Материалы: статьи «система» из разных словарей.
1.Мотивация: классификация вещей и явлений.
Слова для классификации: Стол, организм, куча мусора, город, галька, урожай, симфонический оркестр, биосфера, кристаллы, экосистема, самолет.
Гипотезы: дети высказывают предположения о системности или не системности объектов, гипотезы высказываются детьми. Выслушать обоснования гипотез. Попросить сформулировать глобальную тему на год.урок
Автор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
Раздел 1.Системы. Естественные и искусственные системы.
Урок 1,2.Введение понятия «система».
Материалы: статьи «система» из разных словарей.
1.Мотивация: классификация вещей и явлений.
Слова для классификации: Стол, организм, куча мусора, город,
галька, урожай, симфонический оркестр, биосфера, кристаллы,
экосистема, самолет.
Гипотезы: дети высказывают предположения о системности или не
системности объектов, гипотезы высказываются детьми. Выслушать
обоснования гипотез. Попросить сформулировать глобальную тему
на год.
Что же такое система?
СИСТЕМА.
Выслушать догадки детей, записать их на листах, вывесить на доске.
2.Исследование в группах с целью проверки гипотез.
Каждая группа работает с определенным словарем. В словарях
находят определение системы.
3.Обмен информацией. Определение понятия.
Дать возможность детям поделиться своими находками, на
основании изложенного детьми, сформулировать и записать
определение понятия:
Системасовокупность взаимосвязанных элементов, образующих
целостность.
4. Применение. Организовать 5 малых групп. Каждая из них
представляет развернутые доказательства или опровержения того,Автор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
что тот или иной объект, используемый на этапе мотивации
является или не является системой.
5. Представление результатов и обсуждение.
Обсуждение идет по вопросам инструктивной карточки , по которой
работали группы.
1. В чем выражается целостность объекта?
2. Связаны ли его части между собой? Как?
3. Если один элемент убрать, будет ли потеряна целостность
системы?
4. Является ли элемент системы специфической часть целого?
Могут ли две или более частей системы быть независимыми?
Насколько необходим каждый элемент для сохранения
целого
6. Подведение итогов.
Подвести итоги обсуждения, привести ребят к четкому
понятию того, что:
система
целое,
состоящее из
взаимосвязан
ных частей
части
системы
взаимосвязан
ы, являются
необходимым
и элементамиАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
СИСТЕМААвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
ЦЕЛОЕ,
СОСТОЯЩЕЕ
ИЗ
ВЗАИМОСВЯ
ЗАННЫХ
ЧАСТЕЙАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
ЧАСТИ
СИСТЕМЫ
НЕ
САМОСТОЯТ
ЕЛЬНЫЕ
НЕОБХОДИМАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
ЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
Стол
ОрганизмАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
куча
мусораАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
городАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
галька
урожайАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
биосфераАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
симфонич
еский
оркестрАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
кристаллАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
самолетАвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.
СИСТЕМААвтор Худоярова Марина Усмановна. Заместитель директора по УД МАОУ СОШ
№44.