разработка по теме растениеводство

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала rastenievodstvo.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Урока Окружающий мир

                                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Схема технологической карты урока

 

 

Дата проведения: 15.03.2021

Класс: 3

Образовательная программа: «Школа России»

Тема: «Растениеводство»»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формировать представление о растениеводстве, как составной части сельского хозяйства, его значении для человека;

Задачи:

1.      Образовательная:

- научиться различать культурные растения;

2.      Развивающая:

- учиться анализировать, обобщать полученные знания;

-развивать речь детей;

3.      Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

Планируемые предметные результаты:

Обучающийся научится:

– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

– использовать справочные издания для поиска необходимой информации;

– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

Обучающийся получит возможность научиться:

– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

-пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

-находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным

основаниям (критериям);

-строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Регулятивные:

Обучающийся научится:

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

-на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

-учитывать другое мнение и позицию;

-умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

Планируемые личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к познанию окружающего мира;

-осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

-понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-установки на здоровый образ жизни;

-ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 

Методы обучения:

- словесные методы: объяснение, беседа;

- наглядные  методы: наблюдение;

- практические  методы: сам.работа.

 

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

Используемые ресурсы: презентация, учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

организации

учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Орг.момент

 

 

 

Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.

Словесный: слово учителя

 

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна.

-На сегодняшнем уроке нас ждут большие и маленькие открытия, мы узнаем много интересного, будем работать дружно в группах и уважать мнение друг друга.

 

- приветствовать учителя;

- проверять готовность к уроку

Фронтальная

 

 

 

Р.:-обеспечить учащимся организацию их учебной деятельности.

 

2.Актуализация знаний и умений

 

Цель этапаактуализировать знания о окружающем мире;

Словесный: фронтальный опрос

Повторение изученного

.- Ребята,прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О полезных ископаемых)

- Что такое полезные ископаемые? (Богатство земных кладовых, которые использует человек в своём хозяйстве) Какие они бывают? (Твёрдые, жидкие, газообразные)

- Для чего добывают полезные ископаемые? (Для строительства, топлива, изготовления металла)

Слайд №2

- Какие способы добычи  полезных ископаемых существуют? (В открытых котлованах, шахтах, карьерах, строят буровые установки, скважины)

- вспоминать изученный материал;

 

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

Фронтальная

-компьютер

-проверка работ учителем, устно

П.:- уметь осознанно строить речевое высказывание устно

 

 

3.Мотивация

 

Цель этапатренировать навыки, и память, и логику.

Иллюстративный: показ картинок

Словесный: фронтальный

- целеполагание

Словесный: беседа опрос

 

Работа с изображениями.

Слайд №3

- А сейчас, чтобы определить тему нашего урока посмотрите на доску.

- Рассмотрите изображения. (Картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев) 

- Что изображено? Что общего? (Это растения)

- Что различного в них? (Одни - фрукты, другие - овощи, третьи - деревья)

- А есть ли ещё различия?

- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения, которые мы называем? (Дикорастущие)

- Почему? (Растут сами, их никто не сажал и не ухаживал за ними)

- Пришли в огород, а там растут? (Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними)

- Как вы думаете, о каких растениях  пойдёт речь сегодня на уроке? (О культурных)

- Кто-нибудь из вас знает, какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием культурных растений? (Растениеводство) - Правильно, сегодня мы с вами поговорим о растениеводстве.

- Какие цели мы можем поставить на урок? (Узнать,  что такое растениеводство; как появились культурные растения;  какие культурные растения выращивает человек; познакомиться с отраслями растениеводства; узнать  для чего выращивают культурные растения)

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

 

- вспоминать изученный материал;

- формулировать тему и цель урока

Групповая

 

-работа с изображением

П.:- устанавливать причинно-следственные связи.

 

П.:- уметь осознанно строить речевое высказывание устно.

 

 

4.Подготовка к основному этапу занятия

 

Цель: познакомить учащихся с новой темой.

Словесный: фронтальный опрос

- Ребята, а как вы думаете, что такое сельское хозяйство?

- А что такое растениеводство?

- Сегодня мы с вами рассмотрим эти вопросы. И узнаем, что относиться к растениеводству.

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

 

- рассуждать

Фронтальная

 

 

 

К.:- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

5.Усвоение новых знаний

 

Цель: познакомить учащихся с новой темой.

Практический: работа с учебником

 

Словесный: рассказ учителя

Работа с учебником.

- Давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое растениеводство. Откройте учебники на стр.51 и посмотрите что это. (Растениеводство – выращивание культурных растений)

- А знаете ли вы, что когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие. Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Вы помните основные занятия первобытных людей? (Охота и собирательство)
- Верно! Успех охоты и собирательства во многом зависел от
природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось: где упало зерно, вырос колосок, а, то и несколько. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

- читать определение в учебнике;

 

- внимательно слушать рассказ учителя

Фронтальная

 

 

П.:-извлекать необходимую информацию из текстов.

 

 

Л.:- проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу.

 

6.Динамическая разминка

 

 

Видеофрагмент

- повторять движения

Групповая

 

 

 

 

 

7.Продолжение усвоения новых знаний

 

Цель: познакомить учащихся с новой темой.

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником по плану

Словесный: рассуждения детей

 

-А теперь поговорим об отраслях растениеводства.

Растениеводство делится на несколько основных отраслей. Как вы думаете, сколько их? (4). Какие это группы? (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство) слайд №7

- Подумайте, а чем занимается отрасль полеводство? (Выращивание полевых культур)

- Почему так называется? (Эти растения выращивают на полях, значит полевые растения)

- Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений.

Работа с учебником.

-Какие зерновые культуры вы знаете? Давайте прочитаем в учебнике на стр. 51. слайд №8

-Какие это зерновые культуры? (Пшеница, рожь)Какая бывает пшеница? (Яровая и озимая) слайд №9

- Что значит яровая? Озимая?

- Какие ещё есть полевые культуры? (Кормовые) слайд №10

- Какие это растения? (Тимофеевка, клевер)

- Для чего их выращивают? (Для кормов домашних животных)

- Какие ещё культуры выращивают в поле? (Прядильные) слайд №11

- Какие это растения? (Лён, хлопчатник)

- Для чего их выращивают? (Чтобы потом делать ткань)

- А сейчас давайте прочитаем рассказ о труде растениеводов.(спросить одного ученика)

- Итак, какие профессии существуют в растениеводстве? слайд №12 (Хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы)

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

 

- отвечать по плану;

- читать о зерновых культурах;

 

- анализировать текст;

 

- отвечать на вопросы по тексту

 

 

 

П.:-

устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений.

 

П.:- поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р.:- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.

 

 

8.Первичная проверка понимания

 

 

 

Цель этапа: зафиксировать тему «Растениеводство»

Словесный: слово учителя

Практический: работа в рабочих тетрадях

 

Работа в рабочих тетрадях.

- А теперь мы посмотрим как вы усвоили материал.

- Откройте рабочие тетради на стр.32, выполните №1. Вам надо с помощью учебника записать, что такое растениеводство, кто помнит определение, может записать сам.

- Теперь выполним №4. Вам надо в каждый столбик записать примеры зерновых, кормовых и прядильных культур, которые мы с вами сегодня изучили.

Работа с учебником.

- А теперь откройте учебники на стр.54, я вам прочитаю про русского учёного Н.И.Вавилова, а вы следите по тексту.

- самостоятельно работать в рабочих тетрадях;

 

 

 

 

 

- внимательно слушать учителя

Групповая

 

 

П.:- устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

9.Обобщение и систематизация

 

Цель этапа: зафиксировать тему «Растениеводство»

Словесный: фронтальный опрос

- Давайте вспомним, что такое растениеводство?

- На какие группы делят культурные растения?

- Какие профессии растениеводства вы запомнили?

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

Фронтальная

 

-

 

П.:- строить логической цепи рассуждения.

 

10.Домашнее задание

Цель этапа: мотивировать учащихся для домашнего выполнения заданий по теме.

 

 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Рабочая тетрадь стр.34 №6.

- записывать домашнее задание

Фронтальная

 

 

 

 

 

11. Подведение итогов.Рефлексия

Цель: подведение итогов темы, чему научились.

 

- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая тема нашего урока?

- Какую мы ставили цель?

- Достигли её?

- Посмотрите на экраны, на нём написаны предложения, продолжите их.

- Спасибо за урок!

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

Фронтальная

 

 

 

Р.:- уметь адекватно воспринимать оценки и отметки