Разработка родительского собрания «Ваш ребенок — пятиклассник»
Оценка 4.8

Разработка родительского собрания «Ваш ребенок — пятиклассник»

Оценка 4.8
doc
27.04.2020
Разработка родительского собрания «Ваш ребенок — пятиклассник»
родительское собрание Ваш ребенок пятиклассник.doc

Разработка родительского собрания

«Ваш ребенок — пятиклассник»

 

Цель: психологическое просвещение родителей: знакомство с психологическими особенностями возраста, анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

Участники: родители учащихся 5-х классов.

Оборудование и материалы:

-       результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике

Н.Г. Лускановой).

-       памятки для родителей пятиклассников.

 

Ход собрания:

Выступление психолога:

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся пятого  класса можно назвать переходным от младшего школьного к  младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток, ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Упражнение «Экзамен для родителей»

Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника.

Я  предлагаю ВАМ ответить на ряд вопросов.

-       № 1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4-м классе?

-       № 1. Сколько учебных предметов изучается вашим ребенком в 5-м классе?

-       № 2. Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4-м классе?

-       № 2. Какова недельная учебная нагрузка у вашего ребенка в 5-м классе?

-       № 3. Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4-м классе?

-       № 3. Сколько учителей обучает вашего ребенка в 5-м классе?

-       № 4. Кто «новенький» в классе?

-       № 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?

-       № 6. Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4-м классе?

-       № 6. Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5-м классе?

Психолог делает краткие выводы по упражнению: итак, мы видим, что учебная жизнь ученика пятого класса очень отличается от учебной жизни ученика начальной школы. Нагрузка становиться больше, появляются новые предметы. Конечно же, все это приводит к тому, что учащиеся  испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в среднем звене.

В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:

-       много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

-       непривычное расписание уроков (новый режим);

-       много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

-       нередко появляются новые дети в классе;

-       новый классный руководитель;

-       имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей можно отметить следующее:

-       возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

-       возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

-       новые требования к оформлению работ;

-       необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

-       Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

-       Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

-       Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

-       Нежелание выполнять домашние задания.

-       Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

-       Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

-       Беспокойный сон.

-       Трудности утреннего пробуждения, вялость.

-       Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

-       Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

-       Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

-       Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

-       Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.

-       Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Итог: мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определенных задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживании отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и в школе.

И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определенным «золотым правилам воспитания». Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.

В конце нашего собрания предлагаю памятку «Ваш ребенок - пятиклассник» (приложение).

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? // Школьный психолог, 2003, № 30.

2. Губкина Т. Родительский клуб // Школьный психолог, 2000, № 25.

3. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.

4. Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников// Практика административной работы в школе. — 2005, № 5.

 

 

 

 

Приложение

 

Памятка для родителей

«Ваш ребенок — пятиклассник»

 

Некоторые проблемы пятиклассников

-       В письменных работах пропускает буквы.

-       Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.

-       С трудом решает математические задачи.

-       Плохо владеет умением пересказа.

-       Невнимателен и рассеян.

-       Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.

-       Не умеет работать самостоятельно.

-       С трудом понимает объяснения учителя.

-       Постоянно что-то и где-то забывает.

-       Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).

-       Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.

-       Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

 

Признаки дезадаптации школьника

-       Усталый, утомленный вид ребенка.

-       Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.

-       Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

-       Нежелание выполнять домашние задания.

-       Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

-       Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

-       Беспокойный ночной сон.

-       Трудности утреннего пробуждения, вялость.

-       Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Золотые правила воспитания для родителей

-       Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

-       Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

-       Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

-       Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; чаще ставьте себя на его место.

-       Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

-       Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

-       Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

-       Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

-       Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

-       Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.


Разработка родительского собрания «Ваш ребенок — пятиклассник»

Разработка родительского собрания «Ваш ребенок — пятиклассник»

Упражнение «Экзамен для родителей»

Упражнение «Экзамен для родителей»

Усталый, утомленный внешний вид ребенка

Усталый, утомленный внешний вид ребенка

Приложение Памятка для родителей «Ваш ребенок — пятиклассник»

Приложение Памятка для родителей «Ваш ребенок — пятиклассник»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020