Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—9 кл
26.11.2018
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9" по УМК Разумовская М.М. ФГОС; Содержание пояснительной записки: планируемые результаты по разделам предмета, основное содержание по классам, сводная таблица с расчасовкой, личностные, предметные, метапредметные результаты, таблица сочинений, изложений и контрольных работ по классам.
Пояснительная записка РЯ 5-9.doc
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебным
2. Пояснительная записка
предметам «Русский язык» 59 – М. : Просвещение, 2012.
Комплексной программы общеобразовательных учреждений«Русский язык для 5–9
классов» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, составитель Е.И. Харитонова
– М. : Дрофа, 2012. с учетом
требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования МОУ Захальская СОШ в
соответствии с:
Федеральным законом 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для 58 х классов
общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС основного общего образования в
пилотном режиме).
Примерной основной образовательной программой основного общего образования,
одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
(ред.
от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
положением МОУ Захальская СОШ о порядке разработки и утверждения рабочих
программ.
Цели курса русского языка, обеспечивающие реализацию личностноориентированного,
коммуникативного, деятельностного подходов в обучении русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные
языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с
изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми
причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при
2 написании рассказов на предложенные сюжеты, сочиненийрассуждений на материале
жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов
публицистического стиля и устных рассказов.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и
единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);
сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных
синтаксических целых) и умения построить функциональносмысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также
использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации,
речевого этикета;
выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки
различных видов чтения;
пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
формировать икткомпетентность и навыки речевой культуры, необходимые в
практической деятельности.
Результаты изучения предмета «Русский язык»:
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
3 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитан ному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог
побуждение, диалогобмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения
её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка
в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика
и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
функционально смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Данная программа рассчитана на 714 ч, предусмотренных в Федеральном базисном
(образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации
(вариант 1). Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:
5 класс — 170 ч, 5 часов в неделю
6 класс — 204ч, 6 часов в неделю
7 класс — 136 ч, 4 часа в неделю
8 класс — 102 ч, 3 часа в неделю
9 класс — 102 ч. 3 часа в неделю
Из них:
Контрольные
работы
Изложение
сочинение
5 класс
11
6 класс
13
7 класс
9
8 класс
8
9 класс
6
3
4
4
4
3
1
4
3
3
2
5 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебнонаучного, публицистического, официально
делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста
(в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебнонаучных,
публицистических
(информационных и аналитических,
художественнопублицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
6 общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки
зрения на её решение) из различных источников (учебнонаучных текстов, текстов СМИ, в
том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официальноделовых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственноэтические,
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебнонаучного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие
в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально
культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально
культурные, нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
7 • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические,
грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к
тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров
с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебнонаучные тексты с учётом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
тексты художественной литературы
лингвистические особенности на уровне
публицистические,
(экстралингвистические особенности,
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
официальноделовые,
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера,
научные,
публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических
средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в
дискуссиях на учебнонаучные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в
официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение
рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в
бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые
8 рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольноэтикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире,
роль старославянского
место русского языка среди славянских языков,
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного
языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной
речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
9 • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и
переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а
также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём,
словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные
части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официальноделового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
10 • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного и официальноделового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки
зрения их функциональностилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны
речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей
и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории
народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.
11 4. Содержание учебного предмета
5 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ 2 ч.
Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека.
Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке.
Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
РЕЧЬ 38ч.
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая
деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие
собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и
письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой
этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные
признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная
законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы,
план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь
разговорная и книжная, художественная и научноделовая; характеристика разговорного и
художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой
12 используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные
языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста:
изобразительное повествование, описание предмета, рассуждениедоказательство,
оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного»
и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
20ч.
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие
орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.
Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ;
разделительных ъ—ь; тся и ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён
существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его
использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА Предмет изучения фонетики. Звуки речи.
Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и
безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные
звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и
безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм.
Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения
графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное
использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой
практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова.
Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые
части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое
окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка.
Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные
части речи.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) 32
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое
слова в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные,
вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Предложения
распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные
члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и
сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с
однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между
однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире
при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные
предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и
13 сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед
союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед
словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме.
Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение
границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных
и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с
однородными членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах
изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ 18
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы
толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом
словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и
его использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного
строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов:
метафоры, олицетворения, эпитета. Словасинонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование
слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме
образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный,
суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании
слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой
части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова,
построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней
лож//лаг; рос //раст//ращ. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц
в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную
сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.
Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый
словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.
Культура речи. Точное и 11 уместное употребление слов в речи в соответствии с их
лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение
речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за
использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в
переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов);
диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция
лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. 45
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ 18
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования
глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание
тся и ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (мир//
мер; тир // тер и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и
число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые
глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание.
Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы.
Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике
лингвистических словарей разных типов. Культура речи. Правильное использование в речи
14 видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм. Употребление в
художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо
другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в
художественных текстах (наблюдение и анализ ). Употребление глаголов в переносном
значении. Текстовая функция видовременных форм.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 14
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы
образования имён существительных. Правила употребления при письме суффиксов чик (
щик), ек (ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами
существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании
имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён
существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён
существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание
безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в речевой
практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде со
словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение
родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок;
группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа
ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение,
щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в художественном тексте:
их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён существительных со значением
«целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 12
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы
образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению:
прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и
краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на
шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: 12 положительная, сравнительная,
превосходная. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён
прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных
типов. Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных
прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный
(бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и
произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).
Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте.
Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном
значении.
Уроки повторения и закрепления изученного 6
О ЯЗЫКЕ 1
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ 36
6 КЛАСС
15 Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и
художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной)
способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль
повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём,
повышающий выразительность речи, и повторнедочёт.
С т и л и р е ч и: научный и официальноделовой стиль (сфера употребления, задача
общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи
фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий),
структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля
композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния
окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение
объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и
«нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В
5 КЛАССЕ) 19
ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня;
правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами,
существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце
предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при
обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов
автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом;
тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном
падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,
ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ 141
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя
прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические
признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и
зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и
прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов.
Основные способы 13 образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно
суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным
присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой
принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные
словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в
именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок
при и пре, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное
употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за
употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ 51
16 Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и
страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их
синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с
причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных
причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с
деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура
речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий.
Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными
оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных
стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 14
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их
правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их
значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в
устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами
числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в
частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных
числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное
произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ 22
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и
синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в
предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное
написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление
местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений:
их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений
в тексте.
Уроки повторения и закрепления изученного 7
7 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ 1
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного
русского языка.
РЕЧЬ 29
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста;
средства связи предложений — наречия и предложнопадежные сочетания со значением
места и времени, союзы и, да, а, но, же.
17 С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи,
характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету,
рекламное сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека,
рассужденияразмышления.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ 10 и Лексика,
словообразование, правописание, орфография. 27
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация.
Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые
формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие.
Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями,
деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ 63
НАРЕЧИЕ 34
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки,
роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная,
превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на о (е); о и а в конце
наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях;
слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению:
определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при
характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым,
орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.
Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение
употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи
предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ 4
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные;
непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное
употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.
д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное
произношение предлогов.
СОЮЗ 8
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.
Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато,
чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.
Культура речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА 11
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные
(отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание
частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи.
Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное
произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством
выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА 6
18 Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия,
обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с
междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и
звукоподражательных слов.
Уроки повторения и закрепления изученного 6
8 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ 1
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И. И.
Срезневский.
РЕЧЬ 21
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о
языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья.
Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательнокомпозиционные
особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые
средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортажповествование о
событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортажописание памятника истории
или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на
жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание,
ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ повторение 9
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 67
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 5
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение
словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды
предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой
и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое
ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.
Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая
различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение
словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.
Риторический вопрос, вопросноответная форма изложения как стилистические приёмы,
повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 15
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения
подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка
тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как
второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное.
Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств.
Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура
речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и
сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство
видовременных форм глаголовсказуемых как средство связи предложений в тексте.
19 Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их
синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и
повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов
и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 11
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в
форме сказуемого (определённоличные, неопределённоличные, безличные). Особенности
интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и
двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за
использованием в художественном тексте односоставных предложений
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного
предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в
разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ 8
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без
союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с несколькими рядами однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах
предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными
членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.
Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение
предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... . Синонимика рядов однородных
членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания
однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство
выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ 8
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных
словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях
с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и
предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и
отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и
выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием
обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство
характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных
слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи
предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ 15
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,
обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с
обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение
предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль
обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними
синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых,
обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых
сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как
средство связи предложений в тексте.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ 5
20 Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с
прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой
речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой
речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи
косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Уроки повторения и закрепления изученного 4
9 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ 1
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном
мире.
РЕЧЬ 20
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение
представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык
художественного произведения.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их
строения: коммуникативная задача, содержательнокомпозиционные особенности жанра,
типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография,
стандартная форма, специфическая официальноделовая лексика и фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ 11
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания,
предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые,
морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 60
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 4
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые,
бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. ОвсяникоКуликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 6
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и
сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые
отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями
сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура
речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых
предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 33
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в
его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды
сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные
(места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные,
сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и
придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения.
Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура
21 речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных
предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности
сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием
сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 12
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного
сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания
в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности
бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без
союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 5
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки
препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными
видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными
видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Уроки повторения и закрепления изученного 10
1 О языке
2
3 Повторение изученного
Речь
фонетика, орфоэпия, графика
словообразование
орфография, морфология,
синтаксис
4 Фонетика, орфоэпия
5
Лексика, словообразование,
правописание, орфография.
6 Морфология
глагол
существительное.
прилагательное
числительное
местоимение
причастие
деепричастие
наречие
частица
союз
предлог
междометие
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
Синтаксис простого
7
8
клас
с
1
21
9
2
7
9
клас
с
1
20
11
3
1
7
6
144
69
9
45
249
5
клас
с
2
38
20
3
17
9
18
45
18
15
12
6
клас
с
1
36
19
3
3
13
141
25
12
17
14
22
27
24
7
клас
с
1
29
10
3
7
27
63
34
11
8
4
6
32
67
60
159
5
15
22 предложения. Двусоставное
предложение. Главные и
второстепенные члены
предложения
Односоставные простые
предложения
Предложения с однородными
членами
Предложения с обращениями,
вводными словами
(словосочетаниями,
предложениями), междометиями
Предложения с обособленными
членами
Прямая и косвенная речь
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение
Сложноподчинённое
предложение
Бессоюзное сложное
предложение
Сложное предложение с разными
видами связи
11
8
8
15
5
4
6
33
12
5
8 Повторение изученного
6
170
7
204
6
136
4
102
10
102
33
714
23
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Пояснительная записка к рабочей программе "Русский язык 5-9"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.