Размышление о воспитании
Оценка 5

Размышление о воспитании

Оценка 5
Лекции
doc
воспитательная работа
Взрослым
13.02.2018
Размышление о воспитании
Размышление о воспитании ребёнка, которому понадобятся в жизни надёжные ориентиры. Найти их помогут взрослые: педагоги и родители. Для социализации ребёнка важен выбор: жизненная позиция, профессия, спутник жизни... Именно образование ориентирует на правильный выбор. Главное - верить в ребёнка. Это - задача педагога.Чтобы воспитать творческую личность, необходимо создать атмосферу любви, доверия и уважения к ребёнку. Ему придётся пройти трудный путь соблазнов и искушений, сохранить чистоту души и помыслов, научиться работать над собой. Для этого нужны надежные ориентиры: добрые дела, светлые открытия, победы над собой. Помочь ребенку воспитать себя и найти свой неповторимый единственно верный путь в жизни должны педагоги и родители. В зависимости от условий, в которых он окажется, ребенок превратится или в ориентированную на созидание личность, или в существо, способное лишь к разрушению. Образование призвано решить целенаправленную задачу социализации ребенка в обществе. Педагогу надо увидеть причины нестандартного поведения и оценить результат, степень разрешения противоречия.
Размышление о воспитании.doc
Размышление о воспитании   Всё в этом мире начинается с любви. Она ­ источник всего живого на Земле. С любви к Родине, своей Земле, своим близким и друзьям начинается становление   личности   маленького   человека.   И   главная   задача   для   нас, взрослых, ­ хранить и укреплять атмосферу любви, доверия и уважения к ребёнку.   Только   так   можно   воспитать   свободную,   творческую   личность, человека, живущего по высоким нравственным законам, способного внести достойный вклад в развитие Земной цивилизации. Размышляя об этом, я представляю себе, что Земля – это мы, взрослые, а небо со всеми звездами и созвездиями – это мир детства. Но для того, чтобы каждый   ребенок   стал   Звездой,   ему   необходимо   пройти   свой,   особенный, трудный   путь,   преодолеть   тысячи   соблазнов   и   искушений,   сохранить первозданную чистоту души и помыслов, научиться работать над собой. А это совсем не просто. Нужны надежные ориентиры. И они есть. Это – добрые дела, светлые открытия, большие и малые победы над собой. Помочь ребенку воспитать себя и найти свой неповторимый единственно верный путь в жизни должны мы, взрослые – педагоги и родители. Рождается ребенок. В общество приходит его новый собрат. Он мал, слаб, неразвит, ничего не знает ни о мире, ни о себе. Это, конечно, человек, но человек будущий, «потенциальный». В зависимости от условий, в которых он окажется,   творческую,   ребенок   превратится   или   в   развитую, ориентированную  на созидание личность, или в существо с отрицательным социальным   знаком,   способное   лишь   к   разрушению.   Как   совершается очеловечивание,  становление   личности   ребенка?  В  чем  сущность   процесса, который принято называть социализацией человека? Социализация   есть   процесс   усвоения   индивидом   знаний,   опыта, культуры   предшествующих   поколений.   Как   существо   социальное,   вне социума, вне человеческих отношений ребенок не может стать человеком. И он станет таковым в той мере, в какой освоит богатство этих отношений, богатейший   репертуар   способов   поведения   среди   людей.   Человек   словно аккумулятор;  сколько   в  детстве   он   впитает   в  себя  тепла,   добра,  света   от окружающих, столько же в будущем отдаст их людям. Основой   процесса   социализации   является   самоопределение   в   системе человеческих   ценностей   и   отношений,   социальных   функций   и   ролей. Бесспорно, самый главный выбор человек делает в следующих областях:  выбор   жизненной   позиции:   Кто   я?   Как   жить?   Каким   ценностям поклоняться?  выбор профессии: Что делать? Какой я? Где и в чём я могу добиться успеха?   К.Д.   Ушинский   говорил:  «Если   вы   правильно   выберете   себе труд, то счастье само вас отыщет… »  выбор   спутника   жизни:   С   кем   жить?   Как   обрести   вторую   половину себя?   Все   мы   знаем   довольно   расхожее,   но   от   этого   не   теряющее справедливости   определение   «счастливого   человека».   Это   тот,   кто утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью идет домой. Главный выбор предуготовляется, обеспечивает сотнями, тысячами других больших и малых решений. Человек постоянно должен делать выбор среди альтернатив: действовать или не действовать, сказать или промолчать, идти вперёд   или   отказаться.   Кто   постоянно   и   последовательно   делает   шаги   в известное,   ставит   жизненные   цели,   берет   на   себя   ответственность,     тот развивается,   актуализируется,   реализует   себя.   Он   совершает   поступки,   он делает из себя личность. В   процессе   социализации   есть   стихийное   влияние   (улица,   сверстники, семья, неформальные группы и др.)  и  организованное (школа, внешкольные воспитательные учреждения, радио, телевидение). Образование   призвано   решить   целенаправленную   задачу   социализации   Под   Образованием   в   Законе   понимается ребенка   в   обществе. «целенаправленный   процесс   воспитания   и   обучения   в   интересах   человека, общества, государства». Государственная Программа развития ставит перед нами, педагогами, конкретные задачи в деле воспитания личности: воспитание у ребенка патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития. Мы должны привить обучающимся умение самостоятельно   добывать,   анализировать,   структурировать   и   эффективно использовать   информацию   для   максимальной   самореализации   и   полезного участия в жизни общества. Размышляя о закономерностях развития человека, стремясь найти и понять главные пружины его поведения, чтобы сформулировать некоторые правила воспитания,   убеждаюсь,   что   мы   не   можем   пройти   мимо   феномена самосознания и его ядра – «Я – концепции».      Именно самосознание есть штаб и диспетчер поведения человека, именно здесь   решаются   задачи   самосохранения,   самосознания,   самоуправления, самореализации – главные проблемы бытия индивида.          Педагог, в свою очередь, должен уметь читать поступок воспитанника. Надо   увидеть   причины   нестандартного   поведения   и   оценить   результат, степень разрешения противоречия.           Ребенок всегда хочет хорошего, но не всегда может, не всегда умеет. Нельзя   спешить   выносить   несправедливый   приговор,   наклеивать   недобрый ярлык, надевать на ребенка опасную социальную маску – она может прирасти. «Подозревая в ребенке плохое, мы делаем его хуже». Мы становимся для воспитанника несправедливыми. А справедливость для педагога – критерий профессионализма. Мы должны так выстроить свои педагогические действия, чтобы   не   убить   в   ребенке   природную   энергию   и   активность.   Будь   это коллективное воспитательное дело, урок или индивидуальная частная беседа с   провинившимся   учеником.   «Не   навреди»   ­   главенствующий   принцип педагогики, если она претендует на гуманность.          Сердцевиной самосознания является «Я – концепция». Это обобщенное интегрированное представление человека о самом себе – отношение к самому себе.      «Я – концепция» содержит три компонента: 1. «Образ Я» ­ обобщенное рациональное представление о самом себе. 2. Самооценка – эмоционально–целостное переживание своего «образа» и его поведения. 3. Потенциальная   поведенческая   реакция,   внутренняя   установка, обусловленная «Образом Я» и его эмоциональной оценкой. Это знание дает   понимание   скрытых   мотивов   детского   поведения,   без   чего немыслимо никакое воспитание. Сформулирую три правила, которым следую.  Первое правило: принимать ребенка таким, каков он есть: не бороться с его природой, не переделывать, а развивать то, чего пока нет. Спокойно, без спешки   ожидать   того,   что   придет   с   возрастом.   У   каждого   человека   свои скорость   развития   и   темп   жизни.   Не   раздражаться   от   неказистого   вида воспитанника,   от   ошибок   в   его   поведении,   которые   к   тому   же   могут повторяться.   Ребенок   имеет   право   на   них!   Его   путь     к   людям   есть   путь неизбежных проб и ошибок. Надо уметь терпеть и ждать. «Терпение – вот истинное   мужество   педагогов»,   –   говорили   древние.   Несдержанность   – распространенный недостаток педагога.          Педагог должен быть искренне убежден (иметь установку), что каждый ребенок   талантлив,   а   значит,   интересен.   Если   ребенок   «сер»   и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок. Здесь вина воспитателя.          Педагог должен безусловно верить, что все дети хотят быть хорошими, только не знают  и не умеют как. Правило второе: относиться к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким педагог хотел бы его видеть. То есть, если педагог хочет, чтобы ребенок был добр, честен, великодушен, трудолюбив, ответственен, он должен вести   себя   с   ним   так,   как   будто   он   уже   добр,   честен,   великодушен, трудолюбив   и   ответственен.   Он   должен   последовательно   внушать   ему   эти социально ценные установки. Если ученику не хватает настойчивости, ему следует   говорить:   «Ты   же   у   меня   настойчивый,   любое   дело   доводишь   до конца, я на тебя надеюсь больше, чем на кого­ либо другого». Если ученик драчун,   то   ему   нужно   повторять:   «Все   знают,   что   ты   у   нас   самый великодушный   и   справедливый,   что   ты   защитник   всех   слабых».   Не   очень способному     к   учению   ребёнку   надо   изо   всех   сил   внушать   веру   в   его умственные способности. И делать это   предельно искренне! Другого пути нет.          Основные каналы воспитательного влияния на   ребенка – подражание, внушение,   заражение,   т.е.   передача   педагогом   собственных   отношений   к воспитаннику и неосознаваемое присвоение их последним.          Правило третье: ребенок, естественно, не всему сказанному педагогом поверит   –   у   него   собственная   голова.   Сверхзадача,   точнее,   собственно педагогическая   задача   –   организовать   бытие   ребенка   (хотя   бы   несколько педагогических   ситуаций)   так,   чтобы   дать   воспитаннику   побывать   в   них идеальным, желаемым, настойчивым, умным, благородным. И дать испытать от этого упоительное наслаждение. Эгоистичное, черствое сердце потому и черствое, что оно не знает такой радости.       Всякое воспитательное мероприятие и есть момент постижения ребенком красоты,   радости   и   наслаждения   от   нравственного   начала.   Если   такого момента нет, мероприятие нейтрально или вредно. Воспитание есть изменение отношений к товарищам, к миру, но прежде всего к себе.            Не   каждый   человек   может   быть   педагогом.   Личность,   отягощенная собственной   неблагополучной,   ущербной   «Я–концепцией»,   внутренними комплексами,   эмоционально   зажатая,   скупая   и   несчастная,   не   должна приближаться   к   детям.  Она   заразит   их   своим   несчастьем  –  отношением   к жизни.

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании

Размышление о воспитании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.