Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования должна обеспечивать «…качественное образование, самоопределение личности, создавать условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».
В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.
Не секрет, что во все времена о работе школы и ее педагогов судили по двум критериям: успеваемость и качество, сейчас, конечно же, есть еще один критерий – это успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.
Педагоги прикладывают немало усилий, чтобы эти показатели были как можно выше, используя при этом различное множество форм и методов работы с обучающимися.
Одним из таких способов для подготовки к успешной сдаче итоговой аттестации является – индивидуальный образовательный маршрут. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов является ключевой идеей.
Работая в старших классах, я убедилась, что для достижения положительных результатов на экзаменах необходима индивидуальная работа с учащимися, которую мы так или иначе ведем с каждым.
Индивидуальный образовательный маршрут для ученика – это путь, который предстоит пройти для овладения материалом, составленный в соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами.
Логическая структура проектирования образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1 этап – Распределение учащихся по уровням знаний: (высокий, средний, низкий)
2 этап – алгоритм создания ИОМ:
Постановка цели маршрута;
Выбор способов реализации поставленной цели (форм и методов работы, форм и методов контроля)
3 этап – Подведение итогов – это диагностические работы. Если проблемы ликвидированы, маршрут закрывается, если нет – работа продолжается.
На 1 этапе – необходимо выявить причины, по которым учащиеся отнесены к «группе риска». Возможно, наличие пробелов по русскому языку, низкое качество мыслительной деятельности ребенка или отсутствие мотивации у ученика.
Знание причин поможет сформулировать цель образовательного маршрута.
При разработке маршрута должны учитываться уровень предметной подготовки ученика, характер образовательных запросов и интересов, состояние здоровья.
Для учащихся «группы риска» маршрут должен быть направлен на ликвидацию тех или иных пробелов , выявленных по результатам контрольных работ.
На 2 этапе при создании ИОМ следует придерживаться следующего алгоритма:
Постановка цели маршрута;
Выбор способов реализации поставленной цели (форм и методов работы, форм и методов контроля);
Оформление маршрутного листа.
Очень важно при заполнении ИОМ пояснять, какие трудности возникают у учащихся и как они справляются, а также следует подробно прописывать дальнейшие действия по ликвидации пробелов.
В основном ИОМ составляются по темам, слабо усвоенными учащимися. Маршруты могут быть короткими и длинными, в зависимости от реализуемых целей при работе с учащимися.
3 этап Подведение итогов – это диагностические работы. Если проблемы ликвидированы, маршрут закрывается, если нет – работа продолжается.
ИОМ помогает:
- отслеживать уровень подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации;
Своевременно выявлять проблемные темы по учебным предметам, что позволяет спланировать работу учителю;
обозначить учащихся группы «риска» по отношению к результатам ЕГЭ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.