Крестики-нолики
Разработка игры для учащихся 8-11 классов, посвященной жизненному и творческому пути
М.В. Ломоносова
Автор проекта – учитель географии ГБОУ гимназия №168 Центрального района,
г.Санкт-Петербург
ВИКТОРОВА
Цели проведения:
1. Развитие интереса к биографии М.В. Ломоносова через игровую форму.
2. Развитие метапредметных связей.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Активизация индивидуальной творческой активности учащихся.
5. Развитие познавательной активности учащихся.
6. Развитие навыков работы во временных творческих группах.
7. Выявление учащихся с высоким потенциалом знаний.
Оборудование:
1. Большое игровое поле, состоящее из 9 клеток.
Каждая клетка посвящена определенной области, связанной с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, например: русский язык и литература; химия; физика; биография; молодые годы; география и астрономия; художественное творчество; город; науки.
|
Русский язык и Литература
|
ХИМИЯ |
ФИЗИКА |
|
География и Астрономия |
БИОГРАФИЯ |
Молодые годы
|
|
Художественное творчество
|
ГОРОД |
НАУКИ |
2. Набор знаков «Х» и «О» для команд и игрового поля.
3. Листы бумаги и ручки для команд.
4. Комплект вопросов по каждому разделу (по 4 вопроса с 5 подсказками).
Правила игры:
1. В игре одновременно могут участвовать две команды. Команда состоит из 5-7 игроков.
2. Перед началом игры проводится жеребьевка команд (капитаны команд выбирают символ «х» или «о»).
3. Игру начинает команда с символом «о».
4. Команда «о» выбирает поле (раздел), из которого она хотела бы получить вопрос.
5. Ведущий зачитывает вопрос из выбранной рубрики, и команды начинают торг за право ответа с максимальным количеством подсказок. Торг начинают «о» словами: «Мы готовы ответить на вопрос с 5 подсказками». Если команда «х» может дать ответ с меньшим количеством подсказок, то она сообщает об этом.
Торг прекращается в том случае, если:
1. команда добровольно уступает право ответа;
2. выбрано минимальное количество подсказок – 1.
6. Ведущий зачитывает вопрос и выбранное количество подсказок.
7. Команда после минутного обсуждения дает ответ.
8. Если ответ дан правильный, то на поле, из которого прозвучал вопрос, появляется знак команды. Если ответ неправильный, то на поле появляется знак команды соперников.
9. Игра идет до тех пор, пока на поле не появляется прямая линия из «х» или «о».
Примеры выигрышных комбинаций:
|
Х |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
Х |
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
Х |
|
||
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
Х |
Существует 3 варианта. Существует 3 варианта. Существует 2 варианта.
Аналогичные выигрышные позиции существуют у команды «о».
10. В случае, если подобных выигрышных комбинаций не образовалось, побеждает команда, знаков которой к концу игры на поле больше.
Приложение к игре
(вопросы по разделам).
Русский язык и литература.
1. В ноябре 1750 года М.В.Ломоносов завершил создание произведения «Тамира и Селим», посвященного победе русских войск во главе с Дмитрием Донским над татарами на Куликовом поле. Оно вызвало восторг при дворе и дважды ставили во дворцовом театре. Назовите, в каком жанре было написано это произведение?
Подсказки:
1.В переводе с греческого – «козлиная песнь».
2.Ни в одном названии театра С-Пб такого жанра не встречается.
3.Часто человек создает сам в своей жизни.
4.В этом стиле написано много произведений у Шекспира.
5.В этом жанре написано произведение «Ромео и Джульетта».
Ответ: жанр – трагедия.
2. М.В.Ломоносов создал теорию «трех штилей».
Высокий штиль – приличны слова первого второго рода (слова церковно-славянского языка, которые употребляются и там и там одновременно (бог, слава, рука) и второго – церковнославянские малоупотребительные в разговорной речи, но всем грамотным людям вразумительны (взываю, насажденный).
Посредственный, или средний «штиль» – слова, употребительные в русском языке (первого и третьего рода – слова живого русского языка, которых нет в «церковных книгах» (пока, лишь, говорю, ручей).
Низкий штиль – преимущественно слова третьего рода (низкие, простонародные слова).
В высоком штиле создаются: поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…
Средний штиль предназначен для создания драматургических произведений.
А для чего предназначался низкий стиль?
Подсказки:
1. Этот стиль особо популярен у французов и итальянцев.
2. Иногда произведения в этом стиле получаются сами собой.
3. Название этого стиля можно встретить в названиях театров С-Пб.
4. Произведения в этом стиле любимы всеми.
5. В этом стиле создан фильм «Джентельмены удачи».
Ответ:
стиль предназначался для написания комедий, песен, эпиграмм, дружеских писем.
3. Какую составную часть русского языка М.В.Ломоносов называл «первой предводительницей ко всем наукам?
Подсказки:
1.Сам Ломоносов дал этой науке следующее определение: «Философское понятие всего человеческого слова».
2. Без нее как без рук в любом языке.
3. Труднее всего дается при изучении любого языка.
4. Чаще всего получают «2» за этот раздел.
5. Грамотный человек хорошо владеет этим разделом знаний.
Ответ: грамматика.
4. Назовите литературную форму, в которой предпочитал писать сам М.В.Ломоносов?
Ответ: ода.
Химия.
1. Дайте современные названия определениям, данным М.В. Ломоносовым:
А) «начало» – тело, состоящее из однородных корпускул.
Б) «смешанное тело» – тело, состоящее из двух или нескольких различных начал, соединенных между собою так, что каждая отдельная корпускула имеет такое же отношение к частям начал, из которых она состоит.
В) «составное тело» - тело, состоящее из смешанных тел, слившихся друг с другом.
Ответы:
А) простое вещество.
Б) химическое соединение.
В) смесь веществ.
2. М.В.Ломоносов впервые исследовал влияние температуры на растворимость солей: растворы кипят при более высокой температуре, а замерзают при более низкой температуре чем чистый растворитель.
Докажите это, используя знания из других предметов.
Ответ:
соленая морская вода представляет собой смесь веществ (раствор) и замерзает при отрицательных температурах. Чистая (пресная) вода замерзает при О°С.
3. М.В.Ломоносов пришел к выводу о том, что все тела в природе состоят из мельчайших материальных частиц – «элементов» (атомов) и «корпускул» (молекул). Он назвал их «нечувствительными».
Объясните это название.
Ответ:
органы чувств человека не способны непосредственно их воспринимать.
4.Химические опыты М.В.Ломоносова часто были направлены на удовлетворение дворцовых нужд.
Что же могла заказывать у Ломоносова дворцовая знать?
Подсказки:
1. Иногда для их проявления необходимо использовать какое-либо оружие.
2. Могут быть осуществлены с воды, с земли, но лучше всего проявляются в воздухе.
3. Сейчас можно устроить самим.
4. Их часто используют для украшения праздников.
5. Без них не обходится ни один Новый год.
Ответ: фейерверки.
ФИЗИКА.
1. В работе «Размышления о причине теплоты и холода» 1750г. Ломоносов попытался объяснить природу тепловых явлений:»Очень хорошо известно, что теплота возбуждается движением: дерево загорается пламенем, железо накаливается от прокалывания частыми и сильными ударами….» Проделайте движение, которое в качестве доказательства приводил М.В.Ломоносов.
Ответ: от взаимного трения руки согреваются.
2. М.В.Ломоносов говорил о том, что тела могут двигаться «двояким движением»: общим, при котором все тело непрерывно меняет свое место и внутренним, которое есть перемена места нечувствительных частиц материи…..Очевидно, что теплота состоит в……..
Продолжите фразу. Назовите, какой вид движения вызывает тепло.
Ответ: Теплота состоит во внутреннем движении материи.
3. Назовите, какое свойство стекла воспел М.В.Ломоносов в данных строках:
«По долговременном теченьи наших дней тупеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не представляет чувство, что кажет в тонкостях наука и искусство.
Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг, скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие досада! Одно лишь нам стекло в сей бедности отрада.
Оно способствием искусныя руки подать зрение умеет чрез очки!»
Ответ:
оптические свойства стекла.
4. На основе молеуклярно-кинетических представлений М.В. Ломоносов объяснил движение частиц воздуха в атмосфере. Впервые теоретически показал, что атмосферный воздух должен быть тем более разряжен, чем дальше он располагается от поверхности Земли, и что воздух не может простираться до бесконечности.
Что тем самым он определил для атмосферы?
Подсказки:
1. Они есть у всех оболочек Земли.
2. Ее невозможно точно установить.
3. Она проходит на высоте несколько тысяч километров.
4. Она есть у государств.
5. Ее нельзя пересекать без загранпаспорта.
Ответ: Верхняя граница атмосферы.
Биография.
1. Что объединяет Шведскую академию наук, Петербургскую академию художеств и Болонскую академию искусств?
Подсказки: 1. Удостаивают только за большие достижения.
2. Примером может быть только академик Сахаров.
3. Это очень почетно.
4. Бывают постоянные и временные.
5. Все они выбирают членов.
Ответ: Ломоносов был почетным членом всех этих академий.
2. Кем приходилась Ломоносову Елизавета Генриховна Цильх?
Подсказки: 1. Иногда их бывает несколько.
2. Близкие родственники.
3. Связаны договором от 6 июня 1740 г.
4. Главная ячейка семьи.
5. Есть у всех людей, создающих семьи.
Ответ: жена.
3. 4 марта 1751 г. М.В. Ломоносов был награжден чином коллежского советника. Чем важен был этот чин?
Подсказки: 1. К этому стремились все незнатные люди.
2. Этого можно было достичь двумя путями: 1- по происхождению, 2-
по царской милости.
3. Давал определенного рода привилегии.
4. Благодаря ему занесен в «Гербовную книгу».
5. Перешло бы детям.
Ответ: давал право на потомственное дворянство.
4. Какую роль в жизни Ломоносова сыграли Иван Афанасьевич Шубный (крестьянин) и Семен Никитич сабельников (дьячок)?
Подсказки: 1. Есть у всех детей.
2. Им посвящено много стихов и песен.
3. Запоминаются больше остальных.
4. Есть в каждой школе.
5. Дают начальное образование.
Ответ: Первые учителя.
Молодые годы.
1. Что объединяло: «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику, сиречь науку числительную» Леонтия Магницкого, «Рифмотворную псалтырь» Симеона Полоцкого?
Подсказки: 1. У каждого они появляются в определенном возрасте.
2. Как правило, существуют очень недолго.
3. Сначала их читают другие.
4. Читают преимущественно на ночь.
5. У большинства среди них есть «Азбука».
Ответ: Первые книги Ломоносова.
2. Какую роль в жизни Ломоносова сыграла Елена Ивановна Сивкова?
Подсказки: 1. О ней сложено много песен и стихов.
2. Ей посвящено одно из произведений Горького.
3. Есть у всех без исключения.
4. Обычно вызывают в школу.
5.Самый дорогой человек на свете.
Ответ: мама.
5. В начале января 1731 г. Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Но, несмотря на хорошее впечатление, произведенное на ректора и начитанность, он зачисляется в самый младший класс.
Объясните, почему?
Подсказки:
1. Сейчас его в школе не существует.
2. О нем вспоминают в фильме «Формула любви».
3. Когда-то был реально действующим языком.
4.Обязательно изучается в мединститутах.
5. На нем созданы все классификации.
Ответ: Не разумел латыни.
4. Что называл Ломоносов «Вратами своей учености»?
Подсказки:
1. Сопровождают людей всю жизнь.
2. Хороший подарок.
3. Лучшие из них – как правило, дома.
4. Основная масса находится в библиотеке.
5. Про них сказано: «Любите книгу – источник знаний».
Ответ: первые книги.
География и астрономия
1. Продолжите фразу Ломоносова:
«Российское могущество прирастать будет …. и … океаном».
Подсказки:
1. Путь в эти районы прокладывал Петр 1.
2. Этот район можно назвать кладовой России.
3. Район объединяет суровый климат.
4. Район самого позднего освоения.
5. Вклад в изучение этого района внесли Черский, Поярков, Дежнев, Лаптевы и т.д.
Ответ:
Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным Ледовитым океаном».
2. Какую науку Ломоносов воспел в своем стихотворении?
«Наука легких метеоров, премены неба предвещай;
И бурный шум воздушных споров чрез верны знаки предъявляй.
Чтоб земледелец выбрал время, когда земли поверить семя,
И дать когда покой браздам.»
Подсказки:
1. Долго была составной частью географии.
2. Имеет сеть станций по всей Земле.
3. Часть информации получает от искусственных спутников Земли.
4.Играет важную роль для сельского хозяйства и транспорта.
5. Эта наука составляет прогноз погоды.
Ответ: Метеорология.
3. М.В. Ломоносов выдвинул научно обоснованную теорию о растительном происхождении этого минерала. Назовите этот минерал.
«Пользуясь летнею теплотою и сиянием солнечным, гуляли мы по роскошествующим влажностью растениям, искали и собирали все, что служит нашему пропитанию… И так садились мы на пленку, которая нас, привязав к себе липкостью, пленила и покрыла, и заключила отовсюду. Потом от землетрясения опустившееся вниз лесное наше место вылившимся морем покрылось вместе с нами. Долгое время соли проникали в минерал и дали ему большую твердость. В образовавшемся минерале мы получили гробницы, великолепнее, нежели знатные и богатые на свете люди иметь могут.»
Подсказки:
1. Может быть разных оттенков.
2. Используется в ювелирных украшениях.
3. Ценится за вкрапления.
4. Месторождениями славится побережье Балтийского моря.
5. В честь него назван Янтарный берег.
Ответ: Янтарь.
4. Какому природному явлению посвящены эти строки:
«Лице свое скрывает день; поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень; лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездна дна.
Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил!
Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит!
Как молния безгрозных туч стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар, среди зимы рождал пожар?»
Подсказки:
1.Это явление часто изображается на картинах художников.
2. Встречается только в северных районах.
3. Это оптическое явление атмосферы.
4. Это холодное сияние.
5.Название дано по местоположению.
Ответ: Полярное сияние
Художественное творчество.
1. О каком веществе идет речь в нижеприведенном отрывке?
«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые все вещество чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса.»
Подсказки:
1. Окружает нас повсюду.
2. Может наносить раны.
3. Отличительной чертой является хрупкость.
4. Часто бьется.
5. Из него делают большую часть посуды.
Ответ: Стекло.
2. Ломоносов говорил о великолепии жемчуга, но и этому редкостному драгоценному перламутровому веществу, добываемому из раковин моллюсков, человек нашел эквивалентную замену.
Назовите это вещество.
Подсказки:
1. Часто используют для описания глаз.
2. Удел девочек.
3. Может быть разноцветным.
4. Используют для шитья.
5. Из него делают бусы.
Ответ:
«В бисере стекло подобится жемчугу, любимо по всему земному ходит кругу.»
3. Какое великое полотно Ломоносова постигла следующая судьба:
долго лежало в мастерской Ломоносова, в 1770 г. переместили в весовой амбар, при этом потеряна частица художественного обрамления картины – образ апостола Павла;
через два с лишним десятилетия его переводят в Академию художеств;
в 1895 г пытались передать музею Александра III (Русский музей);
в 1899 г. приняли в музей Общества поощрения художников (Дом художника);
в 1925 г. ее отреставрировали и поместили в здание Академии наук, где она и заняла свое постоянное место.
Подсказки:
1. Это одно из мозаичных панно.
2. Должно было быть размещено в Петропавловском соборе.
3. Посвящено одному из величайших событий в истории России.
4.Сейчас находится на Университетской наб., д.5.
5. Событие, изображенное на картине, происходило под Полтавой.
Ответ: «Полтавская баталия».
4. О чем были сделаны записи в журнале химической лаборатории Ломоносова:
«Бледно-пурпуровое; цвета черной печени; зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину; темно-синее кобальтовое; очень похожее на превосходную бирюзу; рубиновое; желтых тонов; превосходное зеленое, травяного цвета; весьма похожее на настоящий изумруд.»
Подсказки:
1. Окружает нас повсюду.
2. Производство возникло около 4 тыс. лет до н.э. в Египте.
3. Изделия из него изготовляют выдуванием, прессованием и отливкой.
4. Есть пункты по приему.
5.Известностью пользуется изделия, произведенные в Богемии.
Ответ: Стекло.
Город.
1. В 1761 г. Ломоносов предложил проект перестройки одного из ведущих соборов города. В частности, он собирался за 6 лет создать несколько мозаичных панно – своеобразную мозаичную летопись жизни и деяний одного из правителей России, как то: «Отъезд в другие края», «Гангутской победе», «Начатие службы», «Азовское взятие».
Где должны были быть размещены эти панно?
Подсказки:
1. В проекте восстановления этого собора принимали участия Чевакинский, Ринальди, Вист, Фельтен.
2. На цоколях собора 4 символических скульптуры: мудрость, математика, механика, мореплавание.
3. Без него немыслим облик современного города.
4. Название главных произведений, предназначенных для этого собора, - «Полтавская баталия» и «Начало флота».
5. Там располагается усыпальница царей.
Ответ: Петропавловский собор.
2. О каком пригороде шла речь в стихотворении Ломоносова.
«Луга, кустарники, приятны высоты,
Пример и образец Эдемской красоты,
Достойно похвалить я ныне вас желаю,
Но выше почему почтить, еще не знаю,
Не тем ли, что везде приятности в садах
И нежны зефиры роскошствуют в цветах.»
Подсказки:
1. Здесь Ломоносов побывал в августе 1864 г.
2. Это место изображал на гравюрах М.И. Махаев.
3. Одна из резиденций русских царей.
4. Проходят ежегодные карнавалы.
5. Располагалось знаменитое учебное заведение.
Ответ: Царское Село.
3. Какой из пригородов Санкт-Петербурга в переводе звучит как «Померанцевое дерево»?
Подсказки:
1. Районный цент Ленинградской области на южном берегу Финского залива.
2. В первой четверти 18 века Меншиков заложил здесь загородный дворец.
3. Добраться до него можно было по Петергофской першпективе.
4. Недалеко от него Ломоносов заложил Усть-Рудицкую фабрику.
5. Носит название в честь М.В. Ломоносова.
Ответ: Ораниенбаум.
4. Перечислите названия, связанные с именем Ломоносова.
Ответ:
Университет в г. Москва;
ул. Ломоносова;
город Ломоносов;
село Ломоносово (Денисовка);
хребет Ломоносова в С.-Л. океане;
плато Ломоносова на Шпицбергене;
течение Ломоносова в Атлантическом океане;
станция метро;
фарфоровый завод…
Науки.
1. Какую науку определил Ломоносов следующим образом:
«Наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное».
Ответ: ХИМИЯ.
2. О каких науках шла речь:
«Эти две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут».
Ответ: ХИМИЯ, ФИЗИКА,.
3. О какой науке идет речь:
«Химик без знания этой науки подобен человеку, который всего должен искать
ощупом.»
Подсказки:
1. Эта наука есть в школьной программе.
2. Наука начинается с 7 класса.
3. Знание этой науки необходимо всем, получающим технические специальности.
4. Один из основных законов – закон сохранения энергии.
5. Выдающимся ученым в этой области был Ньютон.
Ответ: ФИЗИКА.
4. О какой науке Ломоносов говорил следующие слова:
«Этой науке надлежит «чрез Геометрию вмеривать, через механику развешивать и через Оптику высматривать, чтобы добиться желанных, а главное, повторимых результатов».
Подсказки:
1. Эта наука есть в школьной программе.
2. Начинается с 8 класса.
3. Превратилась в науку во 2-й половине 18 века.
4. Первыми учеными в этой области были Ломоносов и Лавуазье.
5. Наибольшей известностью пользуется Менделеев.
Ответ: ХИМИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.