Задание №1
1.Найдите в тексте слова и выражения, которые помогают понять, какой же цвет является основным в романе.(2-3 примера, не повторять уже названные примеры).
2. Психологи утверждают, что «Желтый цвет – символ легкости, непринужденности, общительности, раскованности, смелости. Цвет солнца и тепла, греет, согревает»
Можно ли сказать, что данные значения соответствуют значению цвета в романе Достоевского? Почему?
Обсудите в группе все возможные предположения. Сделайте вывод.
3. Видите ли вы какую-то связь между желто-серым Петербургом Достоевского и Петербургом Мандельштама? Если да, докажите, проводя параллели.
Ленинград. (Осип Мандельштам)
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Декабрь 1930
Результат деятельности: изобразить
Петербург с помощью красок, линий, цветов.
Задание №2
1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1; часть2: гл.2;часть2: гл.6; часть4: гл.5-6.)
Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время.
Какие краски преобладают?
Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами
№ |
Составляющие образа |
Характерные признаки |
1.
|
Пейзаж. |
Вывод:
|
Задание №2
2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1; часть2: гл.2; часть2: гл.6;часть 5: гл.5.)
Найдите и зачитайте сцены уличной жизни в Петербурге
Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?
Что показывают эти сцены? Подтвердите свои ответы цитатами.
№ |
Составляющие образа |
Характерные признаки |
1.
|
Пейзаж. |
Вывод:
|
Задание №2
3 группа: составьте описания облика людей (часть1:гл.3 –Раскольников, старуха-процентщица; часть1: глава 2 семья Мармеладовых)
Найдите и зачитайте описания облика людей.
Каковы портреты героев? Что общего в них? О чем говорит такое описание?
Подтвердите свои ответы цитатами.
№ |
Составляющие образа |
Характерные признаки |
1.
|
Пейзаж. |
Вывод:
|
Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию. (перечень слов внизу).
Текст №1.
Ему непременно надо было проходить
мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.
И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то (………….) и трусливое ощущение, которого (……….) и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и (…..), совсем даже напротив, но с некоторого времени он был в (……………) и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того (углубился) в себя и (………) от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой...
Раскольников вышел в
решительном смущении… Смущение это все более и более увеличивалось. И, наконец,
уже на улице, он воскликнул: «О Боже! Как это все (…………..)! И неужели, неужели
я ...нет, это вздор, это нелепость!» - прибавил он решительно.
Главное: (……), пакостно, гадко, гадко!... Но он не мог выразить ни словами, ни
восклицаниями своего (………). Чувство
бесконечного (………) , начинавшее давить и мутить его сердце…
(болезненное, стыдился ,забит, раздражительном, углубился, уединился, отвратительно, грязно, отвращения, волнения)
Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу).
Текст №2
И тогда-то, милостивый государь, тогда я, тоже вдовец,
и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое (………).
Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили,
что она образованная и воспитанная и, фамилии известной, за меня согласилась пойти. Но пошла! (………..) и руки ломая пошла! Ибо (……)было идти…
-(……..)! Зачем меня (…….) !- вдруг возопил Мармеладов вставая с протянутой рукой…Да! Меня (……….)не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не (……..).
Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время (………) следил за матерью своими большими темными глазами…
-И это в наслаждение! И это мне не (…..), а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь,- выкрикнул он. Спавший в углу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном (……).
(страдание , плача и рыдая, некуда ,жалеть, со страхом, боль, испуге)
Задание №3. На месте пропусков вставить слова, соответствующие содержанию (перечень слов внизу).
Текст №3
«Любви тут не может быть», - пишет мамаша. А что , если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а, напротив, уже есть (………), (……….), (………), что же тогда? Ведь она уже и теперь (……………), мучается; а тогда, когда все ясно увидит?...Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!...
Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было (…………), но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, (…….) улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и долго думал. Сильно (……..) его сердце, и сильно волновались его мысли. Наконец ему стало (……..) и тесно в этой (……..) каморке, похожей на шкаф или сундук…
(отвращение, презрение, омерзение, неспокойна, мокро от слез, злая, билось, душно, желтой)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.