ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ З.Н.БАТЫРМУРЗАЕВА"
Разработка
открытого урока по дисциплине «Русский язык»
Тема: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.
преподаватель: Атаева М.А.
Тема программы:
1. 3. Формы существования русского языка.
Функциональные стили. Научный стиль.
Тема урока:
Энциклопедии, словари, справочники, учебники.
Цели урока.
Образовательные:
на теоретическом и практическом материале познакомить студентов с приемами использования научно-справочной и научно-учебной литературы, а именно: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.
Развивающие:
развивать у студентов навыки работы в группах, умения работать со словарями; развивать культуру речи, мышление; расширять словарный запас.
Воспитательные:
пробудить у студентов любознательность к работе со словарями; привить любовь к русскому языку, его словарному богатству.
Методическая цель урока: показать методику формирования мотивации к учебной деятельности студентов на базе теоретического и практического материала, связанного с научно-справочной и научно-учебной литературой научного стиля: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.
Тип урока: комбинированный.
Методическое обеспечение урока:
- учебник (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.);
- раздаточный материал (карточки с заданиями);
- словари (орфографический, орфоэпический, толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, словообразовательный, двуязычный);
- энциклопедии, справочники.
Межпредметные связи: с литературой, основами делопроизводства.
Используемые педагогические технологии: работа в малых группах (4-5 человек), умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий (выбор нужного словаря или энциклопедии), дифференцированный подход (карточки с заданиями – на каждую группу свой определенный вариант).
Ход урока
Перед нами стоит задача: научиться пользоваться словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой в своей повседневной и профессиональной деятельности. Все, что вы видите на нашей выставке, вы сегодня будете использовать при выполнении упражнений.
Вопросы к студентам по пройденному материалу о функциональных стилях русского языка и об основных характеристиках научного стиля.
Преподаватель:
1. Какие функциональные стили русского языка вы знаете?
(Предполагаемый ответ: художественный, официально-деловой, публицистический, разговорный, научный);
2. Назовите основные характеристики научного стиля?
(Предполагаемый ответ: точность, логичность, объективность, однозначность высказываний, прямой порядок слов в предложении, использование научной терминологии).
В научном стиле выделяют научно-справочные и научно-учебные жанры. К научно-справочному жанру относят: энциклопедии, словари, справочники, учебники, к научно-учебному – учебники, словари, методические пособия, лекции, конспекты. Мы с вами подробно рассмотрим: энциклопедии, словари, справочники, учебники.
Итак, энциклопедия – это научно-справочное издание – обычно в форме словаря – по всем или отдельным отраслям знания.
Энциклопедии по специфике охвата материала бывают:
- универсальные (например, Большая советская энциклопедия (БСЭ – 51 том);
- отраслевые (посвящены отдельным отраслям знаний, например, энциклопедия для школьников);
- региональные (посвящены тому или иному региону, государству, городу, например, энциклопедия Республики Крым);
- тематические (например, энциклопедия по домашнему хозяйству);
- персональные (например, «Лермонтовская энциклопедия).
Справочник – это книга, содержащая комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, построенная таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых сведений.
Виды справочников:
- научный;
- производственно-практический;
- учебный;
- популярный;
- массово-политический;
- бытовой.
Учебник – это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая как в системе образования, так и для самостоятельного обучения.
Виды учебников:
- учебник-практикум;
- учебник-справочник;
- учебник-хрестоматия.
Учебник и учебное пособие – это разные вещи.
Словарь – научно-справочная или научно-учебная книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
Виды словарей:
- орфографический (правильное правописание слов);
- орфоэпический (правильное произношение и ударение слов);
- словообразовательный (словообразование слов);
- толковый словарь (объясняет значения слов);
- словарь иностранных слов (объясняет значение слов, пришедших к нам из других языков);
- двуязычные (англо-русский, украинско-русский и др.);
- омонимов, синонимов, антонимов и др.
Выполнение студентами практических упражнений на раздаточном материале (карточки с заданиями) с помощью словарей (орфографического, орфоэпического, толкового, омонимов, антонимов).
Работа в малых группах:
Студенты подразделяются на 6 групп. Каждой группе (4-5 чел.) выдается задание, на которое отводится 10 минут.
1 группа получает карточку с заданием (карточка №1, см. приложения) правильно расставить ударение в словах. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен орфоэпический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
2 группа получает карточку с заданием (карточка №2, см. приложения) привести примеры лексических значений омонимов. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь омонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
3 группа получает карточку с заданием (карточка №3, см. приложения) определить, какие слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен орфографический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
4 группа получает карточку с заданием (карточка №4, см. приложения) дать толкование словам. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен толковый словарь русского языка, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
5 группа получает карточку с заданием (карточка №5, см. приложения) подобрать к словам синонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь синонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
6 группа получает карточку с заданием (карточка №6, см. приложения) подобрать к словам антонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь антонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
Через 10 минут представители от каждой группы вызываются к доске. На доске они пишут результат выполненной группой работы поясняя свои действия.
Если кто-то допускает ошибки, то студентам предлагается исправить допущенные ошибки. Преподаватель может оказать помощь только в том случае, если не последовало правильного ответа.
1. С какими жанрами научного стиля сегодня на уроке Вы познакомились?
(Предполагаемый ответ: научно-справочным и научно-учебным жанрами);
2. Что относим к данным жанрам научного стиля?
(Предполагаемый ответ: энциклопедии, словари, справочники, учебники);
3. С какими видами словарей Вы сегодня работали на уроке?
(Предполагаемый ответ: орфографическим, орфоэпическим, толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов).
1. С помощью толкового словаря и словаря иностранных слов дать определение следующим словам: аберрация, гаджет, пагинация, мерчендайзер, провайдер, шамот (для выполнения данного задания можно использовать, как толковый словарь Ожегова С.И., словарь иностранных слов, так и интернет-издание: http://www.gramota.ru/slovari/).
2. Выполнить упр. №169 (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КАРТОЧКА №1
В нижеперечисленных словах поставьте правильно ударение:
Досуг, кухонный, звала, начав, вовремя, сироты, оптовый, цепочка, красивейший, звонит, поняв.
КАРТОЧКА №2
Приведите примеры лексических значений следующих омонимов:
лук - _____________________________________;
лук - _____________________________________.
кран - _______________________________________;
кран- ________________________________________.
ключ - ____________________________________;
ключ - ____________________________________.
КАРТОЧКА №3
Определите, какие нижеперечисленные слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Вставьте пропущенные буквы:
З..рница, рас…трелян…ый, бл…стящий, бл…стательный, благ…тв…рительность, раскрепощ…н…ость, (пол)один…адцатого, (четверть)финал, точь(в)точь, трех…ярусный, серебря…ый, стекля…ый, (в) течени… дня, (в) течени… реки.
КАРТОЧКА №4
Дайте толкование следующим словам:
Метафора - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опричнина - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Компьютер - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
КАРТОЧКА №5
К следующим словам подберите синонимы:
храбрый - ________________, _________________;
говорить - ________________, _________________;
тихий - ________________, ______________________;
влажный - _______________, _____________________;
смотреть - ________________, ____________________;
ошибка - ________________, ____________________;
холодный - ___________________, _________________.
КАРТОЧКА №6
К следующим словам подберите антонимы:
правда - ________________;
прогресс - _______________;
любимый - __________________;
коллективный - ____________________;
вследствие - ___________________;
благородный - _________________;
зима - ________________.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.