МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИПР
ОБУЧАЮЩИХСЯ
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации разрабатывается
специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС О у/о (п. 2.9.1 приложения ФГОС
О у/о) структура СИПР включает:
I. Общие сведения - персональные данные ребенка и его родителей.
II. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития
(структуру и содержание см. ниже).
III. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для
обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы,
коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем
недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни обучающихся).
V. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и
присмотре (при необходимости).
VI. Внеурочная деятельность обучающегося - перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации
которых он принимает участие.
VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества
организации и семьи обучающегося.
IX. Перечень необходимых технических средств общего и
индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР. X. Средства
мониторинга и оценки динамики обучения.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а
также формулировку заключения ПМПК.
II. Характеристика ребенка составляется на основе результатов
психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз,
отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка,
наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности
ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления;
6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
7) сформированность социально значимых навыков, умений -
коммуникативные возможности (речь и общение), игровая деятельность, базовые учебные действия; математические представления; представления об
окружающем мире; самообслуживание, предметно-практическая деятельность (действия с материалами, предметами, инструментами;
бытовая, трудовая деятельность);
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области,
учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в
образовательной организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план. Следует различать учебный план организации, реализующей второй вариант АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и индивидуальный учебный план (ИУП). Первый включает две части: I -
обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60% и 40%. Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (п. 2.9.1 приложения ФГОС О у/о), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с
указанием объема учебной нагрузки.
При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.
IV. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных (планируемых) результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирование базовых учебных действий; нравственное воспитание; формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), представленных в АООП с учетом актуальности отобранных образовательных задач для данного конкретного обучающегося, которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых)
результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся, позволяют объединить детей в группы и становятся основой для составления
календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.
V. При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля за своим поведением оказывается невозможным или ограниченным, в образовательной организации создаются условия для реализации потребностей в уходе и
присмотре.
Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:
- прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила кормления и этикета);
- одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной
одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности,
прическе и внешнем виде ребенка);
- передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе,
подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением
техники безопасности);
- совершение гигиенических процедур:
- с ребенком (смена памперса, уход за телом с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела);
- в помещении (проветривание, уборка и дезинфекция помещений,
сантехники, дидактических материалов);
- поддержка жизненно важных функций организма (выполнение назначений врача: прием лекарств, профилактика пролежней и др.);
- реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).
Области и требования профессионального присмотра:
- обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений
и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-
режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);
- составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья
обучающихся;
- ведение журнала травм (учет факта получения травмы, фиксации обстоятельств и присутствовавших при этом сопровождающих, оказанной помощи, мер по профилактике).
Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
VI. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы,
реализация доступных проектов и др.
Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности
для всех ее участников.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в
специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные
дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.
VII. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР. Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям к кадрам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентный в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, который в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно: учитель класса и/или предмета (музыки, физкультуры/адаптивной физкультуры, технологии и др.), учитель-логопед,
учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.
С учетом того что часто родители, несмотря на уже школьный возраст ребенка и многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся в сложном эмоциональном состоянии, в депрессии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка, и ввиду недоверия к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии.
Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-
педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку нередко приводит
к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные),
часто негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к
устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.
В целях психологической поддержки родителей, по их желанию, организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурнодосуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.
Родители часто оказываются некомпетентными в правовых вопросах, от решения которых зависит материальное состояние семьи и обеспечение условий для развития ребенка в условиях дома. В связи с этим проводится социально-правовая поддержка семей, включающая такие виды
деятельности, как: проведение тематических семинаров для родителей с
целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот,
предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам; помощь
в составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.) и др.
По мере разрешения психологических проблем, развития общения с другими более опытными родителями создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например:
- консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
- просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;
- участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;
- согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
- помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
- выполнение заданий, составленных специалистами образовательной
организации для занятий с ребенком в домашних условиях;
- участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
- регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, Интернет,
дневник и др.) в течение всего учебного года и др.
Согласованные с родителями (законными представителями)
мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся
в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.
Кроме того, важную роль играет участие родителей (законных
представителей) в решении вопросов, связанных с управлением
образовательной организацией. Представители родительской общественности входят в состав совета образовательной организации и участвуют в принятии решений, связанных с организацией ее работы. Родители и созданные ими некоммерческие общественные организации участвуют в сетевой работе совместно с образовательной организацией, привлекая дополнительные средства на реализацию социально значимых
проектов, направленных на социальную интеграцию обучающихся.
IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных
средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
В качестве средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, рассматриваются:
- кресло-коляска, подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло
(мешок), вертикализатор;
- прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор, планшет),
электронная кнопка для привлечения внимания;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы
материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики
одинаковой величины);
- средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло;
- средства для развития двигательных функций: гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа "МОТОмед" и др.;
- другой материал, предложенный в программах по учебным предметам примерной АООП.
X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных
индивидуальной программой. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет". Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой
в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.
Организация образовательной деятельности призвана обеспечить специальные условия реализации второго варианта АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, учитывающие индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся.
Особенности организации образовательного процесса определяются спецификой формирования классов, групп обучающихся, календарнотематического планирования, составления расписаний уроков/занятий, графиков работы, выбора методов, приемов обучения, проведения консилиумов, консультаций, организации комплексного сопровождения
обучающихся.
В образовательной организации, реализующей ФГОС О у/о, второй вариант АООП, создаются классы с 1-го по 12-й (включая 1 дополнительный класс). Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся. Наполняемость класса для обучающихся по варианту 2 АООП не превышает пяти человек.
С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разновозрастных ступеней обучения:
1) первая ступень - от 6,5 - 8 лет до 10 лет (1-3 годы обучения);
2) вторая ступень - от 11 до 13 лет (4-6-й годы обучения);
3) третья ступень - от 14 до 16 лет (7-9-й годы обучения);
4) четвертая ступень - от 17 до 19 лет (10-12-й годы обучения).
Перевод обучающегося в следующий класс (на ступень) осуществляется
с классом, в который он поступал. Если ребенок впервые поступил в общеобразовательную организацию в возрасте, например, девяти лет, то обучаться в школе он имеет право в течение 13 лет, до 21 года.
Спектр особых образовательных потребностей обучающихся по второму варианту АООП чрезвычайно широк и определяется большим диапазоном различных психофизических нарушений и особенностей развития детей. При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе,
присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести. Среди обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости можно выделить три типологические группы*(5):
1) дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), нуждающиеся в физической помощи, в уходе (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с выраженными проблемами поведения, у которых может присутствовать агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, полевое поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, без вышеперечисленных сопутствующих нарушений или с ними, но в менее выраженной степени, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.
Описание условных групп обучающихся строится на анализе психологопедагогических данных, но не предполагает разделение детей в образовательной организации на группы/классы по представленным выше характеристикам. Состав обучающихся в классе должен быть смешанным, и даже важно, чтобы в нем были представители каждой из указанных выше
типологических групп.
Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, вопервых, позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволяет рационально распределять нагрузку персонала
класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.
Наполняемость класса/группы обучающихся по второму варианту АООП образования детей с интеллектуальными нарушениями, согласно требованиям СанПиН*(6), не должна превышать пяти человек.
Рекомендуется следующее комплектование класса:
- до двух обучающихся из первой группы,
- один обучающийся из второй группы,
- два или три обучающихся из третьей группы.
Возможно также объединение двух классов в одном помещении, при этом вместе с увеличением числа обучающихся увеличивается количество персонала (не менее четырех взрослых на десять обучающихся). При таком распределении обучающихся расширяются возможности моделирования образовательного процесса в условиях организации. Так, например, 10 обучающихся сдвоенного класса могут быть единовременно распределены
следующим образом:
- с пятью обучающимися третьей группы проводит урок учитель класса
и ему ассистирует воспитатель (или помощник);
- с двумя обучающимися (второй группы) проводятся коррекционно-
развивающие занятия (логопед и учитель адаптивной физкультуры);
- с двумя обучающимися (первой группы) занимается второй учитель класса (коррекционный курс);
- с одним обучающимся (первой группы) проводит занятие воспитатель
(или помощник) по заданию, подготовленному специалистом.
С учетом примерно такого расклада составляется календарно-
тематический план по предмету на группу обучающихся и недельное расписание класса/ступени, в котором учитывается время и место проведения
уроков/курсов с каждым ребенком в индивидуальной и групповой форме
разными специалистами. Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе содержания СИПР каждого обучающегося класса (ступени).
Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальная или групповая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим
пребывания обучающегося в образовательной организации.
Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальной работы специалиста с ребенком, с постепенным дозированным увеличением времени его пребывания в группе сверстников. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающегося к нахождению и обучению с другими детьми время пребывания ребенка в образовательной организации вообще и в классе (на ступени) в частности увеличивается. Продолжительность пребывания ребенка в организации, предпочитаемая часть дня (например, утро или послеобеденное время) устанавливается ПМП консилиумом, с учетом психоэмоционального состояния ребенка и его готовности к нахождению и обучению в среде сверстников. В качестве критерия готовности пребывания в группе сверстников можно рассматривать отсутствие постоянного крика, постоянной вокализации, повышенной двигательной активности, открытой
агрессии, направленной на окружающих.
В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (от двух детей). Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР каждого обучающегося, и готовности обучающихся к освоению содержания учебного предмета.
Уроки и коррекционные курсы/занятия, проводимые специалистами организации, представлены в расписании класса в соответствии с учебным
планом образовательной организации и индивидуальными учебными
планами обучающихся класса. Учет проведенных индивидуальных/групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале
класса (ступени).
Методологической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, о принципе развивающего обучения, предполагающем учет зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностная
концепция учения и личностно ориентированный подход к ребенку.
В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы. В частности, рекомендуются следующие подходы: метод базальной стимуляции - А. Фрелих (Basale Stimulation);
методы альтернативной (дополнительной) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной (физической) терапии; программа MOVE - развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities via Education); программа TEACCH - лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации - Э. Шоплер, Г. Мессибов (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children); программа ABA - метод прикладного анализа поведения (Applied Behavioral Analysis), эмоциональноуровневый подход - B.B. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др., методы игрокоррекции - Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова и др., а также другие методики. Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и образовательных
задач, сформулированных в СИПР.
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий образования ребенка, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся, проведение психолого-медикопедагогического обследования, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).
Наиболее сложные вопросы оказания ребенку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. С целью координации медицинского и психологопедагогического аспектов помощи детям с эпилепсией, ДЦП, РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатр, невропатолог, ортопед и нейропсихолог). В ходе диалога обсуждаются вопросы возможного изменения медицинской коррекции, проведения медицинского обследования, изменения подходов психолого-педагогической
работы с ребенком, введения индивидуального графика посещения ребенком
образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, даются рекомендации о внесении изменений в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в
четверть.
Для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; представление: "узнает объект", "не всегда узнает объект"
(ситуативно), "не узнает объект".
В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения
ребенка.
Перевод обучающегося на следующую ступень осуществляется максимально
приближенно к возрасту.
Пример 1.
Возраст ребенка: 7 лет (...)
Место
жительства: Мать:
Отец:
Год обучения в ГБОУ…: 1
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 2
|
Содержание
|
тр. |
|
1. Индивидуальные сведения о ребенке
|
|
|
2. Структура СИПР
|
|
года
|
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного
|
|
|
4. Индивидуальный учебный план
|
|
|
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
|
|
|
6. Содержание образования: |
|
|
6.1. Базовые учебные действия |
|
|
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов |
|
|
6.3. Нравственное развитие
|
7
|
|
6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного |
|
образа жизни
|
7
|
|
6.5. Внеурочная деятельность
|
7
|
|
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
|
9
|
|
8. Программа сотрудничества с семьей
|
9
|
|
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
|
0
|
|
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
|
1
|
Семья полная, состоит из 4 человек, проживает в 3-комнатной благоустроенной квартире. Мама - помощник судьи в Арбитражном суде Псковской области. Отец - водитель-экспедитор ООО "Компотекс". Младший брат 2010 г.р., посещает обычный детсад. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в
успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК у Андрея поврежденное развитие психических функций (F71.1.), несформированность всех языковых средств на фоне первичного дефекта. Познавательная деятельность резко снижена. Является ребенком с ОВЗ.
Основные двигательные навыки сформированы. Мальчик очень подвижный.
Координация движений в норме. Есть пинцетный захват. Предположительно, состояние слуха соответствует норме. Нарушено зрительное восприятие: не различает изображения. Мальчику нравятся сенсорные игры (тактильные ощущения), привлекают предметы, издающие звук.
В течение первых двух недель учебного года ребенок находился в возбужденном состоянии (чрезмерная двигательная активность): бегал, залезал на предметы мебели (шкафы, пианино, стулья, полки), кричал, рычал, повисал на взрослых, кусался, на запрет не реагировал. При этом наблюдались сенсорно-двигательные (закрывал уши руками, подносил руки ко рту, раскачивался при этом), двигательные (цикличность) и речевые стереотипии. При попытке успокоить ребенка, усадить на стул или вывести в другое помещение, Андрей оказывал физическое сопротивление (заваливался на пол, кричал, плакал, проявлял агрессию, направленную на вещи, окружающих, на себя). Мальчик бился головой о стены, пол, предметы мебели (о края поверхностей), нанося себе телесные повреждения (разбивал лоб до крови). Самоагрессия наблюдалась так же как реакция на малейший запрет. Присутствовала разрушительная деятельность (кидал стулья, игрушки, все доступные для него предметы). Родителям было рекомендовано обратиться за помощью к врачу-психиатру. На фоне медикаментозной коррекции состояние ребенка стало меняться. Большую часть учебного времени ребенок спокоен. Андрей иногда реагирует на запрет, при этом самоагрессия не наблюдается. Однако мальчик попрежнему удерживается на индивидуальном занятии непродолжительное время, стремится уйти. Знакомые задания делает самостоятельно, но старается избежать
выполнения новых заданий.
Ребенок понимает обращенную речь на бытовом уровне. Не всегда реагирует на свое имя. Понимает простые речевые инструкции ("Встань", "Сядь", "Сними сандалии", "Подними", "Собери", "Включи свет"), но не всегда их выполняет. Знает названия некоторых предметов, но предметы с их изображениями и изображения с названиями не
соотносит. Может попросить о каком-то желаемом действии (например, садится на качели и просит: "Катай"; подводит к магнитофону и говорит: "Включить музыка"). Иногда
выражает просьбу о помощи словом "Помочь".
Андрей не проявляет интереса к совместной деятельности с детьми, хотя наблюдает за действиями и игрой детей. Инициатором общения выступает только при необходимости получить помощь взрослого (берет за руку и ведет, направляет руку взрослого в сторону желаемого предмета). Андрей не всегда реагирует на изменение
интонации голоса и на запрет.
В целом игровая деятельность не сформирована, однако ребенок выполняет отдельные игровые действия с конструктором, машинкой. Делает попытки играть в паре с
учителем. Есть предметная игра с мячом, переходящая в специфические манипуляции.
Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит на стуле непродолжительное время, даже во время приема пищи), редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию и образцу не
выполняет. С трудом принимает физическую помощь.
Андрей сортирует предметы по принципу "такой - не такой", группирует по цвету, форме и величине с ошибками (ошибки исправляет сам).
Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире.
Навыки самообслуживания частично сформированы. Андрей неаккуратно ест, пьет из кружки, пользуется ложкой. В туалет не просится, в школе находится в памперсе. Необходимо регулярно предлагать сходить в туалет. При мытье рук нуждается в помощи взрослого. Снимает и надевает отдельные предметы одежды. Трудность представляет застегивание молний, пуговиц. Требуется контроль взрослого в разные режимные моменты (прием пищи, туалет, одевание, раздевание).
Ребенок относится к 2-й группе. Требуются постоянный контроль и частичная эпизодическая помощь. Для успешной педагогической работы важна медикаментозная коррекция поведенческих проблем.
Приоритетные коррекционные занятия:
1. Базовые учебные действия.
2. Предметно-практические действия.
3. Навыки самообслуживания.
4. Индивидуальный учебный план на 2015-2016 учебный год
Предмет
|
Групповые занятия |
Индивидуальные занятия
|
|||||
|
|
Учитель |
Воспитатель |
Учитель- |
Учитель |
Учитель |
Учитель- |
|
|
|
|
логопед
|
физкультуры
|
музыки
|
дефекто- лог
|
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
|
|
|
|
|
|
|
|
Математические представления
|
|
|
|
|
|
|
|
Окружающий природный мир
|
|
|
|
|
|
|
|
Окружающий социальный мир
|
|
|
|
|
|
|
|
Человек
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Адаптивная физкультура
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыка и движение
|
|
|
|
|
|
|
|
Изобразительная деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
Домоводство
|
|
|
|
|
|
|
|
Профильный труд
|
|
|
|
|
|
|
|
Сенсорное развитие
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Предметно-практич. действия
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
Двигательное развитие
|
|
|
|
|
2
|
|
|
Альтернативная и дополнительная коммуникация
|
|
|
|
2
|
|
|
|
Коррекционно- развивающие занятия
|
|
|
|
1
|
|
|
|
Всего
|
|
6
|
|
3
|
2
|
|
4
|
Внеурочная деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: 15
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
|
|
15.00- |
15.30- |
16.00- |
16.30-17.00 |
17.00- |
17.30-18.00 |
|||||||
|
|
15.30 |
16.00 |
16.30 |
|
17.30 |
|
|||||||
пн |
|
|
|
Прием пищи контроль |
|
Гигиенические |
||||||||
|
|
|
|
|
Гигиенические процедуры контроль
|
|
процедуры контроль
|
|||||||
вт |
|
|
|
Прием пищи контроль |
|
Гигиенические |
||||||||
|
|
|
|
|
Гигиенические процедуры контроль
|
|
процедуры контроль
|
|||||||
ср |
|
|
|
Прием пищи контроль |
|
Гигиенические |
||||||||
|
|
|
|
|
Гигиенические процедуры контроль
|
|
процедуры контроль
|
|||||||
чт |
|
|
|
Прием пищи контроль |
|
Гигиенические |
||||||||
|
|
|
|
|
Гигиенические процедуры контроль
|
|
процедуры контроль
|
|||||||
|
|
пт 13.00- |
13.30- |
14.00- |
14.30- |
15.00-15.30 |
15.30- |
16.00- |
16.30- 17.00 |
|||||
|
|
13.30 |
14.00 |
14.30 |
15.00 |
|
16.00 |
16.30 |
|
|||||
|
|
|
|
|
Прием пищи контроль |
|
|
Гигиенические |
||||||
|
|
|
|
|
|
Гигиенические процедуры контроль |
|
|
процедуры контроль
|
|||||
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.
Содержание |
I |
II |
|
полугодие |
полугодие |
1. Формирование базовых учебных действий |
|
|
Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся |
|
|
Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по назначению учебных материалов выполнение действия: - по образцу - подражанию - по инструкции |
|
|
Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения |
Функция поведения. Способы и методы |
I |
II |
|
коррекции |
полугодие |
полугодие |
Коррекция агрессии, |
Избегание неприятного. Проблемное |
|
|
самоагрессии и аффективных |
поведение прерывают, переключают |
|
|
вспышек: агрессия, |
внимание ребенка на другие действия |
|
|
направленная на людей? - |
(выйти из помещения, пройти по коридору, |
|
|
кусает, бьет; самоагрессия - |
умыться), интересную для ребенка |
|
|
бьется головой о поверхности |
деятельность (прыжки на батуте, качание на |
|
|
и предметы, кусает себе руки
|
качелях), нато, что можетего
|
|
|
|
заинтересовать (шариковый бассейн)
|
|
|
Коррекция неадекватного |
Избегание неприятного (внутренний |
|
|
крика, плача
|
дискомфорт). Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность
|
|
|
Коррекция эмоционально- |
Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды |
|
|
аффективных стереотипии
|
крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки
|
|
|
Коррекция |
Аутостимуляция. Переключение. |
|
|
двигательных (пробежки, |
Стереотипию прерывают, предлагают |
|
|
прыжки); сенсорно- |
ребенку другую знакомую, не вызывающую |
|
|
двигательных стереотипии |
негативизма деятельность (сортировка |
|
|
(крутится вокруг своей оси, |
предметов, нанизывание крупных бусин на |
|
|
трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом)
|
шнурок с наконечником, собирание пазлов)
|
|
|
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание |
I |
II |
|
полугодие |
полугодие |
Человек
|
||
Гигиена тела
|
|
|
- выполнение отдельных операций при мытье рук:
|
|
|
открывание крана
|
д
|
|
намачивание рук
|
д
|
|
намыливание рук мылом
|
д
|
|
растирание намыленных рук
|
д
|
|
смывание мыла с рук
|
д
|
|
закрывание крана
|
д
|
|
вытирание рук полотенцем
|
д
|
|
Туалет
|
|
|
- сообщение о желании сходить в туалет ("Хочу в туалет")
|
-
|
|
Обращение с одеждой и обувью
|
|
|
- узнавание предметов одежды и обуви: куртка шапка брюки свитер ботинки
|
?
|
|
- расстегивание:
|
|
|
липучки
|
с
|
|
молнии
|
с
|
|
- застегивание:
|
|
|
липучки
|
с
|
|
молнии
|
д
|
|
Прием пищи
|
|
|
- аккуратная еда ложкой
|
?
|
|
Сенсорное развитие
|
||
Зрительное восприятие
|
|
|
- фиксация взгляда на лице человека
|
+
|
|
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:
|
|
|
на уровне глаз
|
+
|
|
выше уровня глаз
|
+
|
|
ниже уровня глаз
|
+
|
|
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа:
|
|
|
на уровне глаз
|
+
|
|
выше уровня глаз
|
+
|
|
ниже уровня глаз
|
+
|
|
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева:
|
|
|
на уровне глаз
|
+
|
|
выше уровня глаз
|
+
|
|
ниже уровня глаз
|
+
|
|
- прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом:
|
|
|
по горизонтали (вправо/влево);
|
+
|
|
по вертикали (вверх/вниз);
|
+
|
|
по кругу (по/против часовой стрелки); вперед/назад
|
+
|
|
- прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом
|
+
|
|
Слуховое восприятие
|
|
|
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:
|
|
|
справа
|
+
|
|
слева
|
+
|
|
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:
|
|
|
справа
|
+
|
|
слева
|
+
|
|
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:
|
|
|
справа
|
+
|
|
слева
|
+
|
|
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука
|
+
|
|
Кинестетическое восприятие
|
|
|
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека
|
+
|
|
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:
|
|
|
холодный
|
+
|
|
теплый
|
+
|
|
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:
|
|
|
гладкий
|
+
|
|
шероховатый
|
+
|
|
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.):
|
|
|
густой
|
+
|
|
жидкий
|
+
|
|
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
|
+
|
|
- адекватная реакция на давление на поверхность тела
|
+
|
|
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
|
+
|
|
Восприятие запаха
|
|
|
- адекватная реакция на запахи: |
|
|
продукты питания |
+
|
|
парфюмерная продукция |
+
|
|
Предметно-практические действия |
|
|
Действия с материалами |
|
|
- сминание материала (бумага): |
|
|
одной рукой |
с
|
|
двумя руками |
с
|
|
- разрывание материала (бумага) |
д
|
|
- размазывание материала (краска, клейстер): |
|
|
одной рукой |
с
|
|
двумя руками |
с
|
|
- пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы) |
с
|
|
- переливание материала (вода) |
с
|
|
- разминание материала (соленое тесто, пластилин): |
|
|
одной рукой |
д
|
|
двумя руками |
д
|
|
Действия с предметами |
|
|
- захват, удержание, отпускание предметов |
с
|
|
- вынимание предметов (из коробки) |
с
|
|
- складывание предметов (в коробку) |
с
|
|
- перекладывание предметов (из коробки в коробку) |
с
|
|
- встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы) |
с
|
|
- нажимание на предмет всей рукой |
с
|
|
- вставление предметов (стаканчиков) друг в друга |
с
|
|
- вставление в отверстия: |
|
|
шариков |
с
|
|
мозаики |
с
|
|
- нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины): |
|
|
на стержень |
с
|
|
на нить с наконечником |
с
|
|
- вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки) |
с |
|
- сжимание предмета (резиновые игрушки, губка,
прищепки): одной рукой двумя руками пальцами - открывание предмета: коробка банка с капроновой крышкой - закрывание предмета: коробка банка с капроновой крышкой - катание игрушки на колесиках |
с с с с д с д с |
- толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь): от себя к себе Двигательное развитие |
с с
|
- выполнение движений головой в положении стоя: наклон |
вправо наклон влево наклон вперед наклон назад в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), "круговые" движения (по часовой
стрелке и против часовой стрелки)
- поворот головой: вправо влево
- "круговые" движения: по часовой стрелке против часовой стрелки
- выполнение движений руками: вперед назад вверх в стороны "круговые"
- выполнение движений пальцами рук: сгибание фаланг пальцев разгибание фаланг пальцев сгибание пальцев в кулак
разгибание пальцев
- выполнение движений плечами: вверх вниз
- опора: на предплечья на кисти рук
- бросание мяча двумя руками: от груди из-за головы
- отбивание мяча от пола одной рукой
- ловля мяча на уровне груди
- изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот поворот с живота на спину
- изменение позы в положении сидя: поворот вправо поворот влево наклон вперед наклон назад наклон вправо наклон
влево
- изменение позы в положении стоя: поворот вправо поворот влево наклон вперед наклон назад наклон вправо наклон влево
- вставание на четвереньки
- ползание на четвереньках
- садиться из положения "лежа на спине"
- вставание на колени из положения "сидя на пятках"
- стоять на коленях в процессе выполнения действий с предметами
- ходить на коленях
- вставать из положения "стоя на коленях"
- выполнение движений ногами: подъем ноги вверх отведение ноги в сторону отведение ноги назад
- ходьба по наклонной поверхности: вверх с опорой вверх без опоры вниз с опорой вниз без опоры
- ходьба по лестнице: вверх с опорой вверх без опоры вниз с опорой вниз без опоры
- прыгание на двух ногах на месте - ударение по мячу ногой с места
Альтернативная и дополнительная коммуникация Коммуникация
- установление зрительного контакта с собеседником
- реагирование на собственное имя
- приветствие собеседника: жестом (пожать руку) словом
"Привет"
- выражение своих желаний: жестом словом "Дай" предложением "Лена, дай"
- выражение просьбы о помощи: жестом словом "Помоги" предложением "Лена, помоги"
- выражение согласия: жестом (кивок головы) словом "Да"
- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом "Нет"
- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой)
словом "Пока"
Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации Импрессивная речь
- различение по именам: членов семьи учащихся класса педагогов - понимание слов, обозначающих предмет: кружка тарелка ложка стул стол шкаф яблоко банан носки куртка футболка
брюки шапка ботинки сандалии мяч
- понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой твой
- понимание простых предложений: нераспространенных
("Оля ест" и др.) распространенных ("Оля ест яблоко" и др.)
Экспрессивная речь
- называние своего имени
- называние имен: членов семьи педагогов
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи
и др.); умение выражать свои желания, делая выбор.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Название Планируемая деятельность ребенка в Участие ребенка в мероприятии
мероприятия мероприятии
День знаний присутствие на торжественной линейке, Андрей присутствовал на линейке, праздничном завтраке, участие в работе праздничном завтраке, принимал станций участие в мероприятиях на улице
Новогодний подготовка к мероприятию: изготовление праздник украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике
Масленица подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии Пасха подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление холла
Веселые старты участие в спортивных эстафетах Игра игры с мячом, настольные дидактические игры "Лото", "Домино", игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале
Посещение присутствие на богослужении храма
Прогулки на игры с мячом, парашютом, в сенсорном
улице саду, подвижные игры, экскурсия в лес, парк
Последний присутствие на торжественной линейке,
учебный день праздничном завтраке, участие в работе
станций
Учителя класса, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель физкультуры, воспитатели.
Задачи
|
Мероприятия
|
Отчет о проведении |
Повышение осведомленности |
- индивидуальные консультации родителей со |
|
родителей об особенностях |
специалистами (раз в триместр и по запросу |
|
развития и специфических |
родителей) - консультации родителей по темам: |
|
образовательных потребностях |
"Организация свободного времени дома", |
|
ребенка
|
"Реализация СИПР в домашних условиях", "Двигательное развитие ребенка", "Формирование предметно-практической деятельности"
|
|
Обеспечение участия семьи в |
- участие родителей в разработке СИПР - посещение |
|
разработке и реализации СИПР, |
родителями уроков/занятий - консультирование |
|
единства требований к |
родителей по вопросам обучения ребенка в |
|
обучающемуся в семье и в |
домашних условиях, выбор единых подходов и |
|
образовательной организации
|
приемов работы - домашнее визитирование
|
|
Организация регулярного |
- информирование электронными средствами - |
|
обмена информацией о |
личные встречи, беседы - ежедневный просмотр и |
|
ребенке, о ходе реализации СИПРи результатах ее освоения
|
записи в дневнике ребенка
|
|
Организация участия |
- привлечение родителей к планированию, |
|
родителей во внеурочных |
разработке и реализации мероприятий: - 1 сентября - |
|
мероприятиях
|
День знаний
|
|
- Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), игрушка на колесах, резиновая игрушка, прищепки, емкости для предметов, конструктор, коробка с крышкой, банка с крышкой, юла, коммуникативная
кнопка.
- Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы
аромобаночек, вибромассажер.
- Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки), мягкая и плотная бумага.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели,
утяжелители, эластичные бинты.
- Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан), музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет - что либо сделать с ним)
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого дд
- с частичной помощью взрослого д - по последовательной инструкции (изображения или вербально) ди
- по подражанию или по образцу до
- самостоятельно с ошибками сш
- самостоятельно с
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует - 2. Не выявить наличие представлений ?
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке пп
- использования с косвенной подсказкой (изображение) п
- самостоятельного использования +
Учителя класса: ___________________________
___________________________
___________________________
Учитель физкультуры: ___________________________ Учитель-логопед: ___________________________
Учитель-дефектолог:
Воспитатели:
___________________________
Родители: ___________________________
___________________________
Пример 2
1. Индивидуальные сведения о ребенке ФИО ребенка: Г.
Возраст ребенка: 9 лет Место жительства: ...
Мать: Е.А.
Отец: В.Г.
Год обучения в ШО ЦЛП: 3
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 1
Содержание тр.
1. Индивидуальные сведения о ребенке
2. Структура СИПР
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
4. Индивидуальный учебный план
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре 6. Содержание образования:
6.1. Базовые учебные действия
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
6.3. Нравственное развитие
6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
6.5. Внеурочная деятельность
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
1
8. Программа сотрудничества с семьей
1
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических
материалов 3
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
3
Семья неполная, состоит из 3 человек. Мама - предприниматель. Старшая сестра учится в общеобразовательной школе. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к мальчику. Папа не проживает с семьей, но оказывает помощь в воспитании ребенка. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК у Г. тяжелая умственная отсталость, ДЦП, плосковальгусная установка стоп, несформированность языковых средств на фонетикофонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит на инвалидной коляске с полной фиксацией. В течение 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует. Г. воспринимает происходящее вокруг него
посредством тактильных ощущений.
Эмоциональное состояние ребенка устойчивое. Мальчик спокоен. Реагирует на шум и крик вокализацией.
Не понимает обращенную речь, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Активная речь
не развита.
Г. спокойно реагирует на воду, краску, сыпучие, твердые и вязкие материалы.
У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протертую пищу. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь
взрослого.
Ребенок относится к 2-й группе. Требуется полная постоянная помощь. Приоритетные коррекционные занятия:
1. Сенсорное развитие.
2. Двигательное развитие.
Предмет, курс Групповые Индивидуальные занятия
занятия учитель воспитатель логопед учитель учитель учитель- класса физ-ры музыки дефекто-
лог
Речь и альтерн. (дополнительная) коммуникация |
|
|
|
Математические |
|
|
|
представления |
|
|
|
Окружающий |
|
|
|
природный мир |
|
|
|
Окружающий |
|
|
|
социальный мир |
|
|
|
Человек |
|
|
|
Адаптивная |
|
|
|
физкультура |
|
|
|
Музыка и движение |
|
|
|
Изобразительная |
|
|
|
деятельность |
|
|
|
Домоводство |
|
|
|
Профильный труд |
|
|
|
Сенсорное развитие |
|
3 |
|
Предметно-практич. |
|
|
|
действия |
|
|
|
Двигательное развитие |
|
|
2 |
Альтернативная и |
|
|
|
дополнительная |
|
|
|
коммуникация |
|
|
|
Коррекционно- 6 4 1 развивающие занятия
Всего 6 7 2
Внеурочная 4 деятельность
Итого: 20
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
8.45- 9.30- 10.15- 11.00 11.00- 11.45- 12.30-13.30 13.30- 14.15-
9.25 10.10 11.40 12.25 14.10 14.55
п |
Прием пищи ухо |
Прием пищи ухо |
|
Гигиенические процедур |
Гигиенические процедур |
|
уход |
уход |
в |
Прием пищи ухо |
Прием пищи ухо |
|
Гигиенические процедур |
Гигиенические процедур |
|
уход |
уход |
с |
Прием пищи ухо |
Прием пищи ухо |
|
Гигиенические процедур |
Гигиенические процедур |
|
уход |
уход |
ч |
Прием пищи ухо |
Прием пищи ухо |
|
Гигиенические процедур |
Гигиенические процедур |
|
уход |
уход |
п |
Прием пищи ухо |
Прием пищи ухо |
|
Гигиенические процедур |
Гигиенические процедур |
|
уход |
уход |
|
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: |
подгузники, влажные салфетки, одноразовые перчатки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, детский крем, нагрудники, салфетки.
Содержание I II полугодие полугодие
Альтернативная и дополнительная коммуникация
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека
Сенсорное развитие
Слуховое восприятие
- локализация неподвижного источника звука, расположенного: - на уровне уха (справа/слева) - на уровне плеча (справа/слева)
Кинестетическое восприятие
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.)
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: - температуре (холодный, теплый, горячий) - фактуре (гладкий,
колючий, шероховатый и т.д.) - вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.)
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
- положительная реакция на давление на поверхность тела
Восприятие своего тела в статике и движении
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
Восприятие вкуса
- адекватная реакция на продукты, различные: - по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) - по консистенции (жидкий, вязкий, сыпучий)
Восприятие запаха
- адекватная реакция на запахи
Двигательное развитие
- удерживание головы: - в положении лежа на спине
- в положении лежа на животе - в положении на боку (правом, левом) - в положении сидя
- выполнение движений головой: - наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя) - повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя) - "круговые" движения
(по часовой стрелке и против часовой стрелки)
- выполнение движений руками: - вперед - назад - вверх - в стороны -
"круговые"
- выполнение движений пальцами рук: - сгибать фаланги пальцев - разгибать фаланги пальцев - сгибать пальцы в кулак - разгибать пальцы - выполнение движений плечами: - вверх - вперед - назад - "круговые"
- опора: - на предплечья - на кисти рук
- изменение позы в положении лежа: - поворот со спины на живот - поворот с живота на спину
Название Планируемая деятельность ребенка в Участие ребенка в мероприятия мероприятии мероприятии
1 сентября - Деньприсутствие на торжественной линейке, праздничном знаний завтраке, участие в работе станций
Осенний праздник
Декада инвалидов участие в мастер-классах
Новый год подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике
Открытие пристройки участие в торжественном открытии пристройки
Масленица участие в мероприятии
Пасха участие в мероприятии
Веселые старты присутствие на мероприятии
Последний учебный присутствие на торжественной линейке, праздничном день завтраке Майский фестиваль "Другое искусство" Школьный лагерь
Игра сенсорные игры, тактильные игры на принятие телесного контакта
Прогулки на улице |
|
игры с парашютом, в сенсорном саду, экскурсия в |
|
|
лес, парк |
Название |
|
Возможные предметные Возможные личностные |
рабочей |
|
результаты результаты |
программы |
|
|
Радуга |
|
- адекватная реакция на - обогащение опыта эмоционально- |
|
|
прикосновения человека, чувственного восприятия |
|
|
соприкосновение с материалами, окружающей действительности - |
|
|
различными по температуре, развитие зрительного и других видов |
|
|
фактуре, вязкости - адекватная восприятия, внимания - получение |
|
|
реакция на изменение положения удовольствия от сенсорных |
|
|
тела, вибрацию - локализация ощущений - развитие интереса к |
|
|
звука, прослеживание за взаимодействию с окружающими - |
|
|
перемещением предмета - умение взаимодействовать с |
|
|
выполнение манипуляций с взрослым в процессе совместной |
|
|
предметами, целенаправленных деятельности |
|
|
действий с предметами и |
|
|
материалами |
Я познаю себя |
|
- адекватная реакция на - обогащение опыта восприятия |
|
|
прикосновения человека, окружающего мира - развитие |
|
|
соприкосновение с материалами, интереса к взаимодействию с |
|
|
различными по температуре, окружающими - умение |
|
|
фактуре, вязкости - адекватная взаимодействовать с взрослым, |
|
|
реакция на изменение положения выполняющим стимуляцию - |
|
|
тела, вибрацию - выполнение развитие мелкой и общей моторики - |
|
|
манипуляций с предметами - уверенность в своих движениях, |
|
|
выполнение целенаправленных передвижении - развитие ловкости, |
|
|
действий с предметами (мяч, координации движений |
|
|
модуль, гимнастическая палка, |
|
|
мелкие предметы и др.); - |
|
|
выполнение движений головой, |
|
|
руками, пальцами рук, ногами - |
|
|
изменение положения тела |
|
|
(повороты, наклоны, перевороты) - умение удерживать равновесие |
|
|
при разных положениях тела - ползание на четвереньках, переле-зание, лазание |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР - учителя класса, учитель физкультуры, воспитатели.
8. Программа сотрудничества с семьей
Задачи
|
Мероприятия
|
Отчет о проведении |
Повышение осведомленности |
индивидуальные консультации родителей со |
|
родителей об особенностях |
специалистами (раз в триместр и по запросу |
|
развития и специфических |
родителей) индивидуальные консультации |
|
образовательных потребностях |
родителей по темам: "Реализация СИПР в |
|
ребенка
|
домашних условиях", "Кинестетическое развитие ребенка", "Двигательное развитие детей с ДЦП"
|
|
Обеспечение участия семьи в |
участие родителей в разработке СИПР |
|
разработке и реализации |
посещение родителями уроков/занятий |
|
СИПР, единства требований к
|
консультирование родителей по вопросам
|
|
обучающемуся в семье и в |
обучения ребенка в домашних условиях, выбор |
|
образовательной организации
|
единых подходов и приемов работы домашнее визитирование
|
|
Организация регулярного |
информирование электронными средствами |
|
обмена информацией о |
личные встречи, беседы ежедневный просмотр |
|
ребенке, о ходе реализации |
и записи в дневнике ребенка просмотр и |
|
СИПРи результатах ее |
обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в |
|
освоения
|
школе и дома
|
|
Организация участия |
привлечение родителей к планированию, |
|
родителей во внеурочных |
разработке и реализации мероприятий: 1 |
|
мероприятиях
|
Сентября - День знаний Декада инвалидов Новый год Масленица Пасха Веселые старты Последний учебный день Майский фестиваль "Другое искусство"
|
|
- Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор.
- Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы
аромобаночек, вибромассажер.
- Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого
диаметра, коврики.
- Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки).
- Подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.
- Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты (бубенцы, яйца).
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие
действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с
ним)
2. Активное участие
действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого
д
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
и
- по подражанию или по образцу
о
- полностью самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
п
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования
Учителя класса: ________________________
________________________
Учитель физкультуры: ________________________
Воспитатели: ________________________
________________________ Родители: ________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.