Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Оценка 4.6

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
26.11.2018
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9" по УМК Разумовская М.М. ФГОС; Содержание пояснительной записки: планируемые результаты по разделам предмета, основное содержание по классам, сводная таблица с расчасовкой, личностные, предметные, метапредметные результаты, таблица сочинений, изложений и контрольных работ по классам.
Пояснительная записка РЯ 5-9.doc
Данная   рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебным 2. Пояснительная записка предметам  «Русский язык» 5­9  – М. : Просвещение, 2012.  Комплексной   программы   общеобразовательных   учреждений«Русский   язык   для   5–9 классов»   под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, составитель Е.И. Харитонова –   М.   :   Дрофа,   2012.   с   учетом     требований   к   результатам   освоения   Основной образовательной   программы   основного   общего   образования   МОУ   Захальская   СОШ   в соответствии с: ­ Федеральным законом  273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  ­Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   основного   общего образования,   утвержденным   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации   от   17.12.2010   №   1897   (далее   –   ФГОС   ООО)   (для   5­8   ­   х   классов общеобразовательных организаций,   реализующих ФГОС основного общего образования в пилотном  режиме). ­   Примерной   основной   образовательной   программой   основного   общего   образования, одобренной   решением   федерального   учебно­методического   объединения   по   общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15).  ­ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред.   от   25.12.2013)   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях»;  ­   положением   МОУ   Захальская   СОШ   о   порядке   разработки   и   утверждения   рабочих программ. Цели курса русского языка, обеспечивающие реализацию личностно­ориентирован­ного, коммуникативного, деятельностного подходов в обучении русскому языку: ­воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как  явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах  человеческой деятельности; ­воспитание интереса и любви к русскому языку; ­совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и  навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных  сферах и ситуациях его использования; ­обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; ­развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,  потребности к речевому самосовершенствованию; ­освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных  сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных  нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; ­формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,  оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;  умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и  преобразовывать необходимую информацию; ­формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные  языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с  изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми  причастные и деепричастные обороты; работать с текстом; ­совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и  навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при  2 написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений­рассуждений на материале  жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов  публицистического стиля и устных рассказов. Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы: ­дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и  единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений); ­сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных  синтаксических целых) и умения построить функционально­смысловые типы речи  (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также  использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации,  речевого этикета; ­выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки  различных видов чтения; ­пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им; ­формировать икт­компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в  практической деятельности. Результаты изучения предмета  «Русский  язык»: Личностные результаты освоения русского языка:  1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,  творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе  получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить  чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому  самосовершенствованию;  3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для  свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к  самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  Метапредметные результаты освоения русского языка:  1) владение всеми видами речевой деятельности:  аудирование и чтение:  ­ адекватное понимание информации устного и письменного сообщения  (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной  информации);  ­ владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,  изучающим) текстов разных стилей и жанров;  ­ адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными  видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);  ­ способность извлекать информацию из различных источников, включая средства  массовой информации, компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно  пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на  электронных носителях;  ­ овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;  умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,  сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;  ­ умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их  содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;  говорение и письмо:  3 ­ способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и  коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и  адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  ­ умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью  свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);  ­ умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с  учётом замысла, адресата и ситуации общения;  ­ способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,  соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям  окружающей действительности, к прочитан­ ному, услышанному, увиденному;  ­ владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;  сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог­расспрос, диалог­ побуждение, диалог­обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);  ­ соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,  грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;  соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;  ­ способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;  адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;  ­ осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в  повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые  ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;  ­ выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,  рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных  средств аргументации;  2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;  способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным  предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений  на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);  3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе  речевого общения, совместного выполнения какой­либо задачи, участия в спорах,  обсуждениях актуальных тем; овладение национально­культурными нормами речевого  поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и  межкультурного общения.  Предметные результаты освоения русского (родного) языка:  1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как  национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации  и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка  в жизни человека и общества;  2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в  образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание  взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика  и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,  диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,  публицистический, официально­деловой стили, язык художественной литературы; жанры  научного, публицистического, официально­делового стилей и разговорной речи;  функционально­ смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст,  типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;  4 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского  языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами  речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и  письменных высказываний;  6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,  уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;  7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,  словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа  словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его  основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным  разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования  выразительных средств языка;  8) понимание коммуникативно­эстетических возможностей лексической и  грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;  9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.  Данная программа рассчитана на 714 ч, предусмотренных в Федеральном базисном  (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1). Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:  5 класс — 170 ч, 5 часов в неделю 6 класс — 204ч, 6 часов в неделю 7 класс — 136 ч, 4 часа в неделю 8 класс — 102 ч, 3 часа в неделю 9 класс — 102 ч. 3 часа в неделю Из них: Контрольные работы Изложение сочинение 5 класс 11 6 класс 13 7 класс 9 8 класс 8 9 класс 6 3 4 4 4 3 1 4 3 3 2 5 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   Речь и речевое общение Выпускник научится: • использовать   различные   виды   монолога   (повествование,   описание,   рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать   образцы   устной   монологической   и   диалогической   речи   с   точки   зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   аргументировать   собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится: • различным видам  аудирования  (с полным пониманием  аудиотекста,  с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать   и   формулировать   в   устной   форме   тему,   коммуникативную   задачу, основную   мысль,   логику   изложения   учебно­научного,   публицистического,   официально­ делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится: • понимать   содержание   прочитанных   учебно­научных,   публицистических (информационных   и   аналитических,   художественно­публицистического   жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией 6 общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать   практические   умения   ознакомительного,   изучающего,   просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать   приёмы   работы   с   учебной   книгой,   справочниками   и   другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать   и   систематизировать   материал   на   определённую   тему,   анализировать отобранную   информацию   и   интерпретировать   её   в   соответствии   с   поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально­стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать   информацию   по   заданной   проблеме   (включая   противоположные   точки зрения на её решение) из различных источников (учебно­научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально­деловых   текстов),   высказывать   собственную   точку   зрения   на   решение проблемы. Говорение Выпускник научится: • создавать   устные   монологические   и   диалогические   высказывания   (в   том   числе оценочного   характера)   на   актуальные   социально­культурные,   нравственно­этические, бытовые,   учебные   темы   (в   том   числе   лингвистические,   а   также   темы,   связанные   с содержанием   других   изучаемых   учебных   предметов)   разной   коммуникативной направленности   в   соответствии   с   целями   и   ситуацией   общения   (сообщение,   небольшой доклад в ситуации учебно­научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать   и   чётко   формулировать   цели,   план   совместной   групповой   учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать   в   практике   устного   речевого   общения   основные   орфоэпические, лексические,   грамматические   нормы   современного   русского   литературного   языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров   в   учебно­научной   (на   материале   изучаемых   учебных   дисциплин),   социально­ культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо  Выпускник научится: • создавать   письменные   монологические   высказывания   разной   коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально­ культурные, нравственно­этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); 7 • излагать   содержание   прослушанного   или   прочитанного   текста   (подробно,   сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать   в   практике   письма   основные   лексические,   грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать   резюме,   деловые   письма,   объявления с   учётом   внеязыковых   требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать   и  характеризовать   тексты   различных   типов   речи,   стилей,   жанров   с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать   в   устной   и   письменной   форме   учебно­научные   тексты   с   учётом внеязыковых   требований,   предъявляемых   к   ним,   и   в   соответствии   со   спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,   тексты   художественной   литературы   лингвистические   особенности   на   уровне публицистические, (экстралингвистические   особенности, употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);   официально­деловые, • различать и анализировать тексты разных жанров,  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать   чужие   и   собственные   речевые   высказывания   разной   функциональной направленности   с   точки   зрения   соответствия   их   коммуникативным   требованиям   и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшими   информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно­научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать   и   анализировать   тексты   разговорного   характера,   научные, публицистические,   официально­деловые,   тексты   художественной   литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать   тексты   различных   функциональных   стилей   и   жанров,   участвовать   в дискуссиях на учебно­научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально­деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение­ рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой   сфере   общения,   соблюдая   нормы   речевого   поведения;   создавать   бытовые 8 рассказы,   истории,   писать   дружеские   письма   с   учётом   внеязыковых   требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшой   протокольно­этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать   основные   социальные   функции   русского   языка   в   России   и   мире,   роль   старославянского место   русского   языка   среди   славянских   языков, (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять   различия   между   литературным   языком   и   диалектами,   просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать  необходимую  информацию  из   орфоэпических   словарей  и  справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: • делить   слова   на   морфемы   на   основе   смыслового,   грамматического   и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать   и   самостоятельно   составлять   словообразовательные   пары   и словообразовательные цепочки слов; • применять   знания   и   умения   по   морфемике   и   словообразованию   в   практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать   словообразовательные   цепочки   и   словообразовательные   гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать   основные   выразительные   средства   словообразования   в   художественной речи и оценивать их; • извлекать   необходимую   информацию из   морфемных,   словообразовательных   и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: 9 • проводить   лексический   анализ   слова,   характеризуя   лексическое   значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать   лексическую   синонимию   как   средство   исправления   неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться   различными   видами   лексических   словарей   (толковым   словарём, словарём   синонимов,   антонимов,   фразеологическим   словарём   и др.)   и   использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать   собственную   и   чужую   речь   с   точки   зрения   точного,   уместного   и выразительного словоупотребления; • извлекать   необходимую   информацию из   лексических   словарей   разного   типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического   словаря   и   др.) и   справочников,   в   том   числе   мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять   формы   слов   различных   частей   речи   в   соответствии   с   нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать   явления   грамматической   омонимии,   существенные   для   решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать   основные   выразительные   средства   морфологии   в   публицистической   и художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять   особенности   употребления морфологических средств в текстах научного и официально­делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать   различные   виды   словосочетаний   и   предложений   с   точки   зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; 10 • употреблять   синтаксические   единицы   в   соответствии   с   нормами   современного русского литературного языка; • использовать   разнообразные   синонимические   синтаксические   конструкции   в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать   основные   выразительные   средства   синтаксиса   в   публицистической   и художественной   речи   и   оценивать   их;   объяснять   особенности   употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально­делового стилей речи; • анализировать   особенности   употребления   синтаксических   конструкций   с   точки зрения их функционально­стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать   роль   орфографии   и   пунктуации   в   передаче   смысловой   стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: • выявлять   единицы   языка   с   национально­культурным   компонентом   значения   в произведениях   устного   народного   творчества,   в   художественной   литературе   и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать   на   отдельных   примерах   взаимосвязь   языка,   культуры   и   истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. 11 4. Содержание  учебного предмета 5 КЛАСС О ЯЗЫКЕ  ­ 2 ч. Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека.  Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке.  Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.  РЕЧЬ  ­ 38ч.  Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая  деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие  собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и  письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой  этикет.  Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные  признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная  законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы,  план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.  Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.  С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь  разговорная и книжная, художественная и научно­деловая; характеристика разговорного и  художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой  12 используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).  Т и п ы  р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста:  изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение­доказательство,  оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного»  и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.  ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  ­  20ч.    Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие  орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.  Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ;  разделительных ъ—ь; ­тся и ­ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён  существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его  использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.  ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА  Предмет изучения фонетики. Звуки речи.  Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и  безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные  звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.  Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и  безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм.  Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения  графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв.  Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное  использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой  практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.  СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА   Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова.  Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые  части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое  окончание. Связь морфемики и орфографии.  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ  Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.  Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные  части речи.  СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) ­  32 Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое  слова в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа.  Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные,  вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.  Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Предложения  распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные  члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с  однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между  однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире  при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные  предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и  13 сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед  союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед  словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме.  Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение  границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных  и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с  однородными членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах  изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи. ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ ­  18 Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы  толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом  словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.  Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и  его использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного  строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное  значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов:  метафоры, олицетворения, эпитета. Слова­синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.  Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование  слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме  образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный,  суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой  части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова,  построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней  ­лож­//­лаг­; ­рос­ //­раст­//­ращ­. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц  в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную  сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.  Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый  словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.  Культура речи. Точное и 11 уместное употребление слов в речи в соответствии с их  лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение  речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за  использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в  переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов);  диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция  лексического повтора.  МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. ­ 45 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ  ГЛАГОЛ  ­ 18 Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,  роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования  глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание  ­тся и ­ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (­мир­//­ мер­; ­тир­ // ­тер­ и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и  число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые  глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы.  Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике  лингвистических словарей разных типов. Культура речи. Правильное использование в речи  14 видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм. Употребление в  художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо  другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в  художественных текстах (наблюдение и анализ ). Употребление глаголов в переносном  значении. Текстовая функция видо­временных форм.  ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ­  14 Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение,  морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы  образования имён существительных. Правила употребления при письме суффиксов ­чик (­ щик), ­ек (­ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами  существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;  собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании  имён существительных.  Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён  существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму  только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён  существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание  безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в речевой  практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде со  словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение  родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).  Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок;  группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение,  щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части».  ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ  ­  12 Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение,  морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы  образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению:  прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на  шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: 12 положительная, сравнительная,  превосходная. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён  прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных  типов. Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных  прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный  (бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и  произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).  Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте.  Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном  значении.  Уроки повторения и закрепления изученного  ­  6 О ЯЗЫКЕ ­ 1 Слово как основная единица языка.  РЕЧЬ ­ 36 6 КЛАСС 15 Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о  языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и  художественного).  Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной)  способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор­недочёт.  С т и л и  р е ч и: научный и официально­деловой стиль (сфера употребления, задача  общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи  фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий),  структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля  композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.  Т и п ы  р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния  окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение­ объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и  «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.  РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ)  ­­19 ПРАВОПИСАНИЕ  Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня;  правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами,  существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце  предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при  обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов  автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом;  тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном  падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.  ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,  ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ  ­   141 Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя  прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические  признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и  зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.  Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов.  Основные способы 13 образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно­ суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным  присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой  принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные  словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов.  Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в  именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок  при­ и пре­, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.  Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное  употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за  употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.  МОРФОЛОГИЯ   ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ   ­   51 16 Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,  морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и  страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий  настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их  синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с  причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных  причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.  Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,  морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.  Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с  деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с  деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура  речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий.  Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными  оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных  стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.  ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ   ­   14 Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические  признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их  правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их  значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в  устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами  числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в  частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных  числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное  произношение имён числительных.  МЕСТОИМЕНИЕ  ­  22 Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и  синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в  предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное  написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.  Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление  местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.  Уроки повторения и закрепления изученного    ­   7 7 КЛАСС О ЯЗЫКЕ   ­  1 Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного  русского языка.  РЕЧЬ  ­  29 Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о  языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.  Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста;  средства связи предложений — наречия и предложно­падежные сочетания со значением  места и времени, союзы и, да, а, но, же.  17 С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи,  характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету,  рекламное сообщение.  Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека,  рассуждения­размышления.  ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ  ­  10  и Лексика,  словообразование, правописание, орфография. ­   27 Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.  Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация.  Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие.  Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями,  деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.  МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ  ­   63 НАРЕЧИЕ ­  34 Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,  роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная,  превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на ­о (­е); о и а в конце  наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса,   н—нн  в наречиях;  слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению:  определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).  Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при  характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым,  орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.  Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение  употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи  предложений в тексте.  СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ  ПРЕДЛОГ ­  4 Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные;  непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное  употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.  д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное  произношение предлогов.  СОЮЗ ­  8 Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.  Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.  Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.  Культура речи. Правильное произношение союзов.  ЧАСТИЦА  ­  11 Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные  (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание  частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи.  Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное  произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством  выразительности речи.  МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА  ­ 6 18 Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия,  обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.  Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с  междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и  звукоподражательных слов.  Уроки повторения и закрепления изученного  ­  6 8 КЛАСС О ЯЗЫКЕ  ­  1 Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского  (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И. И.  Срезневский.  РЕЧЬ    ­   21 Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о  языковых средствах, характерных для различных стилей речи.  Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья.  Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно­композиционные  особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые  средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж­повествование о  событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж­описание памятника истории  или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на  жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание,  ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».  ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ повторение  ­  9  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ  ­  67 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ­ 5 Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.  Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение  словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды  предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой  и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое  ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.  Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая  различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение  словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.  Риторический вопрос, вопросно­ответная форма изложения как стилистические приёмы,  повышающие выразительность речи.  СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ   ­   15 ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения  подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка  тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как  второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное.  Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств.  Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и  сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство  видовременных форм глаголов­сказуемых как средство связи предложений в тексте.  19 Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их  синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и  повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов  и определений в изобразительной речи.  ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ­  11 Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в  форме сказуемого (определённо­личные, неопределённо­личные, безличные). Особенности  интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и  двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за  использованием в художественном тексте односоставных предложений  Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного  предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в  разговорной (в диалоге) и в книжной речи.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ  ­  8 Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без  союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения.  Предложения с несколькими рядами однородных членов.  Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах  предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными  членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.  Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение  предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... . Синонимика рядов однородных  членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания  однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство  выразительности речи.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ  (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ  ­  8 Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных  словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и  предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и  отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и  выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием  обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство  характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных  слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи  предложений в тексте.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ   ­  15 Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,  обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с  обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение  предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль  обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними  синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых,  обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых  сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как  средство связи предложений в тексте.  ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ ­  5 20 Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с  прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой  речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой  речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи  косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.  Уроки повторения и закрепления изученного  ­  4 9 КЛАСС О ЯЗЫКЕ ­ 1 Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык  Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном  мире.  РЕЧЬ  ­  20 Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение  представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.  С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык  художественного произведения.  Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их  строения: коммуникативная задача, содержательно­композиционные особенности жанра,  типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.  Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография,  стандартная форма, специфическая официально­деловая лексика и фразеология.  ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ   ­  11 Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания,  предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые,  морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.  СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ   ­  60 СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ­ 4 Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов.  Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые,  бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико­Куликовский.  СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ­ 6 Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и  сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые  отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями  сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура  речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами.  Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых  предложений.  СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ­  33 Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в  его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды  сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные  (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные,  сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.  Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и  придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения.  Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура  21 речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных  предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности  сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием  сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.  БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ­  12 Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного  сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности  бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без  союзов.  СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ  ­  5 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки  препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными  видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными  видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).  Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.  Уроки повторения и закрепления изученного  ­  10 1 О языке 2 3 Повторение изученного Речь фонетика, орфоэпия, графика словообразование орфография, морфология,  синтаксис 4 Фонетика, орфоэпия 5 Лексика, словообразование,  правописание, орфография. 6 Морфология  глагол существительное. прилагательное числительное местоимение причастие деепричастие наречие частица  союз предлог междометие Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение Синтаксис  простого     7   8 клас с   1 21 9 2 7   9 клас с 1 20 11 3 1 7 6 144 69 9 45 249 5 клас с   2 38 20 3 17 9 18 45 18 15 12 6 клас с   1 36 19 3 3 13 141 25 12 17 14 22 27 24  7 клас с   1 29 10 3 7 27 63 34 11 8 4 6 32 67 60 159 5 15 22 предложения.  Двусоставное   предложение.  Главные  и  второстепенные члены  предложения Односоставные простые  предложения Предложения с однородными  членами Предложения с обращениями,  вводными словами  (словосочетаниями,   предложениями),  междометиями Предложения с обособленными  членами Прямая и косвенная речь Сложное предложение   Сложносочинённое предложение Сложноподчинённое  предложение Бессоюзное сложное  предложение Сложное предложение с разными видами связи 11 8 8 15 5 4 6 33 12 5 8 Повторение изученного 6 170 7 204 6 136 4 102 10 102 33 714 23

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"

Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2018