Разработка и использование рабочих тетрадей как средства самостоятельной работы учащихся
Оценка 4.9

Разработка и использование рабочих тетрадей как средства самостоятельной работы учащихся

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
pdf
география
8 кл—9 кл
14.07.2023
Разработка и использование рабочих тетрадей как средства самостоятельной работы учащихся
В статье рассказывается о созданной автором "Рабочей тетради по географии Бурятии" - о положенных в основу разработки тетради главных требованиях, от учёта которых зависит эффективность самостоятельной работы обучающихся, о её структуре, примерах заданий
Разработка и использование раб. тетрадей как средства самостоятельной работы учащихся.pdf

Статья опубликована в сборнике:

Инновационные технологии в образовании: Материалы региональной научно-практической конференции (г.

Улан-Удэ. 10-11 декабря 2003 г.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003. – С.11

 

Аюшеев Н.Д.

Разработка и использование рабочих тетрадей на печатной основе как средства самостоятельной работы учащихся

Закон Российской Федерации об образовании предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Однако реализация национально-регионального компонента стандарта образования осложнена отсутствием необходимой системы вербальноинформационных средств обучения. К примеру, отсутствует унифицированный учебный комплект по “Географии Бурятии”.

На основе анализа потребностей учебного процесса можно утверждать, что комплект учебной литературы по географии должен состоять из следующих компонентов:

1)  учебника;

2)  атласа;

3)  контурных карт;

4)  рабочей тетради;

5)  набора контрольных работ, предметных тестов, заданий и упражнений для индивидуализированной работы;

6)  сборника или хрестоматии дополнительных источников материала для общей и индивидуализированной работы;

7)  брошюры, содержащей основной материал по программе предмета в данном классе в обобщённом и итоговом виде.

В настоящее время существуют  лишь учебник “География Бурятии” (Эрдынеева М.О., Чернов Б.А., 1994 г.) и “Атлас Республики Бурятия” (2000 г.). Опыт работы учителей показал, что появилась необходимость в создании и издании рабочей тетради по “Географии Бурятии” на печатной основе.

При определении понятия “рабочая тетрадь” берётся за основу определение О. А. Нильсона[1]: “Под рабочей тетрадью мы будем понимать набор заданий для организации самостоятельной работы школьников, составленный в строгом соответствии с действующей программой и охватывающий определённый школьный курс или значительную его часть”.

Анализ существующих рабочих тетрадей по различным предметам школьного курса показывает, что с точки зрения руководства учебной деятельностью ученика рабочие тетради можно разделить на две группы. Первые представляют собой набор рабочих руководств, причём рабочие руководства управляют процессом самостоятельной работы учащихся во всех звеньях. Вторая группа рабочих тетрадей представляет собой набор заданий для самостоятельной работы соответственно программному материалу. Здесь не направляют процесс учения соответственно его звеньям. Такая рабочая тетрадь позволяет учителю по его усмотрению составлять рабочее руководство.

При использовании обоих видов рабочих тетрадей задания выполняются обычно в самой тетради в отведённом для этого месте. Однако в некоторых тетрадях лишь приводят задания, которые следует выполнить в отдельной обычной тетрадке.

С точки зрения связи с учебником предусмотрены следующие виды рабочих тетрадей: 

1)                     рабочая тетрадь относится непосредственно к конкретному учебнику, она ориентирует ученика на работу с ним, представляет задания на работу с текстом учебника, с рисунками и прочим материалом; она обычно дополняет учебник уточняющим материалом (рисунки для дополнения, таблицы, контурные карты и прочее); 

2)                     рабочая тетрадь не создаёт связей с учебником и не руководит работой с ним, а является лишь дополнением к прочей учебной литературе.

Помимо своих основных функций – руководить учебной деятельностью учащихся и формировать у них учебные умения – рабочая тетрадь оказывает методическую помощь учителю. Рабочая тетрадь также помогает рационализировать работу учителя и экономить время: у учителя отпадает необходимость составлять рабочие руководства и размножать их.

При фронтальной работе учитель, как правило, сам руководит использованием всех этих средств. В самостоятельной работе такую интегрирующую роль может играть дополнительно и рабочая тетрадь, направляющая ученика соответственно к различным источникам. Определённую возможность предоставляет и самостоятельная работа с учебной литературой по другим предметам (например, история Бурятии, экология, биология и др.). Кроме того, тетрадь может давать ученику задания для работы с прочей литературой (с энциклопедиями, словарями, художественной и научно-популярной литературой, периодикой).

При составлении рабочей тетради по географии Бурятии учитывались главные требования, от учёта которых, как нам представляется, зависит эффективность самостоятельной работы:

-   Последовательность приведения заданий соответствует звеньям процесса учения, т.е. они обеспечивают восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, создание связей с раннее изученным, закрепление, повторение и применение.

-   Задания направлены на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне как логического, так и творческого мышления, а также на развитие их учебных умений.

-   Задания отличаются разнообразием, предусматривающим чтение, письмо, счёт, наблюдение, рисование, подготовку к устному ответу или докладу.

-   Тетрадь направляет ученика на самоконтроль там, где это возможно.

Структура созданной нами рабочей тетради по географии Бурятии включает разделы:

-   Географическое положение РБ

-   Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

-   Климат РБ

-   Внутренние воды РБ

-   Озеро Байкал.  Байкальский регион.

-   Природный комплекс РБ

-   Современное состояние природы РБ и ее охрана

-   Население РБ

-   Хозяйственный комплекс РБ

В тетрадь помещены задания различного характера и степени сложности: на заполнение контурных карт, составление схем, построение графиков, диаграмм, анализ таблиц, работу с текстом и картами учебника, картами “Атласа Бурятии”, статистическими материалами и др.

Все задания, представленные в рабочей тетради, по характеру учебной деятельности учащихся при их выполнении можно разделить на три вида:

-   Учебные задания, опосредующие учебную информацию. Задание указывает на источник, откуда можно получить необходимую информацию, т.е. заменяет устное изложение учителя и предназначен в основном для первоначального восприятия учебного материала.

-   Учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Эти задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль; наводят на сравнение, выводы, обобщение.

-   Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности. Эти задания направляют ученика к решению проблем, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий, тестов, к написанию сочинений, докладов, рефератов, созданию проектов.

В современных условиях можно прогнозировать возможности расширения самостоятельной работы. Предпосылки к этому создаются сокращением объёма учебных программ и учебников. Это должно высвободить больше времени для применения самостоятельной работы и

вместе с тем сделать её более посильной. 



[1] [Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллинн, 1976. С. 158]

Статья опубликована в сборнике:

Статья опубликована в сборнике:

Опыт работы учителей показал, что появилась необходимость в создании и издании рабочей тетради по “Географии

Опыт работы учителей показал, что появилась необходимость в создании и издании рабочей тетради по “Географии

Помимо своих основных функций – руководить учебной деятельностью учащихся и формировать у них учебные умения – рабочая тетрадь оказывает методическую помощь учителю

Помимо своих основных функций – руководить учебной деятельностью учащихся и формировать у них учебные умения – рабочая тетрадь оказывает методическую помощь учителю

Задания отличаются разнообразием, предусматривающим чтение, письмо, счёт, наблюдение, рисование, подготовку к устному ответу или докладу

Задания отличаются разнообразием, предусматривающим чтение, письмо, счёт, наблюдение, рисование, подготовку к устному ответу или докладу

Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности

Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2023