяв запах человеческих рук, покидают своих детей. И детеныши погибают, оставшись брошенными. Нельзя дотрагиваться до гнезда.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и
отдайте ей всех утят.)
-Какие были при этом ребята?(послушные, обрадовались)
(Они как будто даже обрадовались и побежали на холм.)
-Почему же они обрадовались?
(- Ребята растерялись и струсили, а потом обрадовались, потому что не знали, что им дальше делать с утятами.)
- О чем говорилось во 2й части? Коротко.
( Ребята ловили утят, но им помог автор. Он приказал ребятам отпустить утят.)
-Как озаглавим эту часть?
2.Ребята и утята.
3часть «Чтение по абзацам»
СЛ.14
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от
врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
-О чем говорит этот факт? Как автор относится к утятам?
-(уважительно)
– Как мальчишки на это
прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.114 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…
-Изменились ребята в конце рассказа?
(Да)
-Будут они в другой раз ловить утят, как Вы думаете?
(Не будут.)
-Кто им в этом помог?
(автор)
IV. Закрепление.
КОНЕРС (сингапурская технология)
Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы.
Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.
Молодцы. Присаживайтесь на свои места.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Добрый пример лучше ста слов. Добрый человек добру учит.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
Кто скоро помог, тот дважды помог.
-Почему важно было быстро помочь утке с утятами?
(Могло случиться непоправимое. Ребята могли навредить уточке с утятами.)
Жизнь дана на добрые дела.
Какие добрые дела Вы можете сделать для животных?
(Покормить животных, сделать кормушки, скворечники , не трогать гнезда птиц)
Какая пословица отражает главную мысль рассказа?
(Жизнь дана на добрые дела)
-Что это значит?
(Нужно делать только добрые дела, беречь живое вокруг)
- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?
(Добрыми,заботливыми)
ЭЙ АР ГАЙД (сингапурская технология)
А сейчас давайте с вами снова вернёмся к нашим таблицам. В начале урока каждый из вас написал своё мнение на вопрос: можно ли играть с дикими животными и птицами?
Сейчас, если ваше мнение изменилось запишите его во вторую колонку и объясните почему вы изменили своё мнение.
(С дикими животными играть нельзя, потому что можно поранить их.)
V. Итог.
Задание «Фото факт»
Внимательность, друзья, и прилежанье,
Понадобятся вам. Теперь вниманье:
Из фото этих выбрать вы должны
Лишь те, что в экологии важны.
Детям предлагается ряд фотографий, картинок с изображением экологически правильных и неправильных действий людей.
Давайте подведём итог:
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.16 На доске рисунок.
( Быть другом природе – значит любить природу, с уважением относиться к ней, заботиться о ней, дорожить ею, охранять её.).
-Почему необходимо сохранить животный мир планеты?
-К жизни всегда нужно относиться бережно в любом ее проявлении. Представьте себе на минуту нашу планету без пения птиц, без животных, без общения с ними. Представьте, что больше нет животных и можно увидеть их только на картинках. Такие мысли не приносят радости, правда?
-Д.з. У. с. 113-115 читать, пересказ 1 части. СЛ.17
VI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы
- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.
Мне очень грустно, я не всё понял
Напоследок мне хочется
познакомить вас с замечательным стихотворением . (Слайд 18)
Стих Л.Поруковой.
Ученик.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом.
Нужно помогать природе,
Но со знанием, с умом.
Урок окончен. Спасибо.
Правила делового сотрудничества
- Уважать чужое мнение;
- быть внимательными;
- соблюдать тишину (работать вполголоса);
- слушать и слышать друг друга.
веселые жестокие
глупые беспечные бессердечные несмышленые беззаботные
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.