Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Оценка 4.8
Научные работы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
17.02.2019
Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Такую возможность дает использование разноуровневых заданий. Как организовать работу на уроке, чтобы каждый обучающийся имел возможность почувствовать себя успешным? Ответ на этот вопрос вы найдете в данной статье, в которой рассматривается технология разноуровневого подхода в организации урока, система предметного содержания разноуровневых заданий. Помимо обобщенных типов уровневых заданий, в статье представлены ситуации выбора заданий и практические советы по их применению Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Разноуровневое обучение на уроках русского языка.doc
Разноуровневое обучение на уроках русского языка:
содержание и форма организации урока.
Зайцева Елена Геннадиевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория,
ГБОУ СОШ № 316, г.СанктПетербург
1. Краткая аннотация работы
2. Содержание
2.1.
Введение
Технология Караева Ж.А.и Монахова В.М.
2.2.
2.3. Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка для развития
индивидуальнотворческих способностей учащихся
2.4. Система предметного содержания разноуровневых заданий
2.5. Ситуация выбора разноуровневых заданий
2.6.
3. Список использованной литературы
Заключение
1. Краткая аннотация работы
Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться
их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Такую возможность дает
использование разноуровневых заданий. Как организовать работу на уроке, чтобы каждый
обучающийся имел возможность почувствовать себя успешным? Ответ на этот вопрос вы
найдете в данной статье, в которой рассматривается технология разноуровневого подхода
в организации урока, система предметного содержания разноуровневых заданий. Помимо
заданий, в статье представлены ситуации выбора
обобщенных типов уровневых
заданий и практические советы по их применению Предлагаемый подход помогает
ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
2.1. Введение
Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных
стандартов является их ориентация не столько на достижение предметных
образовательных результатов, сколько на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в
познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Важна конечная
цель – научить ребёнка учиться самостоятельно, что возможно только путём включения его
в активную деятельность. Каждый ребенок – индивидуальность, наделенная
определенными задатками, «умением учиться», восприятием. Как организовать работу на
уроке, как адаптировать учебный процесс, чтобы каждый обучающийся имел возможность
почувствовать себя успешным, чтобы научить всех и каждого с учетом его познавательных
возможностей, способностей и интересов.
Необходимость организации поновому учебной деятельности учащихся выдвигает
перед учителем задачи поиска более совершенных способов и средств для подготовки
учащихся к жизни. Именно дифференцированная организация учебной деятельности
учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся,
абстрактнологический тип мышления и берет во внимание индивидуальные запросы
личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Такая технология организации учебного процесса предполагает разный уровень
усвоения учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного
материала различна в группах уровня, а это дает возможность каждому ученику овладевать
учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном
уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных
особенностей личности каждого учащегося.
2.2. Технология Караева Ж.А.и Монахова В.М.
Познакомившись с современными технологиями В. Монахова и Ж. Караева, я
пришла к выводу, что применяя на уроках русского языка данную технологию, основанную
на уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии
учебных возможностей всех учащихся. Эта технология обеспечивает индивидуальную
траекторию, темп и динамику развития каждого ученика, мотивированность, умения,
улучшает память, мышление, повышает качество обучения.
Данная технология предлагает введение стандарта, состоящего из двух ступеней:
обязательной общеобразовательной подготовки (первый уровень усвоения, которого
должен достичь каждый) и ступени для повышенной подготовки (24 уровни усвоения
знаний). Пространство между вторым и четвёртым уровнями повышенной подготовки
заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего
развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.
Существенной особенностью этой технологии является её органическая связь с системой
контроля результатов учебного процесса и системы оценивания достижений школьников.
Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом
сложения», в основу которой кладётся минимальный уровень общеобразовательной
подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого
учащегося. Критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто
сверх базового уровня.
Предусматривается
тематический контроль;
полнота проверки обязательного уровня подготовки; открытость образцов
проверочных заданий обязательного уровня;
оценка методом сложения (общий зачёт сумма частных зачётов);
повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
«закрытие» пробелов;
коммулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).
Исследования профессора Ж.А.Караева показали, что переход ученика из зоны
«актуального развития» в зону «ближайшего развития» осуществляется на основе
деятельности ученика, переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному.
Различные уровни деятельности обеспечивают разные четыре уровня усвоения учебного
материала учащимися: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий.
Первым двум соответствует эмпирический, а двум другим теоретический уровень
мышления. Таким образом, организация учебного процесса на основе уровневой
дифференциации обучения позволяет организовать «все углубляющее движение»
мышления вокруг объекта мышления.
Главным критерием оценки при педагогической технологии уровневой дифференциации
является ее эффективность и результативность, обучение каждого на уровне его
возможностей. 2.3. Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка для
развития индивидуальнотворческих способностей учащихся
Организуя учебную деятельность, на своих уроках стараюсь создать условия, при
которых ученик в меру своих сил и возможностей, добивается успехов в учёбе. Для этого
применяю задания по уровням с возрастающей сложностью. Такие уроки целесообразно
проводить как уроки тематического контроля
К уроку контроля я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности ребят
по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания
первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат элементы помощи.
Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации,
установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на
учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания).
Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так на уроке контроля в 6классе по
теме «Лексика» предлагаются следующие разноуровневые задания:
1уровень. Ребятам предлагаются слова, которые надо записать парами(синонимы,
антонимы)
2 уровень предполагает самостоятельный подбор синонимов к словам
3уровень. Ребята составляют и записывают предложения, чтобы одно и то же слово было в
прямом и переносном значении.
4 уровень. Замените фразеологические обороты словамисинонимами: в час по чайной
ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос.
При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорными
словами, с планом изложения, с возможным началом или заключительной частью и т.д.
Во время проведения самостоятельной работы допускается взаимопомощь, дискуссия в
группах 34 уровней, работа с учебником, общение с учителем, можно брать
невыполненные задания домой и т. д.
При тематическом контроле каждый ученик строго самостоятельно выполняет свою
работу. Задания даются по вариантам. По мере выполнения заданий каждого уровня, ученик отмечает их знаком «+» у себя в
индивидуальной ведомости оценивания учащегося. Заполнение плюсами такой ведомости
дает возможность учащимся наблюдать за своим индивидуальным темпом выполнения
уровневых заданий и темпом своих товарищей.
2.4. Система предметного содержания разноуровневых заданий
При организации предметного содержания материала важна чёткая система заданий
с разным уровнем сложности. Для наиболее подготовленных школьников подготовить
задания, требующие самостоятельности; для наименее подготовленных – задания,
способствующие повышению активности в процессе восприятия и осмысления нового
материала.
Составляя разноуровневые упражнения, можно варьировать задание, оставляя
неизменной языковую часть, сохраняя задание, или варьировать то и другое сразу. При
этом вносимые изменения не должны лишать разноуровневые упражнения единой целевой и
содержательной основы.
Варьированию подлежат: вопервых, содержание и объём языкового материала; во
вторых, содержание и количество заданий; втретьих, условия выполнения упражнения, к
которым можно отнести способ его предъявления (в устной или письменной форме) и
характер помощи, предлагаемой учащемуся для правильного выполнения задания.
Варьирование содержания языковой части может базироваться на том факте, что
языковые явления всех уровней взаимодействуют по – разному, имеют разное по сложности
строение. На уровень сложности влияет также, какой материал включён в его языковую
часть.
Объём языковой части упражнения также может стать фактором, определяющим уровень
трудности задания. Это зависит от характера языкового материала: однотипный ли он
(обеспечивающий формирование одного т того же умения) или нет (включающий примеры,
работа с которыми требует применения разных умений). В своей практике все задания
делю на 3 группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными
этапами усвоения знаний. Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровень
(обусловлен
основными этапами
усвоения знаний)
1 уровень – базовый
(оценка «34»)
Цель: восприятие
знаний, осознание,
запоминание,
воспроизведение.
Информация,
предлагаемая учителем
в готовом виде, должна
быть усвоена всеми
учащимися.
Задания
репродуктивного
характера, на уровне
воспроизведения:
вставить пропущенные
слова, внести
недостающие знания,
отделить верное от
неверного.
2 уровень
(оценка «45»)
Цель: применение
знаний. Осмысленное
применение знаний и
умений в знакомой
ситуации по образцу.
Работа на продуктивном
уровне: решить задачи с
уже усвоенным
алгоритмом их
выполнения или такие,
Виды уровневых заданий
Вопрос
Задача
Задание
Что
называет
ся…
В каком
году…
Кто
написал
…
Как
формули
руется…
Что
изображе
но…
Какова
причина
…
Что
объедин
яет…
Чем
отличает
ся…
Почему
…
Какова
основная
мысль…
Различного типа
тренировочные задачи
на применение,
выполняемые по
алгоритму (с помощью
учителя).
Задача, выполняя
которую ученик
действует
самостоятельно, по
алгоритму, включая
такие этапы, как
перевод единиц,
получения
аналитического
выражения, анализа
условий задачи и ее
ответа.
Теоретическое:
Приведите
(запишите
факты),
примеры,
доказательства
…
Расскажите…
Перечислите…
Назовите, что
произошло…
Практическое:
Зарисуйте схему
(рисунок,
график)…
Прочитайте
отрывок…
Составьте
план…
Теоретическое:
Найдите факты,
подтверждающи
е…
Сравните…
Объясните…
Практическое:
Постройте схему
(диаграмму,
график)…
Заполните
которые требуют
преобразования в 23
действия.
3 уровень
(оценка «5»)
Цель: творческое
использование знаний.
Решение неизвестного,
готового эталона нет.
Творческое применение
знаний и умений в новой
учебной ситуации.
Неалгоритмизированные
задания или задания с
большим количеством
преобразований, т.е.
работа на творческом
уровне.
Чем
объясняе
тся…
Чем
будут
отличать
ся…
Доказать
или
опроверг
нуть
утвержд
ение…
Какой
вывод
можно
сделать
…
Какие
условия
необход
имы
для…
таблицу…
Составьте схему
по рисунку…
Задача, требующая
Теоретическое:
Применения
Сделайте
знаний в новых
(нестандартных)
условиях,
Закономерностей
нескольких
разделов курса
или
использования
знаний других
предметных
дисциплин
(комбинирования
),
Решаемая
несколькими
способами,
Олимпиадная
(требующая
догадки).
сравнительный
анализ
(классификацию
)…
Обобщите…
Оцените
значимость…
Смоделируйте…
Предложите
способ…
Практическое:
Сконструируйте
…
Сделайте
вывод…
Напишите
сочинение…
Выполните
модель…
Сделайте
проект…
2.5. Ситуация выбора разноуровневых заданий
Систематически предлагая учащимся разноуровневые задания, мы постепенно
подводим их к осознанному восприятию четвертной и годовой оценок, что немаловажно.
Необходимо проводить работу с ребятами и по формированию осознанного уровня
выбора заданий. Создание ситуаций выбора на уроке.
Применительно к личностноориентированному обучению ситуация выбора – это
спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед
необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов
их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального
стиля познания. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию
субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При
проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:
1.
Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации
выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими
возможностями.
2.
Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация
создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из
элементов личностноориентированного обучения, а с определенной целью. В первую
очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого
материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
3.
Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из
предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения,
раскрывает критерии его оценки.
4.
Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой
5.
6.
7.
выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они
отдают предпочтение выбранному варианту.
Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или
содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся
обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть
уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе
деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и
заметить то, что было сделано правильно.
8.
Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить
конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Ребятам предлагается инструкция, помогающая сделать выбор.
Если вы считаете что, не совсем усвоили тему урока, хотите еще
потренироваться, то выбирайте задание первого уровня.
Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, то выбирайте задание
второго уровня. Если вы хорошо усвоили тему урока, уверенно себя чувствуете и хотите проверить свои
силы и возможности, то выбирайте задание третьего уровня.
Ученик имеет возможность поднять свой уровень. Предлагается такая система работ. В
начале урока все учащиеся выполняют задание №1. Проверяют его по эталону.
Учащиеся, допустившие ошибку, выполняют работу над ошибками и затем выполняют
карточку № 1а. Если вновь допускают ошибку, работают над ошибками и решают
карточку №1б. Это базовый уровень – учащийся получает отметку «3».
Если учащийся, выполнив задание №1 без ошибок, переходит к заданию №2. Также если
учащийся правильное выполнил задание 1а, то он имеет право перейти к карточке №2.
Карточка №2( обычно работа с текстом). Учащиеся, допустившие ошибку, вновь
выполняют работу над ошибками и решают карточку 2а. Это повышенный уровень.
Учащийся получает «4».
Учащиеся, выполнившие карточку 2 без ошибок, переходят к карточке №3. Обычно это
задание повышенной сложности. Учащиеся правильно выполнившие карточку получают
«5».
2.6.Заключение
Современный урок, организованный с учетом особенностей каждого ребенка, это
всегда урокпознание, урокоткрытие, урокдеятельность, урок, где учитель и ученик
постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям,
противоречиям. Тенденции развития современного образования предполагают перевод
обучения учащихся на новый уровень личностнодеятельностный. Важным направлением
в этом процессе выступает разноуровневый подход к организации урока, на котором
каждый ученик найдет свой путь к достижению результата.
Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в
своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет
уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной
деятельности, формирует положительные мотивы учения. Но все это требует знания
возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок .
Учителю, в свою очередь, будет доступно решение педагогических задачи:
научить школьников критически относиться к собственным познаниям,
самостоятельно работать над своим образованием,анализировать
собственные возможности в достижении цели;
воспитывать культуру общения, а для этого необходимо научить одних ребят
помогать другим, других – научиться принимать помощь учителя и
одноклассников;
Научить работать в группе, причем выполнять различные роли руководить
процессом, представлять результаты работы, адекватно относиться к
замечаниям членов группы, класса и учителя
аргументированно высказывать свое мнение и выслушивать мнение других,
уважать его даже в том случае, если оно не совпадает с твоим мнением.
Практика показывает, что при разноуровневом подходе к обучению уделяется
больше времени отстающим ученикам, не упускаются из виду сильные, создаются
благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и
возможностями, особенностями психического развития, с учётом особенностей характера.
При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению
этим материалом, творческому его применению.
Литература
1.
2.
Личностноориентированный подход в работе педагога: разработка и использование
/ Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Лукьянова М.И. Теоретикометодологические основы организации личностно
ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
3. Макарова Е.Ю. Николаева И.В., Формирование познавательной активности
учащихся на уроках русского языка / Макарова Е.Ю., Николаева И.В. //
Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы
Всероссийской научнопрактической конференции 1718 апреля 2008 г. / Научный
редактор Н.Ю. Русова, составитель и технический редактор Д.М. Шевцова. – Нижний
Новгород: Издво НГПУ, 2008. 4.
Кобдикова Ж.У. «Педагогическая технология уровневой дифференциации
обучения в средней школе». – Монография. – Алматы: «Print», 2000, с.165.
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Разноуровневое обучение на уроках русского языка: содержание и форма организации урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.