Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная школа – детский сад №72
Квест – игра
«Остров исчезающих финансов»
Калининград
2019
Технологическая карта
Игры «Остров исчезающих финансов»
I Методический блок
Участники: |
|
— учащиеся 3-х класcов |
Проблема: |
|
Проблема: — Какие понятия из мира финансов уже нам известны? — В чём состоит секрет финансового успеха? |
Цель: |
|
Цели: — развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности; — расширение базовых знаний в сфере финансовой грамотности; — развитие способности применять предметные знания в решении финансовых задач; — развитие коммуникативных навыков учащихся в области практического применения иностранных языков в области финансовой грамотности; — развитие способности принимать обоснованные решения и совершать эффективные и рациональные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. |
Задачи |
|
Задачи: - формирование коммуникативных компетенций, в том числе, иноязычных, в условиях групповой командной работы; - развитие умения использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета. |
УУД |
|
УУД: Предметные: — Актуализировать знания по финансовой грамотности — Расширить базовые знания по экономике. Личностные: — Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности; — Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; —Формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям; — Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; — Способствование социально-ориентированному взгляду на мир. Метапредметные: Познавательные: — Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников; — Умение объяснять понятия и явления; — Готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников. Регулятивные: — Умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников; — Умение планировать свои действия; — Умение прогнозировать и оценивать свои действия. Коммуникативные: — Развитие навыков коммуникации в группе, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе; — Готовность конструктивно решать конфликты. |
Форма занятия |
|
Командная квест-игра |
Продолжительность занятия |
|
45 минут |
Оснащение Оборудование Дидактический материал |
|
— методическая разработка «Остров исчезающих финансов»; — подготовленный актовый зал; места для команд и зрителей; — компьютер, мультимедиапроектор,
— дипломы участников игры. |
Предварительная работа |
|
Оформление: приготовление актового зала для квест-игры. Подготовка раздаточного материала; подготовка команд.
|
II Содержательный блок
Развернутый сценарий игры.
1. Вступительное слово преподавателя, в котором педагог определяет цели и задачи данной встречи, план проведения мероприятия.
2. Представление команд.
3. Теоретическая часть встречи.
4. Практическая деятельность.
5. Создание рефлексивного плаката «Остров исчезающих финансов».
6. Подведение итогов.
Ход мероприятия
1 этап. Вступительное слово ведущего.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас. Сегодня нас ждет очень увлекательное путешествие в страну финансов. А работать мы будем вместе с учениками из школ нашего района. Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга! Команды, представьтесь, пожалуйста.
2 этап. Представление команд.
3 этап. Теоретическая часть встречи.
Ведущий:
- Всем нам известно, что финансовая грамотность, это, в первую очередь, способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сфере экономики.
- И мы сегодня должны с вами не только актуализировать полученные знания в сфере финансовой грамотности, но и расширить наш запас.
- Если в семье не планируется бюджет, а траты происходят хаотично, то ты всегда живешь на острове исчезающих финансов. Сегодня во время игры вы узнаете 10 лайфхаков для семейного бюджета, которыми сможете поделиться со своими родителями!
- Кто знает, что такое Life hack? (Слайд с надписью «Life hack (англ.) – означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время и деньги).
Сегодня мы будем зарабатывать Life hack’и интеллектуальным трудом, делать анализ финансовых ситуаций и применять математические знания в решении финансовых задач. Все заработанные Life hack’и надо будет разместить на плакатах-памятках по ведению семейного бюджета.
- Ребята, давайте вспомним, какие термины из области экономики вам уже известны? (Ответы)
- Итак, удачной игры. У вас все обязательно получится! Иначе и быть не может, ведь вы такие храбрые, умные, дружные!
4 этап. Практическая деятельность.
Финансовое испытание «Доходы-расходы»
Вам предлагается просмотреть обучающий мультфильм «Азбука денег тётушки Совы. Семейный бюджет». После просмотра за 2 минуты должны заполнить таблицу понятий из области финансов с терминами «доход» и «расход». (Приложение 1). За правильно выполненное задание вы получите Life hack’и для плаката. Итак, время…
Команды работают над заданием.
Ведущий: Заканчиваем работу, итак, команды, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось (ответы команд). Командам раздаются заработанные Life hack’и.
- Ребята, вы прекрасно справились с заданием и мы продолжаем.
Финансовое испытание «Домашний бухгалтер»
- А теперь мы поупражняемся в расчётах. Вам необходимо познакомиться с советами «Как правильно ходить в магазин за покупками», совершить виртуальный поход в магазин. Ваша задача – сделать выгодные для семейного бюджета покупки. (Приложение 2)
Обсуждаем в командах.
Ведущий: Заканчиваем работу, итак, команды, расскажите, пожалуйста, что у вас получилось (ответы команд). Командам раздаются заработанные Life hack’и.
- Ребята, вы прекрасно справились с заданием и мы продолжаем.
Финансовое испытание «Личный бюджет, который работает»
- Следующее задание. Поработайте в группах и составьте примерный бюджет школьника и его вклад в бюджет семьи. Для этого вам нужно будет поделиться своим опытом и составить пути выхода из ситуаций, связанных с вашим личным бюджетом. (Приложение 3)
Ведущий: Пришло время отвечать. Команды, расскажите о своих выводах. (ответы команд)
Финансовое испытание «Семейный бюджет»
- Последнее задание называется «Найдите баланс». Вам предстоит выяснить, какой бюджет у разных семей. Для этого вам придется рассмотреть доходы и расходы разных семей и сделать выводы. (Приложение 4)
Ведущий: Пришло время отвечать. Команды, что у вас получилось. (ответы команд). Какие советы вы можете дать семье Сидоровых, чтобы их бюджет перестал был дефицитным?
Финансовое испытание «Экзамен»
- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам сдать экзамен. Каждый член команды должен будет выполнить тест «Семейный бюджет». (Приложение 5)
5 этап. Создание плакатов с Life hack”ами семейного бюджета.
- Ребята, в процессе игры вы собрали много Life hack”ов, теперь их необходимо грамотно и красочно разместить на листах, чтобы получились плакаты-памятки по ведению семейного бюджета.
6 этап. Заключение. Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним, какая цель была поставлена в начале нашей игры? (ответы ребят)
Давайте проанализируем, какие термины мы уже знали, а с какими познакомились сегодня в процессе игры.
- Какие задания показались вам сложными? Почему? Какие не вызвали затруднений? Вы узнали для себя что-нибудь полезное? Где вам это пригодится?
Команды награждаются дипломами знатоков семейного и личного бюджетов
Всем спасибо за игру! До скорых встреч!
Приложение 1
1. Просмотрите обучающий мультфильм «Азбука денег тётушки Совы. Семейный бюджет».
2. Заполните таблицу, используя материал мультфильма и дополнив данными, известными вам.
Доходы |
Расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Вам необходимо пойти в продуктовый магазин и сделать покупки. У вас есть 1000 рублей. Что из продуктов вы купите?
Конфеты 250 руб.
Чипсы 25 руб.
Мороженое 50 руб.
Газированные напитки 50 руб.
Хлеб 50 руб.
Сахар 40 руб.
Жевательная резинка 20 руб.
Семечки 30 руб.
Масло 100 руб.
Сок 100 руб.
Мясо 250 руб.
Сухарики 30 руб.
Торт 250 руб.
Рыба 150 руб.
Яйцо 50 руб.
Шоколад 50 руб.
Картофель 50 руб.
Молоко 50 руб.
Орешки 100 руб.
Печенье 200 руб.
Крупа (гречневая, пшено) 60 руб.
Фрукты 200 руб.
Приложение 3
Обсудите жизненные ситуации, сформулируйте выводы о том, какой вклад в семейный бюджет можете внести вы.
1. Как я могу помочь пополнить бюджет семьи?
2. Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 10 кроликов, а Оля 8 цыплят. На рынке кролик стоит 100 руб, а цыпленок 200 руб. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?
3. Однажды
Коля проголодался и решил пообедать в столовой, у него было 80 рублей. Коля
прочитал меню и узнал цены. Что может купить Коля в столовой?
Меню
Первые блюда
1. Борщ 30 руб.
2. Рыбный суп 25 руб.
3.
Картофельный суп 15 руб.
Вторые блюда
1.Котлета с картофельным пюре 45 руб.
2. Сосиски с макаронами 30 руб.
3.
Рыба с тушёными овощами 25 руб.
Напитки
1. Чай сладкий 5 руб.
2. Компот 15 руб.
3. Кисель 10 руб.
Приложение 4
Посчитайте доходы и расходы семьи и определите вид семейного бюджета.
Семья Ивановых
Доходы |
Расходы |
Папа - зарплата 45000 |
Питание 30000 |
Мама - зарплата 30000 |
Коммунальные платежи 6000 |
Бабушка – пенсия 12000 |
Хозтовары 1000 |
Оля (студентка) – стипендия 2600 |
Транспортные расходы мамы, Оли и бабушки 3500 |
Петя (школьник) - - - |
Расходы на машину папы (бензин, мойка, автосервис) 10000 |
|
Лекарства 2700 |
|
Репетитор для Пети - 5000 |
|
Мобильная связь, интернет 3500 |
|
Развлечения 5000 |
|
Одежда, обувь от 1000 до 10000 |
Итого: |
Итого: |
Доходы…..Расходы Бюджет………………………………
Семья Петровых
Доходы |
Расходы |
Папа - зарплата 185000 |
Питание дома 30000 |
Мама – не работает |
Питание папы на работе 7000 |
Сын школьник |
Коммунальные платежи 11000 |
Дочь посещает детский сад |
Хозтовары 3000 |
|
Расходы на машины мамы и папы (бензин, автосервис) 25000 |
|
Плата за детский сад 2000 |
|
Мобильная связь, интернет 3000 |
|
Одежда, обувь от 10000 |
|
Развлечения 10000 |
|
Отдых, путешествия … |
Итого: |
Итого: |
Доходы…..Расходы Бюджет………………………………
Семья Сидоровых
Доходы |
Расходы |
Папа - зарплата 32000 |
Питание 35000 |
Мама - зарплата 18000 |
Коммунальные платежи 5000 |
Бабушка – пенсия 9000 |
Хозтовары 1000 |
Оля (школьница) |
Транспортные расходы 3500 |
Петя (детсадовец) |
Лекарства 2000 |
|
Кредит - 5000 |
|
Мобильная связь, интернет 1500 |
|
Плата за сад 2500 |
|
Корм для кошки 1000 |
|
Карманные деньги дочери - 1000 |
Итого: |
Итого: |
Доходы…..Расходы Бюджет………………………………
Приложение 4
Приложение 5
Тест «Семейный бюджет»
1. Какой из видов расходов – ежемесячный?
o посещение цирка
o покупка пальто
o поездка в отпуск
o питание
2. Какие покупки сложно запланировать заранее?
o игрушек
o лекарств
o продуктов
o оплата газа
3. Что в семье относится к расходам?
o папин гонорар
o мамина зарплата
o бабушкина пенсия
o оплата отопления
4. Что в семье относится к доходам?
o покупка одежды
o стипендия
o покупка продуктов
o ремонт обуви
5. По каким причинам родители могут отказывать своим детям в покупке вещей?
o в качестве наказания детей
o жалко тратить
o потому что эти расходы не предусматривались в плане поступлений и трат
o дети сами деньги не зарабатывают
6. Кто из перечисленных не пополняет бюджетный кошелёк?
o папа
o мама
o дедушка
o сын-школьник
Приложение 6
Life hack’и
Чаще пользуйтесь наличными деньгами, а не банковскими картами
Ищем дополнительную подработку
Делаем вещи своими руками.
Как можно заработать и сэкономить бюджет при
помощи хендмейда?
Читайте блоги о финансовом планировании
Обменивайтесь с друзьями вещами
Откажитесь от платного стоматолога
Проходите бесплатные профилактические осмотры
Утепляйте и герметизируйте свой дом
Заведите себе копилку
Ищите бесплатные мероприятия в своем городе
Сократите расходы на отдых. Кемпинг вместо
отеля
Следите за «Черной пятницей». Товары со
скидкой до 90%
Приносите обед на работу из дома
Продайте старые вещи
Экономим на развлечениях для детей
Научитесь откладывать не менее 10-15% со своей
зарплаты
Пользуйтесь общественным транспортом +
экономьте на такси
Делайте заморозки на зиму
Совершайте значимые покупки после праздников
Приобретайте энергосберегающую технику
Экономим на питомцах. Домашний корм,
приготовленный самостоятельно
Используйте банкомат вашего банка, чтобы не
платить комиссию
Покупайте вещи и одежду на распродажах в
интернет-магазинах, а также на «Авито» и «Юла»
Ремонтируйте, а не выбрасывайте одежду
Избегайте частых походов в гипермаркеты и
крупные торговые центры
Составляйте бюджет на месяц вперед
Покупайте дешевые и доступные аналоги дорогих
лекарств
Грамотно экономьте электричество и воду
Благотворительные магазины и сайт «Дару дар».
Любые вещи бесплатно!
Используйте скидочные купоны
Забудьте о фастфудах и кафе. Недорого и
правильно питаемся дома
Делайте разумные покупки, составляя список
перед походом в магазин
Экономьте на продуктах питания и еде
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.