«Разработка проекта инклюзивной среды в ОУ гимназия №1 г.Туймазы»
Составитель разработки Емельянова Анастасия Анатольевна ,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
В настоящее время в нашей школе увеличивается с каждым годом количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
В МБОУ гимназия №1 г.Туймазы обучается 23 ребёнка в 11 классах. Из них 2 – дети с
ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта
Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ гимназия №1г.Туймазы в рамках ФГОС.
Задачи:
Этапы реализации проекта
этап |
Задачи |
сроки |
Подготовительный
|
|
|
Этап запуска проекта |
Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов. 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса 5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. |
|
Основной этап развертывания проекта |
Обобщение опыта, диагностика и контроль. |
|
Завершающий этап проекта |
Определение проблем и выбор путей из решения. Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. |
Ожидаемые результаты:
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий |
Показатели |
Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса |
Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии |
Рост удовлетворенности качеством работы со стороны родителей |
Удовлетворены полностью |
Проведение обучающих семинаров педагогов и специалистов |
Проводятся регулярно |
Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения |
Имеются все необходимые материалы |
Взаимодействие с организациями других ведомств |
Тесное сотрудничество |
Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями |
Полное обеспечение |
База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий |
Постоянно обновляется |
Сформированность материально-технической базы |
Сформирована |
Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения |
Полная комплектация специалистов |
Использование технологии поэтапного включения |
Владение технологиями |
Вариативная составляющая ОП |
Введение коррекционного компонента |
Внеурочная деятельность |
План мероприятий полный |
Дополнительные занятия с узкими специалистами |
Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован |
Мероприятия по реализации проекта
№ |
Наименование мероприятий
|
Срок исполнения |
Исполнители |
|||
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение |
||||||
1.1. |
Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности |
январь |
Администрация школы |
|||
1.2. |
Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда) |
директор |
||||
1.3. |
Кадровое обеспечение: -наличие в штате специалистов сопровождения, -организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы) |
В течение всего периода |
Директор |
|||
1.4. |
Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) . |
01.01.-31.08.2018 |
Заместитель директора по УВ |
|||
1.5. |
Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВ |
|||
1.6. |
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, - Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды; -Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) . |
01.01.-31.08.2018 |
Администрация |
|||
2. Работа с родителями |
||||||
2.1 |
Анкетирование и опросы, консультации |
1.09.18-31.05.19 |
Социальный педагог, педагог-психолог |
|||
2.2. |
Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. |
1.09.18-31.05.19 |
Педагог-психолог |
|||
2.3 |
Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию |
1.09.18-31.05.19 |
Специалисты, учителя |
|||
2.4 |
Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. |
1.09.18-31.05.19 |
Специалисты, учителя |
|||
3. Организация образовательного процесса |
||||||
Обучающиеся |
||||||
3.1. |
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий |
1.09.18-31.05.19 |
Педагог-психолог |
|||
3.2 |
Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». |
1.09.18-31.05.19 |
Классные руководители |
|||
3.3 |
Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». |
1.09.18-31.05.19 |
Классные руководители |
|||
3.4 |
Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. |
1.09.18-31.05.19 |
Классные руководители, учителя. |
|||
Учителя |
||||||
3. 5. |
Индивидуальное планирование работы учителями |
август |
Завуч, учителя-предметники |
|||
3.6 |
Проведение диагностики по УУД в интегративных классах |
В течение года |
Завуч, учителя-предметники |
|||
3.7 |
Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов |
В течение года |
Завуч, учителя-предметники |
|||
3.8 |
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам. |
В течение года |
Завуч, учителя-предметники |
|||
3.9 |
Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками. |
В течение года |
Завуч, учителя-предметники |
|||
4.0 |
Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы. |
В течение года |
Завуч, учителя-предметники |
|||
4.1 |
Методический анализ результатов и хода осуществления |
Апрель-май |
Завуч, учителя-предметники |
|||
4.2 |
Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства" |
Август 2018 |
Администрация школы |
|||
4.3 |
Подготовка и проведение тематического семинара по итогам эксперимента |
Август2019 |
Администрация школы |
|||
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях
общеобразовательного учреждения;
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных;
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого
человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Заключение.
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Литература
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314
3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.