Актуальность
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики; графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. в городе требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах, для освоения графических дисциплин, которым должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Новизна
Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления
Для реализации принципа связи с жизнью, в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей. Поэтому, учитывая эти особенности при обучении черчению, задания дифференцированы (два уровня).
Цели данной программы:
* развить пространственное и образное мышление школьника; привить интерес к технике и техническому творчеству;
* помочь осознать роль техники и технологии в социальном развитии общества;
* помочь осмыслить историю, перспективу и социальные последствия развития техники и технологии;
* ознакомить с основами изготовления деталей машин и механизмов, а также их сборки; с методами технической, творческой и проектной деятельности;
* сформировать знания основ государственной стандартизации и основных стандартов выполнения чертежей; технических основ конструкции машин и механизмов;
* сформировать умения аккуратно выполнять геометрические построения и пользоваться чертежными инструментами; оптимизировать трудовые и временные затраты при выполнении чертежей выбором минимально-достаточного количества изображений на чертеже;
* сформировать умения работать с технической и справочной литературой; организовать и планировать свою трудовую деятельность на рабочем месте.
Задачи курса
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
*формирование у школьников мотивации изучения черчения, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета и последующем получении специального образования;
*формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
*формирование специфических для черчения стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности логического, алгоритмического и эвристического;
*освоение в ходе изучения черчения специфических видов деятельности, таких как практика выполнения чертежей, использование геометрических построений различной сложности, выполнение вычислений, овладение символьным языком предмета в виде обозначений на чертежах в соответствии с государственными стандартами;
*освоение в ходе изучения черчения основ геометрического моделирования, формирование умения параметризировать плоские и пространственные геометрические объекты;
*формирование умения в зависимости от поставленных задач считывать информацию с таблиц и графических изображений и представлять ее в виде конкретных конструктивных решений;
*овладение учащимися языком чертежа как средством описания техногенной составляющей окружающего мира;
*овладение черчением как языком техники для решения повседневных жизненных задач, связанных с использованием бытовой техники, так и самостоятельного технического творчества;
*выработка аккуратности и ответственности при выполнении чертежей;
*овладение новыми информационными компьютерными технологиями, связанными с осознанием их графических возможностей;
*осознание роли техники и технологий в развитии и модернизации общества, воспитание научного мировоззрения;
*развитие интереса к технике и техническому творчеству, изучение смежных дисциплин как основы выбора будущей профессии.
Формы организации учебных занятий
Содержание курса черчения строится на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.
Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.
Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки выполнения работ определены программой.
С учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Планируемые результаты курса
Результатами обучения и освоения курса предполагается достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
— ответственности в отношении к учению, готовности и способности обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личного смысла изучения черчения, заинтересованности в приобретении и расширении технических знаний и умений, осознанности построения индивидуальной образовательной траектории;
— коммуникативной компетентности в общении, учебно-исследовательской деятельности по предмету, выражающейся в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, строить чертежи и компьютерные геометрические модели, вести конструктивный диалог, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, техники и общественной практики; представлений об изучаемых методах инженерной и компьютерной графики, используемых в черчении, как о важнейших средствах описания техносферы современного мира и общества.
Планируемые результаты курса
Планируемые результаты курса
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля в курсе «Занимательное черчение» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные чертежи, модели и др.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:
по количеству творческих элементов, использованных при создании документа;
по относительной новизне способов, использованных при создании модели;
по ёмкости и лаконичности созданного продукта;
по практической пользе чертежа и удобству его использования.
Оценка внутреннего образовательного продукта связана с направленностью сознания учащегося на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий, иными словами: здесь должна иметь место рефлексивная саморегуляция.
Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде контрольной работы по теме: «Создание плоских и объемных чертежей».
Итоговый контроль проводится в конце курса. Он организуется в форме контрольной работы — защита итогового чертежа (комплекта чертежей).
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. Применение черчения в строительстве и архитектурном творчестве. | 2 | 0 | ||
2 | Применение черчения в строительстве и архитектурном творчестве. | ||||
3 | Материалы и инструменты, применяемые в черчении и техника безопасности | 1 | Тест | ||
4 | Правила оформления чертежей | 8 | 2 | 6 | Самостоятельная работа |
5 | Графические способы деления окружности на равные части | 4 | 1 | 3 | |
6 | Сопряжения прямых и окружностей | ||||
7 | Закономерности плоскостной композиции | 6 | 2 | 4 | |
8 | Ордер и построение архитектурных обломов | 8 | 6 | ||
9 | Проекционное черчение | ||||
10 | Эскизы: это нужно? | 4 | 1 | 3 | |
11 | Деталь точно по размерам? | ||||
12 | Рождение сборочного чертежа | Тест | |||
13 | Контрольная работа | 2 | 0 | 2 | Контрольная работа |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.