Разработка интегрированного урока по математике с элементами экологии Тема: Математика в природе. (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) 2 класс
Оценка 4.8

Разработка интегрированного урока по математике с элементами экологии Тема: Математика в природе. (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) 2 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
математика +1
2 кл
03.06.2024
Разработка интегрированного урока  по математике с элементами экологии  Тема: Математика в природе. (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.) 2 класс
Увлекательный урок по теме: Математика в природе. На уроке математики обучающиеся увидят как всё в природе взаимосвязано. Пройдёт закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100, решение задач и уравнений.
математика.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

 

 

 

 

 

 

Разработка интегрированного урока

по математике с элементами экологии

 

Тема: Математика в природе.

(Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.)

2 класс

 

                                                                                                                                             

 

 

Составила: Богданова Анна Владимировна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

Пояснительная записка

 

Образовательное учреждение 

МКОУ  «Шегарская СОШ № 2»

Учитель

Богданова Анна Владимировна

Учитель начальных классов

Предмет

Математика + экология

Издательство, автор учебника

Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др - М.: Просвещение, 2012

Тема урока

Математика в природе (Закрепление устных и письменных вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач и уравнений.)

Класс

2

Цель

 

Создание условий для закрепления и обобщения умений и навыков по изученным темам, установить связь математики и экологии, формировать метапредметные умения средствами урока;

Задачи:

 

1.Закрепить приемы устных и письменных вычислений в пределах 100;

2. Формировать умение решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого;

3. Проверить степень усвоения понятия фигура "прямоугольник";

4. Упражнять в нахождении периметра прямоугольника;

5. Повторить названия компонентов сложения и вычитания, отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами.;

6. Воспитывать экологическую культуру; умение работать в парах, группах. Формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Планируемые результаты

 

Предметные: знать приемы устных и письменных вычислений в пределах 100, умение решать задачи; знать компоненты сложения, вычитания, устанавливать между компонентами связь; уметь находить среди фигур прямоугольники, находить периметр прямоугольника.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении, адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Регулятивные:

Рефлексивные умения: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самопроверку, контроль в форме сличения с эталоном.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

 

Познавательные:

 

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста.

 

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений,  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её,  приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.

 

Личностные: формирование позитивной самооценки, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять  навыки работы в группах и парах, проявлять экологическую культуру.

Тип урока

Интегрированный урок закрепления полученных знаний

Вид интеграции:

Межпредметная

Методы

Словесные, наглядные, практические.

Форма проведения урока

Фронтальное обучение.

Формы работы с детьми

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Оборудование

Презентация, тетрадь, карточки с ответами для составления пословицы, изображение планеты, ладошки, экологические знаки.

 

Структура урока

Этап урока

Время

Цель для учителя

Цель для учащихся

1. Оргмомент. Мотивация

2 мин

Настроить на положительные эмоции через тренинг, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Эмоциональный настрой на урок, желание работать.

 

2. Постановка темы, целей и задач урока

2 мин.

Подвести учащихся к определению темы урока, целей и задач урока.

 

Сформулировать тему урока. Принятие целей  и задач урока, готовность к восприятию материала.

3.Актуализация знаний. Устный счет

6 мин

Организовать и направить к восприятию  материала через актуализацию опорных знаний и проблемный вопрос.

Отрабатывать устные вычислительные навыки в пределах 100, решение простых задач.

Упражняются в устном счете, вспоминают вычислительные приемы в пределах 100

4. Обобщение и систематизация знаний

25 мин

Отрабатывать умение решать уравнения на основе связи между компонентами, решать задачу на нахождение неизвестного третьего слагаемого разными способами, закрепить понятие "прямоугольник" и правило нахождения периметра прямоугольника.

Вспомнить и отработать решение задач разными способами, связь между компонентами, нахождение периметра прямоугольника.

5. Самостоятельная работа учащихся

6 мин

Проверка умения самостоятельно работать с заданиями на письменное вычисление в пределах 100

Самостоятельно провести письменные вычисления в пределах 100, осуществить проверку в парах и составить пословицу.

6. Итог урока. Рефлексия

3 мин

Зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Сможет аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

7. Домашнее задание

1 мин

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Правильно выполнить домашнее задание.


Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

1. Орг момент. Мотивация

Слайд 1.

Прочитайте мудрое высказывание писателя М.Пришвина:

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
- О чём хотел сказать вам М. Пришвин?

 

 

 - Для чего нужно охранять природу?  

 

 

 

 

 

 

- Правильно, наша Земля - это наш дом. 

- На уроках окружающего мира мы с вами не раз говорили, что нашей планете угрожает опасность. Какая?

Слайд 2.

- А кто допустил эту опасность, кто заразил наш "Дом"?

- Да, вы правы, человек вот уже много лет не щадит природу, использует ее богатства. Какое же нас ждет будущее?

 

 

 

- Чтобы не случилось такой беды, мы должны помочь нашей планете. Давайте сегодня на уроке продумаем некоторые пути для ее спасения.

Слайд 3.

- Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие по  царству природы. Посмотрите, как здесь красиво: вот стоит высокий могучий кедр, как богатырь, а за ним пушистые ёлочки, а рядом белоствольные красавицы - берёзки в зелёных сарафанах, как много цветов, красота!

Слайд 4.

- Перед нами ромашковая поляна чисел.

- Как много здесь ромашек!

- Посмотрите, что написано на всех маленьких ромашках?

- Откройте свои тетради и найдите это число, пропишите его через клетку.

- Ромашки предлагают вам вспомнить состав числа 10.

 

 

- Чем отличается число 10 от чисел, которые его составляют?

 

 

 

 

 

 

 

- Каждому живому существу нужен свой дом.

- Природа, Земля - наш дом, чтобы был свежий воздух, чтобы было где жить животным и человеку.

 

 

 

- Она загрязнена.

 

- Человек

 

- Природа погибнет и исчезнет всё живое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число 10

 

Работают в тетрадях

Ответы детей (10 это …)

 

Число 10 двузначное

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

формирование способности к организации своей деятельности.

Коммуникативные : планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Личностные:  понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

 

2.Постановка темы, цели и задач урока

- Вы заметили, что сегодня у нас урок математики необычный. На уроке математики мы говорим о природе.

- Кто из вас знает, как математика связана с природой?

 

 

-  Как вы думаете, разговаривая о природе, что еще мы будем повторять?

- Определите тему нашего урока.

 

- Раз урок наш необычный, то и тема урока – необычная: "Математика в природе"

 

Математика - наука

Очень интересная.

Ну а связь ее с природой

Для людей полезная.

 

- Какую цель урока поставим?

 

 

- Какие задачи на урок для себя мы ставим?

 

 

 

Выслушиваю разные ответы детей.

 

Вычислительные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- установить связь математики и природы.

- Решать примеры, задачи.

Регулятивные:

обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, выполнять учебное задание по алгоритму; прогнозирование;

Познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

3.Актуализация знаний.

Устный счет

Слайд 4.

- Посмотрите, на поляне растёт самая большая ромашка. Она спрятала в себе очень важное слово. Предлагаю вам выполнить задания и это слово прочитать.

 

1) Из какого числа надо вычесть 20, чтобы получилось 60? (80-Я)

2) Какое число находится между числами 53 и 55? (54-О)

3) Какое число получится, если к 62 прибавить16? (78-И)

4) Увеличьте число 48 на 40, а результат уменьшите на 20. (68-Г)

5) Какое число меньше 50 на 6? (44-К)

6) Из задуманного числа вычли 16 и получили 50. Какое число задумали? (66-О)

7) Назовите число, которое на 12 меньше, чем 68. (56-Л)

8) Уменьшите число 54 на 12. (42- Э)

Слайд 5

- Расположите ответы в порядке увеличения и запишите их в тетрадь правильно и красиво. Какое слово у вас получилось?

 

- Ребята, а что такое «экология»?

- Экология - это наука о природе, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле.

- Слово к нам пришло из латинского языка. Состоит из двух частей: "экос" - дом, "логос"- учение. Если соединить два этих слова, то получается, что "экология" - наука о доме. Но не о доме в прямом смысле, а о нашем общем доме - природе.

 

- Один из врагов природы - это мусор. Почему?

2. Мы расставили числа в порядке увеличения. У нас получился вот такой числовой ряд:

Слайд 6.

42  44  54  56  66  68  78  80  …   

- Установите закономерность и запишите ещё одно число. Если вы правильно выполните задание, то узнаете сколько лет разлагается такой мусор, как консервные банки.

- Сегодня мы с вами будем помощниками экологов. Как вы думаете, какие знаки нужно установить на нашей поляне? Объясните, что они означают?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, нашей ромашковой поляне ничего не угрожает! И мы смело отправляемся в лес.

Слайд 7.

- Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.  Откройте глаза, что вы услышали?

- Дети, каких птиц вы знаете?

 

- Почему птички так беспокоятся? Посмотрите, что случилось в лесу?

- Давайте поможем лесу избавиться от мусора.

- Будем решать экологические задачи:

Слайд 8.

1. Учащиеся нашей школы в прошлом году собрали 18 пакетов мусора, а в этом году 24 пакета. На сколько больше пакетов мусора собрали школьники в этом году, чем в прошлом?

 

2. Сколько пакетов мусора мы собрали за эти два года, чтобы очистить природу от загрязнения?

 

 

- Мусор, брошенный человеком, наносит страшный вред  природе. Какой совет людям мы могли бы дать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, прикрепляют на доску ответ с буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетрадях

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

- 90 лет

 

Дети выбирают знаки и прикрепляют к доске. (нельзя: рвать цветы и растения, ловить насекомых, топтать траву, разорять муравейник, мусорить).

 

 

 

Голоса птиц

Ответы детей

 

 

Много мусора, разбросаны пакеты.

 

 

24 - 18 = 6(п.)

Ответ: на 6 пакетов больше.

 

 

18 + 24 = 42 (п.)

Ответ: 42 пакета.

 

- Не бросать мусор в природе, а складывать его в мусорные контейнеры и вывозить на переработку.

 

Предметные:умение устно вычислять в пределах 100, решать простые задачи.

Метапредметные:

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

умение учиться работать по предложенному учителем плану, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные:

умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

4. Обобщение и систематизация знаний

- Кому и зачем нужен лес?

 

 

 

 

 

 

- Какие деревья можно встретить в лесу?

 

 

 

 

- А знаете ли вы, сколько лет растут деревья?

Слайд 9.

- Поработаем письменно в тетрадях.

1. Решив уравнения и найдя их корень, мы узнаем продолжительность жизни некоторых деревьев.

Рябина

Х + 12 = 92

 

Ольха

95 - у = 25

 

Осина

В - 64 = 36

 

- Посмотрите, какой большой промежуток времени должен пройти, чтобы дерево стало взрослым. А человек может его спилить за считанные минуты, оставив других людей и животных без чистого воздуха, дома и пищи. Какой совет мы дадим лесорубам?

Слайд 10.

2. - Посмотрите на картинку. Какой же способ сохранения и увеличения количества деревьев, лесов существует?

-Давайте составим задачу о том, как ребята сажали деревья по краткой записи (краткая запись на слайде)

Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?

- Сколько способов решения у этой задачи?

- Реши задачу двумя разными способами.

1 способ

70 - (30+23) = 17(к.)

Ответ : 17 кленов посадили ребята.

2 способ

70 - 30 - 23=17 (к.)

Ответ: 17 кленов посадили.

- Лес -дом для животных, дает человеку тепло(дрова), пищу (ягоды и грибы), материал для строительства, очищает воздух.

 

Выслушиваю ответы детей.

 

- Нет

 

3 ученика по очереди решают на доске, остальные в тетрадях. Проверка совместная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Не вырубать леса.

 

 

 

- Сажать деревья.

 

 

Ученики составляют задачу по краткой записи.

 

 

 

- 2 способа.

 

Ученики решают задачу совместно с учителем на доске и в тетрадях.

 

Предметные:

умение решать уравнения, опираясь на связь между компонентами; решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, находить периметр прямоугольника.

Метапредметные:

Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом;

Регулятивные:

оценивают результаты своей деятельности, корректируют их;

Познавательные:

выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют точно выражать свои мысли.

 

 Физминутка

Слайд 11. (По щелчку меняются фигуры)

- Давайте вспомним, что такое прямоугольник.

На экране появляются фигуры. Если это прямоугольник, то прыгаем, если нет, то приседаем.

 

 
 

 

 

 

 


-Прямоугольник - геометрическая фигура, у которой все углы прямые, противоположные стороны равны.

 

 

-Ребята, а какую пользу приносят деревья нашей планете?

-правильно, давайте узнаем какое дерево является лучшим «пылесосом» воздуха от грязи.

Слайд 12.

3. найдите периметр прямоугольника и узнайте, что это за дерево.

               5 см

         Р - ?см

 
3 см

 

 

Слайд 13.

Береза - Р = 14 см

Тополь - Р = 16 см

Липа - Р = 12 см

Клён - Р = 18 см

 

-Тополя- лучшие «пылесосы». Одно дерево будет производить кислорода в три раза больше, чем, скажем, то же дерево липы. Сам же тополь поглощает углекислый газ просто в гигантских количествах. Легко размножаются, как и берёза, быстро растут. Из тополей можно получать дёготь, краски, витамины, душистые эфирные масла и еще много важных в народном хозяйстве материалов. Тополь применяют и в медицине для изготовления антисептических и жаропонижающих лекарств.

 

Очищают воздух

 

 

 

 

Ученики самостоятельно работают. Проверка по эталону.

 

 

 

 

 

 

Сообщение делает ученик

6.Самостоятельная работа учащихся с самоконтролем

Слайд 14.

4. Составь из примеров цепочку (каждый следующий пример начинается с ответа предыдущего), и ты прочтешь пословицу.

Вычисли, записывая решение столбиком.

68 – 54     52 + 48     100 – 17    14 + 38     59 + 9    83 – 24

 

Проверка осуществляется в парах.

- Теперь складываем пословицу в соответствии с порядком ответов в примерах.

Слайд 15.

"Кто землю лелеет - того земля жалеет.

(На карточках написаны с одной стороны ответы, с другой слова из пословицы)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

 

 

 

- Молодцы ребята! А какие знаки вы установите в нашем лесу? Объясните, что они означают?

 

Ученики сначала самостоятельно в парах выстраивают цепочку из примеров, решают их, проверяют решение друг у друга, а затем совместно складывают пословицу в соответствии с порядком ответов.

- Кто землю будет беречь, тот будет счастливо на ней жить.

(нельзя: разводить костер, ломать деревья и кусты, разорять гнезда, трогать диких животных, портить кору деревьев, рубить деревья).

Предметные:

умение производить письменные вычисления в пределах 100.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону,  контроль и самоконтроль.

Коммуникативные:

организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, коррекция своих действий

Познавательные:

анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода

7. Итог урока. Рефлексия

- Как мы можем сохранить нашу землю от загрязнения?

 

- Только сообща люди смогут помочь планете жить в чистоте.

 

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес, 
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.

 

- Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем?

- Что вы усвоили и закрепили на уроке?

 

 

 

 

 

 

- Давайте защитим нашу планету, закроем ее ладошками, спасем от гибели. Если вам урок понравился, и вы старались работать на нем активно, то поддержите нашу планету, прикрепите ладошки.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 Решали задачи, примеры, находили периметр. узнавали способы сохранения природы.

- Ученики оценивают урок и качество своей работы и крепят ладошки к модели планеты.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственную и коллективную деятельность.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор

8. Домашнее задание

Слайд 16.

Составить задачу по математике на экологическую тему.

 

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду.



Литература

1.     Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школе, Москва "Учитель", 2005г;

2. Максименко Н.А. Математика. Занимательные сказочные экологические задания на уроках в начальной школе, Москва "Учитель", 2006г;

3. Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России» М.И. Моро и др. (М.: ВАКО) 2013 ;

 

4. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, Москва «Просвещение» 2011;

 

5.  Учебник  «Математика 2 класс» в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2012г.  под редакцией М.И. Моро и др.

 

Список в сети Интернет

 

1. Экологические задачи на уроках математики -http://skorohodova3.rusedu.net/post/6075/68123

2. Задачи на экологическую тему 1-4 классы-

 http://nachalo4ka.ru/zadachi-na-ekologicheskuyu-temu-1-4-klassyi/

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Кто

землю

лелеет -

того

 земля

 жалеет.

 

 

 

 

 

 

 

 
 


 


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Коммуникативные : навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении, адекватно взаимодействовать в паре и в группе…

Коммуникативные : навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении, адекватно взаимодействовать в паре и в группе…

Структура урока Этап урокаВремяЦель для учителяЦель для учащихся 1

Структура урока Этап урокаВремяЦель для учителяЦель для учащихся 1

Домашнее задание 1 мин

Домашнее задание 1 мин

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Чтобы не случилось такой беды, мы должны помочь нашей планете

Чтобы не случилось такой беды, мы должны помочь нашей планете

Постановка темы, цели и задач урока -

Постановка темы, цели и задач урока -

Какое число находится между числами 53 и 55? (54-О) 3)

Какое число находится между числами 53 и 55? (54-О) 3)

Сегодня мы с вами будем помощниками экологов

Сегодня мы с вами будем помощниками экологов

Сколько пакетов мусора мы собрали за эти два года, чтобы очистить природу от загрязнения? -

Сколько пакетов мусора мы собрали за эти два года, чтобы очистить природу от загрязнения? -

Ольха 95 - у = 25 Осина

Ольха 95 - у = 25 Осина

Физминутка Слайд 11. (По щелчку меняются фигуры) -

Физминутка Слайд 11. (По щелчку меняются фигуры) -

Легко размножаются, как и берёза, быстро растут

Легко размножаются, как и берёза, быстро растут

Предметные: умение производить письменные вычисления в пределах 100

Предметные: умение производить письменные вычисления в пределах 100

Итог урока. Рефлексия - Как мы можем сохранить нашу землю от загрязнения? -

Итог урока. Рефлексия - Как мы можем сохранить нашу землю от загрязнения? -

Литература 1. Касаткина

Литература 1. Касаткина

Кто землю лелеет - того

Кто землю лелеет - того

земля жалеет.

земля жалеет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2024