Тема: Мораль. Открытый урок по обществознанию в 10 кл.
Оценка 5

Тема: Мораль. Открытый урок по обществознанию в 10 кл.

Оценка 5
Видео +11
rtf
Междисциплинарный 9
Все классы
29.12.2021
Тема: Мораль. Открытый урок по обществознанию в 10 кл.
В документе представлена авторская разработка открытого урока по обществознанию в 10 классе по теме: МОРАЛЬ. Сценарий урока рассчитан на 2 часа. В документе приведены ссылки для скачивания видео, которые использовались на уроке. Материал подготовила Точиева Х. А.
Открытый урок по обществознанию в 10 классе по теме Мораль..rtf

Открытый урок по обществознанию в 10 классе.

Тема:  Мораль

 

Подготовила: Точиева Хеди Ахмедовна, ГБОУ СОШ 4

Тип уроков: Изучение нового материала

Задачи: раскрыть роль морали как ядра нормативно-ценностной системы общества; показать особенности морального регулирования в различных социально-исторических условиях; представить мораль как важнейший элемент человеческой духовности; показать особенности морального регулирования в условиях социально неоднородного общества; раскрыть истоки и причины возникновения морали в обществе

Планируемые результаты

Предметные:

должны: знать основные
исторические этапы в развитии нравственного сознания человечества; смысловое различие понятий «м
oраль», «нравственность», «этика», «долг», «нравственный императив», «смысл жизни», «нравственный идеал»; чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, рыцарского) или профессиональной этики врача; что является oснoвным пoказателем действенности морали, нравственной зрелости личности; в чем заключается сила общественного мнения; уметь приводить примеры нравственных коллизий и обоснованно формулировать свою позицию по отношению к ним;

Метапредметные:

познавательные ‒ владеть навыками рефлексии структурных особенностей морали, ее рациональных и эмоциональных проявлений; уверенно пользоваться основными нравственными категориями и приводить примеры их проявлений; аргументированно оценивать нравственно-этические ситуации и моральные основания поступков; понимать иную точку зрения и объективно оценивать моральные мотивации окружающих; сравнивать источники социальной информации, различные признаки теоретических понятий; выявлять существенные признаки каждого из них, их сходство и различия и на этой основе давать свою характеристику основных признаков морали; объяснять роль морали в жизни человека и общества;
почему в последние годы у части россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости;

регулятивные ‒ составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осoзнавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

коммуникативные ‒ составлять план действий; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы

Личностные:

осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности; владение навыком грамотного обсуждения проблем нравственного сознания и нравственного поведения; социально обоснованная оценка нравственных ситуаций и коллизий вo взаимоотношениях сo сверстниками в учебном коллективе, неформальных отношениях, а также с родителями и старшими; понимание связей между моралью и другими формами общественнoго сознания, роли мoрали в истории и на современном этапе общественной жизни;

Образовательные ресурсы: учебник (Боголюбов, 10 класс); URL:

https://youtu.be/skW5SxpASEE

https://youtu.be/knw__VZePTE

https://youtu.be/H5_r2IvNsxc

https://youtu.be/tf_2N2Nbx-0

https://youtu.be/vfkBFceXvZk

https://youtu.be/btSXxH6vrhI

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятел-сти

1. Стадия
вызова

(мотивация к учебной деятельности)

Проверяет организацию класса и готовность учащихся к уроку.

 

Показывает видео «Стихотворение «Если ты ищешь счастья» в исполнении В.Корженевского». (3.08 мин.)

https://youtu.be/skW5SxpASEE

 

 

Проверяет домашнее задание (1 декабря учащимся было предложено подготовить проект «Книга добрых дел» и в течении 2-3 недель придумывать и выполнять от 3х добрых поступков ежедневно, и записать их в «Книгу добрых дел»; по желанию подготовить презентацию своего проекта.

 

 

Анализируют, оотвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос:

•  Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

•  Какие качества в человеке автор считает важными?

 

Изучают  дополнительный материал № 1, определяют ключевое слово.

 

Называют слова-ассоциации к слову «мораль».

 

Дают определение понятия «мораль».

Определяют тему и задачи урока.

Записывают тему и план урока.

План урока.

1. Как и почему возникла мораль.

2. Устойчивость и изменчивость моральных норм.

3. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра

 

Обсуждение и анализ выполненного домашнего задания, представление презентаций проектов желающих.

Выводы по заданию.

Индивидуальная, групповая.

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Выделение и осознание
того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения

2. Стадия осмысления

(изучение
нового материала)

1. Как и почему возникла мораль.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями:

- при выполнении профессиональных обязанностей;

- в быту между супругами;

- при воспитании детей;

- с родителями и родственниками;

- в дружбе, любви, привязанности;

- в повседневном общении (контактах).

 

Профессиональная деятельность регулируется

-специальными инструкциями, правилами, уставами;

- и нормами профессиональной этики.

Помимо внешних правил, существуют другие условия успешной работы:

- любовь к профессии,

- желание приносить пользу людям (см. определение понятия «Альтруизм» на стр. 128 учебника),

- накопить новые знания и отточить приобретенные навыки в работе.

Стержнем духовной жизни является мораль.

Организует работу с определениями понятия «мораль» из различных словарей

(Приложение 1).

Сегодня термины «этика» и «мораль» отличаются, хотя могут использоваться и как синонимы. Главное, мораль – это нормы и предписания (правила) поведения в отношениях людей друг с другом и в обществе, а этика – наука, которая изучает мораль.

Моральные нормы и правила существовали задолго до того, как возникло и стало общеупотребительным
слово «мораль». Правила поведения людей воплощались в обычаях и традициях. С древнейших времен обычаи регулировали жизнь общины: распределение пищи, поведение вождя, правила сосуществования людей. От соблюдения этих правил зависела жизнь человека.

Причины возникновения морали:

1. религиозная деятельность;

2. естественно-исторический путь.

 

Нравственные нормы предстают в виде идеалов: добро, истина, красота и справедливость.

Религиозная деятельность заложила главное моральное требование – «Золотое правило» нравственности.

 

Просмотр видео «Вся суть добра».

(50 сек.)

https://youtu.be/knw__VZePTE

 

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. 

 

2. Устойчивость и изменчивость моральных норм.

 

Согласно историческому взгляду на происхождение морали, ее обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени. Они  укореняются в общественном сознании, оказывая регулирующее воздействие на нравственные отношения в совершенно иную эпоху. Отмирают постепенно.

Система моральных норм не остается неизменной. К примеру, из курса всемирной истории нам известно, что в средневековой Европе мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.

В разных эпохах среди различных социальных слоев и групп демонстрировали различные моральные представления.

 

Тем не менее существуют нравственные нормы и ценности, которые прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, и остались неизменны. Ярким примером является «Золотое правило» нравственности.

 Просмотр видео «Величайшая речь Чаплина» - Речь Чарли Чаплина из фильма ''Великий Диктатор (58 сек.)

https://youtu.be/H5_r2IvNsxc

 

 

3. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.

Выступление учащегося на тему: «Пример нравственности на примере Садио Мане».

 

Просмотр видео – отрывок из фильма «Чудо». (59 сек.)

https://youtu.be/tf_2N2Nbx-0

 

Автономная регуляция нравственных отношений во многом зависит от воли самих участников (субъектов) отношений.

Человек всегда имеет свободу выбора:

1) либо разделяет моральные ценности

данного общества и добровольно выбирает линию нравственного поведения;

2) либо бросает вызов общественному мнению и общественной морали.

 

Главный мотив и судья нравственного поведения – совесть («муки совести») – ответственность перед собой.

Другой регулятор нравственного поведения – стыд – чувство ответственности перед людьми.

Состояние морали зависит от этапов самосознания, от смысла жизни (ради чего человек учится, дружит, работает, любит, создает семью).

 

Знакомствос притчей «В чем смысл жизни»  (Приложение 2).

У каждого свой смысл жизни. Надо жить и дарить всем тепло и добро…

 

Пример нравственных поступков на примере видео «Добро и зло – твой нравственный выбор». (5.44 мин.)

https://youtu.be/vfkBFceXvZk

Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг обязательства перед обществом.

Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.  последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой
(своей совестью).

Домашнее задание: § 12. Задание 3 (стр. 130. Подготовить сообщение о проблемах общественного мнения и влияния СМИ на  общественное мнение (с 127-128).

Работают с определениями понятия «мораль» в различных словарях, выделяют ключевые слова.

Словарь Т. Ф. Ефремовой:

Мораль – 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям; нравственность.

2. Поучительный, логический вывод из чего-либо. 

3. разг. Нравоучение, наставление.

Словарь С. И. Ожегова:

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми.

Энциклопедический словарь:

Мораль (от лат. moralis – «нравственный») –
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. 2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).

Словарь синонимов:

Мораль – нравственность; этика.

Словарь Д. Н. Ушакова: 

1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). 2. Нравственный вывод из чего-нибудь.

Словарь В. И. Даля:

Мораль – нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека.

 

 

Записывают в тетрадь определения понятий «мораль» и «этика».

 

Запись в тетради:

Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в обществе.

Этика – теория морали; изучает природу морали; изучает и анализирует состояние нравов, прогнозирующей развитие морали.

Золотое правило нравственности:

Относись к людям также, как хочешь, чтоб относились к тебе.

Работа с учебником (стр.128) – понятие «Нравственность» (выписать в тетрадь).

 

 

Предлагает обучающимся привести примеры моральных норм.

 

 

Предлагает к обсуждению видео «Вся суть добра».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником на стр. 1234-й абзац. Отвечают на вопрос:

почему афиняне предпочитали арест и штраф службе полиции.

Запись в тетради:

Некоторые моральные нормы подвергаются изменению – изменчивость, а некоторые – прочно укоренились – неизменчивость.

 

 

Обсуждение видеоролика:

•  о каких ценностях говорит Чаплин?

•  Что противопоставляется человечности? Чего не должны делать?

•  Какого качества не хватает людям?

 

Общечеловеческие ценности морали:

- делай добро,

- не делай зла,

- благодари за добро,

- компенсируй нанесенный тобой кому-либо ущерб,

- будь справедливым,

- будь верным,

- совершенствуйся.

 

Отвечают на вопрос:

•  Каким требованиям отвечает нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобязательной?

 

 

Учащиеся слушают Алмазова И., обсуждают и задают интересующиеся вопросы. Вывод учащегося.

 

После просмотра видео отвечают на вопрос:

•  Что заставило Джона защитить Огги?

 

Слушают учителя, после просмотра видео отвечают на вопрос:

•  Что заставляет человека делать выбор?

 

 

Записывают функции морали:

•  оценочная – рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

•  регулятивная – установление норм, принципов, правил поведения;

•  контролирующая – контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;

•  интегрирующая – поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;

•  воспитательная  формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

 

 

 

Отвечают на вопрос:

•  в чемс суть этой притчи?

 

 

Отвечают на вопросы:

•  Является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше?

 

 

Слушают учителя, высказывают свое мнение о поведении участников описываемых событий. Приходят к выводу, что человек совестливый делает правильный выбор

 

 

 

3. Стадия рефлексии

Подводит итоги урока

Завершение урока просмотром фрагмента видео с Надеждой Румянцевой: «Давайте жить по человечески!!»

https://youtu.be/btSXxH6vrhI

 

 

Приложение 1.

 

Словарь Т. Ф. Ефремовой:

Мораль – 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям; нравственность.

2. Поучительный, логический вывод из чего-либо. 

3. разг. Нравоучение, наставление.

Словарь С. И. Ожегова:

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми.

Энциклопедический словарь:

Мораль (от лат. moralis – «нравственный») –
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. 2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).

Словарь синонимов:

Мораль – нравственность; этика.

Словарь Д. Н. Ушакова: 

1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). 2. Нравственный вывод из чего-нибудь.

Словарь В. И. Даля:

Мораль – нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Притча о смысле жизни

Человек подошел к дереву, вежливо пнул его ногой и попросил:

– Дерево, одолжи мне смысл жизни.

– Зачем тебе смысл моей жизни? – проснулось Дерево.

– Я запутался, блин... – сказал Человек. – Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я... Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки...

– Понимаю, – сказало Дерево. – Но чем могу помочь тебе я?

– Одолжи мне свой смысл жизни, – повторил Человек. – Может, поможет...

– Хорошо, – согласилось Дерево. – Вот мой смысл жизни: расти.

– Расти? – переспросил Человек. – Просто расти? И все???

– Да, – сказало Дерево, – просто расти – и все, – и оно замолчало.

– Дерево! Погоди, не засыпай! – крикнул Человек. – Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так – просто расту! Вернее, – поправился он, – раньше рос, сейчас-то уже вырос...

Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке.

– Река! – крикнул Человек.

– Что? – отозвалась Река.

– Одолжи мне свой смысл жизни! – попросил Человек.

– Зачем? – спросила Река. – Своего, что ли, нету?

– Нету... – опустив голову, сказал Человек.

– Вот как... – сказала Река. – Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни – течь.

– Течь... – повторил Человек.

– Да-да, течь, – и Река ужурчала куда-то по камням.

Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.

– Как дела, Человек? – спросило Солнце.

– Вообще-то не очень, – пожаловался Человек. – Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется... Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?

– С удовольствием, – сказало Солнце. – Мой смысл жизни – дарить свет.

– «Дарить свет», – всплеснул руками Человек. – И это все?

– Все, – подмигнуло Солнце. – А! Нет, есть еще.

– Ну-ка? – оживился Человек.

– Тепло. Дарить тепло. И свет! – напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.

– Краткие все, куда деваться! – возмутился Человек. – А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет... Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! – воззвал Человек.

– Да? – Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.

– Какой у тебя смысл жизни? – упадническим голосом спросил Человек.

Луна помолчала и торжественно ответила:

– Ощущать пустоту.

Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:

– Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! – воскликнул он.

– А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, – мягко возразила Луна и уплыла в небо.

Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту... Бред какой-то...» – Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребенок.

– Здластвуй! – сказал Ребенок.

– Ты-то как тут? – испугался за Ребенка Человек, – Мамка где? И почему без штанов?

– Мамка там! – Ребенок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. – А станы я... это... потелял! Ты чего сидис? – не по годам ловко переменил он тему разговора.

Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):

– Смысл жизни ищу...

– И сто, насол? – поинтересовался Ребенок.

– Не-а... не насол... – передразнил Человек.

– А я насол! – радостно сообщил Ребенок.

– И давно? – съязвил Человек.

– Не знаю, – сказал Ребенок.

Человек начал выходить из себя:

– Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?

Но Ребенка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:

– Иг-ла-а-ать!!!

– Ах, играть! – всплеснул руками Человек. – Вот совет так совет! – раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.

Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем – громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг...

У каждого свой смысл жизни, и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман. Надо жить и дарить всем тепло и добро (так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно, что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощи и даже простой человеческой улыбке...Согласитесь, это же очень важно...

Вопросы:

– В чем суть этой притчи?

– Согласны ли вы с ее моралью?

               Можно ли считать, что есть смысл жизни в чем-то вечном и общем для всех и индивидуальный для каждого?

Сообщение на тему: «Пример нравственности на примере миллионера Садио Мане».

Подготовил ученик 10 кл, А. И.

Почему миллионер ходит с разбитым айфоном?

Садио Мане родился в очень бедной семье Сенегальского городка Седиу .В 10 лет остался полу сиротой - умер отец.С детства приходилось работать чтобы обеспечивать огромную семью .Сейчас Мане профессиональный футболист, игрок английского Ливерпуля и сборной Сенегала,миллионер,самая известная личность Сенегала. Его зарплата в английском Ливерпуле составляет 293 000$ в неделю т.е 13 млн еженедельно.

Несмотря на это, он не покупает вещи дорогих брендов,дорогие яхты, самолеты у него лишь одна машина, имея такое положение, но Мане помогает бедным, занимается благотворительностью. Он построил школы, футбольные стадионы, больницы, вырыл колодцы, оплатил более 90 операций детям и взрослым. Он ежемесячно отправляет по сто долларов каждой семье из своей родной деревушки ,чтобы вы понимали их более 100. Также Садио обеспечивает их лекарствами, обуью, одеждой. При пандемии короновирусной инфекции Садио пожертвовал много денег для обеспечения условий лечения ,также покупки аппаратов ИВЛ. Пожертвовал более 10 млн долларов на благотворительность. И это только всё то , что было опубликовано СМИ. Сколько ещё благих поступков за Садио осталось "за кадром"?

Большой резонанс получило,изображение где у Садио был запечатлён разбитый айфон 11, но даже он не был куплен самим Мане, он был подарен одноклубником после успешного матча в Лиге-Европы.

Так почему Садио Мане ходит с разбитым айфоном?

Сам Мане говорит: "Зачем мне десять «Феррари», 20 часов и 2 самолета? Что эти объекты сделают для меня и для всего мира? Я голодал, работал в полях, пережил войну, играл в футбол босиком, не ходил в школу. Сегодня у меня есть возможность помочь людям. Мы построили школы и стадион, предоставляем одежду, обувь, еду, живущим в крайней нищете, и я предпочитаю, чтобы мои сограждане немного получили из того, что у меня есть."

Вывод: Можно понять,что он бескорыстный человек и миллионы его не изменили и это доказывает его поступки.

Это учит тому,что не нужно жить в материальном мире, нужно находить счастье в мелочях и при каждой возможности помогать другим. Купив айфон последнего выпуска, одежду дорогих брендов,ты не принесешь пользу обществу,лучше потратить эти деньги на более благое дело,как это делает Мане. Помощь друг другу сделала бы мир ещё лучше. Как говорил Омар Хайям: "Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым - достаточно быть добрым! Ведь золотое правило морали гласит  «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Информация взята с ресурса:   https://youtu.be/XF2TWO3WCQ8

17.12.2021 г.

 

 

Тема: Мораль.

Дата урока:

Ф.И. ученика 10 кл.        ______________________________________________

 

Видео: «Если ты ищешь счастья»

 

 

 

Важные качества человека:

 

Видео: «Вся суть добра»

Вывод (мораль):

 

 

 

 

Видео: «Величайшая речь Чаплина»

О каких важных ценностях говорит Чалин:

 

 

 

 

Какие качества противопоставляются человечности:

 

 

 

Видео: Отрывок из фильма «Чудо»

Что заставило Джона защитить Огги:

 

 

 



Притча: В чем смысл жизни

Суть этой притчи:

 

 

 

 

Видео: «Добро и зло – твой нравственный выбор»

Опишите поведение участников видео:

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по обществознанию в 10 классе

Открытый урок по обществознанию в 10 классе

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Стержнем духовной жизни является мораль

Стержнем духовной жизни является мораль

Согласно историческому взгляду на происхождение морали, ее обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени

Согласно историческому взгляду на происхождение морали, ее обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени

Главный мотив и судья нравственного поведения – совесть («муки совести») – ответственность перед собой

Главный мотив и судья нравственного поведения – совесть («муки совести») – ответственность перед собой

Приложение 1. Словарь Т. Ф

Приложение 1. Словарь Т. Ф

Приложение 2. Притча о смысле жизни

Приложение 2. Притча о смысле жизни

Ощущать пустоту. Аж эхо по горам прокатилось

Ощущать пустоту. Аж эхо по горам прокатилось

Сообщение на тему: «Пример нравственности на примере миллионера

Сообщение на тему: «Пример нравственности на примере миллионера

Тема: Мораль. Дата урока: Ф

Тема: Мораль. Дата урока: Ф
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021