РАЗНЫЕ ЛЮДИ — РАЗНЫЕ ЭМОЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЧЕЛОВЕКА
Цель занятия: способствовать пониманию индивидуальности и уникальности эмоционального мира человека.
Планируемые результаты: ребёнок выражает свои эмоции с помощью метафорических средств; понимает необходимость уважительного отношения к эмоциям других людей.
Оборудование: принадлежности для рисования.
Слайд 2
Экспресс-самодиагностика «Моё настроение»
Ребята, предлагаю вам сейчас прислушаться к своему состоянию и рассказать о нём необычным способом — используя термометр настроения. Настроение человека можно сравнить с погодой. Солнечная или пасмурная, ветреная или спокойная, тёплая или холодная — погода постоянно меняется. Также переменчиво и наше настроение. Давайте подумаем о своём настроении и узнаем, какая погода у нас в душе. Для этого мы воспользуемся специальным термометром эмоций.
История
Однажды после ужина, когда дети собирались немного поиграть. Уроков на сегодня не задали, мама попросила их задержаться на кухне, а сама вышла.
Дети расположились за столом. Петя сидел на стуле и качал ногой от нетерпения. «А почему ма…? Что же она там де…? Скоро она вернё…? Ну что же там такое?!» - прыгали мысли в его голове.
Как вы думаете, какую эмоцию в этот момент испытывал Петя?
Варя сидела напротив Пети и тоже качала ногой, задевая мебель. Стук – ножка стола, бум – ножка стула, стук – стол, бум – стул, стук-бум, стук-бум… Звуки становились всё громче и сильнее. В голове у девочки тоже крутились мысли. Сейчас бы она уже собирала пазл! – стук. Уже прошла бы уровень в компьютерной игре! – бум. А она всё ещё сидит здесь! – бабах!
Какую эмоцию испытывает Варя?
- Мне кажется, вдруг сказал Петя после особенно яростного пинка сестры, - что в твоём саду сейчас вырос огромный баобаб. Или кактус, - добавил он, немного подумав. – Размером с дом.
- Как это «в твоём саду»?! – рассердилась Варя. – Разве это не наш общий сад?
- Ты злишься, а я-то нет.
Девочка перестала качать ногой.
- Ни капельки? – удивилась она.
- Ну… Вот когда ты стол пинала, а меня трясло, тогда да, немножко злился. Но вообще…
- Вот! – торжествующе завопила Варя и даже прыгнула на месте.
Они не заметили, как на кухню вошла мама.
- Рассказывайте, попросила она.
И дети наперебой начали рассказывать:
- Нам приснилось…
- Одинаковое! А там сидел старик…
- И всё такое зелёное!
- А потом он сказал, что мы тоже так можем…
- Ну, мы и стали… Поляны…
- А она говорит, что общее, а я на самом деле не злился…
- Так, погодите, - сказала мама. – Вы выращиваете эмоции?
Брат с сестрой кивнули.
- В Саду души?
Дети снова кивнули.
- И он у вас пополам?
Варя и Петя переглянулись.
- Ну… Вроде бы да, но… - начал мальчик.
- Он общий… - менее уверенно сказала Варя.
Мама улыбнулась:
- Сейчас узнаем.
Она сходила в комнату и принесла два листа бумаги и цветные карандаши.
- Давайте посмотрим, сад у вас общий или у каждого свой. Нарисуйте свои поляны радости.
Слайд 3.
Ребята, давайте посмотрим на поляны радости, которые нарисовали дети.
Одинаковые ли поляны получились у Вари и Пети? Почему?
- Получается мы растили разные поляны?
- Получается – вздохнула Варя
- Не огорчайтесь, - мама обняла детей. – У вас теперь есть прекрасный Сад души. И у каждого он свой, особенный.
Детям стало интересно, насколько не похожи их Сады души, и они стали на перебой рассказывать, как выглядят их поляны. Мама сидела и внимательно слушала. Она только один раз подняла глаза к потолку и мечтательно сказала:
- А у меня в самом центре Сада души растёт роза… Это мне ваш папа подарил.
Варя, Петя и мама всё ещё сидели на кухне и говорили о своих Садах души. Они находили всё больше различий между ними, но тем интереснее становился их разговор.
Вдруг мама сказала:
- А знаете, вы просто молодцы!
- Почему? – хором спросили дети, которым конечно было очень приятно услышать такие слова.
- Вы сделали то, - ответила мама, - что даже взрослые не умеют. Вы ходили в Сады души друг друга и не потоптали ни одной травинки. Вот ты, Петя, видел, как сестра злится?
- Было такое, но я ей не мешал. Просто помог уменьшить Поляну злости, когда она стала уж слишком большой
- А ты, Варя, видела, как грустит твой брат?
- Да. Мы тогда просто сидели рядом, и на нас капал дождь. Это было даже немножко хорошо, хоть и грустно.
Мама улыбнулась:
- Видите, вы умеете быть хорошими гостями в Саду души друг друга. Помните: если вас пустили в Сад души и показали все поляны эмоций, то вам очень доверяют. А это значит, что надо бережно относиться к Саду другого человека.
- Мам, - сказал Петя, - а как вам с папой удалось вырастить сад вместе, если у каждого он свой? Нам тогда мудрец сказал, что видел ваш общий Сад…
- А наш сад… - сказала мама – На самом деле, он у каждого из нас свой. Только мы с папой так давно ходим в Сады души друг друга, что путаем, где чей. Иногда мы ухаживаем за садами вместе: вдруг я что-нибудь не замечу, а папа увидит, или наоборот, - и мама снова улыбнулась мечтательной улыбкой.
Это была последняя история про Варю, Петю и их семью.
Сад моей души
Дети рисуют сад души
Как ухаживать за Садом души
Давайте подумаем о том, как нужно ухаживать за своим Садом души, чтобы он был красивым и сильным.
- Что делать, если какая-то эмоция начинает прорастать из крошечного семечка, а её можно не заметить и даже случайно наступить на неё?
- Что делать, если какая-то эмоция вырастает очень большой и начинает мешать другим эмоциям?
- Что делать, если кто-то будет говорить тебе, что какая-то эмоция не нужна в твоём Саду, она его портит и её нужно убрать?
Выводы:
- Важно быть внимательным к своему эмоциональному миру, стараться замечать любые эмоции – большие и маленькие. Не менее важно с вниманием и уважением относиться к эмоциям других людей.
- В Саду души нет правильных и неправильных, плохих и хороших эмоций. Только ты сам можешь решить, каким будет твой Сад.
- Важно не только замечать эмоции, но и уметь договариваться с ними, учиться ими управлять.
Домики для эмоций
Слайд 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.