Разработка сценария военно-патриотического мероприятия, посвященного Дню снятия блокады
Оценка 4.8

Разработка сценария военно-патриотического мероприятия, посвященного Дню снятия блокады

Оценка 4.8
pdf
03.05.2023
Разработка сценария военно-патриотического мероприятия, посвященного Дню снятия блокады
Абдулаева А.К. Разработка сценария военно-патриотического мероприятия.pdf

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение 

"Академия управления городской средой, градостроительства и печати "

      

 

Разработка сценария военно-патриотического мероприятия,

посвященного Дню снятия блокады 

(для студентов 1 и 2 курса)

 

 

  

 

преподаватель русского языка и литературы

Абдулаева Анжелика Казанфаровна

 

Санкт-Петербург

2023 г.

Блокада Ленинграда

8 сентября 1941 - 27 января 1944

 (Слайд 2) Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Ольга Берггольц

Цели: 

Образовательная: 

           вспомнить о героизме жителей блокадного Ленинграда;

           познакомить студентов с понятием «массовый героизм».

Развивающая: 

           совершенствовать умения анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;

           развивать приемы умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, делать выводы;

           развивать навыки работы с дополнительной литературой, историческими материалами;

           вырабатывать познавательный интерес к предмету.

Воспитательная: 

           воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, прививать чувства уважения к памяти павших героев;

           пробуждать самое лучшее и светлое в человеке;

           создавать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии;

           содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свой народ, за свою Родину.

 

 

Оборудование и оформление аудитории: компьютер, проектор, газеты студентов, презентации, видеоролики, подбор музыкального сопровождения.

Предварительная работа:

1.         Проведение конкурса стихотворений, посвященных снятию блокады, по группам; 2.             Проведение конкурса презентаций, видеороликов, посвященных снятию блокады, по группам;

3.                  Организация выставки рисунков на тему: «Дню снятия блокады посвящается…»

4.                  Подбор музыкальных произведений, связанных с темой ВОВ;

5.                  Организовать присутствие студентов 1 курсов групп: 9ОЗИ -221, 9ОЗИ-222К,

9ПСО-221К,  9СХ-221, 9 СХ-211, прошедших отборочный конкурс.

6.                  Подготовка перечня вопросов к викторине.

Ход занятия

                             1.           Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

Добрый день уважаемые гости, уважаемые студенты!

Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном 80-летию прорыва блокады и 79-летию Дня полного освобождения Ленинграда от блокады.

В конце декабря в нашей академии был проведен социологический опрос среди студентов очного и заочного отделений разных возрастных категорий, обучающихся на разных специальностях.

Исследование проходило, можно сказать, в «военно-полевых» условиях – на зачётнопредновогодней неделе и это несколько осложнило процесс. Некоторые студенты считали, что отвечать должны только петербуржцы, другие, с чувством неловкости и смущения думали, что их хотят «подловить на незнании». Но к чести большинства респондентов, нужно сказать, что отвечали они искренне и заинтересованно. Многие тут же пытались найти правильные ответы. (Слайд 3) Опрос показал, что студенты чувствуют себя более уверенными, если вопросы касаются конкретных исторических фактов. Анкета состояла из открытых вопросов, где выбор не предопределен – от ребят требуется умение самостоятельно формулировать ответ, что вызвало гораздо большие затруднения.

Таким образом, можно констатировать, что наши ребята, не только помнят о героических днях блокады Ленинграда, но и исторически верно дают им оценку.

 (Слайд 4) Всё может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может... (Слайд 5) Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.

Студенты группы 9 ОЗИ-221 Куренков Кирилл и Гаврикова Ярослава помогут в проведении мероприятия.

Найденова Алена – студентка группы 9 ОЗИ-221

Чуть горит зари полоска узкая

Золотая, тихая струя…

Ой, ты, мать – земля родная, русская,

Дорогая Родина моя!

 

Чья душа с тоскою не оглянется: Сквозь туман, взрывая ночь и тьму,

Вражья рать по тем дорогам тянется

 

К городу родному твоему.

 

Ты гори зари полоска узкая,

По земле ползет пожаров дым…

Мы тебя, земля родная, русская, Никогда в обиду не дадим!         

И. Молчанов

История любого народа – история войн. Сколько их было – не счесть! Великая Отечественная война 1941-1945 годов - война со страшным противником: опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов. 

(Слайд 6)  Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой!  То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и праведного гнева. 

Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ. Так и поступали фашистские захватчики. Только на территории СССР, подвергшейся оккупации, фашистские изверги замучили и истребили около 10 миллионов советских мирных граждан, в том числе детей, стариков и женщин. 

(Слайд 7) Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ, больниц, театров, музеев, домов культуры.  Миллионы людей, угнанных в Германию, содержались в неволе, как древние рабы.

Фашисты покрыли Европу густой сетью концлагерей, организовали чудовищные

«фабрики смерти». Все это страшные лики войны. 

(Слайд 8) Но особое место в ее летописи занимает героическая оборона Ленинграда, который 872 дня находился в кольце вражеской блокады.

Родионов Егор – студент группы 9 ОЗИ-221

Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя,

Та память нам не надоела,

Как мыслят некие “друзья”.

Её события и даты

Огнем вошли в сердца людей.

Еще живут её солдаты,

Хранители святых идей.

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Когда планы по захвату Ленинграда провалились, появилась директива главного командования германской армии.

(Слайд 9) Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.

(Слайд 10) Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.

Волкова Екатерина – студентка группы 9 ОЗИ-221

Вставал рассвет балтийский ясный,  когда воззвали рупора: 

- Над нами грозная опасность. 

Бери оружье, Ленинград! -  А у ворот была в дозоре  седая мать двоих бойцов,  и дрогнуло ее лицо,  и пробежал огонь во взоре. 

Она сказала: - Слышу, маршал. 

Ты обращаешься ко мне. 

и средний тоже на войне.  А младший сын со мною рядом,  ему семнадцать лет всего,  но на защиту Ленинграда  я отдаю теперь его. 

Иди, мой младший, мой любимый,  зови с собой своих друзей.  Да не падет на дом родимый  бесчестье плена и плетей!

(О. Берггольц)

Уже на фронте сын мой старший, 

(Слайд 11) Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. 

На защиту Ленинграда поднялись все его жители.  В короткий срок он был превращен в город крепость. Ленинградцы создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках— отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Были разрушены и сожжены 3174 здания, повреждены— 7143. Третья часть жилья была уничтожена.

Демин Александр – студент группы 9 ОЗИ-221

Мы отомстим за все: за город наш,

Великое творение Петрово,

За жителей, оставшихся без крова,

За мертвый, как гробница, Эрмитаж,

За виселицы в парке над водой,

Где стал поэтом Пушкин молодой.

За бомбы в Ботаническом саду,

Где тропики дышали полусонно

(Теперь они дрожат на холоду).

За все, что накопил разумный труд.

Что немцы превратили в груды груд.

В. Инбер

За гибель петергофского «Самсона»,

После жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 

(Слайды 12-25) Стихотворение «Блокада» - Самольянов Егор

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, враги прорвались на южный берег

Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Аникин Александр – студент группы 9 ОЗИ-221

На Ленинград обхватом с трех сторон Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом. 

(В. Инбер)

И, видя это, разъяренный враг,

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта — горючим, заводов и фабрик — сырьем и топливом.

(Слайды 26-52) «Блокадный хлеб». Приходько Александр - студент 1 курса группы 9ОЗИ-222к

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети — всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было! Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

Артюшина Радмила – студентка группы 9 ОЗИ-221

На развороченном пути 

Стоит мальчишка лет пяти.  В глазах расширенных истома, 

И щеки белые, как мел.  «Где твоя мама, мальчик?»

— «Дома».

— «А где твой дом, сынок?» — «Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет. 

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет…

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

(Слайд 53) Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города — детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс.

ленинградцев погибло от голода.

Сорокин Никита – студент группы 9 ОЗИ-221

Опять налёт, опять сирены взвыли,

Опять зенитки начали греметь,

И ангел с петропавловского шпиля 

В который раз пытается взлететь

Но неподвижна очередь людская У проруби, дымящейся во льду. Там люди воду медленно таскают У вражеских пилотов на виду.

Не думайте, что лезут зря под пули.

Остались - просто силы берегут...

Наполненные вёдра и кастрюли

Ведь, прежде, чем по ровному пойдём,  Нам нужно вверх по берегу подняться 

Он страшен, этот тягостный подъём,

Хотя, наверно, весь - шагов пятнадцать.

Споткнёшься - и без помощи не встать,

И от саней - вода дорожкой слёзной.

Чтоб воду по пути не расплескать, 

Мы молча ждём, пока она замёрзнет.

Ю. Воронов

Привязаны к саням. Но люди ждут...

Харлампьева Варвара – студентка группы 9 ОЗИ-221

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется... А за Невою  Клубится пожарища дым.

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.,.

(Ю.   Андрушенко)

А там, меж сугробов горбатых,

(Слайд 54-61) Шувалова Анастасия – студентка 1 курса группы 9ПСО-2221к - презентация на тему: «Цветок жизни»

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

(Слайд 62) В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. Дневник хранится в музее истории

Ленинграда.

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ее дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии. 


Щербина Егор – студент группы 9 ОЗИ-221

На берегу Невы, 

В музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок. 

Его писала 

Савичева Таня. Он  каждого пришедшего

                  влечет.

Пред ним стоят   сельчане,  горожане,

От старца -

До наивного мальца. И письменная

                 сущность содержанья

Ошеломляет 

Души и сердца.

Это - всем живущим 

                   в назиданье,

Чтобы каждый 

    в суть явлений  вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит,           как звезда, с руки. 

И гласят о жизненном накале Сорок две  святых

                     его строки.

В каждом слове -

емкость телеграммы, Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной, И  почти молчанье

                       о себе...

Это  смертный приговор

                        убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится. Это - сердце,        что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья Между всеми нами 

               и тобой.

Встань пред миром,

                      Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой! Пусть

              из поколенья в поколенье

Эстафетно Шествует она, Пусть живет, 

                      не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена.

(С.Смирнов (из поэмы «Дневник и сердце»)


Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев,  их доверие и уважение друг к другу.

В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом...» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами. «Помню, в булочной мне сделалось плохо,— рассказывает Ольга Николаевна,— и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

Жадченко Артур – студент группы 9 ОЗИ-221


И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?» «Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света День похож на черную ночь.

Чтобы все это превозмочь?

Умирали и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет! Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь!

(Елена Рывина)


Может, в мире и силы нету, 

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения. Но оставшиеся заводы продолжали работать. Писатели поддерживали дух ленинградцев своими патриотическими произведениями. 

Во время блокады город продолжал жить: работали библиотеки, проводились экскурсии по залам Эрмитажа, всю блокаду не прекращал работу театр музыкальной комедии. 

Это удивительно, но в блокадном Ленинграде люди думали не только о том, чтобы выжить. В самые трудные блокадные времена талантливый хореограф А. Обрант сумел создал молодежный танцевальный ансамбль. Это был символ нашей стойкости и силы, нашей веры в будущую Победу.

(Слайд 63-76) Сидорова Лаура – студентка 1 курса группы 9ОЗИ -221  расскажет вам как это было...  

Жибер Екатерина – студентка группы 9 ОЗИ-221 и Иванов Даниил – студент 9 СХ-211 танец.

Шалашова Екатерина – студентка группы 9 ОЗИ-221

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам…

Я никогда героем не была,

Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, я жила.

Нас немцы называют: «мёртвый город». Но где, когда был мёртвым нужен стих? А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод –

Он, славя павших, жить зовёт живых. 

Стихи О.Берггольц. Не жаждала ни славы, ни награды.

 Это строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. Её голос ежедневно звучал по радио. Он придавал ленинградцам силы. А как слушали эти стихи!

(Слайд 77)  В блокадном Ленинграде музы не молчали! Здесь начал писать свою седьмую симфонию композитор Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх её частей. Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты падали в голодные обмороки, умирали прямо на сцене. В марте 1942 года они возобновились, но от оркестра, к тому времени, осталось всего 15 ослабевших музыкантов. Но Ленинград уже ждал этот концерт, он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии, с фронта отозваны бойцымузыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов.

(Слайд 78) Видео. Сорокин Никита – студент группы 9 ОЗИ-221

9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, несмотря на светомаскировку, горели все хрустальные люстры. В зале сидели моряки, пехотинцы, бойцы ПВО и ленинградцы. Исполнение длилось 80 минут. За это время на город не упало ни одного снаряда, не разорвалось ни одной бомбы. Орудия врага молчали – их подавила мощным огнём наша артиллерия, защищавшая город. Музыка сумела выразить то, что в это в это трудное время объединяло ленинградцев: героизм, любовь к своему городу, вера в Победу. 

(Слайд 79) Мазепова Диана – студентка группы 9 ОЗИ-221


Какая музыка была!

Какая музыка играла!

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

 

Какая музыка во всём,

Всем и для всех – не по ранжиру.

Осилим… выстоим… спасём…

Ах, не до жиру – быть бы живу…

 

Солдатам голову кружа,

Трёхрядка под накатом брёвен Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

 

И через всю страну струна,

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд

Одной – единой страсти ради

На полустанке – инвалид

И Шостакович – в Ленинграде.

(Слайд 80) Исполнение транслировалось по радио. Его слышали не только жители города, но и, через громкоговорители, немецкие солдаты, осаждавшие город. Они обезумели от услышанного. Они считали, что перед ними мёртвый город, а он жил, он слушал симфонию Шостаковича!

 (Слайд 81)  «Все для фронта, все для победы!» — боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4600 полевых орудий, 12000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и   мин,

В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. Комсомол бросил клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, бывшие школьники. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки-рабочие по 12— 14 часов не выходили из промерзших цехов.

Левая Полина – студентка группы 9 ПСО-221к

Стихи А.Межирова.

Да, мы не скроем — в эти дни 

Мы ели клей, потом ремни, 

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части Необходимые войне.

И он точил, пока рука

Могла производить движенья. А если падал — у станка,

Как падает солдат в сраженье.

(Слайд 82) Однажды во время блокады на ленинградский завод «Полиграфмаш», где изготовляли тогда пулеметы, пришел народный художник СССР А. Ф. Пахомов. Он хотел нарисовать на плакате лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени и отчеству — Василием Васильевичем.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились» - сказал  А. Фадеев 

Опасным и тяжелым был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

(Слайд 83) В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могли его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах.

Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь— дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Константинов Даниил - студент группы 9 ПСО-221к 

Девчонка руки протянула                                             И головой — 

(О.Берггольц)

На край стола. 

Сначала думали — 

Уснула,

А оказалось — Умерла...

Ее из школы на носилках

Домой

Ребята понесли.

В ресницах у подруг

Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья —

После похорон.

(Ю.Воронов)


Александр Фадеев, писатель, в путевом дневнике «В дни блокады» писал, что вместе со школьниками «навеки сохранится в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя... Они впервые познали друг друга, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски».

(Слайд 84) Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них тоже была одинаковая. Как сказала поэтесса Ольга Берггольц: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Ослабевшие от недоедания учителя шли в школу, поддерживая друг друга под руки.

Учитель часто был для ребят отцом и матерью. Ведь отцы были на фронте, а многие матери — на казарменном положении. Ради встречи друг с другом учителя и ученики ежедневно проделывали тяжкий и долгий путь в школу.

«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу. РСФСР,— вспоминает Ольга Николаевна Тюлева,— было ей уже за шестьдесят. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу». Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу — в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком». (Слайд 85) Видео «Дети блокады»

Белова Анастасия - студентка группы 9 ПСО-221к

Имен сегодня всех не перечесть...

Вы гордость наша,

Гордость Ленинграда1

Спасибо вам,

Что были Вы

И есть,

Учителя далеких лет блокад!

 (Н. Уланов)

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.

Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по

Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли  первые  грузовики,  везшие  муку.

(Слайд 86) Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики — работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами

Соловьева Виктория - студентка группы 9 СХ-221 


И было так: на всем ходу  Машина задняя осела. 

Шофер вскочил, шофер на льду. 

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут — пустяк.

Поломка эта — не угроза,    

Да рук не разомкнуть никак: 

Их на руле свело морозом. 

Чуть разогнешь — опять сведет

Стоять? А хлеб? Других дождаться? 

А хлеб — две тонны? Он спасет 

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора —

И быстро двинулся ремонт 

В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри,  примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне — до зари.

Шестнадцать тысяч матерей 

Пайки получат на заре — 

125 блокадных грамма

С огнем и кровью пополам. 

 О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить на земь.

 (О. Берггольц)


Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!

Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг — эпидемия. На нее очень надеялись фашисты.

Необходимо было очистить город.  Нелегко было работать голодным, измученным людям. Взрослым активно помогали школьники. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков не оправдались.

(Слайд 87) Видео. Аникин Александр, Щербина Егор.

(Слайд 88) В то лето в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Школьники выращивали овощи на пришкольных участках или в черте города, несмотря на постоянный обстрел города и его окрестностей. Ленинград был городомфронтом, и, подобно бойцам, многие школьники не вернулись домой. 30 % урожая овощей было собрано школьниками.

Изголодавшимся за зиму, больным цингой ленинградцам были крайне необходимы витамины, и собирали их школьники в городских парках и в пригородах, не занятых врагом.

В декабре 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

(Слайд 89) 15 249 юных защитников города наградили медалью «За оборону

Ленинграда». 

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — прорвать блокаду.

12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь по врагу. Сводный оркестр воинов-ленинградцев заиграл

«Интернационал». Под звуки гимна они ринулись через скованную морозом Неву, преодолели ледяные валы и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и воиныволховчане. Оккупанты  сопротивлялись  злобно,  ожесточенно.

(Слайд 90) 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и  плакали от радости.

Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей.

Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

На освобожденной территории за короткий срок была построена узкоколейная железная дорога. По ней с Большой земли ленинградцы стали получать продовольствие, заводы — топливо и сырье, воинские части — боеприпасы.

(Слайд 91) Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан перешли в наступление. 

(Слайд 92) Город был полностью освобожден от вражеской блокады.

 (Слайд 93) В честь выигранного сражения 27 января   1944  года в Ленинграде  прогремел  торжественный салют. Это был праздник со слезами на глазах. В городе гремел салют!

Песня «Тучи в голубом» - Мазепова Диана, Кондратьев Константин - студенты группы 9 ПСО-221к  

Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил! Высоко был оценен беспримерный подвиг ленинградцев: «…другого такого патриотизма, как тот, который проявило население великого города Ленина в борьбе с самым отъявленным врагом прогрессивного человечества... мир еще не видел.

Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города,— это великое дело, никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений». 

 (Слайд 94) Есть в нашем городе самое большое в мире кладбище – Пискарёвское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище. Садовой Виталий - студент группы 9 ОЗИ-221

             Под шелестом опущенных знамен                              Год сорок первый…

             Лежат бок о бок дети и солдаты.                                 Год сорок второй…

             На пискаревских плитах нет имен,                              Полгорода лежит в земле сырой.

             На пискаревских плитах только даты.                         (В. Суслов)

С утра до вечера идут сюда люди: в мороз и зной, в праздники и будни. Особенно много здесь бывает ленинградцев, петербуржцев – родных и близких тех, кто покоится под холмами братских могил.

Видео. Студенты группы 9 ОЗИ-221 и группы 9 ПСО-221к, посетившие

Пискаревское кладбище.

(Слайд 95) Этот мемориал – символ стойкости, мужества и силы духа советских людей, символ неисчислимых страданий, которые принесла миру война. Много времени прошло с тех пор, многое изменилось. Выросли поколения, не знавшие войны и блокады. Но никакие сроки не смогут приуменьшить величие подвига ленинградцев – подвига, равного которому не знает история. До конца осмыслить их беспримерное мужество, узнать его страшную цену невозможно, не увидев Пискарёвского кладбища, не услышав его, пронзающей сердце, тишины.

Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье  нынешних  поколений. 

Пичакчян Диана - студентка группы 9 ОЗИ-221

Опять война.

Опять блокада.

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо.

Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда.

Такая правда 

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

(Ю.Воронов)

Мировая история не знает подвига более великого, чем подвиг Ленинграда. В нём боролись две силы: Жизнь и Смерть. Победила Жизнь.

С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события тех времен. С каждым днём всё меньше становится очевидцев тех трагических событий. Вместе с ними уходит история. И только от нас, их потомков, зависит, чтобы она осталась в нашей памяти и наших сердцах.

Помнить можно только то, о чем знаешь.

Достаточно ли вы знаете о блокаде Ленинграда? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем вам принять участие в  небольшом опросе.

Щербина Егор - студент группы 9 ОЗИ-221


Неверно, что сейчас от той зимы   Остались лишь могильные холмы.  

Она жива, пока живые мы.     И тридцать лет, и сорок лет пройдёт,  

А нам от той зимы не отогреться.  

Нас от неё ничто не оторвёт.  

Мы с нею слиты памятью и сердцем.  

  Чуть что - она вздымается опять   Во всей своей жестокости нетленной.  

«Будь проклята!» - мне хочется кричать. 

      Но я шепчу ей: «Будь благословенна».  

  Она щемит и давит. Только мы  

Без той зимы - могильные холмы.     И эту память, как бы нас ни жгло,   Не троньте даже добрыми руками.  

Когда на сердце камень - тяжело.  

Но разве легче, если сердце - камень?..

(Слайд 94) Самольянов Егор - студент группы 9 ОЗИ-221

Роберт Рождественский «Помните!» (отрывок из поэмы «Реквием»)

Помните!

Люди!

Через века, через года, —

Покуда сердца стучатся, —

помните! помните!

О тех,

Какою

кто уже не придет никогда, — ценой

помните!

завоевано счастье, —

             Не плачьте!                                                           пожалуйста, помните!

В горле сдержите стоны,

Песню свою отправляя в полет, —

горькие стоны.

помните! Памяти павших будьте достойны!

О тех,

Вечно кто уже никогда не споет, —

достойны! помните!

Хлебом и песней,

Детям своим расскажите о них,

Мечтой и стихами,

чтоб

жизнью просторной, запомнили!

каждой секундой,

Детям детей

каждым дыханьем расскажите о них,

будьте чтобы тоже

достойны! запомнили!

 (Ю.Воронов)

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните

войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните!


Бывает в нашей жизни минута, когда мы вспоминаем то, чего с нами никогда не было, вспоминаем то, что знаем только по рассказам родных, из книг и кинофильмов. Тогда мы мысленно переносимся на многие годы назад и чувствуем рядом дыхание своих родных и близких, которых видели только на старых фотографиях. В эту минуту мы думаем и о незнакомых людях, погибших, защищая наше Отечество, защищая нас. 

Это МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Самая длинная минута праздника. В ней не 60 секунд, в ней 872 страшных блокадных дня, в ней навсегда сотни тысяч героических защитников и мирных жителей Ленинграда.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Академия управления городской средой, градостроительства и печати "

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Академия управления городской средой, градостроительства и печати "

Ленинграда; • познакомить студентов с понятием «массовый героизм»

Ленинграда; • познакомить студентов с понятием «массовый героизм»

Организация выставки рисунков на тему: «Дню снятия блокады посвящается…» 4

Организация выставки рисунков на тему: «Дню снятия блокады посвящается…» 4

Слайд 4) Всё может родная земля!

Слайд 4) Всё может родная земля!

Слайд 7) Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ,…

Слайд 7) Они разрушили и разграбили 1710 советских городов, более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, десятки тысяч школ,…

Вставал рассвет балтийский ясный, когда воззвали рупора: -

Вставал рассвет балтийский ясный, когда воззвали рупора: -

За гибель петергофского «Самсона»,

За гибель петергофского «Самсона»,

Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу

Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу

Опять налёт, опять сирены взвыли,

Опять налёт, опять сирены взвыли,

Ленинграда. Таню удалось спасти от голодной смерти

Ленинграда. Таню удалось спасти от голодной смерти

Свет души, простой и многогранной,

Свет души, простой и многогранной,

Николаевна,— и я потеряла сознание

Николаевна,— и я потеряла сознание

Слайд 63-76) Сидорова Лаура – студентка 1 курса группы 9ОЗИ -221 расскажет вам как это было

Слайд 63-76) Сидорова Лаура – студентка 1 курса группы 9ОЗИ -221 расскажет вам как это было

Большом зале филармонии, несмотря на светомаскировку, горели все хрустальные люстры

Большом зале филармонии, несмотря на светомаскировку, горели все хрустальные люстры

Слайд 80) Исполнение транслировалось по радио

Слайд 80) Исполнение транслировалось по радио

Да, мы не скроем — в эти дни

Да, мы не скроем — в эти дни

Слайд 82) Однажды во время блокады на ленинградский завод «Полиграфмаш», где изготовляли тогда пулеметы, пришел народный художник

Слайд 82) Однажды во время блокады на ленинградский завод «Полиграфмаш», где изготовляли тогда пулеметы, пришел народный художник

На край стола. Сначала думали —

На край стола. Сначала думали —

Слайд 85) Видео «Дети блокады»

Слайд 85) Видео «Дети блокады»

В пылающих руках шофера. Вперед!

В пылающих руках шофера. Вперед!

В декабре 1942 года указом Президиума

В декабре 1942 года указом Президиума

Песня «Тучи в голубом» - Мазепова

Песня «Тучи в голубом» - Мазепова

Выросли поколения, не знавшие войны и блокады

Выросли поколения, не знавшие войны и блокады

Достаточно ли вы знаете о блокаде

Достаточно ли вы знаете о блокаде

Слайд 94) Самольянов Егор - студент группы 9

Слайд 94) Самольянов Егор - студент группы 9

Во все времена бессмертной Земли помните!

Во все времена бессмертной Земли помните!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023