Разнообразные подходы к процессу управления качеством
в дополнительном образовании детей
Каждое учреждение дополнительного образования самостоятельно разрабатывает способы отслеживания своей образовательной системы. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остаётся наименее определенным, а потому вызывает сложности.
Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый «уровень обученности», существенно осложняет определение результативности обучения по дополнительным образовательным программам. Для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи. Образовательная организация относится к сложным социальным системам, специфика управления которой заключается в том, что поддержание ее целостности, оптимального функционирования и развития зависят не только, а зачастую и не столько от работы ее административного аппарата, сколько от качества деятельности всего педагогического коллектива.
Процесс управления качеством обучения включает в себя «цепь элементов» последовательно связанных друг с другом: моделирование качества обучения, сбор и анализ действительных данных, подготовка и принятие управленческих решений. Существует более 300 определений понятия «управление», но рассмотрены будут только некоторые. Немецкие ученые Вернер Зигерт и Лючия Ланг, считают, что управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичными рациональным путем. Выделенные пути особенно актуальны для управления образовательной организацией. Владение ее руководителями соответствующими компетенциями и качествами личности – требование, выраженное в современных нормативно-правовых актах. Питер Друкер, основатель современной теории управления, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века, определял управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Конечно, педагогический коллектив должен отвечать данным характеристикам:
-быть целенаправленным, т.е. направлять свою деятельность к достижению целей обучения и воспитания, обозначенных в программных документах;
-быть производительным, т.е. приносящим очевидные результаты в работе образовательной организации и создающим условия для принятия учащимися духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей;
-быть эффективным, т.е. обеспечивать достижение учащимися образовательных результатов гуманным, экономичным и рациональным путем. В социологии под управлением понимают «особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития».
Современная теория качества в дополнительном образовании детей, особенно в части управления качеством, базируется в основном на результатах исследований и работах Л.Г. Логиновой, которая придерживается системного подхода к управлению и рассматривает систему управления как совокупность человеческих, материально-технических, нормативно-правовых, программных, информационных и других взаимосвязанных компонентов, направленных на реализацию функций управления.
Основным инструментом управления качеством дополнительного образования ученый считает стандарт программ дополнительного образования как нормативный результат достижения согласия всех его субъектов.
Помимо Л.Г. Логиновой, проблема управления качеством образования в отечественной педагогике рассматривалась, например, с позиций:
– определения общих понятий управления качеством – Ю.К. Бабанским,
В.С. Лазаревым, М.М. Поташником, Т.И. Шамовой и др.;
– критериальных подходов к оценке качества основного общего образования – Ю.К. Бабанским, В.И. Загвязинским, В.И. Зверевым, В.П. Панасюк и др.;
– мониторинга качества образования на различных управленческих уровнях – А.Н. Майоровым, Д.Ш. Матрос и др.
М.В. Воробьев рассматривает управление качеством дополнительного образования детей как механизм непрерывного совершенствования системной организации всех процессов, направленных на выполнение требований к качеству дополнительного образования детей; как культуру организации образовательного процесса, призванного отвечать запросам потребителей; как конкретную деятельность, направленную на выполнение запросов потребителей с учетом имеющихся условий, ресурсов и в соответствии с требованиями, нормами и ценностями учреждения, региональной системы учреждений или системы дополнительного образования детей в целом. Е.Л. Кинева, Е.В. Лямцева и Ю.В. Ребикова акцентируют внимание на том, что управление качеством дополнительного образования – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие на его основные элементы, одним из которых является содержание и реализация дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования, которая в свою очередь аккумулирует в себе срабатывание параметров функционирования образовательной организации с результатами соответствующих требований и норм к организации образовательного процесса. Управление качеством дополнительного образования на любом уровне зависит от того, насколько созданы условия для обеспечения качества образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.