Разработка занятия по теме:
«Я и художественный образ» (10 класс)
Цели:
1) Обучающие (предметные результаты): совершенствование умения сжимать информацию, аргументировать свою позицию в публичном выступлении.
2) Развивающие (метапредметные результаты):
- формировать систему универсальных учебных действий учащихся (личных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- развивать базовые способности школьников (мышление, обобщение, рефлексия, действие);
- совершенствовать умение создавать образовательных продукт: собственное обобщение, ментальную карту.
3) Воспитательные (личностные результаты):
- расширить культурный кругозор обучаемых, обогатить их речь;
- рассмотреть феномен понятия «художественный образ» как важнейшей части восприятия мира;
- умение работать в коллективе, группах (микрогруппах).
Ход занятия
I стадия – вызов
Цели: актуализация имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы; самостоятельная постановка целей познавательной деятельности.
Формируемые УУД:
- личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности;
- коммуникативные: участие в речевом общении, умение слушать и слышать других, готовность корректировать свою точку зрения;
- регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения уже известного и неизвестного.
Слово учителя. Индивидуальный опрос. Обратимся к теме нашего занятия.. На где вы уже встречались с понятием «художественный образ»? Перед вами картина (репродукция И.Шишкин «Рожь»). Какой образ создает автор? Прослушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Какой образ создан в стихотворении? Похож ли он на живописный? Что их отличает? Прослушайте фрагмент П.И.Чайковский «Жатва» из цикла «Времена года». Что объединяет все эти произведения? Можем ли мы говорить здесь о художественных образах? Всегда ли для вас был понятен этот термин? До конца ли понятно значение? Составьте ассоциативные ряды к этому понятию (работа в микрогруппах на отдельных листочках) Озвучивание результатов, запись на доске получившихся ассоциаций.
Методический комментарий: появление версий у учащихся, выявление того, что известно, что нет, оказывается, что имеют отдельные представления, но без системы и взаимосвязи. Демонстрируют разные стороны одного и того же понятия. При этом, обращаем особое внимание на то, что учащиеся знают отдельные составляющие этого понятия, могут привести примеры. Не давать окончательных оценок, отмечать положительные и интересные моменты в работе каждой группы.
Слово учителя: Итак, мы видим, что у нас нет единого представления о том, что такое «художественный образ». Что вы хотите узнать об этом понятии? Почему важно иметь о нем представление? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока для себя, ставят задачи; делаем записи на доске).
II стадия – осмысление содержания.
Цели: получение новых знаний; их систематизация; поддержка целей, поставленных на стадии вызова.
Формируемые УУД:
- коммуникативные: свободно, точно, правильно, логично, аргументированно излагать материал, свои мысли; участвовать в общении; учиться работать в группе;
- познавательные: владеть различными видами чтения (изучающее, детальное), представлять информацию в указанной форме(текст – в схему); дать полное определение понятию;
- регулятивные: сверять собственный результат с заданным эталоном.
Слово учителя: давайте обратимся к определению (см. раздаточный материал). Прочитайте его, выделите ключевые слова, которые позволят ответить на вопрос: Что такое «художественный образ»? Отличаются ли эти ключевые понятия от тех, которые вы выписывали в ассоциативных рядах? Совпало ли ваше представление о художественном образе с теоретическим материалом? Заполните маркировочную таблицу:
Уже знал «+» |
Думал иначе «-» |
Новое «!» |
Есть вопросы «?» |
|
|
|
|
Что получилось? Группы озвучивают результаты, сравниваю полученное.
Методический комментарий: при такой работе с текстом ученики не просто механически его читают, а целенаправленно преломляют его сквозь призму своих целей, собственных вопросов. Учащиеся перерабатывают текст, сжимают его в конспект, систематизируют мышление, учатся выделять главное. При повторном чтении, коллективном обсуждении внимание еще раз обращается на ранее неизвестное, что способствует лучшему запоминанию новой информации.
Слово учителя: Итак, что мы узнали о художественном образе? Выполнили мы поставленные задачи (см. целеполагание).
III стадия – рефлексия.
Цель: создание целостного представления о предмете.
Формируемые УУД:
- регулятивные: выделить и осознать, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения информации;
- коммуникативные: участвовать в речевом общении, создавать ментальную карту; выступать публично.
- личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; участвовать в творческом процессе.
Сегодня на занятии мы много узнали о понятии «художественный образ», отметили основные термины, без которых нельзя представить это понятие. А теперь давайте попробуем составить ментальную карту-схему этого понятия, заполнив пропущенные части схемы. (учащимся выдается не полностью заполненная схема, в которую они должны будут разместить выписанные понятия и ключевые слова, установив между ними связи).
Методический комментарий: в зависимости от уровня класса, уровня его подготовки и уровня сформированности коллектива, умения работать совместно можно выдавать и пустые листы, давая задание полностью самостоятельно составить ментальную карту, или давать на выполнение задания большее количество времени.
Представление результатов.
Слово учителя (индивидуальный опрос): Что у вас получилось? Что не получилось? Что было особенно трудным? Где и когда вам пригодится составленная схема? Какие представления об искусстве и литературе сумели обобщить?
Методический комментарий: на этой стадии формируется личностное отношение к понятию, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
IV стадия – домашнее задание.
Составьте ментальную карту на темы: «Образ мира в искусстве и литературе Древней Руси»; «Образ мира в литературе и искусстве классицизма», «Образ мира в литературе и искусстве сентиментализма», «Образ мира в литературе и искусстве романтизма».
Методический комментарий: берем только те художественные направления, которые более проработаны в 5-9 классах, о которых учащиеся имеют более подробную информацию, могут привести примеры. Можно давать также для подготовки термины, примеры произведений литературы и искусства, которые могут помочь в составлении ментальной карты.
Приложение 1
Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности, создание максимально полной картины мира, формирует эстетический идеал. Специфика в том, что художественный образ не только отображает действительность, но и ее осмысливает, а также создает вымышленный мир. На создание художественного образа влияет историческая эпоха, которая определяет особенности мировоззрения автора, направление в искусстве и литературе, а также личность самого автора и факты его биографии, что создает определенную позицию автора и влияет на методы познания мира (созерцание, интерпретация, оценка). В итоге художественный образ служит для создания художественного произведения, задача которого – воздействовать на читателя, слушателя, зрителя. Художественное произведение невозможно без использования художественных средств выразительности, которые определяются в зависимости от жанра и направления в искусстве и также служат средствами воздействия, влияют на восприятие произведения.
Приложение 2
Модуль 1 на систему: Художественный образ
Система:
|
Художественный образ
|
|||||||||
I. Структура: |
|
|||||||||
1. Элементы системы:
|
реальный мир |
сенсорика |
интеллект |
социум (духовность) |
||||||
1.2. Функция элементов системы: |
природа, общество, человек |
эмоциональное восприятие мира |
отражает противоречия |
морально-нравственные основы |
||||||
1.3, Виды связей элементов системы:
|
|
|||||||||
1.4. Функция видов связей системы: |
Формирует представление о мире и передает авторскую позицию |
|||||||||
1.5. Функция системы: |
Максимально полное освоение картины мира на всех элементах системы |
|||||||||
2. Нормы связей (отношений) т.е. законы: |
Нормы этики, эстетики, законы искусства |
|||||||||
3. Метод функционирования системы: |
Эмоционально-чувственный |
Воздействия |
Созерцания |
Интерпретации |
||||||
4. Результат функционирования системы:
|
Жанры: Эпос Лирика Драма роман стихотворение трагедия рассказ эпиграмма драма повесть эпитафия комедия новелла элегия водевиль эпос песня притча ода дневник сонет путешествие мадригал хроника дума Лиро-эпические басня поэма баллада |
|||||||||
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: художественный образ, художественное произведение, этика, эстетика, художественные средства выразительности, жанры, методы
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.