Проектно-исследовательская деятельность учащихся по биологии
Оценка 4.6

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по биологии

Оценка 4.6
Документация
doc
биология
11 кл +1
27.11.2023
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по биологии
опыт работы учителя биологии в урочной и во внеурочной деятельности
Описание опыта работы.doc

Ф.И.О.

Фокина Татьяна Михайловна

Учреждение

МОКУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области

613095 Кировская область, Оричевский районП Зенгино Оричевскогорайона ул.Рабочая д 4, кв 6, 

телефон 89539435884

Должность

Учитель биологии, химии. основ проектной деятельности

Стаж работы в должности   47 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта

Формирование общественно значимых качеств личности  на основе исследовательской деятельности экологической направленности

2. Источник изменений

Через экологическое образование и воспитание лежит путь к осознанию каждым человеком значимости сохранения природной и окружающей его среды, разумного отношения в экологическом аспекте к производственной деятельности и защите всех компонентов природной среды.

3. Идея изменений

Формирование глубоких экологических знаний, практических умений, определяющих личностное отношение к проблемам окружающей среды, и осознания величайшей значимости природы для человека, ответственности за состояние окружающей среды через включение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность по решению экологических проблем во взаимодействии с внутренним и внешним социумом.

4. Концепция изменений

Актуальность

Острота  и актуальность формирования и развития общественно значимых качеств личности на современном этапе развития общества.

Новизна

Организация целенаправленной работы в вопросах экологического воспитания школьников в процессе взаимодействия с внутренним и внешним социумом на основе проектно- исследовательской деятельности (социальных проектов)

 рассматривается как стратегия формирования личности.

Ожидания

Развитие общественно значимых личных качеств учащихся, формирование сознательного восприятие окружающей природной среды, убеждённости и необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию её богатств, пониманию важности воспроизводства естественных ресурсов.

Затруднения в реализации, риски

Необходимость дополнительного финансирования, научно-методического обеспечения и научного руководства.  Затруднения в отслеживании общественно значимых качеств личности из-за отдаленности получения результатов во времени.

5. Условия реализации изменений

Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей формирование общественно значимых личностных качеств у школьников через учебную и природоохранную деятельность. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Компетентность педагогов в процессах  экологического воспитания.

6. Результат изменений

У школьников формируется социально-ориентированный взгляд на окружающий мир:  овладение основами экологической грамотности, правилами нравственного поведения  в мире природы и людей. Они способны регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека. Активное участие в природоохранных делах.

За последний 2020-2023 год разработано и реализовано 7 исследовательских ученических проектов и 2 социальных разной тематики. Увеличилась активность учащихся, в выполнении творческих заданий и исследовательских проектов. Выход образовательного учреждения с результатами учебно-исследовательских и конкурсных работ учащихся и педагогов на региональный и Всероссийский уровень. Положительная динамика подтверждается победами на региональных конкурсах – 6 призовых мест

7. Публикации

Фокина Т.М.

7. Описание инновационного опыта учителя

Особенности расположения школы. Поселок Зенгино входит в состав Гарского сельского поселения. Школа средняя общеобразовательная с1967 года.

Специальная развивающая среда.

- Наличие материальной базы. Учебное оборудование по предмету,  методические пособия и УМК по экологии Черновой, по биологии Понамаревой. Достаточность оборудования для проведения опытов, лабораторных,  практических  и исследовательских работ. Наличие экологической тропы.

- Наличие кадров по экологическому воспитанию. Компетентность учителей биологии, химии, географии, начальных классов; их подготовка по программе  «Экология».

- Использование разнообразных форм, методов и приемов деятельности в решении задач экологического воспитания. Экологические школьные конференции, десанты по благоустройству населенного пункта и прилегающей территории, акции. Конкурсы фотографий и рисунков, сочинений и сказок. Работа кружка «Юный эколог». Выпуск листовок – призывов  и оформление стендов по итогам проведенных мероприятий,  представление информации через районную газету «Искра».

- Взаимодействие с социумом. Внутренний социум – учащиеся школы, учителя, обслуживающий персонал, родители. Внешний социум – население, администрация поселения, сельский Дом культуры, библиотека,  «Областной Дворец мемориал», районный ДДТ,, Оричевская районная организация рыболовов и охотников ,«Кировское областное общество охотников и рыболовов»,  охотбаза «Россохи»

.   Выполнение социальных проектов, исследований экологической направленности в урочной и внеурочной деятельности.

  1). Подготовка учащихся к проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе

базируется на технологиях, в основе которых , активизация деятельности.

Создание на к уроке и во внеурочной деятельности ситуации стимулирования

с опорой на собственный опыт через специальную развивающую среду, которая побуждает к наблюдению и экспериментированию, стимулирует самообучение и саморазвитие. Чередование индивидуальной и коллективной деятельности на основе самостоятельного поиска путей решения проблем и реализации поставленных целей. Организация познавательной деятельности с использованием самоконтроля,  взаимоконтроля и   рефлексии способствует формированию умения наблюдать, исследовать, ставить опыты, сравнивать, классифицировать, получать информацию о природе от семьи и от окружающих людей. Школьники овладевают навыками выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы и социуме, осуществляют информационный поиск при выполнении проектных и исследовательских работ.

2). Практические природоохранные умения и навыки формируются у учащихся путём проведения экологических десантов и благоустройства территории в окрестностях п.Зенгино внеурочной деятельности и в экологическом звене лагеря отдыха в летний период.

Исследовательские проекты с привлечением взрослых(специалистов и любителей).

 - Изучение природного мира в окружающей среде (кабаны, видовой состав рыб, крупных зверей):

наблюдения, видов зверей окрестностей  п.Зенгино - материалы представлены в Оричевскую районную организацию «Оричевское общество охотников и рыболовов» и Областное Управление животным  миром,  на региональные конкурсы исследовательских работ учащихся конференцию «Человек и природа», областной конкурс «Гимн воде».

- Исследование искусственных водоемов поселения: состояние, химический состав воды, биоиндикация, очистка искусственных  прудов совместно с взрослым населением по программе «Программа местных инициатив граждан».

-Исследование и паспортизация местных естественных озер Россохово, Чумичное. Святое и реки Зенгинка, изучение видового состава рыб естественных озер поселения и реки Вятки,

-Исследование лесного массива, очистка от мусора, учет числа муравейников, оборудование места отдыха и кострищ

Исследование видового состава зверей окрестностей Гарского сельского поселения и причин приближения зверей к населенным пунктам.

 

 

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Зенгино Оричевского

Индивидуальный проект

 

 

 

Зверьё моё

 

 

 

Работу выполнил:                                                ученик 9 класса МОКУ СОШ п. ЗенгиноОричевского района Казаковцев Иван

Руководитель:                                                                учитель биологии,                                                           химии                                                             МОКУ СОШ п. ЗенгиноОричевского района                                                        Фокина Татьяна                                                                Михайловна

 

 

Зенгино, 2020 г

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проекта

Деревня Большие Гари находится в Оричевском районе Кировской области. Вблизи населённого пункта находятся Левановский лес, Обжеринский лес, лес Орловского района, малогарские лесные массивы.

Леса являются местом обитания животных. Животный мир Кировской области богат и разнообразен. Географическое положение Кировской области и разнообразие природных условий на её территории накладывает отпечаток на животный мир. В фауне области встречаются виды таёжных экосистем и открытых пространств.      

Антропогенное воздействие на природные экосистемы оказывает влияние на животный мир. Вырубка лесов, лесные пожары обедняют места обитания и пищевые ресурсы животных. Населённые пункты оказываются привлекательным местом для животных и, поэтому звери заходят в населённые пункты. Дикие животные представляют опасность для населения, они являются переносчиками опасных заболеваний, например бешенства, наносят вред культурным посадкам, являются угрозой домашним животным. Наблюдение и изучение за дикими животными, которые могут оказаться вблизи населённого пункта, является актуальной проблемой.

Цель:  изучить видовой состав диких зверей деревни Большие Гари.

Задачи:

1.Изучить подополнительным источником литературы материал о животных Кировской области.

2.В течение 2019-2020 гг. вести наблюдения и учет диких животных деревни Большие Гари.

3.Выяснить причины приближения зверей к населённому пункту.

4.Сделать заключение и разработать рекомендации по теме проекта.

Предмет исследования: видовой состав зверей деревни Большие Гари.

Объект исследования: дикие животные класса млекопитающие.

Гипотеза: предполагаем, что дикие звери разных видов  заходят в населённый пункт и представляют опасность.

Планируемый результат проекта: выявить видовой состав зверей, причины их приближения к деревне Большие Гари.

Продукт проекта: список видового состава диких зверей окрестностей деревни Большие Гари.

Новизна исследования заключается в отсутствии в истории поселения  обобщенных сведений о зверях, которых можно встретить в окрестностях нашей деревни.

Для этого нам было необходимо составить список диких зверей, оценить их численность, распространение и  сезонность встреч.

При написании работы были использованы следующие методы:

- сбор сведений в литературе и других источниках;

- опрос охотников поселка;

- экскурсии по маршруту д. Большие Гари;

- визуальный учет следов,  учет по следам жизнедеятельности;

- фотографирование;

- определение встреченных объектов животного мира посредством определителей; фотографий в литературе и в интернете; подтверждение правильности определения у специалистов-биологов;

- оценка численности, распространения и сезонности встреч по личным наблюдениям, сведениям специалистов-биологов, литературным источникам.

Значение работы для оценки экологического риска: если человек не знает видового многообразия животных,  причин приближения диких животных к поселкам и сельскохозяйственным угодьям, то деятельность его может привести к снижению численности видов, что может стать причиной уменьшения видового многообразия в природе и нарушению устойчивости сообществ.

 

 

 

Этапы работы над проектом

 

IПодготовительный этап

1.1 Изучение литературы о животном  мире Кировской области

1.2 Подбор методики учета численности животных по следам

IIОсновной этап

2.1 Определение видов животных при визуальном контакте.

2.2 Определение видов животных по следам их деятельности.

2.3 Составление списка животных обнаруженных в окрестности деревня Большие Гари.

IIIЗаключительный этап

3.1Сделать заключение по проекту, выяснить причины приближения животных к населенному пункту иразработать рекомендации по теме проекта.

 

 

Описание проекта

 

IПодготовительный этап

1.1 Животный мир Кировской области

 

Изучив литературу по теме исследовательской работы, мы установили, что в книге «Энциклопедия Земли Вятской. Том седьмой. Природа» [1] содержится полный перечень млекопитающих и птиц, обитающих на территории области. Вместе с темиздание не содержит сведений о биологии отдельных видов зверей и птиц.

В книге «Леса Кировской области» [2] есть раздел, посвященный промысловой фауне (охотничьим животным, обитающим в лесах Кировской области). Там содержатся краткие описания основных охотничьих животных области и их образа жизни, в основном они посвящены обитателям лесов. Издание «Вятскими охотничьими тропами»[3] публикует более подробные сведения по биологии охотничьих зверей и птиц, обитающих в Кировской области. Вместе с тем, данная книга содержит информацию по охотничьим видам зверей и птиц.

Природные условия Кировской области разнообразны. Населяющие животные подразделяются на три основные группы: обитатели лесов, водоемов, полей. В видовом составе фауны господствуют лесные животные. Значительная часть видов населяет реки, озера и болота. Что касается третьей группы, то она сравнительно малочисленна. Таежные леса области богаты млекопитающими, птицами, насекомыми. Среди млекопитающих немало хищников. В густых лесах северных районов встречается бурый медведь. Обитателем хвойной тайги является рысь, крупный представитель семейства кошачих. Гораздо реже встречается росомаха. Из мелких хищников в тайге обитают лесная куница, хорек, горностай, колонок и другие. Некоторые хищники распространены главным образом в мелких лесах и перелесках, поблизости от деревень и сельскохозяйственных угодий. К ним относятся лисица и волк. Известно, что волка часто называют «санитаром леса». Это правильно для тех стран, где волков почти нет. В Кировской области волк — не «санитар», а беспощадный и опасный хищник, уничтожающий домашних животных.

 В Кировской области водятся крупные копытные животные— лоси. Они живут в лиственных лесах и на заболоченных угодьях. Из отряда грызунов - белка. В еловых и лиственных лесах обитает заяц-беляк.

Животный мир водоемов. Многие животные находят благоприятные условия для своего развития в водоемах, богатых растительным кормом. В состав этой группы входят млекопитающие, птицы и рыбы.

К обитателям водоемов относятся норка и речная выдра, живущие по долинам лесных речек. С 1940 года началась реакклиматизация речного бобра.         

В лесах много грызунов. Самый распространенный представитель этого, завезенного из Воронежской области- бобр. Сначала его выпустили на реке Белой Холунице, а затем на реке Пушме (Подосиновский район). 

Переселенцем в Кировскую область является ондатра, похожая на водяную крысу. С 1936 года она распространилась повсеместно, проникла даже в городские водоемы. Ондатра стала одним из главных пушных животных области. В 1950 году началось расселение в Оричевском районе уссурийской енотовидной собаки. Вид быстро расселился по речным долинам. В области встречаются многие виды охотничьих животных РФ (Приложение1).

 

1.2 Методика учета численности животных по следам

 

 

 Для определения видовой принадлежности имеют значение внешние особенности следов, их очертания, наличие отпечатков когтей и пяточных мозолей, размеры самого следа и промежутка между соседними отпечатками, расстояние от одного до другого следа по ходу движения[3].

         Помимо вида зверя важно определить свежесть следа и направление его движения. Предпочтительно иметь дело со следами, появившимися только что или минувшей ночью, по пороше. Однако иногда, особенно при работе по крупному зверю, нельзя пренебрегать и более старыми следами. Для установления их возраста надо учитывать многие признаки.

Как определить свежесть следа?

      При определении свежести следов учитываются два основных фактора: биология поведения животного (его суточная активность) и особенности погоды. Например, если активность животного ночная, а снегопад кончился вечером и следы не припорошены, значит, давность их не позднее ближайшей ночи.

     При определении свежести следов используются также следующие закономерности:  при солнечной погоде на глубоком снегу свежий след выглядит нежно. Если видны мельчайшие детали следа, черточки от когтей или кончиков копыт, выброс снега ажурный, похож на снежную пену - зверь только что был здесь[3].

 

1.3 Место проведения исследований

Деревня Большие Гари Оричевского района расположена в 12 км от районного центра п. Оричи и 53км от областного центра г.Киров. Д. Большие Гари расположена на территории Гарского сельского поселения (приложение1, рис.1). Климат континентальный умеренно холодный. Большую роль в формировании климата играют воздушные атлантические массы. Немалое значение имеют периодические вторжения холодного арктического воздуха, которые весной и осенью сопровождаются заморозками, а зимой резкими понижениями температуры. Почвенный рельеф относится к дерново-подзолистому типу. Наряду с суглинистыми почвами имеются супесчаные, песчаные и торфоболотные. В большинстве своем они бедны гумусом и имеют повышенную кислотность.

Деревня расположена в Оричевском районе, в центральной части Кировской области, середине таежной зоны, поэтому ее флора по своему составу и происхождению, как и растительность, является неоднородной. В основном повсеместно преобладает ель, представленная двумя видами. Ель обыкновенная или европейская (Piceaabies) и ель сибирская (Piceaobovata), сосна обыкновенная (Pinussylvestris). Из пород уральско-сибирского происхождения наиболее обычна пихта сибирская (Abiessibirika), лиственница (Larix), встречаются и кустарники - бузина сибирская (Sambucussibirika),. Большую роль в формировании растительного покрова играют мелколиственные породы деревьев - береза повислая (Betulapendula) и осина (Populustremula).

К таёжной группе травянистых растений, распространённых по всей зоне тайги, относятся такие, как кислица обыкновенная (Oxalisacetosella), майник двулистный (Maianthemumbifolium), седмичник европейский (Trientaliseuropaea), ожика волосистая (Luzulapiloza) и другие.

Из широколиственных пород деревьев произрастают липа мелколистная (Tiliaplatyphyllos), Многочисленна группа травянистых растений, связанных с распространением широколиственных пород деревьев. Это такие, как звездчатка ланцетовидная (Stellariamedia), сныть обыкновенная (Aegopodiumpodagraria), сочевичник весенний (Lathyrusvermis), копытень европейский (Asarumeuropeum), медуница (Pulmonariaofficinalis), ясменник душистый (Asperullaodorata), зеленчук жёлтый (Galeobdolonluteum) и другие. Ландыш майский (Convallariamaialis), купена (Polygonatumofficinalis), сон-трава (Pulsatillapatens), цмин песчаный (Helichrysumarenarium) относятся к южноборовым видам.

 

 

IIОсновной этап

 

2.1 Определение видов животных по следам их деятельности.

 

       В зимнее время можно провести учет численности и определение видов зверей по следам.не только со следами в классическом представлении, т.е. отпечатками лап, но и с другими оставляемыми животными следами своей жизнедеятельности. Под следами жизнедеятельности обычно понимают:

1) следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы, посорка (мусор) от передвижения зверей по ветвям;

2) следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;

3) следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лежки, ходы под снегом и пр.;

4) следы жизненных отправлений – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом;

5) информационные следы – следы передачи информации, указывающие на занятость территории – царапины и закусы на деревьях или земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.

Важно помнить, что следы той или иной группы почти никогда не встречаются в чистом виде, например, следы передвижения могут быть связаны с поиском пищи, а мочевыми точками часто метится территория[4].

 

 

2.2Определение видов животных при визуальном контакте

 

Знакомство со следами позволяет прежде всего определить вид животного, которое их оставило. Крупных зверей нетрудно опознать по отдельным отпечаткам лап или копыт.  Другое дело – следы мелких зверьков. Часто они бывают настолько неясными и сходными у разных видов, что здесь надежнее руководствоваться оценкой не отдельных отпечатков, а цепочек следов и учитывать характерные особенности передвижения, добывания пищи, повадок и другие признаки поведения[6].

 

 

 

2.3 Составление списка животных обнаруженных в окрестности деревня Большие Гари

 

 Определение видового состава зверей, встреченных в окрестностях д.Б.Гари, оценка их численности и распространения проводились в 2019-2020гг. Были совершены 6 маршрутов, данные занесены в таблицу 1

 

 

Таблица 1 - Перечень зверей и птиц, встреченных в окрестностях д. Б. Гари, оценка их численности, распространения и сезонности встреч

№ п/п Наименование          Числен

ность  Распространение

                                   Места встреч Сезонность встреч

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Отряд - Грызуны

Сем. - Беличьи

1.         Обыкновенная белка (Sciurusvulgaris)        единично       деревня Б .Гари            круглогодично

Сем. - Мышиные

2.         Полевая мышь (Musmusculus)         много  повсеместно  круглогодично

 

Отряд - Хищные

Сем. - Собачьи

3.         Енотовидная собака (Nyctereutesprocyonoides)    Единично

            Склад сена и соломы за деревней

            осень

Сем. Куньи

4.         Лесная куница (Martesmartes)         единично       В прилегающем лесном массиве д.Б.Гари         осень

Отряд - Парнокопытные

Сем. - оленьи

5          Лось                От массива леса до торфяников за фермой         

Сем. Свиньи

6          Кабан  часто   повсеместно  круглогодично

            Отряд зайцео

бразные          Сем Заячьи               

7          Заяц - беляк   часто   Повсеместно Зима, лето

 

Проведен социологический опрос населения д. Б. Гари по выяснению мнения населения о численности популяций животных и их опасности для жителей поселения. Данные опроса занесены в таблицу 2.

 

 

Таблица 2 - Социологический опрос населения п. Зенгино

Число опрошенных жителей          Возраст

(лет)    Расположение

участка           Мнение о численности животных Мнение об

опасности для

населения

17        14 -78  Окрестности поселка           возросла         Существует

 

 Анализ результатов социологического опроса показывает, что из 17 жителей, пожелавших принять участие в опросе,  все отмечают возросшую численность популяций животных и встречали животных, или следы их деятельности вблизи сельхозугодий: вытоптанные и поеденные участки посадок картофеля, следы животных и на снегу в зимнее время, и на почве обработанных огородов и полей

          В результате опросов и личных наблюдений установлено, что в  окрестностях  зафиксированы встречи с 7 видами диких зверей  (таблица 1), из них все 7- млекопитающие. По собранным данным:опрос,  визуальное наблюдение произвели оценку их статуса, распространения, численности и сроков обитания (встреч).

     В результате исследования составлен перечень из 7 видов диких зверей, встреченных в окрестностях деревни, из них 7 видов – млекопитающих животных. Встреченные звери являются представителями 6 отрядов и 7 семейств.

Из литературы мы узнали, что на территории Кировской области обитает 64 вида млекопитающих [8; с. 440, 462]. Таким образом в  окрестностях д.Б. Гари встречено 7,9%  от общего числа видов млекопитающих, обитающих на территории области. Из 7 учтенных видов   можно встретить круглогодично 6, которые встречаются на всей обследуемой территории,

Один  из встреченных видов (енотовидная собака)- акклиматизированный вид, завезенный на территорию Кировской области в XX веке с других территорий[7].

 

 

 

IIIЗаключительный этап

 

 

Заключение

Таким образом, нам удалось достичь цели исследования и выполнить задачи:

Изучены источники литературы.

Собраны сведения об обитателях животных д. Большие Гари.

Составлен  перечень зверей, оценить их численности, распространение и сезонность встреч

Сравнили данные  с результатами исследований по Кировской области: обнаружено 7 видов, что составляет 7,9% от общего числа видов Кировской области.

По результатам исследования мы пришли к выводу, что в районе д. Б.Гари можно встретить  разнообразие диких зверей, в том числе нетипичных для крупных населенных пунктов.

Вместе с тем, составленный перечень далеко не полный, так как некоторые животные  ведут скрытый образ жизни, и обнаружить их непросто. Таким образом, могут появиться новые сведения о встречах с животными, не включенными в перечень, составленный по результатам исследования.

Кроме того, исследования  мы ограничили лишь одним классом – млекопитающих. Вместе с тем, есть сведения о встречах в районе д.Б.Гари с пресмыкающимися и амфибиями. Также в прилегающих водоемах обитают рыбы, видовой состав которых не изучался в рамках работы.

Таким образом, данное исследование очень перспективно в рамках дальнейшего развития данной темы, либо проведения отдельных исследований по заданной тематике.

 

Причины приближения животных к населённому пункту

 

*Территория Кировской области, Оричевский р-н, д. Б. Гари прилегающие леса и болота является местом обитания животных, о чем свидетельствуют их следы жизнедеятельности: следы, помет, перерытый почвенный покров.

*За последние годы зима в Кировской области  отмечается малоснежной, что является благоприятным фактором для размножения кабанов и др. видов.

*Основной  враг, обитающий в ближайших окрестностях, малочислен.

*Большая плодовитость значительно превышает его истребления.

*Картофель является жировочным кормом.

*Сельскохозяйственные угодья расположены вдалеке и вблизи от центра населенного пункта (п.Зенгино). Во время кормежки там не появляются люди.

 

Рекомендации:

Для отвлечения животных охотхозяйствам рекомендуется:

1. Сооружать солонцы и вести подкормку в охотничьих угодьях.

2. Разваливать на подкормочных площадках картофель и зерно для увеличения кормовой базы в угодьях кабана и отвлечения его от сельхозугодий населенных пунктов.

3.  Регулировать отстрел животных, но и отслеживать браконьерские отстрелы.

Для населения:

1.         Огораживание участков сельхозугодий изгородью.

2.         Сооружение отпугивающих чучел.

Использование химических средств отпугивания

 

Список используемых источников

 

1.Энциклопедия земли Вятской. Том седьмой. Природа. [Текст],-Киров: ГИПП «Вятка», 1997.-606 с.

     2.Леса Кировской области [Текст].- Киров: ОАО «Кировская областная           типография», 2008.-400 с.

3.Вятскими охотничьими тропами [Текст].- Киров: ОАО «Дом печати – Вятка», 2009.-432 с.

 4.Ресурсы основных видов охотничьих животных и охотничьи угодья России (1991-1995 гг.). М.: ЦНИИЛ Главохоты, 1996. 226 с.

5.Трофимов Г. А. Почему снизилась добыча белки // Охота и охотничьехоз-во.1958.№5.

6. Черкасов А.А. Записки охотника восточной Сибири – М.: Издательство: Физкультура и спорт, 1990. – 575 с.

 

7.https://ru.wikipedia.org/wik

 

Приложение 1

Класс Млекопитающие

Отряд Грызуны

Семейство Беличьи

Белка обыкновенная.

Статус. Нередкий длялеса вид, встречается в отдельные годы очень часто.

Распространение. Мы неоднократно встречали белку и следы ее деятельности во время экскурсий в разное время года и пришли к выводу, что она живет во всех лесных массивах окрестностей поселка. Белка не боится людей и охотно принимает угощения. В управлении охраны и использования животного мира пояснили, что численность белки подвержена сильным колебаниям и ее можно встретить только в периоды максимальной численности этого вида (приложение2). В литературе пишут, что во время миграции белки появляются в местах, им не свойственных – в тундре, степных колках, населенных пунктах[2; с. 54].При недостатке кормов белки совершают массовые миграции, забегая даже в крупные города [3; с. 193].

Численность. Единичные встречи и следы.

Сроки обитания. Круглогодично.

 

Семейство Мышиные

Лесная мышь.

Статус. Обычный вид.

Распространение. Встречается на всей протяженности всех троп маршрута.

Благодаря своей способности к сосуществованию с человеком мыши распространились по всему миру и являются одним из самых многочисленных видов млекопитающих.  Поселяясь рядом с человеком, домовые мыши устраивают свои гнёзда в самых укромных и защищённых уголках, чаще всего под полом, в кучах мусора и бытовых отходов, на чердаках, в лесу и на полях – многочисленные норы [4].

Нами неоднократно фиксировались следы мышей на снегу на всей протяженности

Численность - Средняя

Сроки обитания. Круглогодично.

 

 

Отряд Хищные

Семейство Собачьи

Енотовидная собака. В России енотовидная собака первоначально водилась только в Уссурийском крае и в южной части Амурской области.

В40-х годахпрошлого столетия енотовидная собака появилась в нашей области в связи с выпуском в соседних регионах – Татарии и Горьковской области. В 50-х годах были специальные выпуски енотовидной собаки на территории области. Всего в Кировской области было выпущено 155 особей. В настоящее время встречается повсеместно [3; с. 185].

Распространение – долины рек.

Численность. Единично.

Сроки обитания. Осень.

 

Семейство Куньи

Лесная куница – обитатель лесов. В литературе указано, что она избегает открытых пространств и в населенных пунктах не живет [2; с. 46].

Статус: В лесах – обычный вид, случайно заходящий из прилегающих к населенному пункту лесов.

Распространение- повсеместно в лесах.

Численность. Единично.

Сроки обитания. Осень.

 

 

Отряд Парнокопытные

Семейство Оленьи

Лось.

Статус частый вид наших  лесов.

Распространение. Широко распространен, в лесах окрестностей поселка – обычный вид охотничьих животных.

Численность. Массовый вид .

Сроки обитания. Осень.

Отряд Зайцеобразные

Семейство Зайцевые

Заяц беляк

Статус частый вид наших  лесов

Сроки обитания Круглогодично.

Распространение. Широко распространен, в лесах окрестностей поселка – обычный вид охотничьих животных.

Численность. Массовый вид.

      В пределах своего обширного ареала заяц-беляк распространён неравномерно, тяготея к угодьям, обеспечивающим ему питание и надёжную защиту. Наиболее равномерно он расселён летом, когда кормов много и передвигаться легко; осенью и зимой совершает сезонные кочёвки. В годы высокой численности его местообитания наиболее разнообразны. Практически повсеместно обычен в долинах крупных рек, где не только находит хорошие кормовые условия, но и спасается от паразитов, «купаясь» в приречном песке. В тундровой зоне тяготеет к кустарниковым ; обычен у морского побережья. В лесной зоне почти не встречается в сплошных лесных массивах с высокой сомкнутостью древостоя; наиболее привлекательны для него леса, разреженные лугами, речными долинами, а также с участками старых, зарастающих гарей и вырубок. Очень благоприятны для беляка центральные районы России, где хвойные участки леса обычно соседствуют с лиственными и сельхозугодьями. Избегает обширных открытых болот. Повсеместно встречается поблизости от населённых пунктов.

 

 

 

 

      Отряд Парнокопытные

Семейство Свиньи

Кабан

Статус частый вид наших  лесов

Сроки обитания. Круглогодично.

Распространение. Широко распространен, в лесах окрестностей поселка – обычный вид охотничьих животных.

Численность. Массовый вид.

Кабан — всеядные парнокопытное нежвачное млекопитающее из рода кабан (Sus). Отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от кабана (и других близких видов), обладает более коротким и плотным телом, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, острые. Постоянно растущие верхние и нижние клыки торчащие изо рта вверх, у самца гораздо более развиты, чему самки.

Упругая щетина, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине что-то вроде гривы с гребнем, который топорщится при возбуждении животного. Зимой под щетиной растёт густая и мягкая подпушь. Щетина чёрно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток буровато-серый, благодаря этому общая окраска серо-чёрно-бурая, морда, хвост, нижняя часть ног и копыта — чёрные. Пёстрые и пегие экземпляры редки и их считают потомками одичавших домашних свиней

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ф.И.О. Фокина Татьяна Михайловна

Ф.И.О. Фокина Татьяна Михайловна

Увеличилась активность учащихся, в выполнении творческих заданий и исследовательских проектов

Увеличилась активность учащихся, в выполнении творческих заданий и исследовательских проектов

Человек и природа», областной конкурс «Гимн воде»

Человек и природа», областной конкурс «Гимн воде»

Наблюдение и изучение за дикими животными, которые могут оказаться вблизи населённого пункта, является актуальной проблемой

Наблюдение и изучение за дикими животными, которые могут оказаться вблизи населённого пункта, является актуальной проблемой

Описание проекта IПодготовительный этап 1

Описание проекта IПодготовительный этап 1

Для определения видовой принадлежности имеют значение внешние особенности следов, их очертания, наличие отпечатков когтей и пяточных мозолей, размеры самого следа и промежутка между соседними отпечатками,…

Для определения видовой принадлежности имеют значение внешние особенности следов, их очертания, наличие отпечатков когтей и пяточных мозолей, размеры самого следа и промежутка между соседними отпечатками,…

Helichrysumarenarium) относятся к южноборовым видам

Helichrysumarenarium) относятся к южноборовым видам

Отряд - Грызуны Сем. - Беличьи 1

Отряд - Грызуны Сем. - Беличьи 1

Один из встреченных видов (енотовидная собака)- акклиматизированный вид, завезенный на территорию

Один из встреченных видов (енотовидная собака)- акклиматизированный вид, завезенный на территорию

Огораживание участков сельхозугодий изгородью

Огораживание участков сельхозугодий изгородью

Отряд Хищные Семейство Собачьи

Отряд Хищные Семейство Собачьи

Отряд Парнокопытные Семейство

Отряд Парнокопытные Семейство

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по биологии

Проектно-исследовательская деятельность учащихся по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2023