РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Автор:
Королёва Наталья Валентиновна,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва»
Предмет: |
литературное чтение (обучение чтению) |
Тема урока: |
Закрепление изученного материала. Чтение слов с буквой Ч/ч |
Класс: |
1 |
Тип урока: |
урок закрепления знаний |
Цель урока: |
закрепление умения учащихся читать слоги, слова и предложения с буквой Ч/ч на основе освоенных способов действий |
Задачи урока: |
· создать условия для освоения способов действия: распознавать в словах и выделять звук [ч`]; · создать условия для формирования вдумчивого читателя, развития творческой деятельности, обогащения лексического запаса, расширения кругозора учащихся; · содействовать формированию умений работать в сотрудничестве, аргументировано доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению |
Прием визуализации: |
кроссенс |
Оборудование: |
учебное пособие «Букварь», интерактивная доска, квадраты с картинками для кроссенса, магнитные фишки, карточки – слова, карточки для предложений, магниты, схемы, сигнальные карточки |
Ход урока:
1. Организационный этап.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Все расселись по
местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
2. Этап закрепления новых знаний и способов действий
На слайде на интерактивной доске:
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
- Как называют ребёнка, который учится? (Ученик, ученица, учащийся.)
На доске записывается слово «ученик».
- А зачем учиться читать? Где в жизни это пригодится? А как вы думаете, что будет на уроке? (Знакомство с новой буквой, звуком, новые слова, будем читать и т.д.)
- Правильно. На прошлом уроке вы познакомились с новой буквой, какой звук она обозначает? (Согласный, непарный, всегда мягкий, глухой.)
- Назовите цифру, которая начинается на «ч». (Четыре.)
Вывешивается квадрат для кроссенса.
4
|
- Что вы знаете о числе 4? (Однозначное, чётное.)
На слайде:
4 (Четыре) — натуральное число, расположенное между числами 3 и 5. Во многих странах Азии (например, в Японии) боятся этого числа и избегают занимать сиденье под номером «4»
- Назовите цвет, название которого начинается на «ч». (Чёрный.)
Вывешивается квадрат для кроссенса.
4
|
|
- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук? (Зелёным.)
- В слове «ученик» просигнализируйте мягкие согласные звуки.
У |
Ч |
Е |
Н |
И |
К |
|
|
|
|
|
|
- Назовите синоним слову грязный. (Чумазый.)
4
|
|
|
Синтетические упражнения со звуком [ч`]
- Назовите слова с противоположным значением. (Антонимы.)
· Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми).
· Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто).
Загадка
- Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха).
4
|
|
|
|
|
|
- Посмотрите, у Черепахи панцирь, как будто состоит из кирпичиков.
А из каких кирпичиков состоят слова? (Из слогов). А слоги? (Из звуков). Дополните звуковую модель слова «ученик».
У |
Ч |
Е |
Н |
И |
К |
|
|
|
|
|
|
- Что делают с помощью простого карандаша, линейки? (Чертят).
- Что в результате получается? (Чертёж)
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Назовите героя на букву Ч, герой книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». (Чебурашка.)
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие фонематического слуха
«Чаепитие». На слайде:
Учитель предлагает запомнить как можно больше слов со звуком [ч`] из рассказа.
Вечером в честь новой буквы Чебурашка устроил чаепитие. Он очень любит горячий чай с чабрецом. Чабрец – это лечебная трава. Для чаепития нужны чайник и чашка. К чаю у Чебурашки угощение: булочки, пончики, куличи.
На слайде:
- Какие слова неизвестны?
- Какие слова со звуком [ч`] запомнили? (Демонстрация растения чабрец.) Где можно узнать информацию об этом растении? (Словарь, Интернет, энциклопедия.)
- Как называется краситель для письма? (Чернила.)
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут вряд —
Сейчас заговорят. (Буквы)
- На каком уроке учитесь писать буквы? (Русский язык, письмо.)
Физкультминутка
- Глазами напишите букву о, ф, ч.
- Мы с вами составили кроссенс. Чем объединены все эти картинки? (Начинаются на букву ч.)
- Мы сегодня познакомились с этой буквой? (Нет.) Сегодня мы закрепляем изученный материал.
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Этап применения знаний и способов действий
Отработка навыка чтения слов и предложений. Развитие речи. Работа с учебником
Чтение текста «Мы учимся»
Первичное чтение осуществляется учащимися вполголоса, затем текст читается по одному предложению вслух.
Ответы на вопросы.
Чтение текста «Я читаю».
Первичное – учителем, последующее – учащимися. Ответы на вопросы учителя, выборочное чтение текста.
- Про кого мальчик читал книгу? (Про зайчонка и про мишку.)
- Найдите и прочитайте эти строки.
- Может кто-нибудь из вас помнит эти стихотворения?
- Умел ли мальчик читать, если не знал букв? (Нет.)
- Найдите и прочитайте строки, которые доказывают, что мальчик не знает букв.
- Как же мальчик мог читать книгу, если он не знает букв? (По памяти. Мальчик смотрел на картинки в книге и рассказывал то, что запомнил.)
-
Приходилось
ли вам так же удивлять «чтением» своих родных?
Физкультминутка
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
Чтение текста «Письмо кукле».
Первичное – хорошо читающим учеником. Последующее – учащимися «цепочкой». Ответы на вопросы учителя, выборочное чтение текста.
- Кому девочка писала письмо? Зачитайте предложение.
- Умела ли девочка писать? (Нет.)
- Какие значки у неё выходили в тетрадке? (Точки да крючки.)
- Зачитайте предложение, которое помогло ответить на вопрос.
- Почему девочка решила написать письмо кукле, а не маме? (Мама ничего не поняла бы.)
- Как же кукла прочитает письмо? (Понарошку, также как и девочка пишет понарошку письмо.)
- А кто из вас сможет написать письмо по-настоящему?
Чтение по ролям.
Развитие речи
- Открою вам маленький секрет звук [ч`] и буква ч умеют большие предметы превращать в маленькие.
По мере называния детьми слов, учитель открывает соответствующую часть изображения на интерактивной доске.
У него не башмаки, а … (башмачки),
Не куртка, а … (курточка),
Не колпак, а … (колпачок).
-Кто получился? (Гномик)
Гномик сам маленький и любит все маленькое.
У него не стул, а … (стульчик),
Не диван, а … (диванчик),
Не тарелка, а … (тарелочка),
Не стакан, а … (стаканчик),
Не ложка, а … (ложечка).
Ваши примеры: чашечка, шкафчик, вилочка и т.д.
Творческая работа. Составление тавтограммы.
На слайде:
- Я с детства знаю такую тавтограмму на ч: Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто!
На слайде:
- Чтобы легче было запомнить, обратимся за помощью к кроссенсу. Учитель заменяет картинки, на которых изображены Чебурашка и черепаха, вставляет другие и получается новая опора. (Чтение кроссенса по стрелкам:
Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
- Какие слова непонятны?
- Повторите хором. По отдельности. Шёпотом. Во весь голос.
5. Этап подведения итогов занятия
- С каким звуком вы работали сегодня на уроке? Охарактеризуйте его.
- Как называется буква, которой мы обозначаем звук [ч`]?
- У вас есть своего рода карта успеха, в которой отражены задачи, которые вы перед собой ставили.
- Если вы считаете, что запомнили букву ч и знаете, какой звук обозначает буква ч, приклейте зелёный стикер (ступеньку), если сомневаетесь – жёлтый, если вы не запомнили букву ч – красный.
- Если вы считаете, что сможете назвать слово со звуком [ч`], приклейте зелёный стикер (ступеньку), если сомневаетесь – жёлтый, если не сможете – красный.
- Если вы считаете, что сможете прочитать слово, предложение со звуком [ч`], приклейте зелёный стикер (ступеньку), если сомневаетесь – жёлтый, если вы не сможете – красный.
Запомнил букву Ч/ ч. Знаю звук [ч`] |
|
Могу назвать слово со звуком [ч`] |
|
Смогу прочитать слоги, слова и предложения со звуком [ч`] |
|
6. Этап рефлексии
Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и её результатов.
- Покажите свои карты. Где было трудно? Что было легко?
- Если вам было легко, интересно на уроке, поднимите руки с картами вверх, покажите, что вы на самой верхней ступеньке лестницы успеха.
- Если где-то вам было некомфортно, что-то не получилось – в середине (руки в стороны).
- Если вам не понравилось – руки вниз.
- Чебурашка с друзьями довольны вашей работой и говорят вам: «Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.