Разработка открытого урока информатики и ИКТ «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»
Оценка 5

Разработка открытого урока информатики и ИКТ «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»

Оценка 5
doc
29.11.2023
Разработка открытого урока информатики и ИКТ  «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»
Методическая разработка по теме Построение графиков и диаграмм.doc

Разработка открытого урока информатики и ИКТ

 «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»

Информатика и история

    

Цели: 1) учебная - применение ЭТ для решения задач, построение графиков и диаграмм по алгоритму;

2) развивающая - формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать и анализировать;

3) воспитательная - воспитание нравственных качеств гражданского долга перед отечеством, земляками.

Задачи урока: 1) повторение определения диаграммы; 2) умение выбирать тип диаграмм; 3) закрепление основных навыков работы с ЭТ.

Тип урока: урок-практикум.

Технология – элементы проблемного обучения

 

I этап – Орг. момент  

 

Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Итак, начинаем.

1.      Тема нашего урока: «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков».

Тема  нашего  урока  «Электронные  таблицы  и  диаграммы». 

Изучаемый  материал  соответствует  учебному  плану.  На  прошлом  уроке  вы  получили  навыки  построения  графиков  и  диаграмм,  сегодня  же  закрепим  полученные  знания. 

 

-  Какие  ассоциации  вызывает  у  вас  понятие  «таблица»?

 

Учащиеся: бухгалтер, расчеты, статистические показатели, инженерные расчеты… (методика ассоциативный ряд)

Обратить внимание, что ответы должны быть полными, дети поднимают руки

Учитель.   Любой  цифровой  материал,  где  требуется  сравнение,  указание  соотношений,  изучение  динамики  изменения  можно  представить  графически.  Графики,  диаграммы,  таблицы  дают   нам  наглядные  и  более  убедительные понятия  о  тех  или  иных  явлениях.

А данные  для их построения выбираются по каким-то параметрам (например, возраст, количество, дата и т.д.)

-  Какие  бывают  диаграммы?  Где  их  можно  использовать?

(- гистограмма или столбчатая диаграмма;

- линейчатая;

- график;

- круговая;

- с областями;

- точенчная.)

- С  какой  целью  применяются  графики?

 

Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?

Учащиеся: научится строить диаграммы

2.      Да, сегодня на уроке мы  повторим и обобщим знания, закрепим умения создавать электронные таблицы, строить диаграммы и графики, применим изученный материал для наглядного отображения той информации, которую получим на этом уроке.

 

II этап - Актуализация опыта учащихся

1.      Для начала вы будете работать в группах. В каждой группе свое задание. 1-я – подбирает верное определение, 2-я – работает с тестом логического ранжирования, 3-я – находит нужную формулу.

Цель: проверка теоретических знаний, полученных на прошлом уроке

 

 Карточки с заданиями, лежат на ваших столах. Если вы готовы, то можете  приступить  к работе. На выполнение задания я даю вам 2 минуты.

Задание 1. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.

(Учащиеся работают с набором карточек.)

 

Электронные таблицы - это

выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.

Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.

Формула - это

при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

Относительные ссылки -

Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Абсолютные ссылки -

число, текст и формула

                            

Это опорные понятия, которые будут нам необходимы будут сегодня.

 

Задание 2. «Восстанови порядок». Назовите и покажите основные этапы создания диаграмм (Тест логического ранжирования)

 

     Карточки с текстом лежат в произвольном порядке:

 Выбор типа диаграммы

 Создание таблицы с числовыми данными

 Запуск Мастера диаграмм

 Выделение необходимого диапазона данных

 Форматирование и редактирование областей диаграммы

 

Задание 3. «Найди пару» - В ячейке C1 записана формула =$A1*В1. Какой вид приобретет формула, после того как ее скопируют из ячейки C1 в ячейку D5?

Завершаем работу в группах. Прошу группы представить результаты своей работы

 По первому заданию необходимо  было подобрать соответствующие понятия и определения. (1д, 2е, 3а, 4с, 5б)

 По второму заданию необходимо было установить порядок:

 2. Создание таблицы с числовыми данными

4. Выделение необходимого диапазона данных

 3.Запуск Мастера диаграмм

 1.Выбор типа диаграммы

 5.Форматирование и редактирование областей диаграммы

Давайте еще раз внимательно посмотрим на алгоритм построения диаграмм, так как тема нашего урока Построение диаграмм

Это опорные понятия, которые будут необходимы нам сегодня.

И по третьему заданию  переписать  правильную формулу в строку формул  верный ответ – г)

 

2.      Учитель: На предыдущем уроке мы рассмотрели виды диаграмм. Ответьте мне, пожалуйста, для чего необходимы  диаграммы?

Ответы учащихся:

§  для наглядного графического представления информации;

§  для сравнения нескольких величин;

§  для сравнения нескольких значений одной величины;

§  для слежения за изменением  значений величины.

 Давайте вспомним, для какого набора данных используется конкретный тип диаграмм (линейчатая – для сравнения величин, круговая – для отображения частей целого, график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от  времени и др.)

3. Учитель: подводя итоги работы каждой группы, можно сделать вывод, что вы знаете определения, разбираетесь в терминологии, группы поработали слаженно, следовательно, переходим к практическому применению знаний.

 

III этап. Применение знаний и закрепление изученного.

  1.  Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какой Великий праздник отмечает наш народ в мае?

Ученики: Праздник Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Учитель:     9 Мая 1945 года произошло самое знаменательное событие в истории нашей страны – Победа в Великой Отечественной войне. Благодаря мужеству и отваге каждого участника тех событий, мир был избавлен от фашизма.

Сегодня на уроке   мы  обратимся  к  цифрам,  связанным  с  этим  событием.  Последствия  2-й  мировой  войны  сказываются  и  сегодня,  хотя  прошло  уже  почти 80  лет  со  дня  её  окончания.

 

Путь нашего народа к Победе в Великой Отечественной войне был долгим и исключительно трудным. Великий, поистине бессмертный подвиг совершил в этой битве советский народ и его Вооруженные Силы.

Звучит музыка «Вставай страна огромная»

Нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало гнев, возмущение и огромный патриотический подъем жителей Дона. Дончане воевали, работали в госпиталях, строили оборонительные сооружения и рыли окопы, эвакуировали предприятия. Города и районы области внесли неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В городах и районах области во время оккупации действовали  167 партизанских отрядов, подпольных организаций и других патриотических групп.

За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистами, около 280 человек – уроженцев Ростовской области   были  удостоены высшего звания страны - Героя Советского Сою­за. Четверо из них были удостоены этого звания дважды. 57 человек стали полными кавалерами орденов Славы.

За подвиги, совершенные на территории Ростовской области, более 40 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1982 г. за мужество и отвагу, проявленные ростовчанами в годы Великой Отечественной войны, город Ростов-на-Дону был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В преддверии празднования 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Ростову-на-Дону было присвоено почетное звание «Город воинской славы».

 

Прошло почти 80 лет со дня Победы, но подводить итог еще рано, количество жертв той войны продолжает увеличиваться (проводятся поисковые работы, рассекречиваются документы и т.д). Цифры, известные сейчас, не являются последними.

Среди героев есть и наши земляки. Назовите их:

102

Лелюшенко, Дмитрий Данилович

02.11.1901 — 20.07.1987

генерал армии, командир 39-й отдельной танковой бригады

07.04.1940,
06.04.1945

Клята Платон Федосеевич - К 14 июля 1944 года Клята совершил 273 успешных боевых вылета — 28 днём и 245 ночью. Он 49 раз летал в качестве осветителя, 87 раз поджигал цель, 20 раз летал в качестве контролёра.

Алекса́ндр Аро́нович Пече́рский - Участник Великой Отечественной войны, организатор единственного успешного восстания в немецком лагере смерти Собибор 14 октября 1943 года.

Кутахов, Павел Степанович

16.08.1914 — 03.12.1984

главный маршал авиации, командир эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт)

01.05.1943,
15.08.1984

 

  1. Учитель: Обратите внимание, у вас на столах лежат карточки  с текстом, необходимо прочитать его, подобрать правильную таблицу и определить какой тип диаграммы будет соответствовать поставленному каждому тексту вопросу.  Какие данные необходимо выделить для построения диаграмм. Работаем группами по 3 человека

Завершаем работу с текстом. Какой тип диаграмм вы выбрали к 1 заданию, ко 2-му? Почему?

Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним основные правила ТБ (фронтальный опрос)

Ученики:  не трогать провода, розетки, соблюдать осанку, расстояние до монитора не менее 65см, руки опираются на предплечья.

 Учитель: не забываем, что для построения графиков и диаграмм, необходимо правильно выбрать данные из таблиц, выделив их. Каждый работает индивидуально, но ответы на вопросы будете искать вместе и отвечать будет кто-то один от имени всей группы.

Дерзайте, решайте. Удачи вам! Учащиеся выполняют выбранные задания на компьютере в среде MS Excel.

Учитель. Я вижу, что вы справились с поставленной задачей.

При работе за компьютером самым уязвимым органом является зрение. Чтобы снять усталость и зрительное напряжение проведем физкультминутку.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть на яркое пятно кабинета (считать до 5).

3.      Цифры говорят о многом, например, о точном количестве, но  теперь посмотрите на свои графики из них мы тоже можем сделать свои выводы. Посмотрите внимательно еще раз и ответьте на вопросы: (исследование графиков)

  1. Какого возраста люди в основном стали жертвами войны? 
  2. В какой области, среди показанных, осталось меньше населения? Какая область понесла наибольшие потери мирного населения?
  3. Почему женского населения в России больше, чем мужского?
  4. Почему количество, погибших озвученное после войны было намного меньше, той цифры, которую озвучили позже?

5.      Когда Советская Армия понесла наибольшие потери?

 

IV этап – Подведение итогов.

Займите свои места за партами и оцените свою работу за урок.

Домашнее задание. Возьмите со столов белые листы – это ваше ДЗ. Необходимо набрать таблицы в Excel, построить возможные диаграммы.

 

 5 этап – Рефлексия

Учитель.  Ребята, я надеюсь, что наше общение на уроке было взаимообогащающим. Кому понравился урок? Вы можете сказать, что узнали много нового на уроке? Какую работу вам понравилось выполнять больше: тест-опросник, работа с текстом, построение графиков.

 

 

 Я благодарю вас за урок.  Урок окончен.  


Скачано с www.znanio.ru

Разработка открытого урока информатики и

Разработка открытого урока информатики и

II этап - Актуализация опыта учащихся 1

II этап - Актуализация опыта учащихся 1

По первому заданию необходимо было подобрать соответствующие понятия и определения

По первому заданию необходимо было подобрать соответствующие понятия и определения

Нападение фашистской Германии на

Нападение фашистской Германии на

Учитель: не забываем, что для построения графиков и диаграмм, необходимо правильно выбрать данные из таблиц, выделив их

Учитель: не забываем, что для построения графиков и диаграмм, необходимо правильно выбрать данные из таблиц, выделив их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2023