Разработка открытого урока по теме: «Русский язык как форма существования национальной культуры»
Оценка 4.7

Разработка открытого урока по теме: «Русский язык как форма существования национальной культуры»

Оценка 4.7
docx
16.12.2021
Разработка открытого урока по теме: «Русский язык как форма существования национальной культуры»
урок 1.docx

 

 

 

 

 

Открытый урок для студентов  1 курса

«Русский язык как форма существования национальной культуры»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ca5985a75122d6d4316b9de42b334394-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=1080

 

 

 

                                       Автор: Атаева М.А.

преподаватель русского языка

                                                                           и литературы ГБПОУ РД "ППК имени З.Н. Батырмурзаева"

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Вид урока: беседа с выполнением практической части.

Метод обучения: рассказ, чтение текста, эвристическая беседа, выполнение практического, частично-поисковый метод, синквейн, анализ текста.

Межпредметные связи: литература, культура речи, эстетика

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать материал русского языка за курс основной школы.

2. Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.

3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к русскому языку, к культуре речи.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Определить уровень сформированности у студентов умений и навыков по русскому языку за курс основной школы.

2. Обобщить знания, полученные в 5-9 классах.

3. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие:

1. Развивать мышление, память, обогащать словарный запас обучающихся, работать над дикцией.

2. Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами.

3. Развивать связную монологическую речь обучающихся.

4. Развивать навыки поиска и отбора нужной информации по известным адресам.

5. Развивать умения выделять главное, анализ и синтез материала,

 рассуждать на заданную тему, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

2. Воспитывать речевую культуру обучающихся.

3. Воспитание коллективизма на основе групповой самоорганизации.

4. Содействовать формированию у обучающихся умения осознавать

собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль.

Оборудование:

1) учебник; 2) словари русского языка; 3) карточки; 4) презентация;

5) компьютер и мультимедийный проектор, экран.

План занятия:

1. Организационный момент. 0,5 мин

2. Сообщение темы и целей занятия. 1 мин

3. Краткое вступительное слово учителя о содержании работы 1 мин

4. «Смотр знаний». Повторение изученного в 5-9 классах. 6 мин

5. Работа по карточкам с использованием алгоритмов. 10 мин

6. Итоги занятия. Рефлексия. 1 мин

7. Домашнее задание. 0,5 мин

 

Эпиграф

Перед вами громада – русский язык!

 Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю неизмеримость

 его и изловить чудные законы его…

Н. В. Гоголь

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Преподаватель)

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

- Я рада вас видеть на моем уроке. Сегодня у нас необычный урок. Он

потребует от вас большей мобильности. Надеюсь, что мы справимся.

2. Сообщение темы и целей занятия. (Преподаватель)

Тема нашего урока: «Русский язык как форма существования национальной культуры»

Цель занятия: повторение и обобщений ранее изученного материала.

В ходе урока мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей (создание собственного маленького французского стиха - синквейна) и навыков культуры речи. Все это вы отразите в листах - заданиях, где я подведу итоги вашей работы.

3. Краткое вступительное слово преподавателя.

Уважаемые студенты, наше государство имеет много национальных ценностей. Это и памятники архитектуры, предметы живописи, музыка и к этим достижениям мы относим русский язык. Приведу слова Н. В. Гоголя, которые стали эпиграфом нашего урока:

Перед вами громада – русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его

и изловить чудные законы его…

4. «Смотр знаний». Повторение изученного.

4.1.

Преподаватель: Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному. Н. М. Карамзин

Как понимаете смысл высказывания, согласны ли с ним?

Найдите грамматическую основу предложения и подчеркните её.

Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой, в которой слова автора разрывали бы прямую речь.

«П, – а, – п.»

4.2. Преподаватель:

Выберите афоризмы, развивающие тему урока и запишите № предложения. А что такое афоризм, приведите примеры?

1. Цени слово. Каждое может быть твоим последним. (С. Е. Лец)

2. Нет магии сильней, чем магия слов. (А. Франс)

3. Самым важным из всех слов мне представляется – последнее слово. Слова имеют свою собственную душу. (Б. Брехт)

4. Не умея держать в руке топор – дерева не отешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь. (М. Горький)

5. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л. Н. Толстой)

6. Сколько всего пережил человек, прежде чем мысль его облеклась в форму слова, и это слово стало до того характерным человеческим спутником, что потеряло всякую связь с физической природой. (М. М. Пришвин)

7. Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, не определён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. (И. Готфрид)

4.3. Преподаватель

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г, написал стихотворение:

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

1915

Ребята, почему поэт называет речь (язык) «бессмертным даром» и

 утверждает, что «нет у нас иного достоянья?»

4.4. Преподаватель:

Ребята, дайте определение, что такое язык как речь? А теперь по памяти постарайтесь записать данное определение:

Язык - это важный элемент национальной культуры, национальное достояние и необходимое средство общения людей

Язык - знаковая система, которая состоит из языковых единиц, находящихся во взаимосвязи друг с другом.

- Какое место он занимает в ряду других языков?

- Назовите форму существования современного русского языка?

(Обучающиеся зачитывают отобранный материал на слайдах)

4.5 Преподаватель.

Поскольку мы заговорили о нормах литературного языка, полезно

вспомнить и наших помощников. (Слайд)

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.

(Ф. Вольтер)

Прочитаем стихотворение и выполним задание.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

В. Шефнер

Задание: анализ текста

1) Тема, стиль речи

2) Средства выразительности (метафора, олицетворение, сравнение)

4.6. Преподаватель:

Многие великие люди отзывались о величии русского языка. Вы, наверное, помните знаменитое стихотворение в прозе И. С. Тургенева о русском языке.

Если нет, я вам его напомню:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1882 г.

Преподаватель: Я предлагаю вам в завершении нашего занятия составить свой синквейн, который подведет итог нашему занятию.

(Ребята по желанию зачитывают свои стихи).

Преподаватель: Итак, вернемся к теме нашего урока. Согласны ли вы, с утверждением, что русский язык - это наше национальная гордость и достояние? Докажите, что владение языком - принцип национальной культуры? (Ответы студентов).

5. Итоги занятия.

Преподаватель: Спасибо всем за урок. Любите и берегите наш язык. Я думаю, что

поставленные задачи выполнены. Оценки за участие на уроке.

Ваши творческие работы будут оценены позже. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»

Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений

Сообщение темы и целей занятия

Сообщение темы и целей занятия

Смотр знаний» . Повторение изученного

Смотр знаний» . Повторение изученного

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Тема, стиль речи 2) Средства выразительности (метафора, олицетворение, сравнение) 4

Тема, стиль речи 2) Средства выразительности (метафора, олицетворение, сравнение) 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021