Разработка родительского собрания «Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
Оценка 5

Разработка родительского собрания «Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»

Оценка 5
doc
27.04.2020
Разработка родительского собрания  «Особенности подросткового возраста.  Как научиться понимать и принимать подростка?»
Родительское собрание Особенности подростков.doc

Разработка родительского собрания

«Особенности подросткового возраста.

Как научиться понимать и принимать подростка?»

 

 

Цель: расширить знания родителей о возрастных особенностях  подросткового возраста, оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми –  подростками.

 

Материалы:

-       заполненные заранее бланки анкеты для родителей (приложение 1);

-       выставка литературы по заявленной тематике;

-       плакаты с высказываниями о воспитании (приложение 2;.

-       бланки анкеты для обратной связи (приложение 3).

 

Ход собрания

 

1.     Вступление. Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания. Давайте попробуем подобрать ассоциацию к слову подросток и подростковый возраст (трудный ребенок, половое созревание, кризис и т.д.).

2.      Теоретическая часть: психологические особенности  подростков.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:

-       чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

-       крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

-       внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться.  Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.                                     Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.      Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.  Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
          Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о  друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании.  Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

3.     Практическая часть: решение проблемных ситуаций.

Родители делятся на 2-3 команды с помощью разноцветных жетонов.

Задание: каждая команда готовит ситуацию из своей жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста для другой команды. Вторая команда предлагает варианты решения данной проблемы. Затем озвучивается собственный вариант.

После решения проблемных ситуаций психолог предлагает познакомиться и обсудить результаты заранее проведенного анкетирования, а также обращает внимание на выставку литературы по заявленной тематике.

4.     Заключение. Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста. Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы. (Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций).

Анкета “Обратная связь” (приложение 3).

 

 

Литература:

1. Акимова   Г.Е. «Как   помочь   своему   ребёнку?»   «У - Фактория» 2004 г.

2. Казанская В.Г «Подросток. Трудности взросления»  М., «Просвещение»2009 г.

3. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология»  М., «Просвещение» 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета «Какой вы родитель

Уважаемые родители! На каждое утверждение отвечайте «да», «нет» или «не знаю».

 

Утверждение

Вариант ответа

1.

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

 

2.

Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

 

3.

Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

 

4.

Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

 

5.

Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

 

6.

Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

 

7.

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

 

8.

Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

 

9.

Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

 

10.

Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

 

11.

Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание.

 

12.

Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

 

13.

Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

 

14.

Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

 

15.

У вас есть конфликты с собственным ребенком.

 

 

           Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

        100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных проблем. Если этому на практике сопутствует и открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания.

       50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. Не оправдывайтесь нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

      0-49 очков. Еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Приложение 2

 

Высказывания о воспитании

 

 

-       «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,  благодаря книге»

 

                                                                                                               Ричард Бах

 

-       «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства»

 

                                                                                                               Эбнер Эшенбах

 

-       «Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины».

 

                                                                                                                         Дороти Нолт

 

-       «Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь»

                                                                                                                        Л.Кьюби

 

-       «Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».

 

                                                                                                                       А.Моруа


Приложение 3

 

Анкета «Обратная связь»

 

Просим Вас ответить на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания. Заранее Вам благодарны!

 

 

1.     Оцените степень Вашей включенности в занятие:                         0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.     Что мешало быть включенным? _____________________________________________

_________________________________________________________________________

3.     Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний?  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.     Что полезного и значимого вы почерпнули для себя?  ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.     Ваши замечания и пожелания ведущему: ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Разработка родительского собрания «Особенности подросткового возраста

Разработка родительского собрания «Особенности подросткового возраста

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости

Практическая часть: решение проблемных ситуаций

Практическая часть: решение проблемных ситуаций

Приложение 1 Анкета «Какой вы родитель ?»

Приложение 1 Анкета «Какой вы родитель ?»

Приложение 2 Высказывания о воспитании - «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге»

Приложение 2 Высказывания о воспитании - «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге»

Приложение 3 Анкета «Обратная связь»

Приложение 3 Анкета «Обратная связь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020