Раздаточный материал к творческой мастерской «Мы открываем Петербург Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Оценка 5

Раздаточный материал к творческой мастерской «Мы открываем Петербург Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Оценка 5
doc
12.05.2020
Раздаточный материал   к творческой   мастерской «Мы открываем Петербург Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»).
Приемы творческой мастерской по роману Достоевского.doc

 

 

                                                                       

  Задание №1

1.Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают понять, какой же цвет является основным в романе.(2-3 примера, не повторять уже названные примеры).

 

2. Психологи  утверждают, что «Желтый цвет – символ легкости, непринужденности, общительности, раскованности, смелости. Цвет солнца и тепла, греет, согревает»  

 Можно ли сказать, что данные значения соответствуют значению цвета в романе Достоевского? Почему?

Обсудите в группе все возможные предположения. Сделайте вывод.

 

3. Видите ли вы какую-то связь между желто-серым Петербургом Достоевского и Петербургом Мандельштама? Если да, докажите, проводя параллели.

 

Ленинград. (Осип Мандельштам)

Я вернулся в мой город, знакомый до слез, 
До прожилок, до детских припухлых желез. 

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей 
Рыбий жир ленинградских речных фонарей, 

Узнавай же скорее декабрьский денек, 
Где к зловещему дегтю подмешан желток. 

Петербург! я еще не хочу умирать: 
У тебя телефонов моих номера. 

Петербург! У меня еще есть адреса, 
По которым найду мертвецов голоса. 

Я на лестнице черной живу, и в висок 
Ударяет мне вырванный с мясом звонок, 

И всю ночь напролет жду гостей дорогих, 
Шевеля кандалами цепочек дверных. 

Декабрь 1930 
Результат деятельности: изобразить Петербург с помощью красок, линий, цветов.

 

 

Задание №2

 

1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)

Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время.

Какие краски преобладают?

Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами

 

Составляющие образа

            Характерные признаки

1.

 

Пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)

Найдите и зачитайте сцены уличной жизни в Петербурге

Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

Что показывают эти сцены? Подтвердите свои ответы цитатами.

 

 

Составляющие образа

            Характерные признаки

1.

 

Пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

3 группа: составьте описания облика людей (часть1:гл.3 –Раскольников, старуха-процентщица; часть1: глава 2 семья Мармеладовых)

Найдите и зачитайте описания облика людей.

Каковы портреты героев? Что общего в них? О чем говорит такое описание?

Подтвердите свои ответы цитатами.

 

Составляющие образа

            Характерные признаки

1.

 

Пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию. (перечень слов внизу).

 

 

Текст №1.
Ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.

И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то (………….)  и трусливое ощущение, которого (……….) и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и (…..), совсем даже напротив, но с некоторого времени он был в (……………) и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того (углубился) в себя и (………)  от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой...

Раскольников вышел в решительном смущении… Смущение это все более и более увеличивалось. И, наконец, уже на улице, он воскликнул: «О Боже! Как это все (…………..)! И неужели, неужели я ...нет, это вздор, это нелепость!» - прибавил он решительно. 
Главное: (……), пакостно, гадко, гадко!... Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего (………). Чувство 
бесконечного (………) , начинавшее давить и мутить его сердце…

 

 

(болезненное, стыдился ,забит, раздражительном, углубился, уединился, отвратительно, грязно, отвращения, волнения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу).

 

 

Текст  №2

 

И тогда-то, милостивый государь, тогда я, тоже вдовец,

и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое (………).

Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили,

что она образованная и воспитанная и, фамилии известной, за меня согласилась пойти. Но пошла! (………..) и руки ломая пошла! Ибо (……)было идти…

 

-(……..)! Зачем меня (…….) !- вдруг возопил Мармеладов вставая с протянутой рукой…Да! Меня (……….)не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не (……..).

Она, кажется, унимала его, что-то шептала  ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время (………) следил за матерью своими большими темными глазами…

 

-И это в наслаждение! И это мне не (…..), а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь,- выкрикнул он. Спавший в углу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном (……).

 

 

(страдание , плача и рыдая, некуда ,жалеть, со страхом, боль, испуге)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу).

 

 

Текст №3

«Любви тут не может быть», - пишет мамаша. А что , если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а, напротив, уже есть (………), (……….), (………), что же тогда? Ведь она уже и теперь (……………), мучается; а тогда, когда все ясно увидит?...Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!...

 

Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было (…………), но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, (…….)  улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и долго думал. Сильно (……..) его сердце, и сильно волновались его мысли. Наконец ему стало (……..) и тесно в этой (……..) каморке, похожей на шкаф или сундук…

 

 

(отвращение,  презрение,  омерзение,  неспокойна, мокро от слез, злая, билось,  душно, желтой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание №1 1.Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают понять, какой же цвет является основным в романе

Задание №1 1.Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают понять, какой же цвет является основным в романе

Задание №2 1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл

Задание №2 1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл

Задание №2 2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл

Задание №2 2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл

Задание №2 3 группа: составьте описания облика людей (часть1:гл

Задание №2 3 группа: составьте описания облика людей (часть1:гл

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу)

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу)

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу)

Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу)

Раздаточный материал к творческой мастерской «Мы открываем Петербург Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Раздаточный материал   к творческой   мастерской «Мы открываем Петербург Достоевского» (по роману Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»).
Скачать файл