Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Разработка интегрированного урока
по математике с элементами экологии
Тема: Математика в природе.
(Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.)
2 класс
Составила: Богданова Анна Владимировна
учитель начальных классов
2023
Пояснительная записка
Образовательное учреждение |
МКОУ «Шегарская СОШ № 2» |
Учитель |
Богданова Анна Владимировна Учитель начальных классов |
Предмет |
Математика + экология |
Издательство, автор учебника |
Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др - М.: Просвещение, 2012 |
Тема урока |
Математика в природе (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) |
Класс |
2 |
Цель
|
Создание условий для закрепления и обобщения умений и навыков по изученным темам, установить связь математики и экологии, формировать метапредметные умения средствами урока; |
Задачи:
|
1.Закрепить приемы устных и письменных вычислений в пределах 100; 2. Формировать умение решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; 3. Проверить степень усвоения понятия фигура "прямоугольник"; 4. Упражнять в нахождении периметра прямоугольника; 5. Повторить названия компонентов сложения и вычитания, отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами.; 6. Воспитывать экологическую культуру; умение работать в парах, группах. Формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. |
Планируемые результаты
|
Предметные: знать приемы устных и письменных вычислений в пределах 100, умение решать задачи; знать компоненты сложения, вычитания, устанавливать между компонентами связь; уметь находить среди фигур прямоугольники, находить периметр прямоугольника. Метапредметные: Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении, адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. Регулятивные: Рефлексивные умения: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самопроверку, контроль в форме сличения с эталоном. Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.
Личностные: формирование позитивной самооценки, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять навыки работы в группах и парах, проявлять экологическую культуру. |
Тип урока |
Интегрированный урок закрепления полученных знаний |
Вид интеграции: |
Межпредметная |
Методы |
Словесные, наглядные, практические. |
Форма проведения урока |
Фронтальное обучение. |
Формы работы с детьми |
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная |
Оборудование |
Презентация, тетрадь, карточки с ответами для составления пословицы, изображение планеты, ладошки, экологические знаки. |
Структура урока
Этап урока |
Время |
Цель для учителя |
Цель для учащихся |
1. Оргмомент. Мотивация |
2 мин |
Настроить на положительные эмоции через тренинг, способствовать созданию внутреннего комфорта. |
Эмоциональный настрой на урок, желание работать.
|
2. Постановка темы, целей и задач урока |
2 мин. |
Подвести учащихся к определению темы урока, целей и задач урока.
|
Сформулировать тему урока. Принятие целей и задач урока, готовность к восприятию материала. |
3.Актуализация знаний. Устный счет |
6 мин |
Организовать и направить к восприятию материала через актуализацию опорных знаний и проблемный вопрос. Отрабатывать устные вычислительные навыки в пределах 100, решение простых задач. |
Упражняются в устном счете, вспоминают вычислительные приемы в пределах 100 |
4. Обобщение и систематизация знаний |
25 мин |
Отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами, решать задачу на нахождение неизвестного третьего слагаемого разными способами, закрепить понятие "прямоугольник" и правило нахождения периметра прямоугольника. |
Вспомнить и отработать решение задач разными способами, связь между компонентами, нахождение периметра прямоугольника. |
5. Самостоятельная работа учащихся |
6 мин |
Проверка умения самостоятельно работать с заданиями на письменное вычисление в пределах 100 |
Самостоятельно провести письменные вычисления в пределах 100, осуществить проверку в парах и составить пословицу. |
6. Итог урока. Рефлексия |
3 мин |
Зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Сможет аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. |
7. Домашнее задание |
1 мин |
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
Правильно выполнить домашнее задание. |
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орг момент. Мотивация |
Слайд 1. Прочитайте мудрое высказывание писателя М.Пришвина: “Рыбе
– вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И
охранять природу – значит охранять Родину”.
- Для чего нужно охранять природу?
- Правильно, наша Земля - это наш дом. - На уроках окружающего мира мы с вами не раз говорили, что нашей планете угрожает опасность. Какая? Слайд 2. - А кто допустил эту опасность, кто заразил наш "Дом"? - Да, вы правы, человек вот уже много лет не щадит природу, использует ее богатства. Какое же нас ждет будущее?
- Чтобы не случилось такой беды, мы должны помочь нашей планете. Давайте сегодня на уроке продумаем некоторые пути для ее спасения. Слайд 3. - Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по царству природы. Посмотрите, как здесь красиво: вот стоит высокий могучий кедр, как богатырь, а за ним пушистые ёлочки, а рядом белоствольные красавицы - берёзки в зелёных сарафанах, как много цветов, красота! Слайд 4. - Перед нами ромашковая поляна чисел. - Как много здесь ромашек! - Посмотрите, что написано на всех маленьких ромашках? - Откройте свои тетради и найдите это число, пропишите его через клетку. - Ромашки предлагают вам вспомнить состав числа 10.
- Чем отличается число 10 от чисел, которые его составляют?
|
- Каждому живому существу нужен свой дом. - Природа, Земля - наш дом, чтобы был свежий воздух, чтобы было где жить животным и человеку.
- Она загрязнена.
- Человек
- Природа погибнет и исчезнет всё живое.
Число 10
Работают в тетрадях Ответы детей (10 это …)
Число 10 двузначное
|
Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности. Коммуникативные : планируют учебное
сотрудничество Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Постановка темы, цели и задач урока |
- Вы заметили, что сегодня у нас урок математики необычный. На уроке математики мы говорим о природе. - Кто из вас знает, как математика связана с природой?
- Как вы думаете, разговаривая о природе, что еще мы будем повторять? - Определите тему нашего урока.
- Раз урок наш необычный, то и тема урока – необычная: "Математика в природе"
Математика - наука Очень интересная. Ну а связь ее с природой Для людей полезная.
- Какую цель урока поставим?
- Какие задачи на урок для себя мы ставим?
|
Выслушиваю разные ответы детей.
Вычислительные навыки.
- установить связь математики и природы. - Решать примеры, задачи. |
Регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; прогнозирование; Познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний. Устный счет |
Слайд 4. - Посмотрите, на поляне растёт самая большая ромашка. Она спрятала в себе очень важное слово. Предлагаю вам выполнить задания и это слово прочитать.
1) Из какого числа надо вычесть 20, чтобы получилось 60? (80-Я) 2) Какое число находится между числами 53 и 55? (54-О) 3) Какое число получится, если к 62 прибавить16? (78-И) 4) Увеличьте число 48 на 40, а результат уменьшите на 20. (68-Г) 5) Какое число меньше 50 на 6? (44-К) 6) Из задуманного числа вычли 16 и получили 50. Какое число задумали? (66-О) 7) Назовите число, которое на 12 меньше, чем 68. (56-Л) 8) Уменьшите число 54 на 12. (42- Э) Слайд 5 - Расположите ответы в порядке увеличения и запишите их в тетрадь правильно и красиво. Какое слово у вас получилось?
- Ребята, а что такое «экология»? - Экология - это наука о природе, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. - Слово к нам пришло из латинского языка. Состоит из двух частей: "экос" - дом, "логос"- учение. Если соединить два этих слова, то получается, что "экология" - наука о доме. Но не о доме в прямом смысле, а о нашем общем доме - природе.
- Один из врагов природы - это мусор. Почему? 2. Мы расставили числа в порядке увеличения. У нас получился вот такой числовой ряд: Слайд 6. 42 44 54 56 66 68 78 80 … - Установите закономерность и запишите ещё одно число. Если вы правильно выполните задание, то узнаете сколько лет разлагается такой мусор, как консервные банки. - Сегодня мы с вами будем помощниками экологов. Как вы думаете, какие знаки нужно установить на нашей поляне? Объясните, что они означают?
- Молодцы, нашей ромашковой поляне ничего не угрожает! И мы смело отправляемся в лес. Слайд 7. - Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите. Откройте глаза, что вы услышали? - Дети, каких птиц вы знаете?
- Почему птички так беспокоятся? Посмотрите, что случилось в лесу? - Давайте поможем лесу избавиться от мусора. - Будем решать экологические задачи: Слайд 8. 1. Учащиеся нашей школы в прошлом году собрали 18 пакетов мусора, а в этом году 24 пакета. На сколько больше пакетов мусора собрали школьники в этом году, чем в прошлом?
2. Сколько пакетов мусора мы собрали за эти два года, чтобы очистить природу от загрязнения?
- Мусор, брошенный человеком, наносит страшный вред природе. Какой совет людям мы могли бы дать?
|
Дети отвечают, прикрепляют на доску ответ с буквой.
Работают в тетрадях
Ответы детей
Ответы детей
- 90 лет
Дети выбирают знаки и прикрепляют к доске. (нельзя: рвать цветы и растения, ловить насекомых, топтать траву, разорять муравейник, мусорить).
Голоса птиц Ответы детей
Много мусора, разбросаны пакеты.
24 - 18 = 6(п.) Ответ: на 6 пакетов больше.
18 + 24 = 42 (п.) Ответ: 42 пакета.
- Не бросать мусор в природе, а складывать его в мусорные контейнеры и вывозить на переработку.
|
Предметные:умение устно вычислять в пределах 100, решать простые задачи. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: умение учиться работать по предложенному учителем плану, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Обобщение и систематизация знаний |
- Кому и зачем нужен лес?
- Какие деревья можно встретить в лесу?
- А знаете ли вы, сколько лет растут деревья? Слайд 9. - Поработаем письменно в тетрадях. 1. Решив уравнения и найдя их корень, мы узнаем продолжительность жизни некоторых деревьев. Рябина Х + 12 = 92
Ольха 95 - у = 25
Осина В - 64 = 36
- Посмотрите, какой большой промежуток времени должен пройти, чтобы дерево стало взрослым. А человек может его спилить за считанные минуты, оставив других людей и животных без чистого воздуха, дома и пищи. Какой совет мы дадим лесорубам? Слайд 10. 2. - Посмотрите на картинку. Какой же способ сохранения и увеличения количества деревьев, лесов существует? -Давайте составим задачу о том, как ребята сажали деревья по краткой записи (краткая запись на слайде) Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята? - Сколько способов решения у этой задачи? - Реши задачу двумя разными способами. 1 способ 70 - (30+23) = 17(к.) Ответ : 17 кленов посадили ребята. 2 способ 70 - 30 - 23=17 (к.) Ответ: 17 кленов посадили. |
- Лес -дом для животных, дает человеку тепло(дрова), пищу (ягоды и грибы), материал для строительства, очищает воздух.
Выслушиваю ответы детей.
- Нет
3 ученика по очереди решают на доске, остальные в тетрадях. Проверка совместная.
- Не вырубать леса.
- Сажать деревья.
Ученики составляют задачу по краткой записи.
- 2 способа.
Ученики решают задачу совместно с учителем на доске и в тетрадях.
|
Предметные: умение решать уравнения, опираясь на связь между компонентами; решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, находить периметр прямоугольника. Метапредметные: Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом; Регулятивные: оценивают результаты своей деятельности, корректируют их; Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют точно выражать свои мысли.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Слайд 11. (По щелчку меняются фигуры) - Давайте вспомним, что такое прямоугольник. На экране появляются фигуры. Если это прямоугольник, то прыгаем, если нет, то приседаем.
|
-Прямоугольник - геометрическая фигура, у которой все углы прямые, противоположные стороны равны. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
-Ребята, а какую пользу приносят деревья нашей планете? -правильно, давайте узнаем какое дерево является лучшим «пылесосом» воздуха от грязи. Слайд 12. 3. найдите периметр прямоугольника и узнайте, что это за дерево. 5 см
Слайд 13. Береза - Р = 14 см Тополь - Р = 16 см Липа - Р = 12 см Клён - Р = 18 см
-Тополя- лучшие «пылесосы». Одно дерево будет производить кислорода в три раза больше, чем, скажем, то же дерево липы. Сам же тополь поглощает углекислый газ просто в гигантских количествах. Легко размножаются, как и берёза, быстро растут. Из тополей можно получать дёготь, краски, витамины, душистые эфирные масла и еще много важных в народном хозяйстве материалов. Тополь применяют и в медицине для изготовления антисептических и жаропонижающих лекарств. |
Очищают воздух
Ученики самостоятельно работают. Проверка по эталону.
Сообщение делает ученик |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа учащихся с самоконтролем |
Слайд 14. 4. Составь из примеров цепочку (каждый следующий пример начинается с ответа предыдущего), и ты прочтешь пословицу. Вычисли, записывая решение столбиком. 68 – 54 52 + 48 100 – 17 14 + 38 59 + 9 83 – 24
Проверка осуществляется в парах. - Теперь складываем пословицу в соответствии с порядком ответов в примерах. Слайд 15. "Кто землю лелеет - того земля жалеет. (На карточках написаны с одной стороны ответы, с другой слова из пословицы) - Как вы понимаете смысл пословицы?
- Молодцы ребята! А какие знаки вы установите в нашем лесу? Объясните, что они означают?
|
Ученики сначала самостоятельно в парах выстраивают цепочку из примеров, решают их, проверяют решение друг у друга, а затем совместно складывают пословицу в соответствии с порядком ответов. - Кто землю будет беречь, тот будет счастливо на ней жить. (нельзя: разводить костер, ломать деревья и кусты, разорять гнезда, трогать диких животных, портить кору деревьев, рубить деревья). |
Предметные: умение производить письменные вычисления в пределах 100. Метапредметные: Регулятивные: планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону, контроль и самоконтроль. Коммуникативные: организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, коррекция своих действий Познавательные: анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Итог урока. Рефлексия |
- Как мы можем сохранить нашу землю от загрязнения?
- Только сообща люди смогут помочь планете жить в чистоте.
Не разрушайте этот мир, Ты – тоже часть ее чудес,
- Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем? - Что вы усвоили и закрепили на уроке?
- Давайте защитим нашу планету, закроем ее ладошками, спасем от гибели. Если вам урок понравился, и вы старались работать на нем активно, то поддержите нашу планету, прикрепите ладошки. |
Ответы детей
Да
Решали задачи, примеры, находили периметр. узнавали способы сохранения природы. - Ученики оценивают урок и качество своей работы и крепят ладошки к модели планеты. |
Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственную и коллективную деятельность. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание |
Слайд 16. Составить задачу по математике на экологическую тему. |
|
Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду. |
Литература
1. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе, Москва "Учитель", 2005г;
2. Максименко Н.А. Математика. Занимательные сказочные экологические задания на уроках в начальной школе, Москва "Учитель", 2006г;
3. Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России» М.И. Моро и др. (М.: ВАКО) 2013 ;
4. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, Москва «Просвещение» 2011;
5. Учебник «Математика 2 класс» в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012г. под редакцией М.И. Моро и др.
Список в сети Интернет
1. Экологические задачи на уроках математики -http://skorohodova3.rusedu.net/post/6075/68123
2. Задачи на экологическую тему 1-4 классы-
http://nachalo4ka.ru/zadachi-na-ekologicheskuyu-temu-1-4-klassyi/
Приложение
Кто
землю
лелеет -
того
земля
жалеет.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.