Разорение православных монастырей в первые (1917 - 1920) и последующие годы советской власти.

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 12.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разорение православных монастырей в первые годы советской власти (1917 - 1920 - е гг.).docx

 

Разорение православных монастырей в первые (1917 - 1920) и последующие годы советской власти.

 

Отношения власти и Русской православной церкви на протяжении 70-летней истории советского государства отнюдь не исчерпывались конституционной формулой  об отделении церкви от государства. Вопреки декларированному принципу основой политики большевистского режима стало жесточайшее подавление любого инакомыслия, в том числе и религиозного. Наиболее драматично эти отношения складывались в первое советское десятилетие.

Наряду с организационными преобразованиями Временным правительством в порядке обеспечения свободы совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу от церкви и т. д. В школах было отменено обязательное преподавание Закона Божьего, церковно-приходские школы передавались из-под юрисдикции церкви Министерству школ. Эту политику по отношению к церкви поддержали и расширили большевики. Патриарх Тихон сразу же после своего избрания занял позицию, резко враждебную по отношению к Советской власти. В своем новогоднем обращении к пастве патриарх Тихон сравнивал начавшиеся в России социалистические преобразования с вавилонским строительством и предрекал, что их ожидает та же участь, что и замысел вавилонян. В своем новогоднем обращении к пастве патриарх Тихон выражал не только свое личное неприятие новой власти. Он отражал мнение соборного большинства. Антагонизм в отношениях церкви и новой власти заметно усилился после принятия в декабре 1917 г. -  январе 1918 г. Советом Народных Комиссаров и его органами ряда декретов в той или иной степени непосредственно затрагивающих интересы церкви. В изданном в декабре 1917 г. «Положении о земельных комитетах» конкретизировались идеи первого декрета о земле в том плане, что все сельскохозяйственные, лесные и водные угодья объявлялись общенародным фондом и передавались в ведение и распоряжение земельных комитетов. В частности, в декрете шла речь и о церковных и монастырских землях. Следовательно, этим декретом совершалась секуляризация церковного земельного имущества. В постановлении комиссариата по народному просвещению от 11 декабря 1917 г. в декретной форме осуществлялась передача дел воспитания и образования из духовного ведомства в ведомство названного комиссариата. 18 декабря 1917 г. принят декрет о гражданском браке и метрикации, 20 января 1918 г. - о прекращении денежных выдач на нужды церкви. Наиболее крупным документом, подытоживающим все вышеперечисленное, был декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый 23 января 1918 г. Этим актом Советская Россия провозглашалась светским государством, уравнивались в правах представители всех вероисповеданий, верующие и неверующие. Религия объявлялась частным делом граждан. В связи с этим прекращались всякие государственные ассигнования на нужды церкви и запрещались подобные ассигнования и местным государственным учреждениям. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались, по особым постановлениям, местной и центральной государственной власти в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ. Обязанности по содержанию зданий церквей, молитвенных домов и священнослужителей перекладывались на тех, кто нуждается в их существовании и функционировании, т. е. верующих. Церковные службы и требы могли продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективом верующих с обязательством принятия на себя ремонта и содержания помещений, инвентаря и служащих. Православная церковь в лице Поместного собора и своего главы - Патриарха резко выступила против декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», сделав таким образом шаг на пути конфронтации с революционной Советской властью. Сразу же после опубликования декрета Поместный собор принял два документа: постановление и воззвание к верующим. В этих документах декрет характеризовался как продиктованное «сатанинским умыслом» покушение на самое существо православной церкви, узаконивающий открытое на нее гонение и т. д. «Под предлогом отделения церкви от государства, - говорится в постановлении Собора, - Совет Народных Комиссаров пытается сделать невозможным самое существование храмов, церковных учреждений и духовенства. Под видом отобрания церковных имуществ декрет стремится уничтожить самую возможность церковного богопочитания и богослужения». Дело было в том, что в декрете не устанавливалось никакого переходного этапа между старым и новым статусом церкви. Церковь сразу же оказывалась без всякой материальной базы. Декрет лишал церковь не только средств, получаемых от государства, но и собственных источников дохода, которые она получала от движимого и недвижимого имущества. Священнослужители оказывались, по сути дела, без средств к существованию. Церковные служащие после опубликования декрета просто растерялись. Ситуация была для них необычна и неприемлема. Православная церковь всегда находилась на государственном обеспечении, у нее не было опыта организации самостоятельного существования, да она и не знала каким образом это можно сделать в условиях национализации всего церковного имущества, запрещения владеть собственностью и лишения права юридического лица. До октябрьского переворота только площади монастырских земельных владений к 1917-у году достигали до 1083271 десятин земли. Помимо земли составной частью хозяйственной жизни монастырей была благотворительная деятельность, которая в начале ХХ века значительно возросла. До революционных событий 1917 г. при монастырях состояло 234 больницы на 2698 мест и 169 богаделен на 2252 места. При этом высоким уровнем благотворительности отличались женские монастыри, содержавшие наряду с богадельнями и больницами, лазареты для раненых, сиротские приюты, школы для крестьянских детей. После того, как был издан декрет о национализации всей собственности Церкви, местные советы приступили к конфискации церковного и монастырского имущества. За первые годы советской власти, к 1921 г. было национализировано 722 монастыря. В монастырских ансамблях разместили больницы, лазареты, воинские части, концентрационные лагеря, детские колонии, школы, общежития и т.д. Ниже я привожу краткий перечень тех монастырей, которые были разграблены в первые годы советской власти. Вскоре после 1917 г. была закрыта Давидово-Вознесенская пустынь, основанная в XVI в. преподобным Давидом Серпуховским, большая часть монахов обители арестована. На территории монастыря новая власть организовала поселок «Новый быт». В настоятельском корпусе разместился сельскохозяйственный техникум, в братских корпусах - общежитие. Помещения храмов тоже использовались утилитарно. В Никольском храме устроили поселковый клуб, в Успенском - спортивный зал, в храме Всех святых - столовую. Другие  храмы заняли под гаражи и склады. В середине 1950 г. было уничтожено монастырское кладбище. Не удалось сохранить и Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, при котором действовали церковноприходская школа, иконописная мастерская, больница с аптекой, богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек-сирот. Монастырь был закрыт уже в 1918 г. С начала 1920-х гг. здесь размещалась табачная фабрика и общежитие, позже - санаторий «Горки Ленинские». В 1919 г. был закрыт Владычный Введенский Серпуховский женский монастырь, основанный в XIV в. На его территории размещалась Школа красных военлетов (военных летчиков), затем - среднее военное училище. В 1920 г. прекратил свое существование Успенский Брусенский женский монастырь в Коломне. Большинство монахинь выслали в Сибирь. Оставшиеся в Коломне сестры молились в Воскресенском храме до его закрытия в 1929 г. В Успенском храме бывшего монастыря по решению органов советской власти разместили складские помещения, а в лишенном куполов Крестовоздвиженском храме с 1934 г. -  овощехранилище. Немного дольше просуществовали Николо-Угрешский монастырь и Свято-Троицкий Новоголутвинский монастырь в Коломне. В зданиях Николо-Угрешского монастыря после уничтожения обители размещались: детская колония, фабрика-кухня, гостиница, медицинские и спортивно-оздоровительные учреждения. Часть зданий была отдана под жилье. Архитектурный ансамбль монастыря очень сильно пострадал, было уничтожено четыре храма и четыре часовни. До 1926 г. не прекращались службы в Ферапонтовом Лужецком Можайском монастыре. Почти сразу после закрытия началось разрушение храма преподобного Ферапонта с приделом Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, где почивали мощи основателя монастыря. В бывшей православной обители находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудовании, братские кельи были заняты под жилье.
Массовый характер закрытия монастырей в России произошёл в 1919 - 1921 гг. в ходе национализации их имуществ. Оно сопровождалось глумлением над мощами св. угодников, а также репрессиями. Положение священнослужителей было крайне бедственным. По воспоминаниям монахини Вероники (Котляровской), община монахинь Иоанновского монастыря Петрограда во главе с матушкой-настоятельницей были вынуждены ютиться «в маленькой квартирке полуразрушенной деревянной лачуги на Стеклянном, подле церкви и часовни, где находилась чудотворная икона Божией матери  «Всех скорбящих Радости» ». Принадлежность к канонической Церкви осложняла жизнь монастырских общин и их сохранение. Большевики поддерживали обновленческое направление, вступив в конфликт с патриархом и, в его лице, всеми традиционными институтами Церкви. Патриарх Тихон выступил с резким посланием в октябре 1918 г. по отношению к политике, проводимой большевиками. После этого, 24 ноября 1918 г. он был посажен под домашний арест и против него началось следствие. 6 января 1919 г. Святейший патриарх Тихон был освобожден из-под домашнего ареста. Но 23 декабря того же 1919 г. вновь был арестован. Всё это осложняло жизнь монастырских общин в новых условиях.
До начала 1930-х гг. просуществовал Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, основанный в 1859 г. по повелению императора Александра II как миссионерский центр противодействия старообрядческому расколу. Однако этой православной обители не удалось избежать разграбления и конфискации имущества. Казначей монастыря иеромонах Сергий так описал действия советской власти в обращении к патриарху Тихону: «18 января, в 6 часов вечера, агент Богородской земской управы по страхованию имуществ Егоров, начальник местной милиции и с ним двое неизвестных нам лиц явились к упомянутому настоятелю и заявили ему, что они реквизируют монастырскую гостиницу, и предъявили бумагу от Гуслицкого районного совета рабочих депутатов, в которой означенный Совет уполномочивает их на реквизицию гостиницы. Эти лица заявили, что в скором времени они реквизируют также конный и скотный двор и монастырскую землю. От настоятеля они пошли в гостиницу и вступили во владение ею. Архимандрит и вся братия отказались уступить гостиницу и возразили против захвата гостиницы и прочего имущества монастыря. Кроме того, они заявили, что в монастырской гостинице поместят управление Гуслицкого района, а во второклассной Гуслицкой школе, которую захватили еще 7 января с.г., устроят сельскохозяйственную школу и к ней присоединят конный и скотный дворы вместе с землей монастыря». Церковь пыталась остановить захват имущества монастыря. Уже 22 января московская духовная консистория отправила письмо в Президиум Московского областного совета с просьбой прекратить незаконный захват владений Гуслицкого монастыря. Однако это обращение не возымело действия. В феврале того же 1918 г. комиссариат земледелия Московской области полностью одобрил действия Богородского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в отношении владений Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря.

 В феврале 1918 г. официально закрыли Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, после чего его подвергли разорению. В нем разместили роту красноармейцев для охраны железнодорожного моста через Оку.

Троицкая Лавра на протяжении всего своего существования была «любопытнейшей в историческом отношении обителью», в ней совершалось много памятных событий, великих переворотов, важных по своим последствиям. Лавра и её окрестности участвовали во многих важных исторических событиях истории Российского государства. Среди них борьба с польской интервенцией во время Смуты. Таким образом, Лавра на протяжении многих столетий являлась духовным центром русских земель и православия в целом. Кроме того, нельзя преувеличить исторического значения Троице-Сергиевской лавры, а также того культурного наследия, как материального так и духовного, которое она в себе несла многие столетия. Большевики, придя к власти, проявили особое внимание к Троице-Сергиевой лавре, но отнюдь не в положительном смысле, а в контексте их резко отрицательного отношения к религии и ко всем церковным институтам. 14 апреля 1920 г. вышел декрет Совнаркома о национализации Троице-Сергиевой лавры.

"Красногвардейская атака" на религию и церковь первого года советской власти сменилась в конце 1918 - 1919 гг. целой программой мер общегосударственного уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) о "полном отмирании церкви". Центральное место в ряду мер разоблачительного характера заняла развернувшаяся в 1918-1920 гг. кампания вскрытия и "разоблачения" святых мощей (постановления Наркомюста от 14 августа 1919 г. об организационном вскрытии мощей и от 25 августа 1920 г. о ликвидации мощей во всероссийском масштабе). Всего за это время вскрыто 65 рак с мощами российских святых, в том числе и особо почитаемых, таких как Серафим Саровский и Сергий Радонежский.

Совет объединенных приходов Москвы под председательством А.Д. Самарина принял и распространил по приходам Москвы и ряда уездов постановление, которое требовало активно противодействовать проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства в части, касающейся церковного имущества. Совет призвал население бить в набат и оказывать сопротивление представителям власти во время принятия ими на учет церковно-монастырского имущества. Духовенство и верующие откликнулись на призыв Совета активным противостоянием разрушительной политике большевиков. Произошли антиправительственные выступления в Звенигороде, Павловом Посаде и ряде других мест. Выступление жителей Савинской слободы против конфискации имущества Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода вылилось в вооруженный мятеж против советской власти в мае 1918 г. Еще в марте духовенство церквей вблизи монастыря образовало Союз защиты, а игумен монастыря Макарий призвал духовенство и крестьян к сопротивлению против ограбления монастыря, предупреждая, "что вот сейчас собирают монастырское имущество, а потом отберут и церковное". Священник В.С. Державин на сельском сходе, стоя на коленях, просил крестьян защитить монастырь и хранящиеся там мощи преподобного Саввы. И когда пришло время, крестьяне деревень Ягунино, Посад и Шихово 15 мая 1918 г. встали на защиту святыни, разоружив прибывших в монастырь красноармейцев и милиционеров. Крестьяне образовали собственную комиссию, которой поручалось принять все дела по управлению гражданским имуществом монастыря и передать все казначею монастыря. Затем крестьяне во главе с В.П. Дешевым направились в Звенигород, захватили склад с оружием, разгромили здания ряда советских учреждений, арестовали Председателя местного Совета. Порядок в городе был восстановлен только к вечеру. Главные виновники событий, в том числе игумен Макарий и священник В.С. Державин, были приговорены трибуналом к бессрочному тюремному заключению.

 Иосифо-Волоколамский мужской монастырь (или Иосифов - как его называли до революции) находился в 18 верстах от Волоколамска. Считается, что он был основан в 1479 г. по желанию Волоколамского князя Бориса Васильевича. До революции Иосифов монастырь был одной из известнейших обителей России. Он был известен как огромностью и великолепностью своих зданий, так и библиотекой, вмещавшей наиредчайшие харатейные и старопечатные книги. Монастырь был закрыт в 1920 г. Рукописная библиотека музея была передана Библиотеке им. В. И. Ленина и Государственному историческому музею в Москве, архив - Архиву древних актов. В 1929 - 30 гг. были переплавлены все колокола. Масштаб изъятия церковных ценностей в это время был катастрофическим.

Такая же судьба постигла и Спасо-Бородинский женский монастырь, созданный на Бородинском поле на месте гибели Тучкова его женой Маргаритой Михайловной Тучковой в 1833 г. Этот монастырь не был древним, но имел большое значение для народа, символизируя объединение всех православных христиан перед лицом опасности. До революции ежегодно в день Бородинского сражения 26 августа в нем совершался крестный ход и «панихида по Русским воинам, на Бородинском сражении убиенных». Однако, несмотря на такую уникальную религиозную и историческую ценность, в советское время обитель, преобразованная в коммуну была разграблена, пережила тяжелые времена.

Покровско-Хотьковский монастырь, располагавшийся недалеко от Троице-Сергиевской Лавры разграбили еще в сентябре 1918 г., а в декабре 1919 г. часть его зданий и помещений была передана детской колонии.

Решением СНК от 30 ноября 1917 г. изъятые у церкви монастыри передавались Наркомату презрения, а к концу 1921 г. из 1253 имевшихся в России до революции монастырей было национализировано 722 . Защитной реакцией верующих на наступление государства на церковь стало создание братств и союзов защиты церкви, перед которыми со всей остротой встала проблема спасения церковного имущества и православных святынь.

Церковь воспротивилась экспроприации. Патриарх Тихон 28 февраля 1922 г. опубликовал послание, в котором изъятие ценностей выставлялось святотатством, навлекающим анафему на его участников. Духовенству и верующим рекомендовалось устраняться от этого дела и всячески противодействовать его осуществлению. И снова, как и в 1918 г., церковь развертывает крупное движение против органов Советской власти, которое приводит к трагическим столкновениям. Советское государство приняло ответные меры. Оно начало привлекать к судебной ответственности духовенство и церковных активистов за противодействие осуществлению декрета и за сокрытие ценностей. В середине 1922 г. по стране прошел ряд церковных процессов. Наиболее громкие из них в Москве и Петрограде. Московский процесс закончился привлечением к судебной ответственности патриарха Тихона.

 

 

Литература:

 

Русская Православная Церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник / Под общ. Ред. Архиепископа Бронницкого Тихона; Сост. А.В. Никольский. М.: Изд-во Моск. Патриархии: республика, 2001.

Интернет-портал Богослов. Ru. Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия протоиерея Александра Васильева «Попытки сохранения православных монастырей в первые годы советской власти (1917 - 1920 - е гг.)»