«Разминка»
Фасхутдинова Лилия Рафисовна, учитель высшей квалификационной категории, МАОУ «СОШ № 17» г. Альметьевска Республики Татарстан
Непременное условие образовательной направленности урока физической культуры -сочетание обучения двигательным действия сообщением школьникам теоретических сведений. Однако в учебной программе содержание теоретических сведений не раскрывается, называются лишь темы. Чтобы облегчить определение направленности и объема, сообщаемых ученикам знаний, я подготовила методическую разработку, конкретизирующих теоретические темы учебной программы. Речь пойдет о разминке.
ОДНА из тем учебной программы - обучить составлению и проведению самостоятельной разминки. Важность темы обуславливается необходимостью использования школьниками разминки перед соревнованиями и самостоятельными занятиями физическими упражнениями во внеурочное время.
Общие задачи обучения школьников разминке можно сформулировать так:
1) научить самостоятельному проведению индивидуальной разминки перед выполнением упражнений, составляющих содержание учебной программы (6 класс);
2) научить самостоятельному проведению индивидуальной разминки перед соревнованиями по гимнастике, лыжному спорту, спортивным играм, различным видам легкой атлетики (7 класс);
3) научить самостоятельному проведению разминки с группой занимающихся (8 класс).
Эти общие задачи конкретизируются группой частных задач, четкое выделение которых позволяет определить объем, содержание и тематическую последовательность изложения теоретических сведений и на их основе добиться успешного формирования соответствующих умений и навыков.
Понятие о разминке. Занятия физическими упражнениями, участие в соревнованиях связаны с выполнением физической работы, с проявлением значительных волевых условий. Но организм человека обладает известной инертностью и оптимальную работоспособность проявляет не сразу, а по истечению некоторого времени, составляющего период «врабатывания». Резкий переход от спокойного состояния к работе повышенной интенсивности и объема может привести к снижению работоспособности в основной части занятия и не дать ожидаемого тренировочного эффекта, отрицательно повлиять на результат участвующего в соревновании. Отсутствие периода «врабатывания» перед физической нагрузкой часто является также причиной травм. Поэтому любой вид занятий надо начинать с разминки- с выполнения несложных, знакомых занимающимся упражнений.
Разминка-это выполнение в начале тренировочного занятия или перед соревнованием комплекса специально подобранных физических упражнений, позволяющих добиться оптимальной работоспособности в занятии, а также проявления максимальных физических и волевых усилий в соревновании.
Воздействие разминки на организм. Разминка оказывает на организм двустороннее воздействие-физиологическое и психологическое.
При физиологическом воздействии активизируется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объем сердца, кровоснабжение работающих мышц и органов; учащается дыхание, вследствие чего возрастает легочная вентиляция и снабжение кислородом работающих мышц. Это способствует активизации химических процессов (обмена веществ), происходящих в мышцах, увеличению эластичности мышечной ткани, способности ее к растяжению. Последнее позволяет предупредить возможные повреждения мышц при сокращении их с повышенной амплитудой и скоростью. Изменяется состояние центральной нервной системы: оптимально повышается возбудимость нервных центров, быстрота протекания нервных процессов. В результате нервной регуляции достигается нужная координация в деятельности двигательной системы и систем дыхания и кровообращения, слаженность и согласованность действий.
Психологическое воздействие разминки сказывается в том, что она улучшает эмоциональное состояние занимающихся, настраивает их на предстоящую деятельность, способствует приобретению уверенности в успешном выполнении тренировочной и соревновательной нагрузки.
Составные части разминки, проводимой в тренировочном занятии, и назначение каждой из них. Разминка в тренировочном занятии обычно состоит из двух частей-общей и специальной. Назначение первой-обеспечить общее разогревание мышечно-связочной системы и активизацию деятельности других систем организма, повысить его общую работоспособность. Назначение второй части-подготовить организм к выполнению именно той работы, которая предстоит в основной части занятия, «настроить» организм на предстоящую деятельность.
Принципы подбора упражнений. В общую часть разминки включают упражнения умеренной интенсивности и мощности, вовлекающие в работу весь организм, легко дозируемые и не требующие длительного времени на подготовку к выполнению. Такие упражнения именуют разогревающими или общеразвивающими. При расположении их в комплексе надо придерживаться правила-от легкого к трудному. Это обеспечивает плавное повышение нагрузки и постепенное втягивание в работу
В специальную часть входят упражнения, сходные по форме движения, ритму, характеру мышечных усилий с упражнениями, выполняемыми в начале основной части тренировочного занятия. Эти упражнения называют специальными.
Методика проведения упражнений. Прежде всего необходимо создать оптимальные условия для повышения работоспособности. Это выражается в определении разумного чередования работы с отдыхом, выявлении рациональных способов выполнения упражнений, создающих наилучшее гигиенические условия для деятельности организма, обеспечении постепенного увеличения физической и эмоциональной нагрузки.
В общей части разминки постепенное увеличение воздействия на мышечно-связочную систему и активизацию функций организма реализуется следующей последовательностью различных видов упражнений: упражнения общего воздействия, выполняемые в умеренном темпе (ходьба, легкий бег, серии простейших подскоков и т.п.); упражнения на увеличение подвижности в суставах и растягивании мышц, выполняемые в виде наклонов, маховых движений конечностями и т.д. Степень воздействия последних упражнений можно увеличивать изменением условий их выполнения, используя в качестве дополнительной нагрузки противодействия партнера, веса собственного тела, специальных приспособлений и снарядов
Выполняя общеразвивающие упражнения, воздействующие на различные группы мышц, рекомендуется придерживаться правила-от мышц, принимающих меньшее участие в работе, к мышцам, на которые приходится наибольшая нагрузка в упражнениях основной части тренировочного занятия. Например, при подготовке к бегу надо начинать с упражнений на растягивание мышц рук и плечевого пояса, затем переходить к мышцам ног-туловища-рук. Такая схема позволяет проводить специальные упражнения на фоне достаточного общего разогревания мышечно-связочной системы и всего организма.
При проведении упражнений специальной части особое внимание уделяют правильности их выполнения, так как в своей основе они исполняют роль подводящих к овладению отдельными компонентами техники упражнений, составляющих содержание основной части тренировочного занятия. При этом вначале используют упражнений более простые по координации. Характер выполнения упражнений должен обеспечивать проявление специальных физических качеств.
Дозировка упражнений и продолжительность разминки. В каждом конкретном случае количество повторений упражнений и продолжительность разминки зависят от возраста и физической подготовленности занимающихся, особенностей вида спорта, места проведения, погодных и некоторых других условий. Так, например, разминка новичка-юноши или бегуна на короткие дистанции должна быть короче, чем разминка взрослого спортсмена-разрядника или бегуна на средние дистанции. На улице в холодную погоду разминку следует проводить энергичнее и дольше, чем в тепловом зале, и т.д. По продолжительности разминка занимает обычно в тренировочном занятии от 20 до 30% общего времени. Перед соревнованиями разминке отводят от 10 до 30 мин.
В спортивной практике одним из признаков окончания разминки принято считать начало потоотделения. При наличии достаточного опыта можно ориентироваться на субъективное чувство достижения оптимальной работоспособности.
Различия разминки по видам спорта. Гимнастика. В первой части разминки в качестве упражнений общего воздействия используют кроме обычных ходьбы и бега ходьбу и бег на носках, скрестным и приставным шагом, с высоким подниманием бедра, передвижение танцевальными шагами, выпадами, в полуприседе и т.д. Упражнения направлены на воспитание «школы движений» и «гимнастического стиля» выполнения. Большое внимание отводится упражнениям на гибкость и силу. Их проводят обычно в конце общей и в начале специальной части разминки и выполняют с использованием различного гимнастического оборудования (стенки, скамейки и т.п.). Специальная часть разминки завершается упражнениями непосредственно на гимнастических снарядах.
Легкая атлетика. В проведении общей части разминки допускается широкая вариативность. В качестве основных средств используют общеразвивающие упражнения на месте и в движении, чередуемые с различными видами легкоатлетического бега ускорениями, сериями разнообразных прыжков и т.д. В специальной части разминки выполняют упражнения, близкие по координации и проявлению физических качеств к упражнениям, которые будут разучиваться или совершенствоваться в основной части занятия (выпрыгивания вверх с постановкой стопы определённым способом-при подготовке к прыжкам; маховые движения руками из положения «замаха» с преодолением сопротивления-в метаниях и т.д.).
Лыжный спорт. Содержание общей части разминки сводится к передвижению на лыжах в умеренном темпе и выполнению упражнений на растягивание. В специальной части применяют обычно ходьбу по лыжне с выделением отдельных элементов техники лыжных ходов (одноопорное скольжение, отталкивание и т.п.) и повторное прохождение отрезков с заданной скоростью.
Спортивные игры. Для общего разогревания используют ходьбу и бег с изменением направления, и скорости в сочетании с общеразвивающими упражнениями. В специальной части выполняют различные действия с мячом, осуществляемые индивидуально или во взаимодействии с партнёром. Применяют и действия, имитирующие игровые ситуации.
Разминка перед соревнованиями. Отличительные особенности данной разминки прежде всего касаются ее структуры, в которой различают три составные части.
Первая часть не отличается существенно от первой части разминки тренировочного занятия.
Вторая часть приобретает большую специфическую направленность: гимнаст проделывает отдельные упражнения из комбинации на гимнастическом снаряде и повторяет некоторые ее связки; бегун выполняет беговые упражнения в быстром темпе, ускорения по сигналу и т.п., прыгун-упражнения, имитирующие отдельные фазы прыжка, и т.д.
Назначение третьей части разминки-окончательная «настройка» на выполнение предстоящей деятельности. Проводится она непосредственно на месте соревнования и заключается в опробовании снарядов, ознакомлении с состоянием грунта, подготовке к старту (установление стартовых колодок, разметка разбега и т.д.), выполнении пробных попыток согревательного упражнения не в полную силу (прыжки через планку, установленную на оптимальной высоте; выбегания с низкого старта и т.д.). Продолжительность этой части разминки лимитируется положением о соревнованиях и официальными правилами, в которых указывается время, предоставляемое для разминки на месте старта.
Перед третьей частью разминки целесообразен небольшой активный отдых (например, свободная ходьба с выполнением время от времени упражнений на расслабление различных групп мышц). Длительность его зависит от возраста, подготовленности участника, вида спорта и других факторов. Время активного отдыха определяется опытным путем. Однако установлено, что при продолжительности отдыха более 10 мин. физиологический эффект предыдущих частей разминки может быть сведен к минимуму.
Особое значение на соревнованиях имеет характер проведения разминки. Он определяется «предстартовым состоянием» спортсмена: при излишнем возбуждении разминку надо проводить спокойно; если же проявление эмоций недостаточное, разминка должна быть более энергичной, возбуждающей.
Понятие о дополнительной разминке. Дополнительная разминка проводится перед повторными стартами в одном и том же виде соревнований, принимаемыми после относительно продолжительных перерывов, и в соревнованиях по многоборьям. В первой случае выполняют работу умеренной интенсивности по типу общей части основной разминки и проделывают одно-два специальных упражнения; во втором-выполняют не в полную силу соревновательные упражнения предстоящего вида. Продолжительность дополнительной разминки обычно не не превышает 5-8 мин.
Иногда возникает необходимость дополнительной разминки и в тренировочном занятии, например, когда основное содержание его строится по типу многоборий.
Формы записи упражнений разминки. Форма записи должна обеспечивать точное представление о содержании упражнений, быстроту и доступность прочтения. Как правило, пользуются двумя формами записи упражнений: словесным описанием и графическим изображением. В словесном описании применяется специальная терминология, практикуется сокращение часто употребляемых слов, обозначающих положения, действия или отдельные части упражнения. Описывая упражнения, необходимо указать: а) исходное положение, б) название движения, в) направление, г) характер и темп выполнения, д) конечное положение. Закончив описание упражнения, обозначают его дозировку-примерное количество повторений. В графической записи наиболее распространено условное изображение человеческой фигуры отдельными линиями, прерываемыми в местах суставов и основных сочленений тела. Изменение расположения линий относительно суставов и основных сочленений позволяет придавать изображению нужную конфигурацию, соответствующую схематично определенным положениям.
При записи комплекса упражнений целесообразно пользоваться целостной формой, облегчающей его прочтение: лист, делится на графы, в первой указывается порядковый номер упражнения, во второй - его описание, в третьей – дозировка выполнения, в четвертой – методические указания.
Организация и методика проведения разминки с группой занимающихся. Проведение разминки начинается с организации группы: построения, сосредоточения внимания занимающихся на предстоящей деятельности. Проводящему разминку надо занимать такое место на площадке, откуда постоянно видна вся группа, а занимающимся хорошо слышны его команды.
Организованность действий, занимающихся обеспечивается использованием специальных команд, которые можно подразделить на три группы: 1) для начальной организации, 2) для начала и окончания передвижений, 3) для проведения общеразвивающих упражнений. Основное требование к подаче команд – своевременность, четкость, правильность произношения.
При объяснении упражнений необходимо, придерживаясь правильной терминологии, указывать исходное положение, краткое и точное название предложений, направление, характер и темп движения. Если упражнение не знакомо занимающимся, то вслед за объяснением (или одновременно) нужно показать, как правильно выполнять это упражнение. Каждое упражнение целесообразно сопровождать подсчетом. Это обеспечивает организованность действий, одинаковое количество повторений, нужный ритм и темп выполнения. Обнаружив ошибки, дают указания к их исправлению, по возможности не прерывая упражнение.
Отличия разминки от вводной части урока физической культуры. Если цель разминки – обеспечить физиологическую и психологическую готовность к конкретному виду предстоящей деятельности, то цели вводной части урока значительно шире. Они определяются учебно-воспитательными и оздоровительными задачами урока в целом как составного звена учебного процесса. В соответствии с этим и содержание данной части урока отличается большим разнообразием упражнений: упражнения строевые – прививающие навыки организованности и дисциплины; упражнения на формирование правильности осанки, гармоническое развитие всех групп мышц и основных физических качеств и т.д.
Некоторые вопросы методики обучения. Обучение проведению разминки с группой занимающихся. Этот вопрос наиболее сложный в раскрытии темы, так как связан с необходимостью формирования у учеников определенных педагогических умений и навыков. Учащиеся 9 класса уже в известной мере владеют навыками подачи команд, начальной организации группы, выполнения упражнений, знакомы с терминологией. Это позволяет выделить основной задачей обучения формирование умений и навыков, в приобретении которых школьники не имели возможности практиковаться в предшествующей учебной деятельности: объяснение и показ упражнений, подсчет выполнения, обнаружение ошибок и нахождение рациональных путей их устранения. В серии уроков, сообщая нужные сведения, учитель дает образец действий проводящему разминку, акцентируя в каждом уроке внимание обучаемых на одном-двух моментах организации или методики проведения разминки. Одновременно ученикам предлагается система постепенно усложняющихся практических заданий.
Подача команд, показ и объяснение упражнений:
ученики произносят вслед за учителем команды на выполнение передвижений и общеразвивающих упражнений, стараясь точно воспроизводить интонации и ритм произношения;
ученики воспроизводят показ упражнений, проводимых учителем на предыдущем уроке (учащиеся делятся на пары и поочередно показывают одно из упражнений партнеру);
ученики разбиты на подгруппы по 4-5 человек, по вызову учителя один из них выходит из строя и, выбрав нужное место на площадке, показывает остальным ученикам подгруппы два-три упражнения, предварительно объяснив их;
учитель назначает одного-двух учеников, которые проводят с группой занимающихся одну из частей разминки, подготовленную дома.
Подсчет выполнения упражнений: под счет учителя, последующие под счет занимающихся (хором, вслух, одновременно с выполнением упражнения); всеми занимающимися под счет одного (назначает учитель), выполняющего упражнения вместе со всеми в строю; самостоятельный подсчет проводящего разминку с группой занимающихся.
Обнаружение исправление ошибок:
учитель, показывая упражнения, вычленяет наиболее важные их моменты, а при выполнении упражнений учащимся указывает на характерные ошибки и пути их устранения;
учитель дает задание нескольким ученикам проанализировать правильность выполнения упражнений их товарищами и указать на ошибки;
занимающиеся разделены на пары, один ученик выполняет упражнения, другой анализирует правильность его действий и указывает на ошибки.
Общие рекомендации. Требование рационально использовать учебное время вынуждает учителя отводить для обучения разминке лишь вводную часть уроков. Поэтому большое значение для решения образовательных задач каждого урока имеет оптимальное соотношение содержания учебного материала по теме разминки и основной части урока. Целесообразно подбирать основной материал урока так, чтобы его можно было использовать в качестве средств проведения разминки. Например, обучение технике бега сочетают с сообщением сведений о принципах подбора упражнений для общей части разминки, так как именно средствами беговой подготовки успешно можно решать задачи постепенного втягивания в работу и общего разогревания организма. Ознакомление с особенностями соревновательной разминки целесообразно осуществлять на контрольных уроках, форма проведения которых наиболее близка к соревнованию.
Курс обучения можно начинать в 1 четверти на материале легкой атлетики. Это позволит в последующих четвертях совершенствоваться в проведении разминки на других видах программного материала. Разминка по любому из видов учебной программы начинается обычно с выполнения упражнений общего воздействия, роль которых чаще всего выполняют разновидности легкоатлетических передвижений. Общеразвивающие упражнения, включаемые в легкоатлетическую разминку, сравнительно просты по методике проведения, так как не требуют специального разучивания и особого контроля за формой движения. Поэтому начало обучения с легкоатлетической разминки значительно упрощает усвоение темы в целом.
Список использованной литературы:
1. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. – Учебное пособие: Физическая культура. Москва, 1998г.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
3. Минаев А. Н., Шиян Б. М. – Учебное пособие для высших учебных заведений: Основы методики физического воспитания школьников. Москва 1989г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.