Разработка метазанятия "Я и художественный образ"
Оценка 5

Разработка метазанятия "Я и художественный образ"

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература
10 кл—11 кл
11.02.2020
Разработка метазанятия "Я и художественный образ"
Разработка метазанятия "Я и художественный образ" (10 класс)
Я и художественный образ.docx

Разработка занятия по теме:

«Я и художественный образ» (10 класс)

Цели:

1)    Обучающие (предметные результаты): совершенствование умения сжимать информацию, аргументировать свою позицию в публичном выступлении.

2)    Развивающие (метапредметные результаты):

- формировать систему универсальных учебных действий учащихся (личных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);

- развивать базовые способности школьников (мышление, обобщение, рефлексия, действие);

- совершенствовать умение создавать образовательных продукт: собственное обобщение, ментальную карту.

3)    Воспитательные (личностные результаты):

- расширить культурный кругозор обучаемых, обогатить их речь;

- рассмотреть феномен понятия «художественный образ» как важнейшей части восприятия мира;

- умение работать в коллективе, группах (микрогруппах).

 

Ход занятия

 

I стадия – вызов

Цели: актуализация имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы; самостоятельная постановка целей познавательной деятельности.

Формируемые УУД:

- личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

- коммуникативные: участие в речевом общении, умение слушать и слышать других, готовность корректировать свою точку зрения;

- регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения уже известного и неизвестного.

Слово учителя. Индивидуальный опрос. Обратимся к теме нашего занятия.. На где вы уже встречались с понятием «художественный образ»? Перед вами картина (репродукция И.Шишкин «Рожь»). Какой образ создает автор? Прослушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Какой образ создан в стихотворении? Похож ли он на живописный? Что их отличает? Прослушайте фрагмент П.И.Чайковский «Жатва» из цикла «Времена года». Что объединяет все эти произведения? Можем ли мы говорить здесь о художественных образах? Всегда ли для вас был понятен этот термин? До конца ли понятно значение? Составьте ассоциативные ряды к этому понятию (работа в микрогруппах на отдельных листочках) Озвучивание результатов, запись на доске получившихся ассоциаций.

Методический комментарий: появление версий у учащихся, выявление того, что известно, что нет, оказывается, что имеют отдельные представления, но без системы и взаимосвязи. Демонстрируют разные стороны одного и того же понятия. При этом, обращаем особое внимание на то, что учащиеся знают отдельные составляющие этого понятия, могут привести примеры. Не давать окончательных оценок, отмечать положительные и интересные моменты в работе каждой группы.

Слово учителя: Итак, мы видим, что у нас нет единого представления о том, что такое «художественный образ». Что вы хотите узнать об этом понятии? Почему важно иметь о нем представление? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока для себя, ставят задачи; делаем записи на доске).

II стадия – осмысление содержания.

Цели: получение новых знаний; их систематизация; поддержка целей, поставленных на стадии вызова.

Формируемые УУД:

- коммуникативные: свободно, точно, правильно, логично, аргументированно излагать материал, свои мысли; участвовать в общении; учиться работать в группе;

- познавательные: владеть различными видами чтения (изучающее, детальное), представлять информацию в указанной форме(текст – в схему); дать полное определение понятию;

- регулятивные: сверять собственный результат с заданным эталоном.

Слово учителя: давайте обратимся к определению (см. раздаточный материал). Прочитайте его, выделите ключевые слова, которые позволят ответить на вопрос: Что такое «художественный образ»? Отличаются ли эти ключевые понятия от тех, которые вы выписывали в ассоциативных рядах? Совпало ли ваше представление о художественном образе с теоретическим материалом? Заполните маркировочную таблицу:

Уже знал «+»

Думал иначе «-»

Новое «!»

Есть вопросы «?»

 

 

 

 

  Что получилось? Группы озвучивают результаты, сравниваю полученное.

Методический комментарий: при такой работе с текстом ученики не просто механически его читают, а целенаправленно преломляют его сквозь призму своих целей, собственных вопросов. Учащиеся перерабатывают текст, сжимают его в конспект, систематизируют мышление, учатся выделять главное. При повторном чтении, коллективном обсуждении внимание еще раз обращается на ранее неизвестное, что способствует лучшему запоминанию новой информации.

Слово учителя: Итак, что мы узнали о художественном образе? Выполнили мы поставленные задачи (см. целеполагание).

III стадия – рефлексия.

Цель: создание целостного представления о предмете.

Формируемые УУД:

- регулятивные: выделить и осознать, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения информации;

- коммуникативные: участвовать в речевом общении, создавать ментальную карту; выступать публично.

- личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; участвовать в творческом процессе.

Сегодня на занятии мы много узнали о понятии «художественный образ», отметили основные термины, без которых нельзя представить это понятие. А теперь давайте попробуем составить ментальную карту-схему этого понятия, заполнив пропущенные части схемы. (учащимся выдается не полностью заполненная схема, в которую они должны будут разместить выписанные понятия и ключевые слова, установив между ними связи).

Методический комментарий: в зависимости от уровня класса, уровня его подготовки и уровня сформированности коллектива, умения работать совместно можно выдавать и пустые листы, давая задание полностью самостоятельно составить ментальную карту, или давать на выполнение задания большее количество времени.

Представление результатов.

Слово учителя (индивидуальный опрос): Что у вас получилось? Что не получилось? Что было особенно трудным? Где и когда вам пригодится составленная схема? Какие представления об искусстве и литературе сумели обобщить?

Методический комментарий: на этой стадии формируется личностное отношение к понятию, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

IV стадия – домашнее задание.

Составьте ментальную карту на темы: «Образ мира в искусстве и литературе Древней Руси»; «Образ мира в литературе и искусстве классицизма», «Образ мира в литературе и искусстве сентиментализма», «Образ мира в литературе и искусстве романтизма».

Методический комментарий: берем только те художественные направления, которые более проработаны в 5-9 классах, о которых учащиеся имеют более подробную информацию, могут привести примеры. Можно давать также для подготовки термины, примеры произведений литературы и искусства, которые могут помочь в составлении ментальной карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности, создание максимально полной картины мира, формирует эстетический идеал. Специфика в том, что художественный образ не только отображает действительность, но и ее осмысливает, а также создает вымышленный мир. На создание художественного образа влияет историческая эпоха, которая определяет особенности мировоззрения автора, направление в искусстве и литературе, а также личность самого автора и факты его биографии, что создает определенную позицию автора и влияет на методы познания мира (созерцание, интерпретация, оценка). В итоге художественный образ служит для создания художественного произведения, задача которого – воздействовать на читателя, слушателя, зрителя. Художественное произведение невозможно без использования художественных средств выразительности, которые определяются в зависимости от жанра и направления в искусстве и также служат средствами воздействия, влияют на восприятие произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Модуль 1 на систему:                                Художественный образ

Система:

 

Художественный образ

 

I. Структура:

 

1. Элементы системы:

 

реальный мир

сенсорика

 интеллект

социум

(духовность)

1.2. Функция элементов системы:

 природа, общество, человек

эмоциональное восприятие мира

отражает противоречия

морально-нравственные основы

1.3, Виды связей элементов системы:

 

           

сенсорика,духовность,реальный мир,интеллект
 

 

 

 

 

 

 


1.4. Функция видов связей системы:

Формирует представление о мире и передает авторскую позицию

1.5. Функция системы:

Максимально полное освоение картины мира на всех элементах системы

2. Нормы связей (отношений) т.е. законы:

 

Нормы этики, эстетики, законы искусства

3. Метод функционирования системы:

Эмоционально-чувственный

Воздействия

Созерцания

Интерпретации

4. Результат функционирования системы:

 

Жанры:

Эпос                               Лирика                                   Драма

роман                             стихотворение                        трагедия

рассказ                           эпиграмма                               драма

повесть                          эпитафия                                  комедия

новелла                          элегия                                       водевиль

эпос                                песня

притча                            ода

дневник                          сонет

путешествие                  мадригал

хроника                          дума

Лиро-эпические

басня   поэма   баллада

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: художественный образ, художественное произведение, этика, эстетика, художественные средства выразительности, жанры, методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

ЧТО ВЛИЯЕТ?,ЛИЧНОСТЬ АВТОРА,ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА,ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ,ПОЗНАНИЕ МИРА
МЕТОДЫ,СОЗЕРЦАНИЕ,ОЦЕНКА,ИНТЕРПРЕТАЦИЯ,ПОЗИЦИЯ,ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
КАРТИНА МИРА
ПРОДУКТ
РЕЗУЛЬТАТ
,ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ,АВТОРСКИЙ ВЫМЫСЕЛ,ВОЗДЕЙСТВИЕ,ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ,ЖАНРЫ,МАКСИМАЛЬНО ПОЛНОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ МИРА
 

 

 


 


Разработка занятия по теме: «Я и художественный образ» (10 класс)

Разработка занятия по теме: «Я и художественный образ» (10 класс)

Что их отличает? Прослушайте фрагмент

Что их отличает? Прослушайте фрагмент

Методический комментарий: при такой работе с текстом ученики не просто механически его читают, а целенаправленно преломляют его сквозь призму своих целей, собственных вопросов

Методический комментарий: при такой работе с текстом ученики не просто механически его читают, а целенаправленно преломляют его сквозь призму своих целей, собственных вопросов

Методический комментарий: на этой стадии формируется личностное отношение к понятию, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний

Методический комментарий: на этой стадии формируется личностное отношение к понятию, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний

Приложение 1 Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности, создание максимально полной картины мира,…

Приложение 1 Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности, создание максимально полной картины мира,…

Приложение 2 Модуль 1 на систему:

Приложение 2 Модуль 1 на систему:

Результат функционирования системы:

Результат функционирования системы:

Приложение 3

Приложение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020