Разговоры о важном "Поговорим о толерантности"

  • docx
  • 22.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разработка.docx

Классный час «Разговоры о важном»

                                МБОУ «ШКОЛА №120 г.Донецк»

 

Поговорим
о
толерантности

 

 

                                                          Составила учитель начальных классов

Артамонова Г.А.

 

 

Классный час «Разговоры о важном»

 

Тема: Поговорим о толерантности.

Цель:

·         познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др., показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми;

·         развивать внимание, память, логическое мышление;

·         учить понимать проблемы других людей, в том числе и инвалидов, воспитывать гуманное к ним отношение.

Задачи

Воспитательные:

- формировать толерантные установки по отношению к разным людям;

- формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;

- развивать творческий потенциал учащихся.

Обучающие:

- знакомить детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;

- стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент(слайд 1)

-   Мы пришли сюда учиться.

    Не лениться, а трудиться.

    Будем мы внимательны, активны и старательны.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок  придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы будем  вместе рассуждать,

Думать,  как правильно поступать.

2.Мотивация к учебной деятельности(слайд 2)

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться – жить на земле, как люди. Б. Шоу

- Как вы понимаете это высказывание?

- Почему люди не могут жить в мире, ссорятся, ругаются?

3.Сообщение темы  урока

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но всё чаще мы узнаём о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, увеличивается количество брошенных детей, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства  подростков над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого нам поможет доброе отношение друг к другу.

1 учениеВ жизни по-разному можно жить- (слайд 3)

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

 И помышляя о чуде,

Рукой  обожженною солнце достать

И подарить его людям.

Посмотрите на лучики солнца и прочитайте тему урока: ТОЛЕРАНТНОСТЬ(слайд 4)

- Сегодня на уроке, ребята.  мы поговорим о дружбе. о толерантности.

- Что  жетакое толерантность?(слайд 5)  Запись в тетради

2 ученикДоброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

4.Изучение нового материала

4.1.Работа с определением (слайд 6)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

4.2. Этимология понятия “толерантность.(слайд 7)

Послушайте, как объясняется значение этого  слова  в словаре Ожегова.

Слово “толерантность” означает  умение терпеть, мириться с чужим мнением, это великое искусство людей, которые стараются понимать друг друга и живут  в мире.

Термин “Толернтность” объясняется, как терпимость, «терпение» - это синоним к слову «толерантность».

- Что такое синонимы?

Выражение «Проявлять толерантность»–  значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. (слайд 8)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (слайд 9)

 3 ученикТолерантность – это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантность – путь к миру и согласию. (слайд 10)

- А как вы понимаете, что значит быть толерантным? (Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)

4.3.Работа в парах(слайд 11)

Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова в два столбика  на положительные качества, которые помогли бы построить добрые  отношения  и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.

     Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.

Подведение итогов.

5.Поиграем «На какого сказочного героя я хочу быть  похож»

Я буду называть сказочного героя, а вы  будете, объяснять характер героя и хотите ли вы быть на него похожим. (слайд 12 - 18)

6. Тест.«Перед вами много дорог, выбирайте по какой идти»(слайд 19)

1.Саша плохо одет…

*  это неважно;

*ты посмеиваешься над ним;

2. Пожилая женщина медленно идёт…

*  ты отталкиваешь её, чтобы  пройти первым;

*  ты  поможешь ей  перейти через дорогу;

3. На твоих глазах обижают малыша…

*  ты пытаешься его защитить;

*  тыделаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Твой одноклассник плохо видит и носит очки.

*  ты  будешь дразнить его очкариком;

*  ты относишься к нему с состраданием и помогаешь ему.

5. К тебе подходит инвалид с вопросом

* ты  как  обычно отвечаешь на его вопрос;

*  ты  отходишь подальше от него и не знаешь что сказать.

Обсуждение ситуаций.

- Все мы знаем, как должны поступать в той или иной ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения?  Как стать  более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех сразу получится, но к этому нужно стремиться, учиться этому.

Стихотворение «Мы – друзья»  Б.Заходер

С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!

Дело в том,
Что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе...
Отстаем!

Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл...

Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить не
льзя!

- Что случилось с друзьями?

- Можно было избежать драки?

- Как? – Происходятли  у нас в классе такие ситуации?

7.Физминутка.(слайд 20)

Если добр ты – улыбнись! Раз! Два!

Руку дружбы протяни! Три! Четыре!

Начинаем все плясать! Это пять!

Шесть и семь! Тихонько всем ,

Покружились в танце, дети! Это девять.

А теперь все тихо сели, нам пора!

Уже десять, детвора!

8.Творческая работа  «Мы – поэты». (слайд 21)

     Слова этого стихотворения передавались  из поколения в поколение, но некоторые слова стёрлись. Помогите восстановить стихотворение и вставить пропущенные слова.

Читаем слова ( солнышку, добрый, семья, добре, всход)            

Семя  добрый  (всход)  даёт.

Если на ( добре ) растёт.

Если к (солнышку) стремиться,

Если ветра не боится.

Если добрая (семья)

Если ты живёшь, любя,

Скоро из тебя взойдёт

Добрый  и чудесный всход!

- Что за семечко взрастёт? О чём  идет речь? Старайтесь делать хоть маленькие, но  добрые поступки ежедневно!

9. Рассказ о матери Тарезе(слайд 22)

Я хочу вам рассказать о замечательном человеке, знаменитой монахине ХХ века Матери Терезе. Ее  называли «живой святой» за ее добрые дела. Она  многие десятилетия помогала  беднейшим, ничего не требуя взамен. Она первая в Индии открыла дом для умирающих бездомных. Вскоре был построен приют для брошенных детей. Затем дом для престарелых нищих. Когда ей подарили  шикарный лимузин, за ее труды, она продала его и на вырученные деньги построила дом для умственно неполноценных людей.Следующую свою награду, Нобелевскую премию, она отдала на строительство приютов больных проказой и СПИДом. В возрасте 87 лет Мать Тереза  покинула этот  мир , но ее   дела, ее образ в сердцах многих людей.Можна ли назвать Мать Терезу толерантной и почему?

10. Работа  над  пословицами.(слайд 24, 25)

- Ребята,  давайте составим пословицы.

Проверяем.(слайд 26)Запишите 1 пословицу.

Добрые  слова  дороже  богатства.

Не ищи  красоты,  ищи доброты.

От доброго  слова   и лёд   растает.  

Доброе   слово   доходит   до сердца.  

Жизнь   дана   на добрые дела.

11.Упражнение "Цветик-семицветик"(слайд 27)

- Как выпонимаете выражение: «Мы разные, но мы равные?»

4 ученикЛюди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать-

- Чем вы отличаетесь друг от друга?

Давайте сейчас проверим.

- У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.

- Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите:

на 1 - своё любимое животное;

на 2 - любимый цвет;

на 3 - любимое время года;

на 4 - любимый цветок;

на 5 - любимый герой из мультфильма;

на 6 - любимое занятие, увлечение;

на 7 - любимая игрушка.

- Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.

- Поднимите руку, кто нашёл.

- Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.

- Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.

12. Составление  «Классной поляны толерантности» . ( слайд28)

Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности: все цветы с нашими особенностями мы приклеим на  доску.

 

13.Упражнение "Особенности класса"слайд 29)

- А что общего у всех нас в классе?,

 

 

Общее

Различное

Мы - люди;

Мы ученики одной школы, одного класса;

У нас одна учительница;

Нам по 9 лет;

Мы живём в одном районе;

Мы любим мультфильмы;

Мы любим играть.

Разные по полу;

Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.)

Разные по характеру;

Разные по вкусовым предпочтениям;

Разные интересы, способности.

Мы  разные, но все мы живём в одном коллективе.

- Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?

- Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет?

- Отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?

- Какой вывод можно сделать о нас?

- Да, действительно, у нас есть много общего, есть и различия. И это здорово, потому что разнообразие делает нашу жизнь в классе и школе интересной, весёлой, нескучной.А если мы с вами будем счастливы, то нам обязательно захочется сделать счастливым еще кого-то. И я очень надеюсь, что наш класс, наша школа с гордостью сможет говорить о себе «МЫ – ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

14. Минута поэзии  «Поэты о дружбе»

5 ученик:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И всегда, без лишних  слов,
Он помочь тебе готов.

6 ученик:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

7 ученик:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и извинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

8 ученик

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему всё прости.

В жизни всякое может случиться,

И, коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,-

Лучше добрым на свете быть.

15. Приветствие друг друга  в разных странах.

1. Япония: приветствие поклоном.

2. Таиланд: поклон и сложенные ладони

3. Новая Зеландия: прикоснуться носом.

4. Тибет: покажите язык

5. Приветствие в Индиисопровождается легким наклоном головы и сложенными вверх ладонями на уровне груди.

6. Во Франции  поочередно прикасаются друг к другу щеками.

7. Рукопожатие — самое распространенное приветствие  вславянской культуре.

- На парте лежат «ладошки», давайте напишем на них пожелания своему другу и прикрепим их к солнышку. Солнечные лучики передадут ваши пожелания друзьям в разные концы света. Ведь солнышко своим теплом согревает всех людей на планете.

- Крепим «ладошки» к солнышку.

16. Составление «Правил толерантного поведения»( слайд 30)

- Ребята! Давайте составим правила толерантного  поведения в нашем классе.

·         Умей  уважать  других.

·         Живи  по  совести  всегда, помогай  там, где  беда.

·         Всегда  поступай  так, как  бы  ты  хотел, чтобы  поступали  по отношению к  тебе..

·         Каждый  в  коллективе – твой  одноклассник, и  он  должен  быть  уверен  в  твоем  добром  отношении  к  нему.

·         Слов  на  ветер  не  бросать,

Не  дерзить  напрасно,

Никогда  не  унывать –

Мыслить  только  ясно.

·         Помни, что  основа  отношений  в  коллективе – доброжелательность.

9 ученик.Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей, с уважение относиться к старшим, больным и обездоленным.

10 ученик. Если каждый будет друг к другу терпим,

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

17. Подведение итогов. ( слайд31)

- Что нового вы узнали?

-  Пригодятся ли вам  эти знания  во взрослой  жизни?

- А где у вас прячутся знания? ( в голове)

- Как вы думаете, а где прячется доброта  и милосердие? ( в сердце)

Мы с вами сегодня на уроке говорили о  толерантности, о дружбе, о том какими надо быть, чтобы у тебя были друзья, и я хочу, чтобы этот урок, был  для   вас очень важным и значимым.

- Так что же такое толерантность?

-  Какого человека можно назвать толерантным?

- Мы все разные, номы  равные!(хором)

18. Домашнее задание.Пожелание учителя( слайд32)

Расскажите своим близким о том, что вы узнали  сегодня на  уроке, Попробуйте совместно с родителями придумать на каждую букву слова толерантность слова, характеризующие качества, необходимые человеку для общения.

А в заключение хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг.Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

19. Видео о толерантности (слайд 33)