Тема : « В царстве вежливости и доброты»
Цели:
- способствовать сплочению детского коллектива;
-дать понятие слова «доброта»; мотивировать детей на добрые поступки;
-воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
-Ребята, послушайте притчу великого русского педагога В.А.Сухомлинского
«Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу,
пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого
ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у
него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил
кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы
ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и
внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро,
привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро
оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще
человеком его можно назвать?
- Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к
рассказу?
- Чему учит эта притча?
- Сегодня мы поговорим с вами о важном и нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а целые тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна.
Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, у нас наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны больше сочувствие, сопереживание, внимание и добро?
Доброта... Добро... Что же это такое?
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Послушайте замечательные стихотворения о доброте
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. - А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка –
Она ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово… (здрасьте).
Дед на внучку осерчал –
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо).
Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
- А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:
«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).
Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
–Я очень люблю свою бабушку,
которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная
Шапочка)
Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину
аленького цветочка. (Настенька)
Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
- Я буду показывать вам предметы, которые вам хорошо знакомы, которые вы видите каждый день. А вы должны рассказать какие добрые дела можно совершать с их помощью.
Например: стул – предложить уставшему человеку, уступить своё место.
телефон – узнать о здоровье, собрать друзей.
книга – почитать кому-то, дать товарищу.
иголка – пришить пуговицу, вышить салфетку.
санки – прокатить кого-то, довезти тяжёлую сумку.
кусочек хлеба – накормить голодающих (люди-животные)
Игра «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»
Если вы услышите в моей фразе волшебное слово, то выполняет просьбу(например: «Присядьте, пожалуйста,»).
Если я произнесу свою просьбу без волшебного слова, то вы не должны выполнять это действие. (например, «Встаньте!»)
Хлопните в ладоши, пожалуйста.
Поднимите, пожалуйста, руки вверх.
Опустите руки вниз.
Опустите руки вниз, пожалуйста.
Поставьте руки на пояс.
Поставьте руки на пояс, пожалуйста.
Опустите руки вниз.
Опустите руки вниз, пожалуйста.
Сядьте.
Сядьте, пожалуйста.
-Иногда, сами того не желая, ссорясь и обижая друг друга, вы становитесь неуправляемыми, дерзкими и зачастую своим поведением и грубыми словами огорчаете окружающих людей.
ОПЫТ «Добро и зло»:
стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова. Опустите соль в стакан с водой. Видите как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова сказанные нами никогда не вернутся обратно. «СЛОВО, ЧТО ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ».
-Какой вывод мы должны с вами сделать? (Следить за своими словами. Прежде чем сказать - подумай!)
Но чаще всего от наших грубых слов, страдают самые близкие и дорогие нам люди – это родители.
«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери»- гласит старинная пословица. В ней большая мудрость. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке.
Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети.
Послушайте небольшой рассказ.
В маленькой больнице лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей и мечтали о их будущем.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Вот для чего мне хочется жить…
А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины. В их косах уже серебрилась седина, но они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Наконец, Чернокосая спросила:
-Кем стал твой сын?
-Известным музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает за рубежом.
-А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, сын мой пашет землю, сеет хлеб и убирает урожай.
-Как вы думаете, какая мать оказалась счастливее?
-Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
Месяц лежали в больнице две женщины, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришел.
Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Мы выписываем вас. Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
-Почему выздоровела только одна женщина? Ведь их одинаково лечили?
Вывод:
Помните, что раннюю старость и болезнь родителям приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за своих детей, седеют волосы. Не забываются злые слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но на сердце она оставляет глубокий след.
Мы с вами составим Золотые правила доброго человека.
Учащиеся составляют правила, затем называют их, учитель записывает на доске:
- Защищайте девочек, маленьких детей.
- Не допускайте грубости.
- Старайтесь во всем помочь ближнему.
- Будьте добрым человеком!
- Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и
поступки живут в веках.
- Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все
окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Учись добру у добрых!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую
очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?
«Даром ни одно доброе дело не пропадает». А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
- Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (ответы детей)
- Молодцы.
Пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
- Но не только народ сочинял пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люли. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго |
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н. |
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен |
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон У. |
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Бэкон Ф. |
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп |
- «Доброта лучше красоты»
(Г.Гейне)
- «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и
доброта» (Мигель Сервантес)
- «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак
Руссо)
- «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и
в самом себе» (Вильям Шекспир)
- «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез
Паскаль)
- «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер)
- «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин)
Коллаж «Как прекрасен этот мир».
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, птицы, деревья, фигурки детей, облака, солнце. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовем эту картину? ("Мир", "Как прекрасен этот мир")
У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Никто не рождается нищим, жестоким и бессердечным. Помогая другим, вы, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, равнодушия и безразличия. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Ребята, я надеюсь, что вы
вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. И эти качества будут такими же
крепкими в вас, как эта паутина. Ведь вечные нравственные понятия –
человечность, доброта, порядочность – всегда будут востребованными. Не
забывайте об этом!
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живи на земле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.