16 апреля
История 5 класс
Тема: Рим-завоеватель средиземноморья (презентация на сайте Репинской школы в вкладке Болодурина Мария Александровна)
Говорят, что в тот день, когда Александр Македонский стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал.
Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадёжности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоёван?
Они постучали, вошли и спросили:
— Что случилось, почему ты плачешь?
Он ответил:
— Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл.
У Рима тоже была цель – завоевать власть и могущество в Средиземноморье. Подчиняясь этой цели, он столкнулся с интересами Карфагена, который на долгие годы стал главным врагом Рима. Карфаген называли занозой в теле Древнего Рима. Когда же Риму, в конце концов удалось сравнять крепость с землей, он обрел покой, но стал безжизненным и пришел в упадок.
Но это уже совсем другая история, а пока Рим силен и стремится продемонстрировать свою силу всему миру. Каким образом он это делал ты сегодня и должен вспомнить.
1. Ответь на вопросы по предыдущему параграфу:
С какой целью Ганнибал совершил переход через Альпы?
Какое событие произошло в 216 г д. н.э? Расскажите о битве?
Чем закончилась война?
2. Изучение нового материала. Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно властвовать в Западном Средиземноморье, но не в Восточном. Как ты думаешь, почему?
Покажи на карте Западное средиземноморье, где безраздельно господствовал Рим. ( Карта в учебнике в параграфе 42)
Покажи Восточное Средиземноморье. Какие государства вы здесь видите?
После распада какой державы они вновь обрели независимость?
Какое из них было самое могущественное?
3. Запиши в словарь новые термины:
Провинция - подвластные Риму территории.
Триумф – торжественный въезд победителя в Рим.
Триумвират – право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.
Император – главнокомандующий.
Диадема – головной убор, знак царственной власти.
4. Работа с учебником. Открой параграф 43 и прочитай первый абзац. Перескажи, о чем говорится в тексте.
5. Прочитай весь параграф и ответь на вопросы:
1. В чем заключалось преимущество построения римских легионов по сравнению с македонской фалангой?
2. Как проявилось римское правило «разделяй и властвуй!» при завоевании Восточного Средиземноморья?
3. Назови причины, по которым Рим победил Македонию и царство Селевкидов?
Домашнее задание: Пересказ параграфа, выучить новые термины, которые ты записал сегодня в словарь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.