Разработка открытого урока по теме: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.
Оценка 4.7

Разработка открытого урока по теме: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.

Оценка 4.7
docx
16.12.2021
Разработка открытого урока по теме: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.
урок 2.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ З.Н.БАТЫРМУРЗАЕВА"

 

https://www.culture.ru/storage/images/e6aba7c47c2d76ec25933d9d69df5c98/6c3c13fc998f31faa3f35dc27eb186b5.jpeg

 

Разработка открытого урока по дисциплине «Русский язык»

Тема: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.

 

преподаватель: Атаева М.А.


 

Тема программы:

1.     3. Формы существования  русского языка.

Функциональные стили. Научный стиль.

Тема урока:

Энциклопедии, словари, справочники, учебники.

Цели урока.

Образовательные:

на теоретическом и практическом материале познакомить студентов с приемами использования научно-справочной и научно-учебной литературы, а именно: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.

Развивающие:

развивать у студентов навыки работы в группах, умения работать со словарями; развивать культуру речи, мышление; расширять словарный запас.

Воспитательные:

пробудить у студентов любознательность к работе со словарями; привить любовь к русскому языку, его словарному богатству.

Методическая цель урока: показать методику формирования мотивации к учебной деятельности студентов на базе теоретического и практического материала, связанного с научно-справочной и научно-учебной литературой научного стиля: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.

Тип урока: комбинированный.

Методическое обеспечение урока:

-       учебник (Власенков А. И.,  Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.);

-       раздаточный материал (карточки с заданиями);

-       словари (орфографический, орфоэпический, толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, словообразовательный, двуязычный);

-       энциклопедии, справочники.

Межпредметные связи: с литературой, основами делопроизводства.

 Используемые педагогические технологии: работа в малых группах (4-5 человек), умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий (выбор нужного словаря или энциклопедии), дифференцированный подход (карточки с заданиями – на каждую группу свой определенный вариант).

 

Ход урока

1.                 Организационный момент:
Преподаватель сообщает тему, цели урока и ставит перед студентами задачу.
Преподаватель:

Перед нами стоит задача: научиться пользоваться словарями,  энциклопедиями и другой справочной литературой в своей повседневной и профессиональной деятельности. Все, что вы видите на нашей выставке, вы сегодня будете использовать при выполнении упражнений.

2.                 Актуализация опорных знаний
Проверка д/з: упр. № 165 (Власенков А. И.,  Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.);

Вопросы к студентам по пройденному материалу о функциональных стилях русского языка и об основных характеристиках научного стиля.

Преподаватель:

1.     Какие функциональные стили русского языка вы знаете?

(Предполагаемый ответ: художественный, официально-деловой, публицистический, разговорный, научный);

2.     Назовите основные характеристики научного стиля?

(Предполагаемый ответ: точность, логичность, объективность, однозначность  высказываний, прямой порядок слов в предложении, использование научной терминологии).

3.                 Изложение нового материла
Преподаватель:

В научном стиле выделяют научно-справочные и научно-учебные жанры. К научно-справочному жанру относят: энциклопедии, словари, справочники, учебники, к научно-учебному – учебники, словари, методические пособия, лекции, конспекты. Мы с вами подробно рассмотрим: энциклопедии, словари, справочники, учебники.

Итак, энциклопедия – это научно-справочное издание – обычно в форме словаря – по всем или отдельным отраслям знания.

Энциклопедии по специфике охвата материала бывают:

- универсальные (например, Большая советская энциклопедия (БСЭ – 51 том);

- отраслевые (посвящены отдельным отраслям знаний, например, энциклопедия для школьников);

- региональные (посвящены тому или иному региону, государству, городу, например, энциклопедия Республики Крым);

- тематические (например, энциклопедия по домашнему хозяйству);

- персональные (например, «Лермонтовская энциклопедия).

Справочник – это книга, содержащая комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, построенная таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых сведений.

Виды справочников:

- научный;

- производственно-практический;

- учебный;

- популярный;

- массово-политический;

- бытовой.

Учебник – это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая как в системе образования, так и для самостоятельного обучения.

Виды учебников:

- учебник-практикум;

- учебник-справочник;

- учебник-хрестоматия.

Учебник и учебное пособие – это разные вещи.

Словарь – научно-справочная или научно-учебная книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

Виды словарей:

- орфографический (правильное правописание слов);

- орфоэпический (правильное произношение и ударение слов);

- словообразовательный (словообразование слов);

- толковый словарь (объясняет значения слов);

- словарь иностранных слов (объясняет значение слов, пришедших к нам из других языков);

- двуязычные (англо-русский, украинско-русский и др.);

- омонимов, синонимов, антонимов и др.

4.                 Закрепление изученного материала

Выполнение студентами практических упражнений на раздаточном материале (карточки с заданиями) с помощью словарей (орфографического, орфоэпического, толкового, омонимов, антонимов).

Работа в малых группах:

Студенты подразделяются на 6 групп. Каждой группе (4-5 чел.) выдается задание, на которое отводится 10 минут.

1 группа получает карточку с заданием (карточка №1, см. приложения) правильно расставить ударение в словах. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен орфоэпический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

2 группа получает карточку с заданием (карточка №2, см. приложения)  привести примеры лексических значений омонимов. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи.  Определив, что им нужен словарь омонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

3 группа получает карточку с заданием (карточка №3, см. приложения)  определить, какие слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи.  Определив, что им нужен орфографический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

4 группа получает карточку с заданием (карточка №4, см. приложения)   дать толкование словам. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи.  Определив, что им нужен толковый словарь русского языка, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

5 группа получает карточку с заданием (карточка №5, см. приложения)  подобрать к словам синонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи.  Определив, что им нужен словарь синонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

6 группа получает карточку с заданием (карточка №6, см. приложения)  подобрать к словам антонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи.  Определив, что им нужен словарь антонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

Через 10 минут представители от каждой группы вызываются к доске. На доске они пишут результат выполненной группой работы поясняя свои действия.

Если кто-то допускает ошибки, то студентам предлагается исправить допущенные ошибки. Преподаватель может оказать помощь только в том случае, если не последовало правильного ответа.

 

5.                 Подведение итогов
5.1. Преподаватель предлагает студентам ответить на следующие вопросы по теме урока:

1.     С какими жанрами научного стиля сегодня на уроке Вы познакомились?

(Предполагаемый ответ: научно-справочным и научно-учебным жанрами);

2.     Что относим к данным жанрам научного стиля?

(Предполагаемый ответ: энциклопедии, словари, справочники, учебники);

3.     С какими видами словарей Вы сегодня работали на уроке?

 (Предполагаемый ответ: орфографическим, орфоэпическим, толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов).

5.2. Затем преподаватель дает анализ работы наиболее активно работавшим на уроке студентам и объявляет оценки.
6.                 Задание на дом

1.     С помощью толкового словаря и словаря иностранных слов дать определение следующим словам: аберрация, гаджет, пагинация, мерчендайзер, провайдер, шамот (для выполнения данного задания можно использовать, как толковый словарь Ожегова С.И., словарь иностранных слов, так и интернет-издание: http://www.gramota.ru/slovari/).

2.     Выполнить упр. №169 (Власенков А. И.,  Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.).

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

КАРТОЧКА №1

В нижеперечисленных словах поставьте правильно ударение:

Досуг, кухонный, звала, начав, вовремя, сироты, оптовый, цепочка, красивейший, звонит, поняв.

 

 

КАРТОЧКА №2

Приведите примеры лексических значений следующих омонимов:

лук - _____________________________________;

лук - _____________________________________.

 

кран - _______________________________________;

кран- ________________________________________.

 

ключ - ____________________________________;

ключ - ____________________________________.

 

 

КАРТОЧКА №3

Определите, какие нижеперечисленные слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Вставьте пропущенные буквы:

З..рница, рас…трелян…ый, бл…стящий, бл…стательный, благ…тв…рительность, раскрепощ…н…ость, (пол)один…адцатого, (четверть)финал, точь(в)точь, трех…ярусный, серебря…ый, стекля…ый, (в) течени… дня,  (в) течени… реки.

 

 

КАРТОЧКА №4

Дайте толкование следующим словам:

Метафора - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 Опричнина - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

 

Компьютер - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

 

 

 

 

 

 

 

КАРТОЧКА №5

К следующим словам подберите синонимы:

храбрый - ________________, _________________;

 

говорить - ________________, _________________;

 

тихий -  ________________, ______________________;

 

влажный -  _______________, _____________________;

 

смотреть -  ________________, ____________________;

 

ошибка -  ________________, ____________________;

 

холодный - ___________________, _________________.

 

 

КАРТОЧКА №6

К следующим словам подберите антонимы:

правда - ________________;

 

прогресс - _______________;

 

любимый - __________________;

 

коллективный - ____________________;

 

вследствие - ___________________;

 

благородный - _________________;

 

зима - ________________.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Тема программы : 1. 3

Тема программы : 1. 3

Используемые педагогические технологии: работа в малых группах (4-5 человек), умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий (выбор нужного словаря или энциклопедии), дифференцированный подход (карточки…

Используемые педагогические технологии: работа в малых группах (4-5 человек), умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий (выбор нужного словаря или энциклопедии), дифференцированный подход (карточки…

В научном стиле выделяют научно-справочные и научно-учебные жанры

В научном стиле выделяют научно-справочные и научно-учебные жанры

Учебник и учебное пособие – это разные вещи

Учебник и учебное пособие – это разные вещи

Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи

Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи

Предполагаемый ответ: энциклопедии, словари, справочники, учебники); 1

Предполагаемый ответ: энциклопедии, словари, справочники, учебники); 1

ПРИЛОЖЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

КАРТОЧКА №4 Дайте толкование следующим словам:

КАРТОЧКА №4 Дайте толкование следующим словам:

КАРТОЧКА №5 К следующим словам подберите синонимы: храбрый - ________________, _________________; говорить - ________________, _________________; тихий - ________________, ______________________; влажный - _______________, _____________________; смотреть -…

КАРТОЧКА №5 К следующим словам подберите синонимы: храбрый - ________________, _________________; говорить - ________________, _________________; тихий - ________________, ______________________; влажный - _______________, _____________________; смотреть -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021