ОПИСАНИЕ ОПЫТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЗНЕЦОВОЙ ИРИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
Одной из задач современной школы является формирование единого образовательного пространства для обеспечения высокого качества знаний.
Поэтому основным принципом, направленным на повышение качества учебного процесса в нашей системе образования является принцип достижения метапредметных результатов обучающихся.
Образовательной моделью интеграционных процессов, которые происходят в природе и социуме, является межпредметная интеграция, где определяющая роль принадлежит учителю. Особенно важна эта реалия в структуре профессиональной деятельности учителя информатики, который предоставляет обучающемуся инструментарий работы с большими объемами материала различного назначения. Но успешная самореализация в современном информационном обществе предполагает еще и инновационную активность, и креативность, и умение работать в команде. А применение цифровых образовательных ресурсов при метапредметном подходе позволяет создать динамическую, гибкую систему обучения, обеспечивает непрерывное, адаптированное к реальной ситуации взаимодействие педагога и ученика. Поэтому систематизация и изучение опыта работы по теме «Разработка и использование цифровых образовательных ресурсов для реализации метапредметного подхода в преподавании информатики» является актуальной на данном этапе развития образования.
Метапредметный подход в обучении представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также возможность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Данный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а также с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его более интересным и привлекательным для обучающихся.
Высокая степень наглядности материала, взаимосвязь различных компонентов подобных пособий, комплексность и интерактивность делают ЦОР незаменимыми помощниками как для обучающегося, так и для преподавателя.
Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, на мой взгляд, позволяет обучающемуся эффективнее выстроить процесс познания, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов.
Педагог, выступая организатором, модератором единого цифрового пространства на уроке, выступает еще и в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Также уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов технологий оживляют учебный процесс, повышают мотивацию обучения.
Поэтому важность моего опыта и его практическое применение заключается в разработке действенной и результативной методической системы метапредметной интеграции через применение цифровых образовательных ресурсов. (Рис. 1) Она рекомендована Донецким Республиканским институтом дополнительного педагогического образования для использования в учебных заведениях Донецкой Народной Республики.
Рис. 1
Основная авторская идея опыта заключается в использовании цифровых образовательных ресурсов при метапредметном подходе обучения информатике для развития метапредметной компетентности обучающихся.
А цель моей педагогической деятельности – целенаправленное формирование данной компетентности обучающихся через интерактивное изучение информатики, используя разные виды цифровых образовательных ресурсов.
Реализация идеи моего педагогического опыта будет способствовать созданию у школьника целостного представления об окружающем мире при условии создания сетевых предметных или межпредметных проектов, работы в группах.
Инновационное значение заключается в формировании и развитии проектно-технологической и информационно-коммуникационной компетентностей, что способствует повышению качества знаний обучающихся, реализации их творческого потенциала и успешной социализации в обществе.
Девизом моей деятельности является: «Информатика не имеет границ. Она – территория партнёрства!»
Идеи метапредметного подхода нашли широкое распространение в образовательной системе Донецкой Народной Республики, где именно он лежит в основе Республиканских государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. Эффективность такого подхода экспериментально доказана и подтверждена многочисленными публикациями российских учёных: Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.В. Хуторского, А.Г. Асмолова и др.
В своих трудах они не только дают определения основным понятиям метапредметного обучения, но и описывают основные технологии, методы и приемы реализации данного подхода в образовательной практике.
Ю. В. Громыко, являясь основным разработчиком вопросов этого подхода в образовании, отмечает, что этот подход базируется на мыследеятельностной педагогике и обеспечивает переход от существующей практики раздробленного изучения школьных предметов к целостному и образному восприятию мира, от узкопредметной деятельности – к метадеятельности.
Сегодня метапредметный подход активно внедряется в образовательную практику учреждений образования Донецкой Народной Республики. Метапредметное содержание заложено в новые учебные программы, там же прописаны требования к метапредметным результатам учебной деятельности. И, конечно же, данный подход в образовательной системе способствует формированию у обучающихся целостной картины мира, является условием для развития общеучебных умений и навыков, являющихся составной частью универсальных учебных действий.
Технология реализации ведущей педагогической идеи состоит из межотраслевого наполнения структуры, цели, содержания обучения, интерактивной организации учебного процесса и управления им, синтеза эффективных методов и форм учебной деятельности, интерактивного сопровождения. Интегрирующая функция моей авторской методики осуществляется через проведение интегрированных уроков с применением цифровых образовательных ресурсов, использование метапредметных связей на различных этапах урока, отработку навыков и умений работы с большими потоками информации, применение интерактивных технологий, а также исследовательскую и проектную деятельность. С помощью такой интеграции на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения и решения сложных проблем реальной действительности.
Технология моего опыта реализуется по четырем векторам: урочный, внеурочный, внешкольный и дистанционный. В каждом обязательно присутствуют диагностика, мотивация, активизация, сопровождение и отслеживание результатов.
Цель моей деятельности – формирование метапредметной компетентности обучающихся, через интерактивное изучение информатики с применением цифровых образовательных ресурсов. Содержание урока выбирается в метапредметном контексте, задачи связаны с переводом предметных текстов на язык информатики.
Для организации учебного процесса разрабатываю и провожу интегрированные уроки, используя цифровые образовательные ресурсы, организовываю дистанционное обучение, отправляюсь с обучающимися в виртуальные путешествия, предлагаю поучаствовать в конкурсах и форумах.
Среди наиболее результативных методов и форм обучения я выделяю следующие: работу с интерактивными е-учебниками, е-пособиями, работу в парах и малых группах, ротационных тройках, методы «Мозговой штурм» и «Карусель», «Незаконченное предложение», «Микрофон», «Дерево решений», а также различные ролевые игры, что позволяет обучающимся узнавать новое не от учителя, а открывать его самим. Моя главная задача – помочь ребёнку раскрыться, развивать собственные идеи.
По моему мнению, деятельность учителя должна строиться на взаимодействии учителя и ученика. Результатом этой работы является совместное конструирование учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников, их мотивации, активности, стремление к использованию усвоенных способов действий в различных сферах жизнедеятельности.
Постоянное отслеживание качества учебного процесса через исследование мотивационной сферы обучающихся, параметров информационной и проектной компетентности, уровня усвоения знаний позволяет своевременно вносить коррективы в систему работы и повышать качество обучения.
Технология реализации ведущей идеи моего опыта работы может быть представлена в виде схемы (Рис 2).
Рис. 2
Важной задачей учителя информатики является развитие познавательной активности учащихся, мотивация к получению знаний, пробуждение интереса к изучаемому предмету. Внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики позволяет учителю увлечь, заинтересовать, показать красоту заданий и возможные варианты применения на практике.
На каждом своем уроке я стараюсь развивать творческие способности обучающихся, выявлять их таланты и интересы, способствовать самовыражению и самореализации учеников, их стремлению к познанию и самосовершенствованию. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет создавать такую обучающую среду, где процесс приобретения теоретических знаний тесно связан с освоением соответствующих видов деятельности, а групповые формы организации обучения используются как основной механизм развития личности.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами в процессе совместной деятельности помогает «снять запрет» на общение, способствует превращению обучения из индивидуальной деятельности обучающегося в коллективную, а эта познавательная деятельность более эмоциональна, открыта и учит проявлять собственную инициативу.
Идеи, продуцируемые в группе, смогут сделать участников полезными друг другу. Мысли, высказанные вслух, помогают учащимся почувствовать свои возможности и укрепить их. Такие методы имеют фундаментальный принцип: взаимодействие не только между учеником и учителем, но и между учениками. Двусторонний обмен информацией является наиболее важной составляющей всех интерактивных методов обучения: именно в таком взаимодействии рождается творчество.
Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет изменить способы представления учебного материала во время традиционных уроков, резко повысить возможности его восприятия учащимися, насытить урок мультимедийной интерактивной наглядностью. Это делает обучение более ярким и разнообразным, побуждает обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, которая может быть как индивидуальной, так и коллективной под руководством учителя. Также цифровые образовательные ресурсы создают мультимедийное межотраслевое пространство обучения.
Главной особенностью таких программ при метапредметном подходе, по моему мнению, является опора на жизненный опыт, применение ранее полученных знаний на других предметах, их интерактивность, что делает обучающегося не объектом обучения, а субъектом, т. е. соучастником образовательного процесса. Таким образом, они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своими затруднениями, выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
Уникальность использования цифровых образовательных ресурсов и в том, что каждый ребенок работает в собственном скоростном режиме, что положительно сказывается на результате, ведет к росту самооценки, повышая комфортность обучения, способствует созданию ситуации успеха, а тем самым повышает мотивацию обучения.
Результатом деятельности обучающихся на уроках и во внешкольной деятельности становится их исследовательская работа. Участие в ней позволяет детям заниматься творчеством, формирует универсальность знаний, предполагает самостоятельную постановку проблемы, отбор источников и литературы, интерпретацию и оценку событий.
Творческие проекты не ограничиваются рамками урока: интерес детей рассмотреть вопрос с разных сторон перерастает в проектные и исследовательские работы более высокого уровня, а обучающиеся приобретают первичный профессиональный опыт в области современных информационных технологий, то есть формируется метапредметная компетентность.
Так, например, после изучения темы «Компьютерные презентации» обучающимся было предложено придумать и создать презентацию на произвольную тему. По окончании работы над проектами ребята представили свои результаты. Очень интересной и необычной стала Музыкальная открытка Музыкальную открытку «Дед, я тебя помню» , которую ученица 5 класса Кузнецова Анна посвятила своему прадедушке. Для реализации проекта ученица использовала программу Power Point и Киностудию Windows Live.
Чтение дополнительной литературы, проведение библиотечных уроков тоже может стать мотивом к созданию интересных творческих проектов, таких как литературная игра «Тайна египетских сокровищ». Для того чтобы составить игру, ученица 5 класса Кузнецова Анна познакомилась с книгой Фионы Келли и ее египетскими тайнами, ну и конечно же, ей пригодилось знание информатики.
Раскрыть красоту зимы, познакомиться с зимними обычаями и загадками о зиме, описать традиции и обряды празднования Нового года жителей России и некоторых других стран захотели ученицы 8 и 5 классов в презентациях «Волшебная зима» и «Празднование Нового года».
В настоящее время разработке интерактивных цифровых образовательных ресурсов уделяется много внимания, особенно, если речь идёт о создании электронных пособий и тренажёров, развлекательных и познавательных программ. Возникает вопрос: можно ли, имея недорогой, доступный и лёгкий в освоении инструмент, создать интерактивные образовательные ресурсы, отражающие достоверный материал по выбранной теме, качественную графику и интерактивные возможности. Для решения данного вопроса для совместной исследовательской деятельности с обучающимися объектами исследования были выбраны программные продукты Adobe Flash CS5 Professional, Adobe Captivate 5.5, iSpring Suite 8, которые пользуются большой популярностью среди программ, позволяющих создавать интерактивные элементы интерфейса.
В процессе внеурочной проектно-исследовательской деятельности мною вместе с моими учениками были разработаны электронные цифровые образовательные ресурсы. Для этого был выполнен анализ выбранной предметной области, подобран материал по заданным темам; проведен анализ инструментов и средств разработки ресурсов; создана оболочка с системой логически связанных ссылок; подобраны и решены демонстрационные задачи (примеры) к каждой теме электронного пособия и задачи для самостоятельного решения.
Рассмотрим более подробно созданные творческие проекты.
Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных и творческих способностей учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Но особую ценность представляют занимательные задачи, которые помогают закрепить у учеников интерес к предмету, а наличие интереса у учеников является предпосылкой для появления познавательного интереса и роста качества знаний.
Целью работы «Мультимедийный задачник «Ньютоново царство, Архимедово государство» было создание мультимедийного сопровождения к урокам физики по темам «Сила Архимеда», «Законы Ньютона», «Тепловые явления», которое включает следующие пункты: формулировку задачи в анимационной форме, анализ условия и подробное решение, а вывод представлен в виде проигрывания мультфильма со звуковым сопровождением. Для реализации приложения автор использовал средства программы Adobe Flash CS5 Professional. При работе с программой Adobe Flash Professional ученик овладел техническими навыками оптимизации размера файла, создания и редактирования текста, создания интерактивных кнопок, использования инструментов фигур, организации слоев и библиотек, работы со слоями, создания прозрачных кнопок, публикации приложений.
Заинтересовавшись тем, как можно развивать логическое и аналитическое мышление, интуицию, способность концентрировать внимание и улучшать уровень творческих способностей, применяя компьютерные обучающие программы, совместно с ученицей 11 класса Черняковой Кариной разработали мультимедийный задачник «Логика». Целью данной работы было выявление возможностей Adobe Captivate 5.5 для создания сборника.
Результатом исследования стал интерактивный продукт, полезный и интересный для учеников, учителей и всех тех, кому просто нравится логически мыслить. Приложение может использоваться для стационарного и дистанционного обучения, а также для работы в локальной сети.
Следующее исследование связано с экономикой. В Донецкой Народной Республике вопрос о воспитании экономической культуры у старшеклассников занимает особо важную роль, ведь от их деятельности зависит будущее страны, ее процветание.
В работе Инфографические плакаты по предмету «Обществознание» было проанализировано применение инфографики для разработки плакатов по предмету «Обществознание» при помощи программы Adobe Captivate 5.5.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные знания и умения в ходе создания интерактивного приложения можно успешно использовать при создании различных электронных пособий, которые служат для наглядной формы представления информации. А собранный, изученный и обработанный материал по теме проекта полезен для воспитания экономической культуры обучающихся.
Для качественной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений Донецкой Народной Республики к ЕГЭ по информатике был создан интерактивный тренажёр «Десять шагов к успешной сдаче ЕГЭ».
Цель данной работы – разработка интерактивного тренажёра, полностью соответствующего спецификации подготовки выпускников к ЕГЭ по информатике. Для реализации этого приложения были использованы средства программы iSpring Suite 8.
Из опыта разработки цифровых образовательных ресурсов можно сделать следующие выводы:
1. Программы Adobe Captivate 5.5, iSpring Suite 8, Adobe Flash Professional подходят для разработки электронных учебников в домашних условиях.
2. Создание продукта средствами этих программ не вызывает особых затруднений, интерфейс программ знаком и интуитивно понятен.
3. Технологии и средства вышеперечисленных программ позволяют создавать различные электронные пособия и Web-сайты, которые служат для наглядной формы представления информации в виде электронных учебников.
Также, совместно с обучающимися были разработаны и другие цифровые электронные ресурсы:
· Видео-сказка «Заяц, Косач, Медведь и Весна»;
· Видео-история «Загадочный лес»;
· Электронное пособие «Body Factors»;
· Решебник расчётных задач по физике за 9 класс;
· Исторический альбом древнего мира;
· Логическая игра «Катапульта»;
· Электронный учебник «Основы Интернет»;
· Электронная энциклопедия «Сечения многогранников» и другие.
Проекты и исследовательские работы в рамках учебной и внеурочной деятельности позволяют учителю развить у обучающихся настоящий интерес к изучаемой теме. Это даёт возможность расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершать первые профессиональные пробы.
Результатом моей педагогической деятельности является высокий уровень знаний обучающихся, который подтверждается положительной динамикой результатов обучения. Мои ученики неоднократно становились победителями заключительного этапа Республиканской олимпиады по информационным технологиям: в 2014-2015 уч. г. победителем стал Судовский Егор (11 класс – 1-е место на Республиканском этапе), в 2015-2016 уч. г. – Чернякова Карина (11 класс – 2-е место на Республиканском этапе), в 2016-2017 уч. г. – Подплетняя Лилия (11 класс – 1-е место на Республиканском этапе). В заключительном этапе Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ участников членов МАН стали победителями следующие ученики: в 2014-2015 учебном году работа Судовского Егора заняла I место, в 2015-2016 году – Черняковой Карины I место, Нагорнюка Святослава – II место, в 2016-2017 – Седовой Анастасии – II место.
Обучающиеся, представляя творческие работы, становились победителями Республиканских фестивалей и конкурсов:
– Музыкальная открытка «Дед, я тебя помню» (Фестиваль «30 лет школьной информатике: прошлое, настоящее, будущее!» - I место);
– Литературная игра «Тайна египетских сокровищ» (Республиканский конкурс на лучшую иллюстрацию любимого литературного произведения в номинации «Виртуальная игра» - ІІ место);
– Презентации «Волшебная зима» и «Празднование Нового года» (Республиканский конкурс презентационных проектов «Зима-волшебница» - ІІІ место и ІІ место).
Участвую в создании современного информационного образовательного пространства. В течение последних трёх лет провела ряд мастер-классов для слушателей курсов повышения квалификации Донецкого РИДПО по различным темам: «Путь к успеху. Карта освоения интерактивных способов обучения», «Зажигаем звезды. Система работы с одарёнными и талантливыми детьми», «Дидактические основы создания электронных учебников», «Формирование логического мышления обучающихся на уроках математики и информатики в условиях внедрения новых ГОС», «Использование облачных и Веб 2.0 технологий для повышения эффективности работы учителя», «Управленческий и методический потенциал использования электронных книг».
Провожу семинары-практикумы по теме «Дидактические основы создания электронных учебников» для учителей предмета «Информатика и ИКТ» в рамках курсов повышения квалификации ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». Данный семинар-практикум создаёт условия для повышения профессиональной компетентности учителей. Педагоги на практике учатся создавать элементы электронного учебника: интерактивные упражнения и тесты по предмету. Также семинар-практикум популяризирует достижения одарённой молодёжи Донецкой Народной Республики, педагогический опыт работы с ней.
На протяжении 9 лет сотрудничаю с Донецким РИДПО. Являюсь членом жюри областной, Республиканской олимпиады по информатике и информационным технологиям, творческих конкурсов, член творческой группы отдела информационных технологий по составлению учебно-методического сопровождения учебного курса «Информатика и ИКТ». Принимала участие в составлении рабочих программ и календарно-тематических планов по предмету «Информатика и ИКТ» (2015-2017 гг.):
· Информатика и ИКТ: 3-4 класс: программа для общеобразовательных организаций / сост. Шилова Ю.В., Глухова М.В., Кузнецова И. В., Тюканько С. В., Бабич К. И. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017.
· Информатика и ИКТ: 2-4 класс: программа для общеобразовательных организаций / сост. Шилова Ю.В., Глухова М.В., Кузнецова И. В., Тюканько С. В., Корнев М.Н. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017.
· Информатика и ИКТ: 5-6 класс: программа для общеобразовательных организаций / сост. Броницкая Н.В., Глухова М.В., Кузнецова И.В., Лукьянчикова Е.А., Корнев М.Н. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2016.
· Информатика и ИКТ: 7-9 класс: программа для общеобразовательных организаций / сост. Кузнецова И.В., Глухова М.В., Броницкая Н.В., Бабич К.И., Тюканько С. В.; Донецкий РИДПО. – Донецк: Истоки, 2016.
· Информатика и ИКТ: 5-9 класс: программа для общеобразовательных организаций: углублённый уровень / сост. Грищенко Л.А., Лукьянчикова Е.А., Глухова М.В., Бабич К.И., Кузнецова И.В. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2016.
· Компьютерная графика: 10-11 класс: программа для общеобразовательных организаций / сост. Лысенко С.Б., Семенова О.И., Кузнецова И.В., Глухова М.В., Бабич К.И. - 2-е издание, доработанное. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017.
· Компьютерная графика: 10(11) класс: программа для общеобразовательных организаций / сост. Кузнецова И.В., Семенова О.И., Глухова М.В., Тюканько С.В., Пилпани Ю.Ю.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.
Опыт моей работы обсуждался на Республиканских и Международных конференциях:
· Республиканская электронная научно-практическая конференция «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы», апрель 2016, апрель 2017;
· Международная электронная научно-практическая конференция «Инновационные направления развития дополнительного профессионального педагогического образования», октябрь 2016;
· Электронная научно-практическая конференция «Научно-исследовательская деятельность образовательных организаций в условиях внедрения новых образовательных стандартов: теоретико-прикладной аспект», декабрь 2016;
· Городская дистанционная научно-практическая конференция IT-парк «Школа в информационном пространстве», март 2017.
В свет вышли более 25 моих печатных работ, из них за последние три года:
· «Файлы и папки. Понятие «файл» и «папка». Вложенные папки. Просмотр содержимого папок. Информатика. 3‑й класс», Информатика, Всеукраинская газета для учителей информатики, Шкільний світ, № 10(680), май 2015;
· «Использование ресурсов сети Интернет для повышения эффективности работы с одаренными детьми», Материалы республиканской электронной научно-практической конференции «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы», апрель 2016;
· «Научное общество учащихся в современном образовательном пространстве», Материалы Международной электронной научно-практической конференции «Инновационные направления развития дополнительного профессионального педагогического образования», октябрь 2016;
· «Формирование межпредметной компетентности обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность», Материалы электронной научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность образовательных организаций в условиях внедрения новых образовательных стандартов: теоретико-прикладной аспект», декабрь 2016;
· «Современные игровые и интерактивные технологии в программировании», Материалы республиканской электронной научно-практической конференции «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы», апрель 2017;
· «Программирование как средство формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся», Материалы городской дистанционной научно-практической конференции IT-парк «Школа в информационном пространстве», март 2017.
· «Экспресс-репетитор «Информатика и ИКТ-9. Готовимся к экзамену», сентябрь 2017, находится на апробации в общеобразовательных учреждениях Донецкой Народной Республики.
В рамках проведении Городской дистанционной научно-практической конференции IT-парк «Школа в информационном пространстве» мною был разработан и проведён дистанционный мастер-класс «Современные игровые и интерактивные технологии в программировании», созвучный с идеями Всероссийской акции «Час кода». Целью мероприятия было формирование готовности педагогов к разработке проектов в сфере программирования. Из 38 участников конференции на мастер-класс зарегистрировались 32 педагога и 24 участника успешно завершили его программу.
Подобные проекты в рамках самообразовательной деятельности педагогов дают учителю инструмент для понимания того, какими компетенциями должен обладать выпускник школы.
Однако существуют и трудности в реализации моего педагогического опыта. Это недостаточная готовность к сотрудничеству, кооперации некоторых учителей-предметников, более высокий уровень ИТ-компетентности обучающихся по сравнению с уровнем отдельных педагогов. Не всегда технические возможности школы соответствуют моим замыслам и идеям. Но мой опыт пользуется спросом у педагогов Республики.
Правильно организованная работа с цифровыми образовательными ресурсами при метапредметном подходе обучения даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимой и актуальной.
Метапредмет одинаково важен как для ученика, так и для педагога, учителя. Именно с его помощью принципиально меняется мировоззрение обучающегося, осуществляется его саморазвитие, развитие мышления, профессионализма, компетентности. А значит, метапредметное обучение – это реальная возможность существенно повысить качество образования.
Мой опыт постоянно пополняется новыми проектами, а моя методическая система активно развивается. Ближайшие перспективы – издать школьный метапредметный on-line альманах, вместе с коллегами создать библиотеку учительских и ученических интерактивных цифровых образовательных ресурсов, открыть студию предметных фильмов и Web-клуб изобретателей «Эврика».
Подводя итоги, могу сказать, что разработка и использование цифровых образовательных ресурсов для реализации метапредметной интеграции является средством расширения возможностей школьного образования, средством методического обогащения педагога и повышения качества обучения. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.
1. Аленичева Е.В. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) / Е.В. Аленичева, В.П. Монастырев // Высшее образования в России. — 2001. — № 1.
2. Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. — М.: Изд. МГПУ, 2006. — 318 с.
3. Березовский В.С. Создание электронных учебных ресурсов и обучение он-лайн / И.В. Стеценко., И.О. Завадский. – К.: BHV, 2011. – 208 с.
4. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015-2017 г.г. (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года №325).
5. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю. В. Громыко. — Мн., 2000. — 376 с.
6. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», принят Народным Советом Председатель Донецкой Народной Республики Народного Совета 19 июня 2015 года Донецкой Народной (Постановление №I-233П-НС).
7. Зарипова Н.Ж., Зарипова М.Ж., Использование программы iSpring Suite при создании мультимедийных электронных учебных пособий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2(24), 2014
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
9. Лузгина В.Б., Шишкина Е.Н. iSpring Suite 8 - программа для создания интерактивного и мультимедийного контента // Журнал: «Образовательные технологии и общество», выпуск 2, том 19, Омск,2016
10. Маюрова Л.В. Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 660-664.
11. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Метапредметный подход в образовании: от теории к практике» / П.Н. Савостенок. Метапредметный подход в современном образовании: сущность, особенности, показатели – УО МГОИРО, 2015 – 257 с.
12. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии / С.А. Христочевский // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — C. 70-78.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.