Путешествие в страну русского языка. Внеклассное мероприятие
Оценка 4.6

Путешествие в страну русского языка. Внеклассное мероприятие

Оценка 4.6
doc
28.11.2023
Путешествие в страну русского языка. Внеклассное мероприятие
Путешествие в страну Русского языка.doc

Методическая разработка внеурочного мероприятия

 

    Название работы:  «Путешествие в страну русского языка»

 

 

 

«Путешествие в страну Русского языка»

      Внеклассное мероприятие по русскому языку, предназначенное для обучающихся 5х-6х классов, может быть организовано в рамках проведения предметной недели по русскому языку и литературе. Мероприятие проводится в форме игры-путешествия команд, сформированных из числа обучающихся, по станциям, расположенным в разных учебных кабинетах. Количество станций может быть сокращено или увеличено с учетом ситуации конкретной школы. Каждой станции присвоено определенное название. На каждой станции работает организатор (педагог, проводящий конкурсные задания, выставляющий в маршрутном листе команды результат, полученный командой на его станции). Перед началом игры все команды получают маршрутные листы. В них указан точный путь следования участников команды (то есть, названия станций в определенной последовательности), максимальное количество баллов, которое может заработать команда на каждой станции, и выделена специальная колонка, куда вносится командный результат, полученный после каждого испытания (Образец маршрутного листа  размещен в разделе «Приложение»). На выполнение заданий на каждой станции команде отводится определенное количество времени. После прохождения участниками всего маршрута, подсчитывается общий результат каждой команды, определяется команда-победитель, участникам и победителям вручаются памятные «медальки» или иные памятные знаки.

      Игра-путешествие - одна из интересных и полезных форм организации внеурочной деятельности по учебному предмету. Во время игры любой обучающийся может раскрепоститься, раскрыться и не бояться неудач. Во время игры формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быстро ориентироваться в предложенной речевой ситуации,  повышается уровень восприятия, интерес к русскому языку.

 

 

 

 

 

 

Конспект внеклассного мероприятия

«Путешествие в страну Русского языка»

 

Цели: Формирование уважительного отношения к родному языку, повышение интереса к русскому языку как учебному предмету, расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, памяти, умения работать в команде.

Ход мероприятия:

1.          Организационная линейка.

Знакомство с правилами проведения игры-путешествия, деление на команды (Команды могут быть сформированы или заранее, или путем жеребьевки на линейке),  представление команд (Название), получение командами маршрутных листов.

 

2*.  Прохождение командами маршрута по станциям (Строго в соответствии с последовательностью станций, указанных в маршрутном листе каждой команды).

 

2*. Станции и конкурсные задания:

 

Станция «Смекалка» (на выполнение – 7 минут)

Задание: Ответьте на 6 вопросов. Максимальный балл за все выполненные задания – 6:

1) Как маленький столик превратить в большой? (от  слова СТОЛИК отнять суффикс –ИК  - получится СТОЛ).

2) Есть ли в русском языке слова, в которых нет корня?(да, например, глагол ВЫНУТЬ: вы – приставка, ну – суффикс, ть – окончание).

3) Знаете ли вы слова, в которых рядом стоят сразу три одинаковые гласные буквы?            (ДЛИННОШЕЕЕ животное)

4) В каком русском глаголе слово НЕТ слышится целых 100 раз? (СТОНЕТ)

5) Какое слово принадлежит только каждому из нас, а употребляют его наши знакомые, друзья и родные?(ИМЯ).

6) Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? ( АЗ- БУ- КА).

                 Станция «Фразеологическая» (на выполнение – 7 минут)

Задание: Собери фразеологизмы. Максимальный балл за все выполненные задания – 10:

 

1)       Повесить                                           А) удочки

2)       Смотреть сквозь                               Б) нюни

3)       Вставлять палки в                            В) колеса

4)       Вешать                                               Г) голову

5)       Сесть                                                  Д) под ногами

6)       Сматывать                                         Е) баклуши

7)       Распустить                                         Ж) нос

8)       Нестись сломя                                   З) в калошу

9)       Гореть                                                И) лапшу

10)  Бить                                                    К) пальцы

1- Ж  2-К  3-В  4-И  5-З  6-А  7-Б  8-Г  9-Д  10-Е

 

Станция «Грамотеи» (на выполнение – 7 минут)

Задание: Исправьте ошибки в тексте. Максимальный балл за  выполненное задание –34:

 

 

                                          Дарагие питикласники!

 

         Пишыт  вам низнайка. Как вашы дила?

         Я жыву весила, многа гуляю и нилюблю делать уроки. Зато чяста бывайу взаапарке фкино наречьки. А вы где бываите?

         Напишыти и вы мне писмо.     

 

                                 Пака                                                                    Низнайка.

 

                                        Дорогие пятиклассники!

 

         Пишет  вам Незнайка. Как ваши дела?

         Я живу весело, много гуляю и не люблю делать уроки. Зато часто бываю в зоопарке, в кино, на речке. А вы где бываете?

         Напишите и вы мне письмо.     

 

                                 Пока                                                                    Незнайка.

 

Станция «Старинная» (на выполнение – 7 минут)

Задание: Дайте современное толкование старорусских слов. Максимальный балл за все выполненные задания – 10:

 

1. выя (ШЕЯ)

2. десница (ПРАВАЯ РУКА)

3. очи (ГЛАЗА)

4. чело (ЛОБ)

5. уста (ГУБЫ)

6. ланиты (ЩЕКИ)

7. шуйца (ЛЕВАЯ РУКА)

8. перст (ПАЛЕЦ РУКИ)

9. зеница (ЗРАЧОК, ГЛАЗ)

10.ветрило (ПАРУС)

Станция «Писатели» (на выполнение – 7 минут)

Задание: В течение семи минут написать рассказ из 20 слов, в котором все слова будут начинаться на одну букву (О или Н). Команде засчитывается балл, соответствующий количеству слов в составленном тексте, но не более 20 баллов. То есть максимальный балл – 20:

Станция «Морфологическая» (на выполнение – 7 минут)

 

Задание: Ответьте на 10 вопросов. Максимальный балл за все выполненные задания – 10:

 

1) Образуйте форму множественного числа существительного «дно»?(ДОНЬЯ)

2) Какие 3 местоимения самые чистые? (ВЫ МЫ ТЫ)

3) Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие? (Первую «о»: ПОЛОТНО – ПЛОТНО)

4) Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом?(Букву «е» на «и»: ПЕНАЛ – ПИНАЛ)

5) Какое местоимение может работать приставкой? (Местоимение ВЫ :например, ВЫПЕЧКА)

6) Может ли ударение превратить существительное в глагол?

(ДА, МОЖЕТ: зАпах – запАх, пЕкло – пеклО, пОсох – посОх …)

7)Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине?

(ЧЕК – ЗАМОЧЕК, КУСОЧЕК …)

8) Самая математическая часть речи – это …(ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ)

9) Отметь существительное, которое употребляется только в форме множественного числа:

а) ромашки б) брюки в) овощи г) пироги  (БРЮКИ)

10) О какой части речи это стихотворение?

       Определяю я предметы,

       Они со мной весьма приметны.

       Я украшаю вашу речь, 

       Меня вам надо знать, беречь. ( О ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ).

 

Станция «Синтаксическая» (на выполнение – 7 минут)

 

Задание: Из предложения «Иногда снег падал с  провисших веток и обрушивался на землю тяжёлыми хлопьями» выписаны сочетания слов. Но не все эти сочетания являются словосочетаниями. Найдите ошибочные варианты. Максимальный балл за все выполненные задания – 3:

а) иногда снег; (ОШИБКА)

б) снег падал; (ОШИБКА)

в) падал с веток;

г) на землю; (ОШИБКА)

д) обрушивался на землю;

е) иногда падал;

ж) обрушивался хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

и) с провисших веток

 

Станция «Русская пунктуация» (на выполнение – 7 минут)

 

Задание: Расставьте пропущенные знаки препинания. Максимальный балл за все выполненные задания – 8:

      Конь вышел вытянул голову заржал.

     Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок.

     Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб фыркает.

     Все улыбаются радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.    

 

     Конь вышел, вытянул голову, заржал.

    Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой, подумал, а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок.

    Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб, фыркает.

 

    Все улыбаются, радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

 

 

                           3.  Итоги. Общий сбор команд после прохождения маршрута. Подсчет общего количества баллов в маршрутном листе каждой команды (осуществляется организаторами, работавшими на станциях), определение команды- победителя, вручение памятных наград.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Приложение

Образец маршрутного листа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

 

          Команда _________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция

Каби

нет

Макси-

мальный

балл

Резуль

тат

Рос-

пись

 

1

«Смекалка»

№  16

6

 

 

2

«Фразеологии

ческая»

 

№  14

 

10

 

 

3

«Грамотеи»

№  12

34

 

 

4

«Старинная»

№  11

10

 

 

5

«Писатели»

№  18

20

 

 

6

«Морфологическая»

№  13

10

 

 

7

«Синтаксическая»

№  15

3

 

 

8

«Русская пунктуация»

 

№  17

 

9

 

 

 

ОБЩИЙ

ИТОГ:

Макс.     102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Литература для учителя:

 

  Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

  Волина В.В. Занимательное  азбуковедение: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.

  Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992год.

  Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по рус. яз.:Книга для учащихся 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1989.

 

Интернет-ресурсы по русскому языку и литературе

 

  Интернет-ресурсы по русскому языку и литературе - http://www.logozavr.ru/362/ (ребусы)

  Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru

  Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

  Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru

  Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru

  Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru

  Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru

  Интернет-ресурсы для учителя русского языка

  Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам

 http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

  Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка

http://www.slovari.ru/default.aspx?p=2572

  Малый академический словарь (МАС)

http://feb_web.ru

  Орфография и пунктуация http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html

  Правила русской орфографии и пунктуации

http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html

  Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920

  Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

http://rus.rusolymp.ru

  Говорим и пишем правильно - http://community.livejournal.com/pishu_pravilno

  Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"

http://rus.1september.ru

  Журнал "Язык человека"

http://www.philol.msu.ru/~humlang

  Конкурс "Русский Медвежонок _ языкознание для всех"

http://www.rm.kirov.ru

  Крупнейший мировой ресурс по лингвистике

http://linguistlist.org

  Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

http://tramvision.ru/words/pal.htm

 


Методическая разработка внеурочного мероприятия

Методическая разработка внеурочного мероприятия

Цели: Формирование уважительного отношения к родному языку, повышение интереса к русскому языку как учебному предмету, расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, памяти,…

Цели: Формирование уважительного отношения к родному языку, повышение интереса к русскому языку как учебному предмету, расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, памяти,…

Распустить

Распустить

Станция «Писатели» (на выполнение – 7 минут)

Станция «Писатели» (на выполнение – 7 минут)

Станция «Русская пунктуация» (на выполнение – 7 минут)

Станция «Русская пунктуация» (на выполнение – 7 минут)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский

Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский

Еженедельная газета "Русский язык"

Еженедельная газета "Русский язык"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2023