Разработка открытого урока литературы в 8 классе
по роману Абдуллы Кадыри «Скорпион из алтаря»
Подготовительный этап. Каждый ученик прочитал в полном объёме роман А,Кадыри «Скорпион из алтаря». Класс заранее разделён на творческие группы, каждая из которых выполняет своё задание.
Группа «Биографы» - сообщение и стенгазета по биографии А.Кадыри.
Группа «Литературоведы» - сообщение об истории создания романа «Скорпион из алтаря».
Группа «Лингвисты» - разработка толкового словаря к произведению.
Группа «Эксперты» ведёт «Двухчастные дневники».
Тема урока:" Скорпион из алтаря" Абдуллы Кадыри -- один из первых реалистических романов в узбекской литературе"
Цели урока:
образовательные: проанализировать и понять суть произведения А.Кадыри «Скорпион из алтаря», выявить нравственные качества героев;
развивающие:развивать связную речь, логическое мышление, формировать коммуникативные навыки, а также навыки выступления перед аудиторией;
воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; способствовать воспитанию таких качеств, как забота о других, честность и справедливость, умение дружить, человечность, стремление к преодолению трудностей.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: читательская конференция.
Оборудование:портрет АбдуллыКадыри, текст романа «Скорпион из алтаря», вопросные листы, рисунки учащихся к роману, бейджики для докладчиков и экспертов, оценочные листы, видеопроектор, объяснительный словарь.
Ход урока.
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Наш урок-конференция посвящён роману Абдуллы Кадыри «Скорпион из алтаря». Сегодня мы с вами прикоснёмся к страницам этого замечательного произведения, ярко отображающего картины жизни и истории узбекского народа, вспомним героев романа, поговорим обих борьбе за свою свободу и любовь.
2. Выступление докладчиков.
Регламент:
«Биографы» - 3 минуты
«Литературоведы» - 3 минуты
«Лингвисты» - 2 минуты.
v Примерный текст выступления группы «Биографы».
Абдулла Кадыри родился в 1894 году на окраине Ташкента в семье разорившегося торговца Кадыра-бобо, занимавшегося виноградарством. Кадыр-бобо прожил долгую жизнь ( он умер в 1924 году в возрасте 102 лет), много видел и охотно делился с сыном своими богатыми жизненными наблюдениями. От Кадыра-бобо писатель услышал и историю мирзы Анвара – старшего письмоводителя канцелярии последнего кокандского хана - и его возлюбленной Рано, рассказ о которых лёг в основу «Скорпиона из алтаря».
Учился АбдуллаКадыри сначала в мактабе – школе при мечети, затем, до 1910 года – в русском туземном училище. Закончить училище Абдулле Кадыри не пришлось: нужда заставила его встать за прилавок в мануфактурном магазине местного бая. Продолжить учениеКадыри смог лишь спустя пять лет, когда уже начал писать и печататься. Чтобы овладеть арабским и персидским языками, он поступил в новометодное медресе - мусульманскую семинарию.
Абдулла Кадыри - автор рассказов, фельетонов, стихов, статей, драмы «Несчастный жених». Активно публиковался в периодической печати Узбекистана в 1919-1922 годах.
С 1923 года Абдулла Кадыри под псевдонимом «Джулкукбай» публикует рассказы и фельетоны в сатирическом журнале «Муштум» («Кулак»).
В 1919 годуКадыриначал собирать материалы к роману «Минувшие дни». В 1926 году роман был завершён.
В 1924 – 1925 годах АбдуллаКадыри обучался в Москве, в Высшем литературно-художественном институте имени В.Я.Брюсова.
31 декабря 1937 года писатель был арестован по ложному обвинению как «враг народа». Расстрелян 4 октября 1938 года в Ташкенте.
v Примерный текст выступления группы «Литературоведы».
Роман «Скорпион из алтаря» написан Абдуллой Кадыри в 1928 году. По-узбекски роман называется «Мехробданчаён», что буквально означает «Скорпион из михраба». Михраб - ниша в мечети, указывающая сторону, в которую обращаются лицом мусульмане во время молитвы. У михраба молится священнослужитель – имам. Это почитаемое мусульманами место, по значению его можно уподобить алтарю.
Историю, которую описал Кадыри в своём романе, писатель услышал от своего отца, Кадыра-бобо. «Скорпион из алтаря» снабжён подзаголовком «Исторический роман из жизни Худояр-хана и его чиновников».
В своём романе Абдулла Кадыри не только критикует деспотический режим Кокандского ханства в правление Худояра, но и повествует о людях из народа, протестовавших против произвола хана, поднимавшихся на борьбу с его приспешниками.
В романе АбдуллаКадыри воспел историю любви Анвара и Рано и нежность сердца.
«Скорпион из алтаря» - один из первых исторических романов в узбекской литературе. Судьба этого романа, как и судьба его автора, сложилась трагически. «Скорпион из алтаря», как и другие произведения Абдуллы Кадыри, надолго оказался изъятым из круга чтения.
И сегодня роман «Скорпион из алтаря» не утратил своей ценности. Автор поднял голос против принижения человека, отстаивал свободу личности, честь и право любви.
Произведение неоднократно переиздавалось на протяжении многих лет.
v Выступление группы «Лингвисты».
(Представители группы с помощью видеопроектора демонстрируют «Объяснительный словарь» к роману А.Кадыри «Скорпион из алтаря», составленный самими учащимися).
|
А Айван - крытая терраса.
|
Б Базм - пир, торжество.
Барат – месяц, предшествующий месяцу поста - рамазану. В этот
месяц проводятся основные приготовления к посту.
Батман – мера площади, одна шестая десятины.
Богирсак – маленький пончик из сдобного теста.
|
|
Д Домулла - человек, известный своей учёностью, преподаватель
медресе.
|
|
З Закят- подать, взимаемая мусульманским духовенством с
верующих под видом «очистительной» милостыни для бедных.
Зиндан - тюрьма, подземелье.
|
И Ичкари - женская половина дома.
|
К Кавуши - кожаные калоши.
|
М Мирза – письмоводитель, писарь.
Михмонхана– комната ля гостей, приёмная.
Мударрис- преподаватель медресе.
Мухаррир - репетитор, младший преподаватель медресе.
Муфтий - толкователь шариата, законовед.
|
Н Насвай- жевательный табак.
Никох- брачный договор.
Нотация - нравоучение, наставление.
|
О Оинчи- танцовщица.
|
|
Т Таксыр - господин.
Таньга - серебряная монета достоинством в 20 копеек.
Туман - район, уезд.
Тункотар - начальник ночной охраны.
|
У Удайчи - церемониймейстер при дворе кокандского ханства.
Улак - конноспортивное состязание, участники которого
вырывают друг у друга козлиную тушу. Выигравшим считается
тот,кто доскачет с тушей до финиша.
|
как молитву в начале какого-либо обряда, в том числе при
обучении, свадьбе.
|
Хафиз - певец, певица.
|
Ч Чигирик - приспособление, с помощью которого из
хлопковолок наделают нитки.
Чимилдык- занавес, закрывающий угол комнаты, в которой
сидят новобрачные.
Чорак - мера веса, в Кокандском ханстве равнялась двум
килограммам.
3. Работапо вопросам к роману «Скорпион из алтаря».
Перед каждым учащимся на парте вопросный лист. Задействован весь класс. Группа «Эксперты» дополняет работу материалом из двухчастного дневника
Вопросный лист
v Как Анвар попал в семью Салиха- махдума?
v Почему Салих-махдум был рад предстоящей женитьбе Анвара на Рано?
v Из-за чегомахдуму было выгодно откладывать свадьбу Анвара и Рано?
v Какую роль игралаНигор-ханум в своей семье?
v По какой причине Анвар не хотел вступать в должность начальника дворцовой канцелярии?
v В чём проявилась преданная дружбаСултанали и Анвара?
v За что Шахидбек и его приспешники невзлюбили Анвара?
v Что предприняли заговорщики против Анвара?
v Что сподвигло Мухаммада Раджаббека подумать о судьбе Анвара?
v Каким правителем был Худояр-хан?
v Какими причинами были вызваны заботы Худояра о благоустройстве страны?
v В чём проявилась храбрость Рано?
v Какова роль Сафара-ткача в судьбе мирзы Анвара?
v С какой целью Анвар написал письмо Султанали, в котором упрекал друга в неблагонадёжности?
v На что пришлось решиться Анвару, чтобы спасти Султанали
v Можно ли оправдать действия Анвара, продиктованные прекрасными чувствами к Рано?
v Почему АбдуллаКадыри назвал свой роман «Скорпион из алтаря», хотя большая часть произведения посвящена возвышенным человеческим качествам - любви и дружбе?
Двухчастный дневник (примерный).
Цитаты |
Комментарии |
«Нигор –аим наконец поверила в то,что если 15 ночей в месяц темны и безлунны, то другие 15 могут быть светлыми и ясными». |
Несмотря на все трудности, мать Рано верила в лучшее. |
«… этому ребёнку (Анвару) не суждено было получить имя ни от почтенного имама, ни от отца с матерью. На двадцать второй день его жизни это сделала двенадцатилетняя Надира, сестра его». |
Семья Анвара была задавлена нищетой, родителям было не до младенца. |
«По происхождению и богатству мальчики были далеко друг от друга, как небо от земли, но юные друзья не придавали этому значения» |
Насим и Анвар были настоящими друзьями. |
«Султанали стремился лишь к одному - как бы ни велика была опасность, какие бы беды ни пали на его голову, грудью защищать своего друга, стоять непоколебимо» |
Вокруг Анвара сплотились лучшие люди, самые верные друзья. |
«Палач пошёл вперёд, вслед за ним, под охраной двух вооружённых стражников следовал Анвар. Он шёл на смерть так же гордо, как входил во дворец» |
Великодушие и решительность Анвара ярче всего проявились, когда Султанали оказался заложником хана. |
4. Подведение итогов. Рефлексия.
1) Учитель: Одна из особенностей романа «Скорпион из алтаря» в том, что писатель сумел ярко и проникновенно передать колорит эпохи, показать характеры героев такими, какими они были в исторически реальных условиях 40-х годов 19 века.
И в этом новаторство Абдуллы Кадыри, который воспринимается как первопроходец в узбекской исторической романистике.
2) Оценочный этап. Учащиеся заполняют оценочные листы.
Оценочный лист (баллы от 1 до 5) Группа_______________________ Фамилия_____________________ Имя__________________________
|
Учитель оценивает работу групп.
5. Домашнее задание: написать письмо одному из героев романа Абдуллы Кадыри «Скорпион из алтаря».
Нурманова Замира Аблокуловна
учитель русского языка и литературы высшей категории
СОШ 21 города Ангрена Ташкентской области .
Телефон +998909571197.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.