Учитель физикиː Шулятьева М.Д.
Учитель физкультуры Глущенко О.В.
Тема: Человек будущего – это …???
Класс: 9б.
Место проведения: спортивный зал.
Цели урока:
1) показать учащимся, как знание физики можно использовать на уроках физкультуры;
2) формирование исследовательских навыков;
3) повышение мотивации к обучению
Задачи:
1. образовательные - обобщить и систематизировать знания темы «Динамика», приобретение навыков применения знаний в нестандартных ситуациях, изучение приемов релаксации.
2. развивающие - продолжить развитие интеллектуальных и физических навыков: внимания, координации движений, скоростно-силовых качеств.
3. воспитательные – воспитывать коммуникативные навыки общения, развивать лидерские качества, воспитывать чувство коллективизма.
4. здоровьесберегающие – оптимизировать психо-эмоциональный фон, предупредить переутомление, обеспечить двигательную активность.
Основные виды деятельности учащихся на уроке:
1) игровая
2) групповая работа (опытная проверка теоретических выводов);
Форма: соревнование .
Оборудование:
1. Ручки (10 шт)
2. Секундомеры (2 шт)
3. Волейбольный мяч (2 шт)
4. Скакалки (2 шт)
5. Калькулятор (2 шт)
6. Бланки заданий
7. Карточки с буквами
8. Фломастеры
Этапы урока:
Вступительное слово.
1. Разминка: эстафета «Найди дорогу».
2. «Прыг- скок»
3. Викторина
4. Физическая эстафета
5. Измерение скорости бега
6. Расчет энергозатрат по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Подведение итогов.
Ход урока:
Вступительное слово (5 мин)
На первый взгляд, физкультура не самый подходящий предмет для постановки научных проблем. Однако мы знаем, что люди, и в первую очередь учёные, издревле ценили физические упражнения, спорт как основу "соразмерности, красоты и здоровья" (Платон) и не только не отделяли её от науки, но и находили в них точки соприкосновения.
Здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней (Всемирная организация здравоохранения)
В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать, научиться плавать, надо знать и использовать законы физики.
Сегодня мы постараемся совместить занятия физикой и физкультурой, увидеть связь этих предметов, а также опровергнуть пословицу «Сила есть - ума не надо»
1. Разминка. Эстафета «Найди дорогу».
«Любое занятие спортом начинается с разминки. Почему?(говорят дети…учитель только дополняет ответы)
Во время работы наших мышц, из-за интенсивного преобразования энергии температура тела повышается. С повышением температуры в нашем организме ускоряются химические реакции, расширяются сосуды, поэтому кровь лучше течет и присоединяет к себе те вещества, которые должны транспортироваться внутри организма (кислород, питательные вещества, продукты расщепления). Кровь интенсивнее обогащает клетки тела кислородом. Мышцы и соединительная ткань мышц вокруг суставов становятся более эластичными. Быстрее проходят нервные импульсы, что позволяет быстрее осуществлять связь между нервной системой и мышцами. Таким образом, разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом, уменьшает вероятность травм и обеспечивает лучший результат».
Наша разминка представляет собой эстафету:
«Вы знаете, что физика – наука экспериментальная. А в ходе эксперимента физикам приходится производить измерения.
Производят измерения и во время спортивных соревнований, иначе как сравнить достижения спортсменов?
Сейчас мы проверим, знаете ли вы физические величины, их обозначения и единицы измерения».
Участники, в беге ведут мяч к кольцу, закидывают его в кольцо, подбегают к столу, и в листе с заданием соединяют линией с помощью фламастера соответствующие величину, ее обозначение и единицы измерения. Затем подбирают мяч, возвращаются и передают эстафету следующему участнику.
Обозначение физической величины |
Физическая величина |
Единицы измерения физической величины |
Формула вычисления/значение постоянной величины |
Т |
скорость |
м3 |
S/t |
t |
объем |
м/с |
9,81 |
V |
ускорение свободного падения |
Гц |
t/n |
Ʋ |
период |
с-1 |
S/Ʋ |
S |
частота |
м/с2 |
1/T |
g |
время |
м |
Ʋ*t |
Ƴ |
путь |
с |
m/ϸ |
2. «Прыг- скок»
«Прыжки через скакалку выполняют по 2 девушки, одна прыгает, другая считает, затем меняются. Каждая девушка должна вычислить период и частоту данного движения, а так же определить его вид. Результаты представить в виде таблицы:
|
Ф.И. |
Время(t) с |
Количество прыжков (n) |
Период (T) с Т= t/ n |
Частота (ѵ) Гц Ѵ=1/Т |
1 |
|
60 |
|
|
|
2 |
|
60 |
|
|
|
3. Викторина
На всех уроках кроме физкультуры дети устают сидеть, а вы устали двигаться, поэтому сейчас мы отдохнем и проведем викторину.
Объясните пословицу и поговорку с точки зрения физики.
1. Не помажешь - не поедешь.
2. Брошенный вверх камень на твою
же голову и упадёт.
3 Лыжи скользят по погоде.
4. Беги, коли нужно, да носом не
падай.
5. На гору десять тянут, под гору
один столкнет.
6. Что кругло - легко катится.
7. Несмазанное колесо ось
перетрет.
8. Хорошему прыжку хороший разбег нужен.
9. На льду не строятся.
10. Как (с какой силой) на колючку наступишь, так она и войдет.
11. Никто не достигал верха лестницы одним прыжком.
12. За один волосок человека из болота не вытащишь.
13. Что с гуся вода.
14. Угря в руках не удержишь.
20. Веник не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
4. «Физическая эстафета». На стене прикреплено солнышко ( лист бумаги) с заданиями по физике. Участник бежит по скамейке, берет мяч и мячом попадает в обруч???, добегает до стойки, решает один пример и возвращается.
Задание: перевести в систему СИ следующие физические величины:
2,5 км = м
200 г = кг
52 кВ = Н
0,25 кОм= Ом
2 часа = мин
2,5 мин= с
0,36 кА= А
5 мин = с
3600с= час
5. Измерение скорости бега.
1. Длина зала 40м, а ширина 4м. Определите периметр P зала
/ (ш+д)*2= 88 ??? метров /
2. Умножьте на число кругов п и разделите на время пробежки t.
v = п*P / t
6. Расчет энергозатрат по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Давайте с вами посчитаем, сколько калорий мы растратили на этом уроке в расчете на одну минуту. Для этого используем формулу, позволяющую рассчитать энергозатраты (Q), совершаемые человеком за 1 мин, по частоте сердечных сокращений.
1. Измерьте пульс по секундомеру.
2. Выразите из формулы Q и произведите расчет.
3. Сравните результаты между собой. У кого энергозатраты выше? Почему?Результат сравните с данными в таблице
(ЧСС): Q= 2, 09(0,2 * ЧСС- 11,3) кДж/мин.
Заключительная часть.
Медленный восстановительный бег. Упражнения на расслабление.
Домашнее задание : составить и зарисовать комплекс упражнений на силу рук
Завершение урока:
Рефлексия. Оцените свою работу за урок. Поднимите “мордашки”. С каким настроением у нас закончился урок.
Подведение итогов.
«Вот и подошел к концу наш спортивный урок. Мы думаем, вы убедились в связи физики и физкультуры, поняли, что знание физики важно для достижения хороших результатов в спорте.»
Какая же тема была у нас на уроке?
Человек будущего – умный и здоровый человек.
«Хочется Вам пожелать, чтобы знание физики помогли достигнуть результатов в спорте, а спорт помог сохранить здоровье, воспитать выносливость и волю к победе».
Спасибо за урок! Удачи Вам в учебе и спорте!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.