Разделительные и выделительные запятые
Оценка 4.9

Разделительные и выделительные запятые

Оценка 4.9
doc
03.05.2024
Разделительные и выделительные запятые
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.doc

Конспект урока

"Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения"

 

Цель урока: познакомить учеников с разделительной и выделительной функцией знаков препинания между частями сложного предложения.

Задачи:

1) Образовательные:

- познакомить с перечнем знаков препинания сложного предложения;

- познакомить с особенностями интонации сложного предложения;

- познакомить с понятием авторской пунктуации.

2) Развивающие:

- научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения;

- уметь интонационно правильно читать сложные предложения.

3) Воспитательные:

- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

- содействовать развитию интереса  к изучению русского языка;

- обогащать словарный запас учащихся.

Тип: урок изучения нового материала.

 

1.   В курсе русского языка мы часто обращаемся к правилам расстановки знаков препинания. Вы, наверняка, помните, как мы изучали знаки препинания в предложениях с однородными членами; предложения с обособленными членами; обособление вводных слов и вставных конструкций…

 

В середине предложения, как мы знаем, обычно ставятся такие знаки препинания: 

(называем вместе с детьми)

  ---запятаядвоеточиетире и точка с запятой. Но зачем же они нужны?

 

Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image001.png

Во-первых, знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. При этом знаки препинания служат для однозначного понимания текста.

Рассмотрим предложение, в котором не проставлены знаки препинания:

Дети бегающие без намордника собаки опасны.

Что получится, если поставить запятые после слов дети и собаки?

Дети, бегающие без намордника собаки, опасны!

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image002.png

Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки.

Дети, бегающие без намордника, собаки опасны!

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image003.png

Уберём вторую запятую.

Дети, бегающие без намордника собаки опасны!

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image001.gif

А вот теперь наше предложение звучит как предостережение детям: опасаться собак без намордника.

Во-вторых, знаки препинания помогают разделить части предложения.

При этом, конечно, тоже служат для однозначного понимания текста.

Наверное, каждый из нас знает фразу «Казнить нельзя помиловать». От знака препинания зависит жизнь человека. Кто знает происхождение этой фразы?

        Этот пример восходит к историческому факту. Английский король Эдуард 11 (на рубеже XIII и XIV столетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание, сформулированное без запятых: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Все зависело от того, как прочитать текст:

 

1)  Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (т. е. следует бояться).

2)  Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно).

        Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая» запятая.

В итоге король был убит, причем весьма специфическим способом, который я, пожалуй, описывать тут не буду, что позволило при тогдашнем низком уровне медицины выдать его смерть за естественную. Но двусмысленные гарантии, данные королевой, его убийцам не помогли. Когда Эдуард III повзрослел и вышел из–под опеки матери, он казнил убийц своего отца, а мать сослал в отдаленный замок. Кто знает, может быть, и впрямь стоило им поостеречься.

Есть также подобные ей: «Удалить нельзя сохранить» или «Повысить нельзя уволить». Значение этих предложений зависит от постановки запятой в каждом из них. Если запятая стоит после первого слова – значение одно, если после второго – значение меняется на противоположное.

Есть очень интересное предложение «Поставить статую золотую пику держащую». Кто знает происхождение данного предложения?

 Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование, допускающее двоякое толкование:

1)   поставить статую, золотую пику держащую;

2)   поставить статую золотую, пику держащую.

           

Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дешево обошлась бы им, но этот расход был в пределах их возможностей. Но недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману). Вопрос остался открытым.

 

Похожий случай произошёл и с одним русским купцом.

           

Итак, мы рассмотрели с вами четыре предложения, где от знака препинания,  запятой зависит и смысл предложения и может зависеть даже человеческая жизнь.

 Теперь скажите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на уроке? О знаках препинания.

 

 

 

Отсюда, тема нашего урока: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения».

Записываем на доске дату и тему урока.

 

Что такое сложное предложение?

В зависимости от способа связи на какие две группы делятся СП? Союзные и бессоюзные.

Как называются союзные сложные предложения? Сложносочинённое и сложноподчинённое.

Что такое ССП?

Что такое СПП?

Остался третий тип сложного предложения. Называется бессоюзное сложное.

Почему оно называется так? Простые предложения в нём связаны без союзов.

 

Молодцы! Всё вы у меня знаете.

Итак, продолжаем урок «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения»

 

В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.

Поэтому знаки препинания в сложных предложениях могут быть разделительными и выделительными.

Разделительные знаки препинания разделяют равноправные части.

Выделительные знаки препинания выделяют какую-то особенную часть.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image005.png

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором применяется знак.

 

Так, разделительные знаки препинания используются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Выделительные знаки препинания используются в сложноподчинённых предложениях.

Разделительные знаки препинания характерны для предложений сложносочинённых и бессоюзных сложных.

В этих предложениях части равноправны. Между ними можно поставить знак равенства. И, значит, от одной части к другой нельзя поставить вопрос.

Поэтому в таких предложениях части нужно как-то разделять.

В сложносочинённом предложении части могут разделяться при помощи запятыхтире и точки с запятой

Запятая используется часто.

Тире и точка с запятой – редко.

Прозвучал длинный свисток, и поезд тронулся.

 Малейшее промедление – и всё пропало.

 

В бессоюзных сложных предложениях части могут разделяться при помощи запятой, тире, двоеточия или точки с запятой. Все знаки препинания встречаются в бессоюзных предложениях достаточно часто.

Трава зеленеет, солнышко блестит.

Прозвучал выстрел стартового пистолета – гонка началась.

Он решил задержаться после уроков: нужно было спросить кое-что у учителя.

Алые, желтые, бурые листья крутились под напором ветра и летели в лицо; начинал накрапывать дождь.

В сложноподчинённых предложениях употребляются выделительные знаки препинаниях.

В таких предложениях одна часть – всегда главная, вторая – придаточная. То есть, они неравноправны, и от одной части к другой можно поставить вопрос.

А это значит, что придаточную часть нужно как-то выделить.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении обычно выделяется при помощи запятой. Тире, которое также встречается в таком предложении, используется крайне редко.

Мы соберемся на охоту, когда выпадет первый снег.

Зачем ты всё это сделал – скажи мне. В данном случае придаточная часть выделяется тире.  Это помогает дополнительно интонационно отделить главную часть от придаточной.

Что же нам требуется запомнить?

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором этот знак применяется.

Разделительные знаки препинания употребляются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. А выделительные знаки препинания – в сложноподчинённых предложениях.

 

Работа по учебнику. Читаем правило. Выполняем упражнения.

 Упр.     устно и  упр.     письменно. Делаем синтаксический разбор последнего предложения.

 

Физкультминутка.

 

При этом в предложении могут стоять также и авторские знаки препинания, которые иногда нарушают правила пунктуации.

Автор выставляет такие знаки препинания так, как необходимо ему. Например, Максим Горький очень любил авторское тире.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image006.png

Деньги – исчезают, работа – остаётся.

Одни – воюют, другие – воруют.

Части бессоюзных предложений здесь разделены запятыми, но в каждой из частей стоит авторское тире между подлежащим и сказуемым.

При помощи таких знаков препинания художественному тексту придается особая выразительность.

Но, разумеется, какой-нибудь Вася Катава́сев из неизвестного нам девятого класса не может расставлять знаки препинания так, как ему вздумается. Не следует путать авторскую пунктуацию с безграмотностью.

Поговорим теперь об интонации в сложном предложении.

Для начала любого предложения характерна восходящая интонация, то есть, мы начинаем произносить предложение и повышаем тон.

В конце предложения мы понижаем тон, то есть, для конца предложения характерна нисходящая интонация.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image007.png

Вчера мы писали диктант. Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается.

Вася Катавасев наделал ошибок. То же самое.

Но это – простые предложения.

Что будет, если мы соединим их?

Вчера мы писали диктант, и Вася Катавасев наделал ошибок.

Предложение стало сложным. Но это одно предложение. И потому тон будет повышаться в начале. И понижаться в конце.

Сложное предложение имеет интонацию законченности.

Части сложного предложения такую интонацию утрачивают.

Но все же сложное предложение состоит из простых. Мы обозначили их связь союзом «и». Интонационно мы обозначаем конец одной части и начало другой при помощи паузы.

Таким образом, у нас получилась схема интонации в сложном предложении.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/9-razdielitiel-nyie-i-vydielitiel-nyie-znaki-priepinaniia-miezhdu-chastiami-slozhnogho-priedlozhieniia-intonatsiia-slozhnogho-priedlozhieniia.files/image008.png

Рефлексия

Оценки учащимся

Домашнее задание

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока "Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Конспект урока "Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки

Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки

Но двусмысленные гарантии, данные королевой, его убийцам не помогли

Но двусмысленные гарантии, данные королевой, его убийцам не помогли

В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации

В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации

Зачем ты всё это сделал – скажи мне

Зачем ты всё это сделал – скажи мне

Вчера мы писали диктант . Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается

Вчера мы писали диктант . Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2024